Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы конституционной юстиции в Российской Федерации

Работа №91843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Конституционная юстиция: понятие, признаки, условия становления 7
2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации 23
3. Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации 50
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение 78

На современном этапе происходит становление новой российской государственности, адекватной современному социально-экономическому уровню всей совокупности общественных отношений в их динамическом развитии.
Провозглашенные Конституцией РФ базовые принципы организации российской государственности, вытекающие из ее определения как демократического, правового и социального государства, требуют новых подходов и решений. Основой фундамента осуществления государственной власти, отражающей процесс реализации последней, является принцип разделения властей, гарантированный системой сдержек и противовесов. Несомненно, что конституционная юстиция является важным и необходимым элементом этой системы.
При таких условиях приобретает актуальность проблема становления и эффективного функционирования независимых органов конституционной юстиции.
Конституционный контроль в России имеет длительную историю развития в самых разных формах. Последний этап связывают с созданием специализированных органов конституционного судебного контроля, а именно, Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации.
При этом действующее законодательство не определило понятие конституционного судопроизводства, по-прежнему остается нерешенной проблема «конкурирующих» полномочий Конституционного Суда РФ и региональных конституционных (уставных) судов, не определены сферы взаимодействия органов конституционного судопроизводства, действующих на федеральном и региональном уровнях. В связи с этим субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют многие вопросы функционирования этих органов, сталкиваясь при этом с определенными проблемами.
Не все субъекты Российской Федерации считают нужным или возможным создание конституционных (уставных) судов. При отсутствии конституционных (уставных) судов в ряде субъектов, огромный массив регионального законодательства (отнесенный к исключительному ведению субъектов) остается вне проверки в соответствии с конституциями (уставами) соответствующих субъектов Федерации.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием системы конституционного правосудия в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют: действующее российское
законодательство, специальная литература по вышеобозначенной теме, правоприменительная практика Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Целью работы является комплексное, системное изучение научно-теоретической и правовой базы института конституционной юстиции в Российской Федерации, с последующей выработкой теоретических и научно-практических рекомендаций по совершенствованию данного института.
На основе научного, нормативного и практического материала, с учетом многоаспектности и комплексности проблемы, для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- изучить теоретический понятийный аппарат, исследуемой области знаний, произвести критический анализ точек зрения различных ученых;
- на основании полученных в результате исследования данных соотнести
понятия «конституционной юстиции», «конституционное правосудие»,
«конституционный контроль»;
- рассмотреть действующие в современном мире основные модели конституционной юстиции;
- проанализировать основные этапы генезиса института конституционной юстиции в России;
- рассмотреть правовое положение, роль в судебной системе Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Прикладное значение работы состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию конституционного правосудия.
В настоящее время проблемы конституционной юстиции исследуются достаточно активно. Так, различными аспектами конституционной юстиции в той или иной мере активно занимались: С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Б.Н. Топорнин и многие другие.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года , Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ , Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ .
Эмпирическая база исследования: судебная практика Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, статистические данные об их работе.
Методологической основой являются общенаучные методы - анализ, синтез, дедукция, частно-научные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-юридический и др.
Все вышесказанное обусловило структуру работы - она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С точки зрения современных российских и зарубежных ученых-юристов, институт конституционной юстиции - необходимый признак правового государства, где государственная власть осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, и, естественно, в работе государственных органов важнейшими принципами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
При таких условиях приобретает актуальность выбранная тема исследования - конституционно-правовые основы конституционной юстиции в Российской Федерации.
В ходе проведенного исследования нами были проанализированы следующие проблемы в сфере отправления конституционного правосудия в Российской Федерации:
1. Незавершенность процесса становления конституционной юстиции в Российской Федерации;
2. «Неопределенность» правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации и его решений;
3. Отсутствие конституционных (уставных) судов в ряде субъектов Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства, зарубежного опыта, доктринальных позиций и правоприменительной практики позволяет предложить следующие пути совершенствования действующего законодательства:
1. Институционализация существующих форм взаимодействия между Конституционным Судом РФ и ЕСПЧ и поиска новых форм такого взаимодействия». В частности, предлагается наделить Конституционный Суд РФ полномочиями по определению мер общего характера по результатам постановлений ЕСПЧ. Более того, необходимо признать конституционное судопроизводство в качестве инстанции, прохождение которой является необходимым этапом, предшествующим обращению в ЕСПЧ. Представляется, что подобные нововведения (обеспеченные серьезным изменением законодательства, например, в части исполнения решений Конституционного Суда РФ, установления жестких процессуальных правил при обращении граждан и их объединений с жалобами) могут обеспечить новый этап в развитии не только прогрессивных форм взаимодействия между национальными и наднациональными судами, но и усовершенствовать механизмы защиты прав человека.
2. Принятие федерального конституционного закона «О конституционных (уставных) судах Российской Федерации», предусматривающего расширение компетенции конституционных (уставных) судов.
3. Создание конституционных (уставных) судов во всех субъектах Федерации.
Таким образом, органы конституционного контроля - молодой и развивающийся институт в государственно-правовой жизни Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ по праву стал символом утверждения в нашей стране демократических институтов нового конституционного строя в соответствии с основополагающими ценностями современного конституционализма.
Осуществление же в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия является убедительным показателем зрелости и реального воплощения федеративных принципов построения Российского государства. В лице органов конституционной (уставной) юстиции российские регионы получают возможность цивилизованно в судебном порядке решать коллизионные вопросы, возникающие между двумя уровнями государственной власти, а также органами местного самоуправления.



Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015)
//Собрание законодательства РФ.- 1994. - № 13. -Ст. 1447.
3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014)// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. -Ст.1.
4. «По запросам Государственного Собрания Республики
Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 г. № 103-О // Сайт
Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения 10.11.2015).
5. «По запросам Государственного Собрания Республики
Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № 103-О // Сайт Конституционного Суда РФ
[Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана.
URL:http://www.ksrf.ru (дата обращения 10.11.2015).
6. «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 103-О // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.ksrf.ru (дата обращения 10.11.2015).
7. «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П // Сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения 10.11.2015).
8. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (принят АКЗС 26.05.1995) (ред. от 01.12.2015)//Алтайская правда.-1999.-№ 235.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ