Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные характеристики младших школьников из семей с разными типами детско-родительских отношений

Работа №120159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ТЕЛА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………7
1.1 Понятие образа тела в структуре психологического знания……………….7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста…………………….10
1.3 Теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………27
2.1 Методологические принципы исследования..27
2.2 Организация и планирование исследования…27
2.3 Характеристика выборки исследования…28
2.4 Методы и методики исследования…28
2.5 Математико-статистические методы исследования………………………34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ТЕЛА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК………………36
3.1 Результаты сравнительного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек……………………………….36
3.2 Результаты корреляционного анализа значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек………………………………49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………54
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………66

Актуальность исследования. Проблема восприятия собственного тела в связи с социально навязываемыми стандартами красоты является относительно новым направлением в рамках психологии личности, большинство исследований направлены на изучение общепсихологических аспектов формирования образа себя, таких как этапы формирования Я-образа в подростковом и юношеском возрасте, влияние детско-родительских отношений на формирование Я-образа и другое.
Соответствие собственного тела идеалам красоты, который нестабилен и зачастую субъективен, играет большую роль при оценивании человеком самого себя. Это приводит к проблемам самооценки и Я-концепции в целом, приводя к порождению так называемой «нормативной неудовлетворенности» собственным телом. Объясняется этот феном тем, что красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия её обществом, поддерживается средствами массовой информации, семьёй, ближайшим окружением и даже случайными людьми. Т.е., даже случайная негативная оценка внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
Под образом собственного тела принято понимать чувство по отношению к телу, которое существует в восприятии человека. Здесь же содержится и представление о том, каково оно, по мнению окружающих. Это явление считают важным в аспекте удовлетворенности или неудовлетворенности им. В этом плане удовлетворенность может касаться тела целиком, но может относиться только к отдельным его частям.
Еще одним важным моментом здесь является то, что маловажным для личности становится реальная картина, обесценивается комплекс когнитивных и поведенческих реакций, обусловленных внешностью.
Нарушение образа собственного тела представляет собой состояние, при котором человек определяет себя более худшим, чем есть. В последние десятилетия эта ситуация стала существовать уже как проблема, причем довольно-таки масштабная. Это обусловлено наличием современных социокультурных стандартов красоты тела, достижение которых очень затруднительно. Именно в этой связи расцветают с одной стороны программы улучшения внешности (эстетическая косметология, пластическая хирургия, фитнесс-программы, программы работы на тренажерах и пр.), а с другой – анорексия, булимия, дисморфофобия, депрессии и пр.
Для мужчин идеальной считается «V-образная», мускулистая (с хорошо развитыми мышцами верхней части тела и брюшного пресса), динамичная и деятельная фигур, для женщин – фигура с выраженными вторичными половыми признаками, но также мускулистая, динамичная, поджарая.
В результате биологического взросления происходящие с телом изменения приводят к закономерным изменениям в форме и пропорциях тела, причем, женская фигура имеет тенденцию отклоняться от культурального идеала, а мужская, напротив, приближается к нему. Это является одной из причин того, что нарушение образа собственного тела и беспокойство по поводу его более характерно для женщин, особенно в пубертатном и юношеском возрастах. Все это приводит к сложному самоотношению с определенной эмоциональной окраской, и в случает отклонения от «идеала» может развиваться психопатологическая симптоматика по принципу дисморфофобии или нарушениям пищевого поведения.
Дисморфофобия характеризуется навязчивыми переживаниями по поводу имеющегося недостатка, а нарушение пищевого поведения – это расстройства питания, где нормальная физиологическая потребность и необходимость в пище перестает регулировать поведение.
Таким образом, актуальность изучения отношения к собственному телу в юношеском возрасте состоит не только в том, что оно может влиять на различные сферы личности и жизни в целом, но и в сохранении здоровья, а в некоторых случаях и жизни.
Цель исследования: выявить особенности образа тела у юношей и девушек.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста
2) Изучить теоретические подходы к изучению образа тела в отечественной и зарубежной психологии;
3) Исследовать образ тела у девушек;
4) Исследовать образ тела у юношей;
5) Провести сравнительный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек;
6) Провести корреляционный анализ значений показателей исследования особенностей образа тела у юношей и девушек.
Объект исследования: юноши и девушки.
Предмет исследования: образ тела у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: существует различие в образе тела между юношами и девушками.
Методы исследования: Анализ литературы, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный, корреляционный анализ).
Методики исследования:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Красавская основная общеобразовательная школа».
Выборка: 30 юношей и девушек.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об особенностях образа тела юношей и девушек.
Практическая значимость исследования. Материалы данной научной работы могут быть использованы при изучении этого вопроса в школах, в университетах. Также части этой работы могут быть изданы как статьи в определенной научной литературе (журналы, газеты и тд.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования мы выяснили, что образ тела – это многогранное явление, которое может изучаться с разных сторон. Существует множество взглядов, которые отличаются различным пониманием образа тела, однако все они говорят, что образ тела – это совокупность переживаний, связанных с собственным телом.
Образ тела активно изучается психологическим сообществом – определяются детерминанты образа тела, изучаются различия в образе тела разных групп, рассматриваются гендерные влияния на образ тела, составляются программы по улучшению восприятия негативного образа тела и предотвращение его появления, рассматриваются позитивные аспекты восприятия тела. Однако до полного понимания этого феномена нам далеко, ибо не так однозначны результаты распространённости различных типов восприятия образа тела, существуют пробелы в понимании формирования образа тела, а терапевтические программы не всегда показывают свою эффективность. Именно из-за этого необходимо продолжать исследовать образ тела.
В практической части выпускной работы было проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения «Красавская основная общеобразовательная школа». В нем приняли участие 30 юношей и девушек. Его целью стало определение особенностей образа тела у юношей и девушек.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – теоретическое изучение психолого – педагогической литературы. Определение цели и задач исследовательской работы, формулирование гипотезы.
Второй этап – эмпирическое исследование. На данном этапе были подобраны методики с учетом педагогического стажа и темы исследования.
Третий этап – эмпирическое исследование, анализ и сравнение результатов, на основе которых сформулирован выводы и заключение.
В исследовании были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование по методикам:
1) Методика «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002);
2) «Методика свободного самоописания»;
3) «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» (О. Вулей и С. Ролл).
4) Шкала уровня удовлетворенности собственным телом (О. А. Скугаревский)
5) Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев).
Математические и статистические: t - критерий Стьюдента.
В результате исследования по методике «Телесный образ Я» (M. Feldenkreiz), адаптация И.А. Соловьевой (2002) нами были получены результаты, показывающие, что процент искажений образа тела в целом по девушкам и юношам высокий, наиболее сильными искажениями являются искажения ширины плеч, ширины талии, ширины бедер, длины рук, длины торса до развилки.
Анализ результатов по методике свободных описаний показал, что у обоих полов наблюдается негативное отношение к дошкольному возрасту независимо от пола.
У юношей выявлено негативное отношение к сверстникам своего пола, и к старшему возрасту независимо от половой принадлежности. Также у юношей было выявлено положительное отношение к противоположному полу своего возраста.
Все это, может быть результатом их кризисного пути перехода от детской инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам.
Для девушек же характерно неприятие лиц противоположного пола только мужчин. А к женщинам и сверстникам обоих полов в отличии от юношей наблюдается положительное эмоциональное отношение.
Таким образом, можно судить об остроте отношений среди подростков и их конфликтности с лицами разного возраста вне зависимости от половой принадлежности.
По результатам исследования по методике «Тест цветоуказаний на неудовлетворенность собственным телом» О. Вуля и С. Ролла было выявлено, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом. Также были выявлены девушки и юноши, которые индифферентно относятся к собственному телу. При данном отношении к телу, личность склонна к игнорированию и непринятию проблем, и собственного тела. Возможно, оказал влияние опыт, полученный внутри семьи, связанный с равнодушным отношением родителей к своему телу.
Выраженная неудовлетворенность своим телом зафиксирована в большей степени у девушек, чем у юношей испытуемых по шкале «Общий показатель отношения к телу». В связи с эти тело становиться источником злости и раздражения, контакт с телом нарушается, так как любая связь со своим телом связана с неприятными ощущениями. Такое отношение к телесной части «Я» ограничивает личность в ее проявлениях, а также оказывает отрицательное влияние на самооценку. Непринятие тела может способствовать развитию расстройства пищевого поведения. Такие люди часто тревожатся по поводу своего внешнего вида, веса и других параметров, внешний вид оказывает влияние на отношение к себе.
По результатам методики «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ)» (Скугаревский О. А.) можно заметить, что юноши, в большей степени, нежели девушки, удовлетворены своим телом.
Проведённый анализ данных по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) выявил, во-первых, очевидную разницу в нагрузках факторов, во-вторых, отличия между подростками мужского и женского пола по всем параметрам, кроме первого – открытость.
Можно отметить, что юноши более ориентированы на положительное отношение к себе со стороны окружающих, имеют большую ригидность образа «Я», и внешне менее подвержены сомнениям, несогласию с собой. Девушки, в свою очередь, проявляют больший интерес к собственной личности, более поглощены своим внутренним миром, меньше отстранены от внутреннего «Я», меньше в нём сомневаются.
Для определения взаимосвязи образа тела у юношей и девушек нами был проведен корреляционный анализ с использованием t-критерия Стьюдента. В результате были выявлены различия в образе тела между юношами и девушками.
При сравнении групп юношей и девушек значимых различий по основным трем показателям выявлено не было. Это свидетельствует о том, что степень неудовлетворенности собственным телом у обеих групп не различается значимо, хотя и высока.
Различия были выявлены лишь по показателю дискриминативности. Был проведен качественный анализ данного показателя, который выявил, что в группе девушек процент выделенных или дискриминативных частей тела в образе тела – 40%, остальные части либо окрашены в цвет прилегающих частей тела, либо не закрашены вовсе, тогда как в группе юношей тот же показатель составляет 70%, то есть выделенные различными цветами области тела составляют основную массу.
Исходя из проведенного корреляционного анализа, можно сделать вывод:
1) Существуют различия между исследуемыми группами респондентов в интегральном отношении к себе, самоуважении, аутосимпатии, ожидаемом отношении от других, установках на внутренние действия в адрес «Я», а именно в отношении других и самопринятии.
2) У девушек и юношей, принимавших участие в исследовании, нет значимых различий в удовлетворенности телом: обе группы респондентов довольно высоко удовлетворены своим телом.
3) Существуют отличия между группами респондентов в корреляционных отношениях удовлетворенности телом и самоотношения.
4) В обеих группах определена умеренная связь между удовлетворенностью нижней частью тела и интегральным самоотношением. В обеих группах удовлетворенность кожей коррелирует со шкалой «Отношения других».
Таким образом, подводя итог корреляционного анализа, можно сделать вывод о существовании различий в образе тела между юношами и девушками, что подтверждает гипотезу исследования.



1. Авдюнина Н.А. Об отношении к образу тела юношей и девушек мегаполиса // В сб.: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Моск. город. пед. ун-т; Ред. совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых и др. - М., 2019. - С. 194–197.
2. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности [электронный ресурс] // ttp://psyjournals.ru/psytel2019/issue
3. Бескова, Д.А. Клинико-психологические характеристики внешней и внутренней границ телесности (на модели соматофорных расстройств): дис. ... канд. псих. наук / Д.А. Бескова. - М.: МГУ им. Ломоносова, 2020. - 220 с.
4. Бескова, Д.А. Телесность как пространственная структура / Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов // Психология телесности: между душой и телом. - М.: АСТ, 2017. - С. 236-252
5. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2021. - 200 с.
6. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект//Вопросы психологии, № 2, 2020. - С.93.
7. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. - Серия 14: Психология, 2018. - № 1. - С. 54-66
8. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина: краткий учебник / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад; пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2019. - 376 с.
9. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. - СПб.: Изд-во СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2020. - 50 с.
10. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 736 с.
11. Ворошилин, С.И. Патологическое влечение к модификации тела. Биологические, психологические и социальные факторы, определяющие его распространение в населении / С.И. Ворошилин // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире. -Екатеринбург: УрГПУ, 2019. - С. 113-146
12. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6-ти т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2020. Т. 1. С. 228–291
13. Гредновская, Е.В. Габитус как «социальное тело» принуждения /Е.В. Гредновская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социальногуманитарные науки». - 2021. - № 8 (184). - С. 116-120.
14. Джемс У. Психология //Психология самосознания. Под ред. Райгородского Д.Я. М.: изд-во МГУ, 2020. – 667 с.
15. Дорожевец А.Н. Искажение образа физического Я у больных с ожирением и нервной анорексией: автореф. М., 2016. – 230 с.
16. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - М.: Медицина, 2018. – 160 с.
17. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание.М.: Политиздат,2019. – 335 с.
18. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал . - 2017. - № 3. - Т. 1. - С. 12-24
19. Куницина В.Н. К вопросу о самооценке подростка //Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 2020. С. 62–69
20. Куницына В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка/ В.Н. Куницына // Вопросы психологии. – 2018, № 1. – С. 37
21. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2019. - 749 с.
22. Маттес А. и Хан Дж. Психология человека от рождения до смерти. - М., 2021. - 173 с.
23. Мдивани М.О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников. Автореф. … канд. псих. наук. - М., 2021. - 106 с.
24. Пезешкиан, X. Перспективы позитивной терапии в России / Х. Пезешкиан // Психотерапия: от теории к практике: Материалы 1-го съезда Российской психотерапевтической ассоциации. - СПб.: Изд. Ин-та им. В.М. Бехтерева, 2019. - С. 103-107.
25. Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблемы человека и западной философии. - М., 2018. – 259 С.
26. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М., 2019. – 324 С.
27. Райх В. Сексуальная революция. СПб. – М., 2017. - 352 с.
28. Скугаревский, О.А. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки / О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха // Психологический журнал. - 2019. - № 2. - С. 40-48.
29. Соколова Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. - Психология. 2018. № 4. - С. 39–49.
30. Соколова, Е.Т. Исследования образа тела в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2017. - № 4. - С. 39-49
31. Соловьева И.А., Матевосян С.Н. Психодиагностический потенциал телесного образа Я в работе с лицами с нарушениями половой идентичности. Психология телесности. Между душой и телом. / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: 2020. - 270-280.
32. Татаурова, С.С. Актуальные проблемы исследования образа тела / С.С. Татаурова // Психологический вестник Уральского государственного университета. - 2019. - № 8. - С. 142-154.
33. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2020. - 287 с.
34. Филиппова, С.А. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции / С.А. Филиппова, Э.В. Шелиспанская // Психолог. - 2017. - № 4. - С. 21-31.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ