Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования особенностей семейных перспектив юношей и девушек, воспитанных в
условиях детского дома 7
1.1. Научно-психологические подходы к изучению семейных
перспектив человека 7
1.2. Переломные события как основание трансформации семейных
перспектив личности 13
1.3 Психологические особенности формирования личности юношей и
девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома 26
2.1. Программа и методы исследования 26
2.1. Результаты эмпирического исследования особенностей семейных перспектив у юношей и девушек, воспитанныех в условиях детского дома и приемных семьях 31
2.3 Практическое применение 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 61
Актуальность проблемы исследования. В условиях широкого распространения в современном обществе различных форм семьи и брака, сексуальных и брачных отношений, свободе в выборе брачного партнера среди юношей и девушек, актуализируется особый интерес исследователей к проблеме представлений молодого человека о самореализации в брачно-семейной сфере (Ипполитова Е.А.). Особый интерес представляет формирование семейных перспектив юношей и девушек, которые воспитывались в детских домах, реабилитационных центрах или замещающих семей. Прежде всего психологические исследования воспитанников реабилитационных центров направлены на изучение поведения, познавательных процессов и личностных свойств. Специфика субъективных представлений о семейных перспективах воспитанников данных учреждений изучена в меньшей степени.
Из этого следует, что актуальность исследования особенностей представлений о семейных перспективах у юношей и девушек, воспитанные в условиях детского дома с одной стороны, недостаточна изучена, с другой, явились основанием для обращения к данной проблеме, и позволило определить цель исследования.
Изучение интересующей нас темы позволяет лучше понять специфику представления семейных перспектив у молодых людей в зависимости от разного уровня их социализации.
Степень изученности проблемы исследования.
Изучению специфики социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещеряков, А.Г.Рузская, Л.И.Авдеева).
Проблема семейных перспектив оформляется в изучении целого образа будущей жизни или жизненных перспектив. Разработка проблематики жизненных перспектив получила широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных авторов: К.А. Абульханава-Славская, Е.И. Головаха, О.С. Гурова, И.Ф. Демидова, Л.Д. Дёмина, Е.А. Ипполитова, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, И.А. Ральникова, Т.В. Румянцева, Д.В. Труевцев, С.С. Шмакова, А.Г. Шмелев, И.В. Шмыкова. Нужно заметить, определение «семейные перспективы» фокусирует исследовательское внимание на познание структуры видения человека собственного будущего в нише семьи и брачных отношений. О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова сформулировали «семейные перспективы человека» - как его видение будущей семейной жизни в связке программирования и ожидания событий, в опоре на ценностные ориентации ,опосредующее семейное самоопределение и способствующие актуализации соответствующего поведения в семье и браке. Авторы доказали, что семейные перспективы человека - это динамичное образование, которое изменяется под воздействием различных жизненных событий.
Несмотря на интерес психологов к рассматриваемой тематике, данная проблема остается на данный момент малоизученной.
Объект выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - семейные перспективы личности в юношеском возрасте.
Цель - особенности семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений о семейных перспективах личности;
2) разработать и апробировать программу эмпирического исследования семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома и замещающих семей;
3) выявить особенности семейных перспектив у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах и замещающих семьях;
4) осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования
1. Скорее всего, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, характеризуются амбивалентным эмоциональным отношением к семейному будущему, ориентацией на такие семейные ценности, как любовь и общность интересов.
2. Вероятно, семейные перспективы юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семьях, характеризуются более положительным эмоциональным отношением к семейному будущему; ориентацией на ценности, связанные со свободой в действиях и уважением.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению семейных перспектив Е.А. Ипполитовой, И.А. Ральниковой, анализ психологических особенностей личности в юношеском возрасте В.С. Мухиной; современные отечественные подходы к изучению сиротства, разработанные В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Г.В. Семьей, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульгой.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (методика Е.Б. Фанталовой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном);
- математические методы анализа информации (факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий и Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы 8Р8819.0.
Выборка. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 18-23 года (40 человек), состоящие в гражданском браке. Молодые люди являются либо студентами ВУЗа, либо уже имеют высшее образование и работу.
На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 20 человек в каждой:
- юноши и девушки, воспитанные в приемной семье;
- юноши и девушки, воспитанные в условиях детского дома.
В ходе анализа теоретических и эмпирических работ посвященных исследованию представлений о семейных перспективах юношей и девушек, воспитывающихся в государственных учреждениях или в замещающих семьях, были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «семейных перспектив», которое рассматривалось нами в контексте жизненных перспектив личности, проанализировано содержание его структурных компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов семейных перспектив.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Семейная перспектива рассматривается как целостная картина предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные личности и способствующую актуализации соответствующего семейного поведения. В понимании семейных перспектив центральное значение отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. Основными функциями ценностных ориентаций в этой связи являются: определение главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье и построение на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы.
2. Представления о семейных перспективах юношей и девушек, воспитывающихся в условиях детского дома, могут характеризоваться как тревожная, тяжёлая, но в тоже время романтичная и долгодлящаяся; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
2. Особенностями содержательного наполнения семейных перспектив юношей и девушек, воспитывающихся в замещающих семей, являются такие характеристики как счастливая, оптимистичная, но в тоже время реалистичная; стандартная и стремительная; важными ценностями семейной жизни для них будет любовь и верность.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки проекта программы психологического сопровождения по развитию системы семейных ценностей у юношей и девушек, воспитывающихся в детских домах «Семья в условиях неопределенности».
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения представлений о семейных перспективах молодежи в изменяющимся мире.
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-151.
2. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: тенденции и
проблемы.М.: Наука, 1990. 127 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. №5. С. 63-70.
4. Андреева Т.В. Особенности и тенденции развития современной семьи // Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во Петербургского университета, 2002. С.25-30.
5. Анисимова И.В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях. // Социальные проблемы сиротства: Сб.ст. / Отв. ред. И.Ф. Дементьева. М.: ИС, 1992. С. 45-62.
6. Арямов, И.А. Изучение ребенка в детском доме. // Детский дом, 1928. №1. С.35-39
7. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. Вопр. психологии, 1979, №4. С.35-45
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. M.: Pense, 2001.160 с.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль,1998. 301 с.
10. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.: АСОПИР, 1994. 68 с.
11. Васильев Я.В. Целевая направленность и временная перспектива личности //Психология личности и время жизни человека: Тез.докл.Черновцы. 1991. Т. 2. С. 10-13
12. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.
13. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Педагогика.
1998. С. 199-215.
14. Гребенникова Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы детей-сирот // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. 2. 39-54с.
15. Гурова О.С., Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2(66). Т. 1. 66.с.
16. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и
профилактика. М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 2000. 35 с.
17. Дружинин В.И. Психология семьи: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
18. Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родителей. М., 1995. 527 с.
19. Дубровина И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып.4. М., 1995. С. 5-8.
20. Дубровина К.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982, 207 с.
21. Дубровина И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. С. 8-22.
22. Запорожец Л.А. Исследование особенностей личностного развития и социализации воспитанников детского дома // Личностное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. Ч. 2. С. 3-21.
23. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
24. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М, 1995.62 с.
25. Ивлева В.В. Семейная психология. М., 2006. 606 с.
26. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 196 с.
27. Ипполитова Е.А. Психология личности: учебное пособие / Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. 100 с.
28. Канунников Р.И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: Автореф. дисс. к. психол.н. Казань: КГПИ, 2001. 22с.
29. Карцев Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001. 292 с.
30. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика,
1997. 528 с.
31. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Педагогика,
1998. 160 с.
32. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. 252 с.
33. Крэйнг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000, 992 с.
34. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
35. Кузьмина О.В. Личностные особенности организации времени. М., 1993. С. 5-6.
36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. М., 2003. 464 с.
37. Ляхова М.А. Ценностные ориентации личности,
воспитывавшейся вне родительской семьи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3. С. 146-154.
38. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 512 с.
39. Мандрикова Е.Ю. Временная перспектива личности: современные зарубежные и отечественные подходы к ее изучению / Е.Ю. Мандрикова // Время пути: исследования Библиографический список и размышления / под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной и др. Киев, 2008. С. 54-65.
40. Маркова О.Ю. Психология пола и возраста. СПб.: Речь, 2000. 350 с.
41. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. №3/4. С.25-35.
42. Молокостова А.М. Мотивация создания семьи в связи с построением жизненной перспективы // Социально -психологические методы в работе с молодой семьей: сборник материалов конференции. Оренбург, 2005. С. 141-148.
43. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России. 1999. №1-2. С. 32-39.
44. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждении интернатного типа // Возрастная психология. 1989. №1. С. 32¬39.
45. Мызникова О.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций детей-сирот // Социально-педагогическая работа. 2000. № 3. С. 16-30.
46. Некрасова Е.В. Исследование проблемы времени в психологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 124с.
47. Орлов А.Б. Развитие склонности и «временная перспектива» личности // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 6-9.
48. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей и их учёт в деятельности службы сопровождения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2010. №20. С. 111-119.
49. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма
субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
50. Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 400 с.
51. Прихожан А.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
52. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 36-44.
53. Ральникова И.А. Переломные события как фактор трансформации жизненных перспектив личности // 125 лет Московского психологического общества. Юбилейный сборник РПО: в 4-х т. М., 2011. Т.2. С. 301-303.
54. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности. М.: Педагогика, 1995. 250 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком,
1999. 720 с.
56. Серенкова В.Д. Типологические особенности планирования личностного времени: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. 20 с.
57. Соломатина Г.Н. Приемные дети: как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. М.: ВЛАДОС, 2013. 121 с.
58. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии, 2000. №5. С. 132-136
59. Сысоенко В.А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль,1986. 254 с.
60. Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982. С. 111-121.
61. Федорова А.И., Щербакова А.М. Особенности образа прошлого у ребенка-сироты. // Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования. Центр «Школьная книга», 2005. С. 28-39.
62. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004. 351 с.
63. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. М.: Прогресс, 1982. 96 с.
64. Цейлуко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2006. 287 с.
65. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. Изд-во СПб. ун-та,
2005. 628 с.
66. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации / Под общ. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 1997. 160 с.
67. Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время: Тез. Всес.конф. Черновцы, 1991. Т. 2. 27-29 с.
68. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2010. №1. С. 112-118.
69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 548 с.
70. Юницкий В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей: Дис. канд. психол. наук. М., 1992. 14 с.
71. Bidwell M. Sociology of the Family: Investigating Family Issues. N.Y., 2004. Р.127-145.
72. Cheal'D. Sociology of Family Life. Winnipeg, 2002. Р.51.
73. Coltrane S. Families and Society: Classic and Contemporary Readings/- Oxford, 2003. Р.25-30.
74. Lambert S.J. Lower-Wage Workers and the New Realities of Work and Family // The Annals, 2011. № 631 .P.111.