Глава 1. ТЕМА КУЛЬТУРЫ В ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКЕ
1.1. Обзор специализированных изданий Алтайского края 7
1.2 Культуроформирующая функция СМИ 11
1.3. Способы организации и подачи материала 15
Глава 2. РЕДАКЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЖУРНАЛА «КУЛЬТУРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
2.1. Система рубрикации издания 27
2.2. Визуализированные способы подачи информации 37
2.3. Герои публикаций и их представление 44
2.4. Авторский коллектив журнала 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 63
Приложения
Актуальность темы. Исторически так сложилось, что сначала возникли отдельные, широко ориентированные печатные издания, а затем, в процессе развития СМИ, стали появляться новые газеты и журналы разных тематических, программных, аудиторных ориентаций. Рассчитанное на определенный круг лиц каждое тематическое печатное издание начало борьбу за своих читателей, постепенно привлекая все новых и новых подписчиков. Один из них — журнал, ориентированный на определенный круг читателей — любителей живописи и литературы, театра и кино, издаваемый в нашем регионе, — «Культура Алтайского края».
Каким же образом формируется читательский интерес к данному изданию? При ответе на этот вопрос нельзя обойти стороной такое понятие, как способы подачи материала. В действительности методов, способов подачи материала, передачи информации очень много. В своей работе мы перечислим их и покажем их многообразие, разберем каждый в отдельности, проанализируем, а также затронем цели, которые преследует издание, главная из которых — завоевать популярность, предлагая востребованный на информационном рынке товар.
Проводимая любым изданием информационная политика включает в себя долгосрочную программу деятельности всего издания, состоящую из конкретных установок или, как их еще принято называть, элементов стратегии: целевых, предметно-тематических, глубины отображения, круга жанров, языкового стиля, методов отображения. На примере журнала «Культура Алтайского края» мы рассмотрим его информационную политику, которая неразрывно связана с коммуникативной стратегией всех средств массовой информации. Также мы проанализируем способы подачи материалов, которыми пользуются журналисты издания.
Важно понять, что в процессе создания журналистского произведения каждый автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи. Формирование жанровой стратегии проводится по-разному, но главным ориентиром во всех случаях выступает доминантный интерес того сегмента аудитории, на который рассчитано само издание.
У журнала «Культура Алтайского края» есть своя читательская аудитория. Это не только люди всевозможных творческих профессий, например, писатели, поэты, музыканты, искусствоведы. Журнал «работает» для всех слоев как местного населения, так и путешественников, посещающих Алтайский край. Он знакомит читателей с талантливыми людьми, красивейшими местами, культурой малочисленных народов, их уникальностью, одним словом, с достижениями культуры на территории региона.
В своей работе попробуем выяснить, с помощью каких приемов издание продвигает достижения культуры, а культурная жизнь региона становится достоянием широкого читательского круга.
О методах создания журналистских произведений и способах предъявления информации в своих работах рассказывают В.В. Ворошилов «Теория и практика массовой информации», Г.В. Лазутина «Основы творческой деятельности журналиста», Н.С. Валгина «Теория текста», А.В. Хорольский «Журналистика и коммуникативистика: неизбежность
конвергенции. Методология постановки проблемы» и Е.Ю. Сергеев «Учебная газета: теория и методы создания» и «Фотодело: теоретические и методологические аспекты». Роль фотоиллюстрации в печатных изданиях представляют в своих работах Н.И. Ворон «Эволюция журнальной фотоиллюстрации» и Д. Захаркин «Фотография как составляющая журналистского творчества». Эти и некоторые другие источники составляют теоретическую базу данной работы.
Цель выпускной квалификационной работы: показать, какие применяемые изданием способы подачи информации позволяют осуществлять продвижение достижений культуры на страницах журнала «Культура Алтайского края».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— дать характеристику специализированной журнальной периодике в Алтайском крае;
— охарактеризовать культуроформирующую функцию СМИ;
— выявить многообразие форм и способов подачи материала;
— представить историю и цели создания нового специализированного издания Алтайского края;
— показать способы подачи материалов и выявление эффективных способов привлечения внимания читательской аудитории.
Объект работы: журнал «Культура Алтайского края».
Предметом являются способы подачи материалов, с помощью которых творческий коллектив журнала представляет на страницах издания значимые события, происходящие в культурной жизни Алтайского края.
Эмпирическая база исследования: материалы журнала «Культура Алтайского края» за 2011-2015 годы (20 номеров).
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; контент-анализ.
Гипотеза: материалы журнала являются компасом в информационном мире и важным источником получения сведений о культурной жизни Алтайского края для широкой читательской аудитории, а усилия, предпринимаемые авторским коллективом, позволяют читателю получать углубленную информацию в интересующей его области культуры или искусства.
Практическая значимость исследования: предпринята попытка детального исследования специализированного периодического издания, находящегося на информационном рынке уже пять лет, что свидетельствует об устойчивом читательском интересе к нему. Таким образом, журнал уже оставил свой след в истории алтайской журналистики. Данная работа может послужить основой для дальнейшего анализа как конкретного специализированного средства массовой информации, так и для анализа аналогичных изданий в будущем. Кроме того, проанализированные в работе способы продвижения определенной тематики в СМИ могут оказаться полезными для журналистов-практиков.
Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации. Краевой специализированный журнал «Культура Алтайского края» не просто информирует читателей о культурных событиях, происходящих в регионе, с помощью своих публикаций он побуждает читателя делать выводы, анализировать прочитанное, тем самым способствует формированию его общественного и духовного сознания.
Но как же редакция доносит до своей читательской аудитории информацию о достижения культуры? В своей выпускной квалификационной работе мы ответили на этот главный и ряд других вспомогательных вопросов.
Для начала обозначили и проанализировали стратегию журнала в целом. Выяснили, что проводимая им политика включает в себя долгосрочную программу деятельности всего издания, состоящую из конкретных установок или, как их еще принято называть, элементов стратегии: целевых, предметно-тематических, глубины отображения, круга жанров, языкового стиля, методов отображения.
Нами было выяснено, что в процессе создания журналистского произведения каждый автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи. Формирование жанровой стратегии проводится по-разному, но главным ориентиром во всех случаях выступает доминантный интерес того сегмента аудитории, на который рассчитано само издание.
В работе представлена характеристика специализированной журнальной периодики Алтайского края, охарактеризована культуроформирущая функция СМИ. Опираясь на проведенное исследование, сделали вывод о том, что журналистское произведение способно заставить читателя рефлектировать, оценивая полученную в журнале информацию о культурных событиях, интересоваться углубленно историей культуры или отдельными ее направлениями, а значит, и повышать свой культурный уровень.
В выпускной квалификационной работе мы преследовали главную цель — показать, какие применяемые изданием способы подачи информации позволяют осуществлять продвижение достижений культуры на страницах журнала «Культура Алтайского края». В результате не только выявлено многообразие форм и способов подачи материала, но и на конкретных примерах показаны наиболее эффективные способы привлечения внимания читательской аудитории.
Проведя подробный анализ рубрик журнала, выяснили, что именно системная рубрикация позволяет сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определяет важнейшие тематические направления всех его публикаций.
В ходе исследовательской работы доказали, что одним из эффективных способов передачи информации на страницах журнала «Культура Алтайского края» является фотоиллюстрация. Последние социологические исследования говорят о том, что большая часть читателей сегодня даже не акцентирует внимание на тексте, если он не снабжен хотя бы какой-нибудь изобразительной информацией. Сегодня без иллюстраций не обойдется ни одно издание, какой бы тематической направленности оно не придерживалось. Активно используется в журнале «Культура Алтайского края» и такой визуализированный способ подачи информации, как инфографика.
Немаловажную роль играет и личность героев материалов. Каждый из них личность с большой буквы. Его творческий вклад в культуру или искусство, его достижения позволяют читателю брать с него пример, стремиться улучшать повседневную жизнь, делать ее интереснее и разнообразнее.
Доказали, что наличие большого количества авторов в журнале позволяет рассказывать о талантливых, самобытных творцах культуры и истории каждый раз по-новому. Самобытный, только им присущий язык материалов и глубокие знания в определенной области культуры и искусства, которыми ценны публикации, делают журнал интересным для разных категорий читателей.
Гипотеза нашла подтверждение: материалы журнала «Культура Алтайского края» являются компасом в информационном мире и важным источником получения сведений о культурной жизни Алтайского края для широкой читательской аудитории, а усилия, предпринимаемые авторским коллективом, позволяют читателю получать углубленную информацию в интересующей его области культуры или искусства.
1. Бобков, А.К. Газетные жанры: учебное пособие.//А.К. Бобков. — Иркутск: Иркут.Ун-т. — 2005, — 64 с.
2. Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие.// Н.С. Валгина. — М.:
Логос. — 2004. — 280 с.
3. Ворон, Н.И. Эволюция журнальной фотоиллюстрации. — ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2
4. Ворошилов, В.В. Теория и практика массовой информации.// В.В. Ворошилов. Учебник. СПб: Изд-во Михайлова А.В., 2006. — 496 с.
5. Горохов, В.М. Закономерности журналистского творчества.// В.М. Горохов. — М.: Мысль, 1975. — 136 с.
6. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства.: учебник для вузов по спец «Журналистика»// В.М. Горохов. М. Высш.шк. 1984. — 117 с.
7. Горохов, В.М. Проблемы журналистского мастерства//В.М. Горохов. М.,1972. —89 с.
8. Горохов, В.М. Слагаемые мастерства (Особенности журналистского творчества) — М.:1982. — 123с.
9. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра.// С.М. Гуревич. М.: Аспект- Пресс, 2004. — 288с.
10. Гуревич, С.М. Номер газеты.// С.М. Гуревич. М., 2002. -138с.
11. Лазаревич, Э.А. Дизайн периодических изданий / Учебное пособие для студентов факультетов и отделений журналистики. Под редакцией проф. Э.А. Лазаревич. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2000. — 120 с.
12. Ныркова, Л.М. Система СМИ региона: учебное пособие / Л.М. Ныркова, — Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2013. — 152 с.
13. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. Учеб. для студентов
вузов, обучающихся по специальности "Журналистика". — М.: Аспект
Пресс, 2003. — 262 с.
14. Сергеев, Е.Ю. Фотодело: теоретические и методологические аспекты: Монография. — СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, — 2009, —112 с.
15. Хорольский, А.В. Журналистика и коммуникативистика: неизбежность конвергенции. Методология постановки проблемы.//Новое в массовой коммуникации. — Акценты. Факультет журналистики Воронежского государственного университета. Выпуск 7-8. 2008.
16. Альманах «Бийский вестник» готовится отпраздновать свое 10-летие./ Пресс-центр Администрации г. Бийска. [Электронный ресурс]/ Без формата.ш. 2013. Режим доступа: http://biysk.bezformata. ru/listnews/almanah- bijskij-vestnik-gotovitsya/9492949/— Загл. с экрана.
17. В Барнауле наградили участников первой акции «Музыкальная ночь 2012»/ [Электронный ресурс]/ Комитет по культуре города Барнаула. — Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://www.barnaulkultura.ru/org.html
18. Встреча с коллективом редакции журнала Культура Алтайского края»/
[Электронный ресурс]. / Сайт Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Режим доступа:
http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/zhurnal-altay/ — Загл. с
экрана.
19. Губернаторская программа "75х75". Алтайский край. /Официальный сайт
Алтайского края/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.altairegion22.ru/territory/75x75/— Загл. с экрана.
20. Дзялошинский, И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. /
И.М. Дзялошинский. [Электронный ресурс]. Монография. — М.: Изд-во
«Восток», 1996. — Режим доступа: http: //www.inguk.ru/p-bib-russ-j orn.html
21. Журнал «Алтай»/[Электронный ресурс]/ Сайт Алтайской краевой
универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Режим доступа: http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/zhurnal-altay/ — Загл. с
экрана.
...