ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ
1.1. Понятие и суть стратегического маркетинга 5
1.2.Особенности разработки маркетинговых стратегий продвижения в туризме
11
1.3.Маркетинговые стратегии продвижения средств размещения 15
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
«ЦАРСКАЯ ОХОТА» 19
2.1Общая характеристика маркетинговой деятельности ТК«Царская охота» 19
2.2 Маркетинговая деятельность туристического комплекса «Царская охота» 33
2.3 Оценка конкурентной позиции исследуемого предприятия на рынке 32
2.3 Разработка маркетинговой стратегии деятельности туристического
комплекса «Царская охота» и план мероприятий по его реализации 39
2.4 Экономическая оценка эффективности реализации маркетинговой стратегии
объекта исследования 51
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА «ЦАРСКАЯ ОХОТА» 39
3.1 Целевая аудитория туристического комплекса «Царская охота» 39
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности туристического
комплекса «Царская охота» и план мероприятий по ее реализации 43
3.3 Экономическая оценка эффективности реализации маркетинговой стратегии
туристического комплеса «Царская охота» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
В настоящее время в процессе своей деятельности туристические компании сталкиваются со множеством проблем: высокая степень
неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, жесткая конкуренция, недостаточность финансовых ресурсов и т.д. Поэтому для того, чтобы постоянно обеспечивать приемлемый уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг, необходимо находить пути и способы уменьшения степени неопределенности и риска на основе концентрации ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и т.д.) на целевом рынке. Достижение этой цели предполагает необходимость формирования и последовательной реализации маркетинговой стратегии предприятия.
Обоснованием актуальности выпускной квалификационной работы является тот факт, что сегодня предприятиям туристкой индустрии необходимо прибегать к современным технологиям продвижения турпродукта, чтобы быть конкурентоспособными и полноценно функционировать на рынке.
Цель данной работы - разработка предложений по маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на основе деятельности туристического комплекса «Царская охота».
Создание стратегии продвижения на рынок позволит укрепить позиции «Царской охоты», увеличить поток новых клиентов, а, следовательно, и продажи компании.
Согласно намеченной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1) изучить теоретические аспекты стратегического маркетинга и его особенности в туризме;
2) дать краткое описание туристической компании «Царская охота» и провести анализ маркетинговой деятельности;
3) проанализировать конкурентоспособность объекта исследования;
4) разработать программы совершенствования маркетинговой стратегии туристической компании «Царская охота».
Объектом работы является туристическая компания «Царская охота».
Предметом исследования стала маркетинговая стратегия компании «Царская охота».
Информационной базой исследования является учебная,
монографическая отечественная и зарубежная литература, публикации государственного комитета Российской Федерации по статистике, периодическая печать, нормативные акты, сведения о деятельности и функционировании туристической компании «Царская охота».
В процессе написания представленной работы были использованы такие методы как: аналитический, расчетный методы исследования, а также метод сравнений. Были проведены анализ и синтез полученных данных, изучены литературные и иные источники, которые описывают проблемы маркетинговой деятельности в туристической сфере.
В процессе написания данной работы использовались материалы авторов, которые изучали проблему формирования стратегического маркетинга среди которых: М. Портер (2016), Б. Замятин (1999), П. Дойль (1999), Ф. Котлер (2013).
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности для туристической компании «Царская охота» будут использованы для улучшения существующей маркетинговой стратегии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе исследования были поставлены следующие главные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы стратегического маркетинга в туризме;
2. Проанализировать деятельность туристического комплекса «Царская охота»;
3. Разработать маркетинговую стратегию туристического комплекса «Царская охота».
Анализ первой главы показал, что существует много различных определений понятия «маркетинг», данных разными авторами. Стоит отметить, что практически во всех определениях прослеживается две главных цели - удовлетворение желания потребителя, и получение прибыли. Туристские услуги обладают рядом отличительных характеристик, которые определяют особенности туристского маркетинга. Это неспособность к хранению, неосязаемость услуги и т.д. Также были определены цели, и какие функции должен обеспечивать маркетинг на предприятии сферы туризма.
На основании изучения теоретических подходов к определению стратегии, под стратегическим маркетингом предлагается понимать систему интегрированных и унифицированных действий, которые необходимо совершать для того, чтобы достичь поставленные перед предприятием цели, в условиях ограниченности ресурсной базы. В рамках этого разработка стратегий развития предприятий туристического комплекса, в том числе и маркетинговых стратегий, является составной частью стратегического управления.
В ходе исследования были определены факторы, которые обуславливают необходимость наличия маркетинговой стратегии на предприятии. Далее были изучены этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии средств размещения. Они включают в себя: описание текущего позиционирования компании, анализ рынка, составление SWOT-анализа фирмы, разработка
целевого позиционирования компании, формирование маркетинговой стратегии и анализ конкурентоспособности.
Анализ второй главы исследования позволил подробно рассмотреть деятельность туристического комплекса «Царская охота». В результате проведения SWOT-анализа маркетинговой среды гостиничного комплекса «Царская охота», были выявлены недостатки в организации службы маркетинга и слабые стороны в работе по продвижению и организации продаж услуг гостиничного комплекса «Царская охота», такие, как:
1. В штате сотрудников гостиничного комплекса отсутствует специалист по проведению маркетинговых исследований и по созданию имиджа гостиницы.
2. Не проводится работа по изучению потребительских предпочтений, изредка опрашиваются клиенты гостиницы, не проводятся опросы и анкетирование потребителей гостиничных услуг. Предложения по оказанию дополнительных услуг осуществляются субъективно, без учета требований рынка и предварительного изучения спроса.
Таким образом, функции службы отдела маркетинга и маркетинговой деятельности гостиницы «Царская охота» сводятся лишь к использованию отдельных элементов комплекса маркетинга, что не может привести к достижению сколько-нибудь значительных результатов в завоевании новых рынков сбыта, к упрочению конкурентоспособности гостиничных услуг.
В третьей главе исследования была разработана маркетинговая стратегия туристического комплекса «Царская охота». При этом были выявлены основные слабые стороны стратегии продвижения услуг туристического комплекса «Царская охота»:
1. Неактивная рекламная кампания (слабая рекламная деятельность через средства массовой информации и сеть Интернет).
2. Непродуманная ценовая и тарифная политика. Повышение цен в 2021 году.
3. Низкая загрузка гостиницы в будние дни.
4. Не достаточно активная рекламная деятельность данного комплекса в сети Интернет.
В связи с выявленными недостатками маркетинговой деятельности, были разработаны следующие мероприятия по совершенствованию маркетинга:
• внедрение «Карты постоянного клиента»;
• расширение ассортимента предлагаемых услуг, формирование экскурсионных пакетов;
• проведение рекламной компании и продвижение в сети интернет;
• организация обучения и повышения квалификации персонала гостиницы.
При расчете экономической эффективности предлагаемых мероприятий было выявлено, что затраты на проведение мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности составят 365100 рублей. Из них 80100 рублей - единовременные затраты, 285000 рублей - текущие затраты. При этом доходы от реализации экскурсионного обслуживания составят 748800 рублей. Прибыль от реализации мероприятий увеличится. А значит можно говорить об эффективности проекта по совершенствованию маркетинга и целесообразности его реализации в туристическом комплексе «Царская охота», то есть цель данной выпускной квалификационной работы достигнута.
Таким образом, можно отметить, что задачи, поставленные вначале исследования, выполнены в полной мере. Результаты могут иметь практическое применение, а вопрос создания и совершенствования маркетинговой стратегии предприятия сферы туризма набирает все наибольшую актуальность в современном мире.
1. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной
ответственностью в Российской Федерации: Федеральный закон № 14-ФЗ:
[Принят Государственной Думой 14 января 1998 года: одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года]. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2019. - 64 с.
2. ГОСТ 28681.0-90. Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания = Standardization in the field of tourist-excursion service: государственный стандарт союза ССР: издание официальное: утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 02.10.90 № 2609-ст: введен впервые: дата введения 1991-04-01 / разработан Центральным советом по туризму и экскурсиям. - Москва: Стандартинформ, 2005. - 10 c.
3. Александрова, Е. Н. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России / Е. Н. Александрова, А. А. Ташу // Экономика: теория и практика. - 2016. - № 1. - 55 с.
4. Ансофф, И. Стратегическое управление: академическая и специальная литература / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг, С. Тейлор. - 10-е издание, под ред. С.К. Мордовина. - Санкт- Петербург: Издательство Питер, 2010. - 848 с.
6. Багиев, Г.Л. Основы маркетинговых исследований / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. - СПб.: Нева, 2008. - 512 с.
7. Березин, И.С. Маркетинговые исследования: как это делают в России / И.С. Березин. - Москва: Вершина, 2005. - 432 с.
8. Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - 3-е издание. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
9. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований, уч. пос. [Текст]:- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2016.- 398 с.
10. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенова - М., 2013. - 314 с.
11. Гительман, Л. Д. Преобразующий менеджмент: лидерам
реорганизации и консультантам по управлению: учебное пособие / Л.Д. Гительман. - Москва: Дело, 2000. - 496 с.
12. Гончарова И.В., Розанова Т.П., Морозов М.А., Морозова Н.С. Маркетинг туризма: учеб. пособие. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 224 с.
13. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - 11-е издание. - Москва: КНОРУС, 2018.- 408 с.
14. Григорян К.О., Козлова Е.И. Организация и управление маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе // Закономерности и тенденции инновационного развития общества / сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 7579.
15. Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 72 с...