Семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования особенностей семейных перспектив юношей и девушек, воспитанных в
условиях детского дома 7
1.1. Научно-психологические подходы к изучению семейных
перспектив человека 7
1.2. Переломные события как основание трансформации семейных
перспектив личности 13
1.3 Психологические особенности формирования личности юношей и
девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 26
2.1. Программа и методы исследования 26
2.1. Результаты эмпирического исследования особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитанныех в условиях детского дома и приемных семьях 31
2.3 Практическое применение 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 61
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования особенностей семейных перспектив юношей и девушек, воспитанных в
условиях детского дома 7
1.1. Научно-психологические подходы к изучению семейных
перспектив человека 7
1.2. Переломные события как основание трансформации семейных
перспектив личности 13
1.3 Психологические особенности формирования личности юношей и
девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 26
2.1. Программа и методы исследования 26
2.1. Результаты эмпирического исследования особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитанныех в условиях детского дома и приемных семьях 31
2.3 Практическое применение 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 61
Актуальность проблемы исследования. В условиях широкого распространения в современном обществе различных форм семьи и брака, сексуальных и брачных отношений, свободе в выборе брачного партнера среди юношей и девушек, актуализируется особый интерес исследователей к проблеме представлений молодого человека о самореализации в брачно-семейной сфере (Ипполитова Е.А.). Особый интерес представляет формирование семейных перспектив юношей и девушек, которые воспитывались в детских домах, реабилитационных центрах или замещающих семей. Прежде всего психологические исследования воспитанников реабилитационных центров направлены на изучение поведения, познавательных процессов и личностных свойств. Специфика субъективных представлений о семейных перспективах воспитанников данных учреждений изучена в меньшей степени.
Из этого следует, что актуальность исследования особенностей представлений о семейных перспективах у юношей и девушек, воспитанные в условиях детского дома с одной стороны, недостаточна изучена, с другой, явились основанием для обращения к данной проблеме, и позволило определить цель исследования.
Изучение интересующей нас темы позволяет лучше понять специфику представления семейных перспектив у молодых людей в зависимости от разного уровня их социализации.
Степень изученности проблемы исследования.
Изучению специфики социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещеряков, А.Г.Рузская, Л.И.Авдеева).
Проблема семейных перспектив оформляется в изучении целого образа будущей жизни или жизненных перспектив. Разработка проблематики жизненных перспектив получила широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных авторов: К.А. Абульханава-Славская, Е.И. Головаха, О.С. Гурова, И.Ф. Демидова, Л.Д. Дёмина, Е.А. Ипполитова, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, И.А. Ральникова, Т.В. Румянцева, Д.В. Труевцев, С.С. Шмакова, А.Г. Шмелев, И.В. Шмыкова. Нужно заметить, определение «семейные перспективы» фокусирует исследовательское внимание на познание структуры видения человека собственного будущего в нише семьи и брачных отношений. О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова сформулировали «семейные перспективы человека» - как его видение будущей семейной жизни в связке программирования и ожидания событий, в опоре на ценностные ориентации ,опосредующее семейное самоопределение и способствующие актуализации соответствующего поведения в семье и браке. Авторы доказали, что семейные перспективы человека - это динамичное образование, которое изменяется под воздействием различных жизненных событий.
Несмотря на интерес психологов к рассматриваемой тематике, данная проблема остается на данный момент малоизученной.
Объект выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности в юношеском возрасте.
Цель - особенности семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений о семейных перспективах личности;
2) разработать и апробировать программу эмпирического исследования семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей;
3) выявить особенности семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и замещающих семьях;
4) осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования
1. Скорее всего, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, характеризуются амбивалентным эмоциональным отношением к семейному будущему, ориентацией на такие семейные ценности, как любовь и общность интересов.
2. Вероятно, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семьях, характеризуются более положительным эмоциональным отношением к семейному будущему; ориентацией на ценности, связанные со свободой в действиях и уважением.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению семейных перспектив Е.А. Ипполитовой, И.А. Ральниковой, анализ психологических особенностей личности в юношеском возрасте В.С. Мухиной; современные отечественные подходы к изучению сиротства, разработанные В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Г.В. Семьей, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульгой.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (методика Е.Б. Фанталовой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном);
- математические методы анализа информации (факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий и Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р8819.0.
Выборка. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 18-23 года (40 человек), состоящие в гражданском браке. Молодые люди являются либо студентами ВУЗа, либо уже имеют высшее образование и работу.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 20 человек в каждой:
- юноши и девушки, воспитанные в приемной семье;
- юноши и девушки, воспитанные в условиях детского дома.
Из этого следует, что актуальность исследования особенностей представлений о семейных перспективах у юношей и девушек, воспитанные в условиях детского дома с одной стороны, недостаточна изучена, с другой, явились основанием для обращения к данной проблеме, и позволило определить цель исследования.
Изучение интересующей нас темы позволяет лучше понять специфику представления семейных перспектив у молодых людей в зависимости от разного уровня их социализации.
Степень изученности проблемы исследования.
Изучению специфики социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещеряков, А.Г.Рузская, Л.И.Авдеева).
Проблема семейных перспектив оформляется в изучении целого образа будущей жизни или жизненных перспектив. Разработка проблематики жизненных перспектив получила широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных авторов: К.А. Абульханава-Славская, Е.И. Головаха, О.С. Гурова, И.Ф. Демидова, Л.Д. Дёмина, Е.А. Ипполитова, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, И.А. Ральникова, Т.В. Румянцева, Д.В. Труевцев, С.С. Шмакова, А.Г. Шмелев, И.В. Шмыкова. Нужно заметить, определение «семейные перспективы» фокусирует исследовательское внимание на познание структуры видения человека собственного будущего в нише семьи и брачных отношений. О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова сформулировали «семейные перспективы человека» - как его видение будущей семейной жизни в связке программирования и ожидания событий, в опоре на ценностные ориентации ,опосредующее семейное самоопределение и способствующие актуализации соответствующего поведения в семье и браке. Авторы доказали, что семейные перспективы человека - это динамичное образование, которое изменяется под воздействием различных жизненных событий.
Несмотря на интерес психологов к рассматриваемой тематике, данная проблема остается на данный момент малоизученной.
Объект выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности в юношеском возрасте.
Цель - особенности семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений о семейных перспективах личности;
2) разработать и апробировать программу эмпирического исследования семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей;
3) выявить особенности семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и замещающих семьях;
4) осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования
1. Скорее всего, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, характеризуются амбивалентным эмоциональным отношением к семейному будущему, ориентацией на такие семейные ценности, как любовь и общность интересов.
2. Вероятно, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семьях, характеризуются более положительным эмоциональным отношением к семейному будущему; ориентацией на ценности, связанные со свободой в действиях и уважением.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению семейных перспектив Е.А. Ипполитовой, И.А. Ральниковой, анализ психологических особенностей личности в юношеском возрасте В.С. Мухиной; современные отечественные подходы к изучению сиротства, разработанные В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Г.В. Семьей, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульгой.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (методика Е.Б. Фанталовой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном);
- математические методы анализа информации (факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий и Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р8819.0.
Выборка. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 18-23 года (40 человек), состоящие в гражданском браке. Молодые люди являются либо студентами ВУЗа, либо уже имеют высшее образование и работу.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 20 человек в каждой:
- юноши и девушки, воспитанные в приемной семье;
- юноши и девушки, воспитанные в условиях детского дома.
В ходе анализа теоретических и эмпирических работ посвященных исследованию представлений о семейных перспективах юношей и девушек, воспитывающихся в государственных учреждениях или в замещающих семьях, были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «семейных перспектив», которое рассматривалось нами в контексте жизненных перспектив личности, проанализировано содержание его структурных компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов семейных перспектив.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Семейная перспектива рассматривается как целостная картина предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные личности и способствующую актуализации соответствующего семейного поведения. В понимании семейных перспектив центральное значение отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. Основными функциями ценностных ориентаций в этой связи являются: определение главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье и построение на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы.
2. Представления о семейных перспективах юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, могут характеризоваться как тревожная, тяжёлая, но в тоже время романтичная и долгодлящаяся; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
2. Особенностями содержательного наполнения семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семей, являются такие характеристики как счастливая, оптимистичная, но в тоже время реалистичная; стандартная и стремительная; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки проекта программы психологического сопровождения по развитию системы семейных ценностей у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах «Семья в условиях неопределенности».
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения представлений о семейных перспективах молодежи в изменяющимся мире.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов семейных перспектив.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Семейная перспектива рассматривается как целостная картина предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные личности и способствующую актуализации соответствующего семейного поведения. В понимании семейных перспектив центральное значение отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. Основными функциями ценностных ориентаций в этой связи являются: определение главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье и построение на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы.
2. Представления о семейных перспективах юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, могут характеризоваться как тревожная, тяжёлая, но в тоже время романтичная и долгодлящаяся; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
2. Особенностями содержательного наполнения семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семей, являются такие характеристики как счастливая, оптимистичная, но в тоже время реалистичная; стандартная и стремительная; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки проекта программы психологического сопровождения по развитию системы семейных ценностей у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах «Семья в условиях неопределенности».
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения представлений о семейных перспективах молодежи в изменяющимся мире.
Подобные работы
- ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Ценностные ориентации юношей и девушек из неполных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь ценностных ориентаций личности с построением жизненной перспективы у выпускников детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие гендерной идентичности сирот подросткового возраста в процессе группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ ОТЦА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



