Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная идентичность подростков, оставшихся без попечения родителей

Работа №92061

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Предпосылки изучения социальной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах 9
1.1 Теоретические подходы к структуре социальной идентичности 9
1.2 Трансформация социальной идентичности в условиях депривационной ситуации развития 26
Глава 2 Результаты исследования социальной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах 37
2.1 Программа исследования социальной идентичности подростков,
воспитывающихся в детских домах 37
2.2 Анализ результатов исследования социальной идентичности подростков,
воспитывающихся в детских домах 43
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 72


Актуальность исследования. Комплекс проблем, связанных с социальной идентичностью, можно отнести к категории достаточно новых проблем современности, характеризующихся быстрыми темпами своего развития. Данные проблемы служат основой научных трудов, как отечественных авторов, так и западных исследователей сферы психологического знания.
В отношении детей-сирот социальная идентичность характеризуется наличием специфических особенностей, которые не свойственны детям, растущим в обычных семьях. У тех детей и подростков, воспитание которых проходит в рамках учреждений, относящихся к интернатам, в процессе развития формируется мнимая идентичность (иначе говоря - искаженная). Впоследствии, выпускники таких учреждений имеют определенные затруднения, связанные в первую очередь с осознанием себя, с осознанием своего места и роли в окружающем их мире, а также с неуверенностью, которая проявляется в процессе понимания и осознания у таких подростков собственного я.
В качестве характерной черты, которая имеет место быть у многих подростков, процесс воспитания которых осуществляется вне семьи, можно выделить «негативную идентичность». В целом, проблема детей-сирот, связанная с их социальной идентичностью, нуждается в подробном изучении и анализе, поскольку она характеризуется своей актуальностью и недостаточным уровнем разработанности.
Объяснение проявляющегося интереса к этой проблеме со стороны ученых, растущего достаточно быстрыми темпами, лежит в большой значимости и важности общей концепции, связанной с социальной идентичностью. Такая значимость обусловлена двумя факторами. Во -первых, это фактор важности теоретического обзора целого ряда проблем, проявляющихся в психологии взаимодействия внутригруппового, межгруппового и индивидуального характера. Во -вторых, это фактор важности практико-ориентированного исследования, направленного на решение широкого ряда задач, обусловленных вопросами социального поведения людей, а также вопросами искоренения социальной дезадаптации и оказанию помощи и поддержки психологического характера.
Активные темпы исследовательских работ в области данной
проблематики берут своё начало совсем недавно, примерно в 1960 -х годах.
Именно в начале указанного выше десятилетия было изложено описание концепции «основная личность» - это введенная в науку в 1963 году учёным А. Кардинером концепция, которая определялась посредством теорий в области культуры и антропологии в виде способа поведения в рамках взаимодействия с другими людьми.
В эти же годы широкое распространение понятия идентичности наблюдалось также и в некоторых ролевых концепциях личности. В таких теориях понятию идентичность приписывалось определение в виде структурного набора различного рода ролей, усваивание которых происходило в процессах, связанных с социальным обучением.
Совсем недавно, данная концепция нашла ещё одно отражение в научной сфере после проведения комплекса эмпирических исследований социо-психологического содержания. В качестве ключевого предмета данных исследований можно выделить анализ взаимодействия личности и группы в области их взаимного влияния друг на друга.
Результаты данных исследований зафиксированы в рамках научных работ многих авторов, среди которых можно выделить таких, как М. Шериф Т. Ньюкомб, а также Д. Келли. На сегодняшний день развитие концепции социальной идентичности находит свое отражение в различных областях, связанных с наукой психологии. Например, область психоанализа (здесь можно выделить работы З. Фрейда, Э. Эриксона, Т. Арондо, Э. Фромма), область когнитивной психологии (здесь можно выделить научные труды Дж. Тернера и Х. Тэджфела). Концепция социальной идентичности также представлена в работах С. Московичи в рамках французской школы социальной психологии, а также в трудах В. Агнеева в рамках отечественной школы социальной психологии.
Стоит отметить наличие ряда трудностей, которые характерны для современной науки в области изучения понятия социальной идентичности.
Первое, на что стоит обратить внимание, - это отсутствие взаимосвязи между индивидуальными элементами социальной идентичности при их рассмотрении (чаще - этнические и гендерные составляющие, в некоторых случаях - экономические и возрастные составляющие) в рамках проведения различных эмпирических исследований.
Второй фактор, затрудняющий изучение -это выбор объекта бля проведения исследований. Зачастую выбор падает на подростков, хотя множество данных указывает на то, что формирование социальной идентичности берет свое начало в более раннем возрасте.
Заключительный фактор, вызывающий определенные трудности, - это выбор методик для проведения различных эмпирических исследований. В данном случае трудности обуславливаются явным наличием двусмысленности взглядов в отношении природы возникновения и развития у личности социальной идентичности.
В рамках проводимого в нашей работе исследования были предприняты попытки к преодолению всех трудностей, указанных выше.
Так, в качестве основы исследования легла необходимость проведения анализа социальной идентичности личности с точки зрения её рассмотрения в виде целостного феномена многокомпонентного содержания.
Методологической парадигмой проводимого в нашей работе исследования является психосемантический подход. Основы данного выбора лежат в теоретических аспектах социального конструктивизма и когнитивизма, которые, в свою очередь, выступают в качестве методологической основы проводимого в рамках данной работы исследования.
Объект: социальная идентичность подростков.
Предмет: специфика социальной идентичности подростков,
воспитывающихся в детских домах.
Цель работы:выделение особенностей социальной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах.
Задачи:
1. Анализ первичных источников по проблеме групповой идентичности, механизмов её формирования и предпосылок изучения трансформации идентичности в условиях воспитания в детском доме.
2. Определение эмпирических индикаторов структуры групповой
идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах.
3. Анализ особенностей социальной идентичности подростков,
воспитывающихся в детских домах.
Гипотезы:
1. В депривационных условиях социальной ситуации развития можно зафиксировать особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах.
2. Социальная идентичность будет взаимосвязана с особенностями личной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах.
3. Социальный фактор депривации семейного воспитания можно проследить в сравнительном анализе контрастных групп, так дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут иметь специфику социальной идентичности.
4. Отличия социальной идентичности подростков, воспитывающихся в детских домах, может выступать индикатором депривации суверенности психологического пространства.
Теоретико-методологическая основа исследования: понимание
идентичности как изначально социальное образование Дж.Мид, Ч.Кули, Р.Бергер и П.Лукман. Представление о том, что идентичность формируется социальными процессами когнитивную теорию социальной идентичности А.Тэшфела. Теоретические исследования теории депривации В.С.Мухина, А.Г.Асмолов,Л.Н. Божович.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ первичный источников.
2. Методы сбора и фиксации данных.
• Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
• Опросник социальной идентичности для диагностики социально- психологических особенностей ученической группы подростков (О.В. Васькова)
• Тест - опросник Суверенность психологического пространства (С.К. Нартова-Бочавер).
• Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник ЕР).
3. Методы математико-стаистической обработки. Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ, факторный анализ, реализованных при помощи статистического пакета 8Р88 23.0.
Эмпирическая выборка: В исследовании приняли участие три группы подростков в возрасте 14-16 лет. Экспериментальная выборка составляет 24 человек - подростки воспитывающиеся в детских домах. Контрольная выборка составляет 30 человек - подростки, воспитывающиеся в семье. 30 человек - беспризорники, оставшиеся без попечения родителей.
Практическая значимость работы:
Представление о том, как дети сироты понимают себя и других,а также об особенностях формирования внутреннего мира у детей сирот, будут способствовать более эффективной организации процесса их воспитания и адекватной коммуникации с ними. Знания о механизмах социального поведения, и понимание того, как дети сироты идентифицируют себя с различными группами и принадлежность к различным социальным,
экономическим группам, могут использоваться для повышения эффективности оказания помощи и поддержки сиротам в их социальной адаптации и интеграции в социум. Результаты исследования могут быть полезны при разработке и реализации программ семейного воспитания сирот, подготовки их к самостоятельной жизни, социальной адаптации, программ подготовки приемных родителей, семейного устройства, программ профилактики вторичного сиротства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная идентичность, являющаяся новообразованием
подросткового возраста, представляет собой осознание личностью своей принадлежности к тем или иным группам, обусловливает способность индивида к поддержанию собственной целостности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. От качественных характеристик социальной идентичности зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
У подростков, воспитывающихся в детских домах развитие всех аспектов Я, в том числе и социальной идентичности, существенно отличается от развития этих аспектов у детей из семьи. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой подростков, воспитывающиеся в детских домах, объясняют этот факт депривацией потребности родительской любви, нарушением эмоциональных привязанностей.
В нашем исследовании было выявлено, что у подростков, воспитывающихся в детских домах, противоречивые связи самоотношения и социальной идентичности. Влияние группы на их самосознание, важность членства в группе, позитивное эмоциональное отношение к нахождению в группе снижают показатели позитивного самоотношения и усиливают установку на самообвинение. Чем позитивнее отношение к себе у подростков, тем больше они описывают себя положительными качествами. Чем больше подростки уверены, что их достижения зависят только от них самих, тем больше у них положительных характеристик, тем больше они характеризуют себя с позиции социальных ролей и с позиции коммуникативных связей с другими людьми и тем меньше члены группы влияют на их самосознание. Чувство сплоченность своей группы связано с тем, что в неудачах подростки обвиняют себя.
Факторный анализ в группе подростков-сирот показал 3 фактора:
1) полное включение личности в группу, понимание себя через групповую принадлежность при сниженном самоуважении, аутосимпатии, осознании себя с позиции деятельности;
2) полное принятие себя, удовлетворенность отношениями в группе, ожидания позитивных оценки со стороны других при отсутствии сравнения себя с членами коллектива и неважностью членство в нем;
3) личность не сравнивает свою группу с другими, не проявляет интереса к себе, не характеризует себя с позиции перспективы в жизни.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Результаты данного исследования могут использоваться для дальнейшей разработки коррекционно-развивающих программ для подростков, воспитывающихся в детских домах.



1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 2014. Том 10, № 2. С. 63-70.
2. Баклушинский А.С., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 2016. С. 64-85.
3. Баранова Т.С. Теоретически модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. М., 2017. С. 35-46.
4. Берн Ш. Гендерная психология. Санкт-Петербург: Изд-во Прайм- Еврознак, 2014. 320 с.
5. Блейк Э. Теория социальной идентичности в контексте организации // организационная психология. 2012. Том 2. № 1. С. 4-27.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2017. 352 с.
7. Мещеряков Б., Зинченко В. М. // Большой психологический словарь. изд-во Олма-пресс. 2015. 428 с.
8. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003. 477 с.
9. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. М., 2016. 150 с.
10. Берн Ш. Гендерные различия социальной идентичности. Санкт- Петербург: Изд-во Прайм-Еврознак, 2014. 358 с.
11. Дружинин В.Н. Детская практическая психология: Учебник. М., 2016. 255 с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2017. 158 с.
13. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 2015. 246 с.
14. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая) // Психологический журнал. 2014. Том 22. № 4. С. 51-59.
15. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук Ярославль 20013. 51 с
16. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал, 2015. № 25. № 1.
17. Исаев Д. Н, Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. М. : Медицина, 2013.
18. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2015. - 408 с.
19. Кожевникова О. А. Психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2017. - 197 с.
20. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2015.
21. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
22. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. - М.: Феникс, 2014. - 208 с.
23. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 2017.
24. Лангмейер Й, Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2017. - 334 с.
25. Лебедева Н.В. Исследование самоопределения подростков: сравнительный анализ. Вестник МГОУ. Психологические науки 30-06¬2011 // Интернет ресурс #"justify"
26. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.2016.
27. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. М., 2016.
28. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 2016. С. 113-122.
29.Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар, 2016.
30. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание
детей, оставшихся без попечения родителей / под ред. Г. И. Гусаровой. Самара: Областной соц. -реабилитационный центр для
несовершеннолетних, 2016.
31. Особенности формирования личностной идентичности у детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства http://textarchive.ru/c- 1574632-p13.html
32. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С.135-141.
33. Петровский В.А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления Текст. / В.А. Петровский / К вопросу о диагностике личности в группе. М., 2016. С. 69-78.
34. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
http://psvjournals.ru/childdeprivation/issue/68850 full.shtml [Семейная идентичность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения]
35. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного тина для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга шкального психолога. М., 2017.
36. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 2015.
37. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М. : Педагогика. 2015. 160 с.
38. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без
попечения родителейййрз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/ргоЫешу-
1Ьгш1гоуатуа-8ешеупуй-го1еу-и-йе1еу-оз1аузй1йзуа-Ье7-роресйетуа- гоййе1еу
39. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 2015.
40. Сайко Э.В. Идентификация как способ социального бытия и
идентичность как форма субъектного самоосуществления Текст. /Э.В. Сайко // Мир психологии. 2015. № 2. С. 3-11
41. Семья Г. В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М. : Благотворительный фонд «СЛОВО» - ООО «СИМС», 2014. 286 с.
42. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2014.
43. Сидоренков А.В., Горбатенко Н.С. Модель проявления идентификации и идентичности в малой группе Текст. / А.В. Сидоренков, Н.С. Горбатенко // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 6/1. С. 54-58.
44. Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности Текст. Дисс. .д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2014. 341
45. Тернер Д., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа Текст. / Д. Тернер, П. Оукс, С. Хэслем // Иностранная психологии. 2017. № 1. С. 8-17.
46. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М., 2014.
47. Шефер Б., Бернд. Ш. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения Текст. / Б. Шефер, Ш. Бернд // Иностранная психология. 2017. № 1. С. 74-83
48. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб., 2017.
49. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2017.
50. Юнусова Р. А. Полоролевая идентификация подростков группы риска :
ав-тореф. дис канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.
51. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности Текст. / В.А. Ядов // Мир России. 2017. № 3-4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ