1. Роль СМИ в решении экологических проблем 6
1.1. Проблемы экологии в современном мире и основные пути их
решения 6
1.2. Экологическая тематика в СМИ 18
2. Представление экологических проблем в массовых
изданиях 28
2.1. Экологическая тема на сайте «Новой газеты» 28
2.2. Представление экологических проблем на сайте «Российской
газеты» 39
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 63
Актуальность темы исследования:
Каждый день, экологические проблемы в мире приобретают все более глобальный размах. Промышленная деятельность заводов, активное истощение и сжигание нефтяных запасов планеты, и горы не переработанного мусора - являются причинами, приближающими экологический кризис. Ежегодное сжигание нефти и газа приводит к «парниковому эффекту», который рано или поздно приведет к гибели всего живого на поверхности нашей планеты. Ледники тают, уровни морей поднимаются все выше [46]. Человечество приближается к экологической катастрофе - истощению энергетических, минеральных и земельных ресурсов, гибели биосферы, а возможно, и всей человеческой цивилизации.
Чтобы предотвратить приближающийся кризис, необходимо поднять экологическую культуру населения. Данная задача во многом возложена на СМИ, «четвертую власть». При этом, так как специализированные экологические СМИ популярны в достаточно узких кругах, массовые СМИ, имеющие наибольшее влияние на человеческие умы, должны более эффективно выполнять задачи формирования экологического сознания.
Несмотря на то, что на сегодняшний день Интернет является наиболее популярным источником информации для населения, так как способен совмещать телевидение, радио и электронные версии журналов и газет; журналистам приходится искать новые формы и методы работы с аудиторией. Что захватывает внимание читателя на каком-либо Интернет- ресурсе? Прежде всего, нестандартные формы подачи информации, эмоционально окрашенные жанры; кроме того, читатель должен видеть заинтересованность журналиста в рассматриваемой теме. Материал не должен быть только новостным, в нем должны быть приемы, побуждающие читателя к бережному отношению к окружающей природе и живым существам. Насколько современные массовые СМИ выполняют эту задачу - вопрос остается открытым; поэтому исследование данной темы, на наш взгляд, является достаточно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы:
Работы по данной теме можно разделить на две группы:
В первую группу, вошли работы, посвященные теме экологии в целом: А.Д. Потапов, А.Л. Колтунов, А.Н. Ильин, В. В. Рудский, В. И. Стурман, Е.А. Бобров, И.А. Халий, М.Н. Эпштейн, Н. Ф. Реймерс.
Во вторую группу, вошла научная литература, посвященная экологической журналистике. Авторы этих работ: А.А. Горелов, А.А. Тертычный, А.Л. Кочинева, В. Б. Колесникова, Г.В. Лазутина, Д.Ж. Маркович, Л.А. Коханова, Л.С. Павелкина, М.В. Орлова, Н.В. Калинина, Н.Ф. Хилько, О. А. Берлова, Р.Р. Ибрагимова, С.В. Мясников, Ш. Фридман.
Объект исследования - электронные версии общественно-политических изданий.
Предмет исследования - формы и методы освещения экологических проблем в общественно-политических изданиях.
Цель исследования - проанализировать материалы, затрагивающие экологические проблемы и тему экологии в целом. Изучить формы подачи информации и методы освещения экологических проблем в электронных версиях массовых общественно-политических изданий.
Задачи исследования:
1. Дать обзор основных экологических проблем и предлагаемых путей их решения.
2. Проанализировать роль СМИ в формировании экологической культуры населения.
3. Рассмотреть формы и методы освещения экологических проблем на примере «Новой газеты» и «Российской газеты».
Гипотеза исследования: Тема экологии в общественно-политических изданиях поднимается фрагментарно, нередко сводится к сенсационным материалам, освещающим последствия катастроф. Привлечение людей к проблемам экологии, не является целью журналистов массовых изданий.
Эмпирическая база:
Для анализа экологической тематики были выбраны публикации электронных версий изданий «Новая газета» и «Российская газета». Временные рамки исследования: материалы за период - сентябрь 2015 года - февраль 2016 года.
Методы исследования:
Традиционный анализ, сравнительный анализ
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Тема экологии в той или иной степени появляется в публикациях массовой прессы. Данную тенденцию можно связать с постоянными климатическими изменениями, разными экологическими катастрофами, происходящими во всех уголках нашей планеты. Исчерпание ресурсных запасов ставит перед людьми новые задачи - необходимость создания безопасных биотехнологий. Так как экологическая пресса проигрывает в популярности массовой, именно последней необходимо доносить до общественности меры, предпринимаемые для борьбы против надвигающегося экологического кризиса.
В результате исследования экологических проблем, форм и методов работы с аудиторией электронных версий изданий «Новая газета» и «Российская газета» мы пришли к выводу, что подход к экологическим темам у изданий разный. На это откладывает отпечаток политическая направленность изданий. Так, «Российская газета» обращает внимание на проблемы Байкала и Арктики, чьи вопросы не затрагивает в публикациях «Новая газета». Заметим, что в байкальских материалах упоминаются или предстоящие проверки по факту нарушений, результаты которых впоследствии не публикуются, или материалы, затрагивающие вопросы загрязнения Байкала и близлежащих территорий, в которых не упоминаются виновные и не указаны пути решения проблем. В единственной публикации найдены виновные и указаны последствия, грозящие животному миру.
Про вырубку части Химкинского леса ради строительства трассы, против которой активно боролись экологи и любители природы, «РГ» предпочитает молчать, в «Новой» же упоминается вскользь. На тему лесных пожаров и их обитателей публикаций мало, но заметим, что журналистами «Новой газеты» было проведено настоящее журналистское расследование по вопиющему случаю браконьерства.
Журналистов «Новой» волнует судьба экологических деятелей. По этой теме найдено преобладающее количество материалов. Нельзя не заметить плюсы такого подхода: в материалах приведены истории об успехах, которых добились экологические организации и их активисты, и эти истории более всего призывают людей к бережному отношению к природе и животному миру. Журналисты «РГ» про «неудобных» власти экологических деятелях пишут, напротив, в пренебрежительной форме; наибольшее внимание издание уделяет жизни животных, рассматривает интересные и занимательные факты.
Выделим формы и методы, использованные для работы с аудиторией у журналистов «Новой газеты»:
- использование малопопулярного жанра - эссе;
- проведение акций (например, о том, как журналисты издания высадили десять гектаров леса на Алтае);
- использование журналистского расследования;
- использование журналистского эксперимента;
- использование интервью как метода получения информации (оно используется практически в каждом материале).
Выделим формы и методы, использованные для работы с аудиторией у журналистов «Российской газеты»:
- инфотейнмент;
- графические формы подачи информации;
- репортаж;
- интервью, как метод получения информации, используется практически в каждом материале; как жанр - в трех публикациях.
Подводя итог, заметим, что «Новая газета» и «Российская Газета» представляют читательской аудитории неполную экологическую информацию, так как политические интересы с обеих сторон оказывают огромное влияние на публикации. Так «Новая», несмотря на небольшое количество материалов, доносит до читателя необходимую экологическую информацию, в то время как «РГ», сознательно скрывает правду о негативных последствиях для природы от вредных производств, добывающей промышленности, позволяя себе без угрызений совести, публиковать продажные материалы о так называемом «благе», которой несет вред всему живому на планете.
1. Барлыбаев Х.А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. - 2008. - № 2. с. 12 - 21.
2. Безродная И.В. Образование и муниципальная политика как факторы формирования экологического сознания населения / И.В. Безродная // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - № 2 с. 35 - 39.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
4. Берлова О.А. Некоторые аспекты экологических паблик
рилейшнз в России. - М.: 1997 [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.seu.ru/cci/lib/books/pr/
5. Бобров Е.А. Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. - №15. -С. 199 - 207.
6. Вавилов И.О. Право человека на экологическую безопасность / И.О. Вавилов, О.К. Вавилов // Вестник Башкирского университета. - 2014. - № 4. - С. 1565 - 1571.
7. Вагнер И.В. Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2013. - № 2. - С. 21 - 37.
8. Васильева Л.А. Делаем новости! - М.: Аспект Пресс. - 2003. - 211 с.
9. Вершинин А.И. Деструктивность медиа агрессии в журналистском творчестве: к проблеме развития экологии зрительского восприятия // Экология человека. - 2006. - № 5 — С. 48 - 51.
10. Горелов А.А. Глобализация как объективная тенденция мирового развития // Век глобализации. - 2009. - № 1. — С. 79-90.
11. Зокиров Р.С. Проблемы экологии городской среды // Вестник таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - 2010. - № 4. - С. 93 - 99.
12. Ибрагимова Р.Р. Массмедиа и экология мышления // Вестник челябинского государственного университета. - 2013. - № 21 (312) — С. 230 - 233.
13. Ильин А.Н. Влияние культуры потребления на экологию // Век глобализации. - 2013. - № 2 (12) - С. 113 - 129.
14. Йозова О.В. Проблемы в экологическом воспитании и возможный подход к их решению // Сборники конференций НИЦ Социосфера - М., 2012. - с. 80 - 85.
15. Калинина Н.В. Экологическая журналистика - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2012. - 18 с.
16. Козловская В.А. Экологические аспекты освоения космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2011. - №7. — С. 385 - 386.
17. Колтунов А.Л. Формирование экологической грамотности населения университета. - 2015. - №9 (364) — С. 146 - 150.
18. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс] - URL: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus .shtml
19. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: учеб. пособие для студентов вуза. - М.: Юнити-Дана. - 2007. - 383с.
20. Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая
журналистика. - М.: МСоЭс, 1999 [Электронный ресурс] - URL:
http://www.seu.ru/cci/lib/books/ecojour/
...