Мотивация к обучению подростков склонных к девиантному поведению
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации учебной деятельности подростков склонных к девиантному поведению 8
1.1 Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2 Особенности учебной мотивации подростков 18
1.3 Феномен девиантного поведения в подростковом возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению 35
2.1 Описание процедуры и методик исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования мотивации подростков склонных к
девиантному поведению 40
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения 59
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации учебной деятельности подростков склонных к девиантному поведению 8
1.1 Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2 Особенности учебной мотивации подростков 18
1.3 Феномен девиантного поведения в подростковом возрасте 24
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению 35
2.1 Описание процедуры и методик исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования мотивации подростков склонных к
девиантному поведению 40
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения 59
Актуальность исследования. Социальные ориентиры в современном мире претерпевают серьёзные изменения. Этот процесс отразился также и на системе общего среднего образования. Динамические обновления, совершенствование содержания, изменение форм организации работы, внедрение инновационных технологий в учебный процесс — всё это, на сегодняшней день, происходит в образовательном процессе. Но проблема отсутствия желания у ребенка учиться так и остаётся нерешенной. Серьёзная задача, которая стоит на сегодняшний день перед школьниками, по окончанию учёбы обладать не только багажом знаний, но и сформировать свой внутренний потенциал, который даст возможность для самоактуализации, саморазвития и самообразования. Это является необходимым как в период обучения, так и на всё жизненном пути.
Все социальные изменения прям образом отражаются на деятельности педагогов. В связи с современной социальной ситуацией для них стоит задача по созданию психолого-педагогических условий, которые являются необходимыми для развития учебной мотивации. Существую различные условия, в результате воздействия которых возникает деятельность человека, в том числе и на учебная. А какая-либо потребность, существующая у человека, выступает регулятором этого.
Искать причины поступков человека необходимо в его потребностях, которые носят название мотивы. Мотивацию личности представляет собой совокупность мотивов. Мотивацию необходимо считать регулятором учебной деятельности, в связи с тем, что она имеет воздействие на все психические процессы и на всю совокупность мотивационных отношений.
На сегодняшний день идёт поиск ответов на вопросы, которые всё ещё остаются нерешенными, в области мотивации учения. Так, например, стоит задача разработать эффективные методы обучения и способы формирования знаний и умений. Идёт поиск путей повышения интеллектуальной активности учащихся.
Важно отметить, что рычагом активизации учебно -познавательной деятельности является мотивация учебной деятельности. Во всё чаще педагоги направляют свои основные усилия на совершенствование методического аппарата учебного процесса. В такой ситуации вопросы развития мотивационной сферы учащихся отходят на второй план.
Фактор, который серьёзно усложняет решение проблемы по повышению учебной мотивации школьников, это проблема девиантного поведения подростков.
Проблема девиантного поведения рассматривается с точки зрения многих дисциплин - психологии, социологии, криминологии, статистики и др. В своих работах Я.И. Гилинский писал о том, что с течением времени девиантное поведение будет становиться всё более распространённое, что сделает его «всеобщей проблемой». Считается, что наиболее уязвимой возрастной группой для девиантного поведения выступают подростки. Это вызывает огромное внимание со стороны ученых, поскольку именно в этом возрасте, который сам по себе является кризисным и сложным, девиантное поведение серьезно влияет на будущую жизнь и вызывает наибольшее количество проблем. Подростки тяжело привыкают к новым условиям и серьезным переменам в их жизни, и девиантные поступки серьезно влияют на них, изменяя процесс осмысления множества важных проблем. В связи с этим мотивация к учебной деятельности в данном возрастном периоде сильно снижается, и влечет за собой неуспеваемость подростков по учебным дисциплинам.
Степень изученности проблемы.
К вопросу мотивации, а в том числе и мотивации учебной деятельности, в своих работах обращались многие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Наиболее значимые работы в данной области среди зарубежных исследователь принадлежат А. Маслоу, В.С. Мерлина, Ж. Годфруа.
Обращаясь к вопросу мотивации учебной деятельности, данные авторы изучали её структуру, механизм возникновения учебных мотивов, её роль в учебной деятельности. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р.Р. Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным, обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой. Согласно их точки зрения, необходимо единство в развитии мотивов учебной деятельности и мотивационной сферы в целом.
К изучению феномена девиантного поведения обращались многие психологи, педагоги, социологи и др. В психологии данным вопросом занимались следующие авторы: А. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие.
Объект: мотивация учебной деятельности на подростковом этапе социализации.
Предмет: мотивация к обучению подростков, предрасположенных к девиантному поведению.
Цель работы: изучить особенности мотивация к обучению подростков с выраженной склонностью к девиантному поведению.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения о мотивации учебной деятельности подростков; феномена девиантного поведения подростков; об особенностях учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
2. Разработать методику эмпирического исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
4. Разработать программу психологического тренинга для подростков «Хочу учиться».
Гипотеза: ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
- Научные идеи по структуре учебной мотивов и развития внутренней мотивации учения (Л.М. Фридман);
-Характеристика возрастных особенностей мотивации учения в подростковом возрасте (А.К. Марковой);
-Исследования мотивации учебной деятельности Л.И. Божович
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
- Концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
Методы исследования:
- Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования мотивации учебной деятельности у подростков, склонных к девиантному поведению.
- Методы сбора эмпирических данных — письменный опрос использованием психодиагностических методик: методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (Э.В. Леус), методика изучения мотивации обучения у подростков (М.И. Лукьянова).
- Методы математико-статистической обработки данных: анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS Statistics 23.00.
Выборка для исследования.
Эмпирическая часть исследования выполнена на базе основной общеобразовательной школы №109 (г. Барнаул). В качестве респондентов выступали мальчики и девочки подростки 6-9 классов, возраст 12-15 лет, в количестве 53 человек.
Все социальные изменения прям образом отражаются на деятельности педагогов. В связи с современной социальной ситуацией для них стоит задача по созданию психолого-педагогических условий, которые являются необходимыми для развития учебной мотивации. Существую различные условия, в результате воздействия которых возникает деятельность человека, в том числе и на учебная. А какая-либо потребность, существующая у человека, выступает регулятором этого.
Искать причины поступков человека необходимо в его потребностях, которые носят название мотивы. Мотивацию личности представляет собой совокупность мотивов. Мотивацию необходимо считать регулятором учебной деятельности, в связи с тем, что она имеет воздействие на все психические процессы и на всю совокупность мотивационных отношений.
На сегодняшний день идёт поиск ответов на вопросы, которые всё ещё остаются нерешенными, в области мотивации учения. Так, например, стоит задача разработать эффективные методы обучения и способы формирования знаний и умений. Идёт поиск путей повышения интеллектуальной активности учащихся.
Важно отметить, что рычагом активизации учебно -познавательной деятельности является мотивация учебной деятельности. Во всё чаще педагоги направляют свои основные усилия на совершенствование методического аппарата учебного процесса. В такой ситуации вопросы развития мотивационной сферы учащихся отходят на второй план.
Фактор, который серьёзно усложняет решение проблемы по повышению учебной мотивации школьников, это проблема девиантного поведения подростков.
Проблема девиантного поведения рассматривается с точки зрения многих дисциплин - психологии, социологии, криминологии, статистики и др. В своих работах Я.И. Гилинский писал о том, что с течением времени девиантное поведение будет становиться всё более распространённое, что сделает его «всеобщей проблемой». Считается, что наиболее уязвимой возрастной группой для девиантного поведения выступают подростки. Это вызывает огромное внимание со стороны ученых, поскольку именно в этом возрасте, который сам по себе является кризисным и сложным, девиантное поведение серьезно влияет на будущую жизнь и вызывает наибольшее количество проблем. Подростки тяжело привыкают к новым условиям и серьезным переменам в их жизни, и девиантные поступки серьезно влияют на них, изменяя процесс осмысления множества важных проблем. В связи с этим мотивация к учебной деятельности в данном возрастном периоде сильно снижается, и влечет за собой неуспеваемость подростков по учебным дисциплинам.
Степень изученности проблемы.
К вопросу мотивации, а в том числе и мотивации учебной деятельности, в своих работах обращались многие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Наиболее значимые работы в данной области среди зарубежных исследователь принадлежат А. Маслоу, В.С. Мерлина, Ж. Годфруа.
Обращаясь к вопросу мотивации учебной деятельности, данные авторы изучали её структуру, механизм возникновения учебных мотивов, её роль в учебной деятельности. В современной психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций: структура и динамика мотивации, обусловленные целями обучения, проанализированы Р.Р. Бибрих, В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным, обусловленность эффективности учебной деятельности мотивацией исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной, Ю.К.Черновой. Согласно их точки зрения, необходимо единство в развитии мотивов учебной деятельности и мотивационной сферы в целом.
К изучению феномена девиантного поведения обращались многие психологи, педагоги, социологи и др. В психологии данным вопросом занимались следующие авторы: А. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие.
Объект: мотивация учебной деятельности на подростковом этапе социализации.
Предмет: мотивация к обучению подростков, предрасположенных к девиантному поведению.
Цель работы: изучить особенности мотивация к обучению подростков с выраженной склонностью к девиантному поведению.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения о мотивации учебной деятельности подростков; феномена девиантного поведения подростков; об особенностях учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
2. Разработать методику эмпирического исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению.
4. Разработать программу психологического тренинга для подростков «Хочу учиться».
Гипотеза: ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
- Научные идеи по структуре учебной мотивов и развития внутренней мотивации учения (Л.М. Фридман);
-Характеристика возрастных особенностей мотивации учения в подростковом возрасте (А.К. Марковой);
-Исследования мотивации учебной деятельности Л.И. Божович
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
- Концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберг
Методы исследования:
- Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования мотивации учебной деятельности у подростков, склонных к девиантному поведению.
- Методы сбора эмпирических данных — письменный опрос использованием психодиагностических методик: методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (Э.В. Леус), методика изучения мотивации обучения у подростков (М.И. Лукьянова).
- Методы математико-статистической обработки данных: анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS Statistics 23.00.
Выборка для исследования.
Эмпирическая часть исследования выполнена на базе основной общеобразовательной школы №109 (г. Барнаул). В качестве респондентов выступали мальчики и девочки подростки 6-9 классов, возраст 12-15 лет, в количестве 53 человек.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были проанализировали теоретические подходы к исследованию учебной мотивации и проблеме девиантного поведения современных подростков.
В работе рассмотрены следующие основные понятия: «мотивация учебной деятельности», «подростковый возраст», «девиантное поведение» и др. Изучена разработанность проблемы о связи учебной мотивации подростков и склонности к девиантному поведению.
Часто под мотивом понимается множество психологических феноменов, таких как намерения, представления, чувства, идеи, переживания. Это выступает сложностью для изучения мотивации. Вид мотивации, на котором мы остановили своё внимание - мотивация учебной деятельности. Существуют различные методы и подходы к её изучению, но нет единого и прямого определения данного термина. Мотивацию учения необходимо рассматривать как полимотивированное явление, то есть как особый вид мотивации, включающий в себя большой ряд мотивов человека. Её основная характеристики в направленности деятельности человека на приобретение и усвоение знаний, умений и навыков. Социальные ориентиры в современном мире претерпевают серьёзные изменения. Этот процесс отразился также и на системе общего среднего образования. Динамические обновления, совершенствование содержания, изменение форм организации работы, внедрение инновационных технологий в учебный процесс — всё это, на сегодняшней день, происходит в образовательном процессе. Но проблема отсутствия желания у ребенка учиться так и остаётся нерешенной. Серьёзная задача, которая стоит на сегодняшний день перед школьниками, по окончанию учёбы обладать не только багажом знаний, но и сформировать свой внутренний потенциал, который даст возможность для самоактуализации, саморазвития и самообразования. Это является необходимым как в период обучения, так и на всё жизненном пути.
«Чувство взрослости» выступает основным новообразованием периода подростничества, что влечёт за собой снижение учебного интереса, а преобладание интереса к взрослой жизни. Сложности во взаимоотношениях с учителями и родителями, которые не готовы принимать их взрослыми людьми, приводят к возникновению конфликтов. Подростки добиваются равноправия и уважения со стороны взрослых, они не готовы соблюдать их требования. Референтная группа приобретает большую значимость по сравнению с семьёй. Общение становится ведущим видом деятельности. Но при этом результаты учебной деятельности откладывают отпечаток на эмоциональное благополучие подростка.
Во второй главе нашего исследования мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в нашем исследовании. Далее мы проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования особенностей учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению, в частности, установили статистически значимую связь между уровнем учебной мотивации и склонностью к девиантному поведению. Различные формы девиантного поведения отрицательно сказываются на уровне учебной мотивации.
Статистически доказана разница в учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. У подростков склонных к девиантному поведению она заметна ниже.
Существуют значимые различия в преобладании внешней или внутренней мотивации в учебе у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. Для девиантных подростков характернее внешняя мотивация учебной деятельности, в отличии подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению, у которых преобладает внутренняя мотивация учебной
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.
В работе рассмотрены следующие основные понятия: «мотивация учебной деятельности», «подростковый возраст», «девиантное поведение» и др. Изучена разработанность проблемы о связи учебной мотивации подростков и склонности к девиантному поведению.
Часто под мотивом понимается множество психологических феноменов, таких как намерения, представления, чувства, идеи, переживания. Это выступает сложностью для изучения мотивации. Вид мотивации, на котором мы остановили своё внимание - мотивация учебной деятельности. Существуют различные методы и подходы к её изучению, но нет единого и прямого определения данного термина. Мотивацию учения необходимо рассматривать как полимотивированное явление, то есть как особый вид мотивации, включающий в себя большой ряд мотивов человека. Её основная характеристики в направленности деятельности человека на приобретение и усвоение знаний, умений и навыков. Социальные ориентиры в современном мире претерпевают серьёзные изменения. Этот процесс отразился также и на системе общего среднего образования. Динамические обновления, совершенствование содержания, изменение форм организации работы, внедрение инновационных технологий в учебный процесс — всё это, на сегодняшней день, происходит в образовательном процессе. Но проблема отсутствия желания у ребенка учиться так и остаётся нерешенной. Серьёзная задача, которая стоит на сегодняшний день перед школьниками, по окончанию учёбы обладать не только багажом знаний, но и сформировать свой внутренний потенциал, который даст возможность для самоактуализации, саморазвития и самообразования. Это является необходимым как в период обучения, так и на всё жизненном пути.
«Чувство взрослости» выступает основным новообразованием периода подростничества, что влечёт за собой снижение учебного интереса, а преобладание интереса к взрослой жизни. Сложности во взаимоотношениях с учителями и родителями, которые не готовы принимать их взрослыми людьми, приводят к возникновению конфликтов. Подростки добиваются равноправия и уважения со стороны взрослых, они не готовы соблюдать их требования. Референтная группа приобретает большую значимость по сравнению с семьёй. Общение становится ведущим видом деятельности. Но при этом результаты учебной деятельности откладывают отпечаток на эмоциональное благополучие подростка.
Во второй главе нашего исследования мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в нашем исследовании. Далее мы проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования особенностей учебной мотивации подростков склонных к девиантному поведению, в частности, установили статистически значимую связь между уровнем учебной мотивации и склонностью к девиантному поведению. Различные формы девиантного поведения отрицательно сказываются на уровне учебной мотивации.
Статистически доказана разница в учебной мотивации у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. У подростков склонных к девиантному поведению она заметна ниже.
Существуют значимые различия в преобладании внешней или внутренней мотивации в учебе у подростков склонных к девиантному поведению и не имеющих склонности к девиантному поведению. Для девиантных подростков характернее внешняя мотивация учебной деятельности, в отличии подростков, не имеющих склонности к девиантному поведению, у которых преобладает внутренняя мотивация учебной
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что ослабление мотивации к обучению, доминирование ее внешнего локуса и выраженная склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте могут выступить в качестве сопряженных факторов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - Особенности невербального общения девиантных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности профилактики девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



