Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)

Работа №91781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы организации социальной
адаптации молодых инвалидов 15
§ 1.1 Теоретический анализ подходов к исследованию инвалидности 15
§ 1.2 Понятие социальной адаптации молодых инвалидов 19
§ 1.3 Анализ нормативно-правовой базы социальной работы молодых инвалидов 26
Глава II. Опыт и пути совершенствования организации социальной адаптации молодых инвалидов на примере Центра инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете» 36
§ 2.1 Практика организации социальной адаптации студентов-инвалидов посредством деятельности центров инклюзивного образования в ВУЗах (на примере Учебно-методического центра высшего профессионального образования студентов с инвалидностью Томского политехнического университета и ограниченными возможностями здоровья и Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета) 36
§ 2.2 Сущность и содержание организации социальной адаптации молодых инвалидов в Алтайском государственном университете на примере Центра
инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете» 40
2.3 Результаты исследования 47
Заключение 65
Список литературы 72
Приложение 1 86


Инвалидность - это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности - это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться, становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками?
Сегодня, молодые инвалиды, в возрасте от 18 до 35 лет, которые занимают место между детьми и взрослыми в биологическом, но не в социальном отношении, считается наиболее социально активной и многообещающей с точки зрения социальной адаптации в целях дальнейшего развития трудового резерва прогрессивного общества. В нашем понимании условия «равной личности» отнюдь не всегда обосновывается возможностями самого лица использовать созданные условия.
Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.
Степень научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями отражены в работах Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.
Увеличение количества молодых инвалидов направило внимание учёных на изучение его экономических, правовых, социальных аспектов. Сегодня в Российской Федерации проводится существенная работа по анализу и нахождения решений совершенствования социальной адаптации молодых инвалидов. Теоретико-правовой фундамент исследования заложен в работах специалистов в области социального обеспечения населения - Н.Г. Александрова, В.С. Аракчеева, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, С.Ю. Головиной, С.Х. Джиоева, И.К. Дмитриевой, и др. Стремительно развиваются теории и технологии социальной работы, среди которых можно выделить публикации следующих ученых: В. Альперович, Н.И. Вшанова, СИ. Григорьева, О.С. Лебединской, А.С. Сорвиной, Ю.Б. Шеляг и многих других. Все стороны вопроса адаптации в общество исследовали такие учёные как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, В.Ю. Чукарев.
Объект: социальная адаптация молодых инвалидов.
Предмет: организация социальной адаптации молодых инвалидов в ВУЗе.
Цель: выявить механизмы организации социальной адаптации молодых инвалидов, обучающихся в Алтайском государственном университете, а также опыт и пути совершенствования социальной адаптации на примере Центра инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете».
Задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты подходов к исследованию понятия инвалидности;
2. проанализировать понятие социальной адаптации молодых инвалидов и изучить основные формы и методы социально адаптации молодых инвалидов;
3. провести анализ нормативно-правовой базы социальной работы защиты молодых инвалидов;
4. рассмотреть сущность и содержание организации социальной адаптации на примере работы центров инклюзивного образования Алтайского государственного университета, Томского политехнического университета и Тюменского государственного университета;
5. проанализировать мнения молодых инвалидов об успешности реализации форм и методов социальной адаптации в Алтайском государственном университете, а также выявить уровень осведомленности молодых инвалидов об организации социальной адаптации в Алтайском государственном университете;
6. выявить проблемы организации социальной адаптации, с которыми сталкиваются обучающиеся, имеющие нарушение здоровья, Алтайского государственного университета и специалисты, работающие в данной области при организации социальной адаптации молодых инвалидов.
Гипотезы:
1. Возможно, Центр инклюзивного образования Алтайского государственного университета находится на одной ступени прогрессивного развития форм и методов организации социальной адаптации студентов, имеющих ограничения здоровья, с Томским политехническим университетом и Тюменским государственным университетом;
2. Вероятнее всего, большинство студентов, имеющих ограничения здоровья, считают, что организация социальной адаптации в Алтайском государственном университете требует принятия дополнительных мер по устранению проблем;
3. Возможно, молодые инвалиды недостаточно осведомлены об основных формах организации социальной адаптации молодых инвалидов в Алтайском государственном университете;
4. Вероятно, первостепенной проблемой, с которой сталкиваются специалисты при организации социальной адаптации молодых инвалидов, является низкая степень доступности инфраструктуры.
5. Скорее всего, основной проблемой социальной адаптации молодых инвалидов в АлтГУ, с которой сталкиваются молодые инвалиды, является психологическое и социально-культурное препятствие.
В нашей стране проблемы молодых инвалидов мало исследованы по следующим причинам: отсутствие материалов, которые могли бы характеризовать нужды молодых людей рассматриваемой категории, социальную адаптацию и возможность существования в условиях современной рыночной экономики. Также, сведения социологических исследований говорят о достаточно серьезном ухудшении социально-экономического положения молодых инвалидов в меняющемся российском обществе.
Методы исследования:
• Методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение);
• Методы опроса: экспертный опрос и глубинное интервью;
• Метод качественной обработки результатов глубинного интервью;
• Метод вторичной обработки социологического исследования;
• Моделирование.
Теоретическая база исследования:
Теоретическая база исследования включает в себя:
1. Теоретико-методологической основой исследования выступает теория социального конструкционизма, развитая П. Бергером и Т. Лукманом, исследующая процессы, через которые каждый человек узнает, познает, формирует и интегрирует в традицию социальные феномены.
2. Теория социальной реакции, разработанная Г. Беккером и Э. Лемертоном, использует для обозначения лиц с ограниченными возможностями понятие «девианты».
3. Компетентностный подход позволяет предоставить взаимообусловенность уровня профессиональной подготовки специалиста как субъекта инклюзивной практики в высших учебных и средне-профессиональных заведениях.
4. Основные положения прав человека, закрепленные в международных документах, нормативно-правовых актах РФ и Алтайского края, а также в приказах и положениях ВУЗов.
Эмпирическая база исследования:
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют результаты проведенного пилотного исследования посредством глубинного интервью студентов с инвалидностью, обучающихся в Алтайском государственном университете, а также опроса экспертов, занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Содержательный анализ нормативно-правовых документов международного уровня, а также федеральных и региональных органов власти по социальной политике в области защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Полустандатизированное интервью с молодыми инвалидами, обучающимися в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».
3. Полустандатизированное интервью со специалистами, работающими по проблемам инвалидности в учебных заведениях высшего и средне-профессионального образования.
4. Статистические данные Министерства образования и науки РФ по Алтайскому краю, а также Федеральной службы государственной статистики Алтайского края.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы различными организациями по работе с людьми с ограниченными возможностями в качестве методического материала для дальнейшей деятельности. Также предоставленный путь совершенствования социальной адаптации может быть полезен для организации деятельности Центра инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете».
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная адаптация студентов с инвалидностью представляет собой специфический процесс преодоления социо-психо-физиологической недостаточности и формирования необходимых социальных качеств для развития и полноценного включения личности в жизнедеятельность современного социума.
2. Деятельность центров инклюзивного образования по организации
социально адаптации студентов, имеющих различную степень инвалидности, очень важна для современного образования в Российской Федерации. Центры помогают приобрести университету специализированное оборудование для обучения слепых, слабовидящих и слабослышащих студентов, организовать консультационную, организационно-содержательную и учебно-методическую поддержку образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение и помощь в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. В Алтайском государственном университете, как и в других университетах России, существует множество проблем, связанных с социальной адаптацией студентов с инвалидностью. Среди них проблемы в передвижении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой и культурной сферы; в трудоустройстве; в социально-психологической адаптации.
4. Согласно результатам проведенного социологического исследования, первостепенной проблемой, с которой сталкиваются специалисты при организации социальной адаптации молодых инвалидов, является низкая степень доступности инфраструктуры.
Результаты магистерской диссертации представлены на:
1. Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 2014). Тема доклада: «Инновационные технологии реабилитации в работе с детьми с особыми образовательными способностями»
2. II Азиатский студенческий форум «Кыргызстан-Азия-2015». (Кыргыстан, 2015). Тема доклада: «Поддержка молодежных добровольческих инициатив в работе с детьми с ослабленным здоровьем».
3. Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 2015). Тема доклада: «Клоунотерапия как технология социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в Алтайском крае».
4. Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук». (Томск, 2015). Тема доклада: «Инновационные технологии реабилитации в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями».
5. Всероссийская научная конференция Х Ковалевские чтения «Россия в современном мире: взгляд социолога». (Санкт-Петербург, 2015) Тема доклада: «Инновационные технологии реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
6. Научно-практический семинар «Поддержка молодежных добровольческих инициатив в работе с детьми с ослабленным здоровьем». (Барнаул, 2015). Тема доклада: «Синдром госпитализации инвалидов- первокурсников высшего учебного заведения: направления, технологии, способы преодоления».
7. Международная конференция молодых ученых Актуальные проблемы социальных наук. (Томск, 2016). Тема доклада: «Фототерапия как инновационная технология реабилитации детей с ограниченными возможностями».
8. IV Региональная научно-практическая конференция с международным участием «Теория и практика социальной работы: история и современность». (Барнаул, 2016) Тема доклада: «Нормативно-правовая база социальной защиты молодых инвалидов в Российской Федерации».
9. Азиатский студенческий форум ассоциации Азиатских университетов, секция: Добровольцы без границ. (Барнаул, 2016). Тема доклада: «Поддержка молодежных добровольческих инициатив в работе с детьми с ослабленным здоровьем».
10. Международная научная конференция «Российское
социологическое общество: история, современность, место в мировой науке (К 100-летию Российского социологического общества имени М.М. Ковалевского). (Санкт-Петербург, 2016). Тема доклада: «Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: специфика, проблемы и перспективы».
11. Научно-практический семинар «Социология в современном мире», посвящённый празднованию профессионального праздника «День социолога - 2016» на факультете социологии АлтГУ. (Барнаул, 2016). Тема доклада: «Проблемы внедрения инновационных технологий в социальную сферу».
12. XVIII Городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь-Барнаулу». (Барнаул, 2016) Тема доклада: «Роль социальной реабилитации в процессе адаптации молодых люде с ограниченными возможностями в оценках экспертов».
13. Научно-практический семинар «Основы Конституции РФ». (Барнаул, 2016) Тема доклада: «Социально-правовая защита молодых инвалидов в Российской Федерации».
14. IV Региональная молодежная конференция «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2017) Тема доклада: «Организация социальной адаптации молодых инвалидов в ВУЗах Алтайского края»
15. Международная научно-практическая конференция «Инновации в науке: вопросы теории и практики» (Костанай, Республика Казахстан, 2017) Тема доклада: «Организация социальной работы с детьми с инвалидностью в государственных учреждениях социального обслуживания населения РФ: теоретический аспект»
16. Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 2017). Тема доклада: «Фототерапия как инновационный вид технологии реабилитации детей с особыми потребностями»
17. Международная научно-практическая конференция «Современные траектории развития социально сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы» (Ставрополь, 2017). Тема доклада: « Роль социокультурной реабилитации в процессе адаптации молодых людей с ограниченными возможностями на примере Алтайского края в примерах экспертов»
18. Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 2017). Тема доклада: «Основные тенденции организации социальной работы с лицами с ограниченными возможностями в Алтайском крае»
19. X Международная научно-практическая конференция «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» (Барнаул, 2017). Тема доклада: «Роль социокультурной реабилитации в процессе адаптации молодых людей с ограниченными возможностями в оценках экспертов»
20. Научная конференция IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года «Глобальные социальные трансформации ХХ - начала ХХI вв. (к 100-летию
Русской революции)» (Санкт-Петербург, 2017). Тема доклада:
«Социокультурная реабилитация в процессе адаптации молодых людей с особыми потребностями на примере Алтайского края: роль, оценка экспертов и перспективы»
Материалы исследования и анализ результатов изложены в следующих публикациях автора:
1. Бабушкина Е.В., Антонович И.В. Инновационные технологии реабилитации в работе с детьми с особыми образовательными способностями
/ Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 11-14 ноября, 2014. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 2906 с.
2. Бабушкина Е.В., Антонович И.В. Социальная помощь лицам с ограниченными возможностями в дореволюционной России / Труды молодых ученых Алтайского государственного университета : материалы Первой региональной молодежной конференции «Мой выбор — НАУКА!», XLI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. — Вып. 11. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 592 с.
3. Бабушкина Е.В., Антонович И.В. Социальная помощь инвалидам в
разные исторические периоды / Студенческие исследования: сборник
научных статей / под общ. ред. Т.А. Мазайлова Вып. 19 - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2014. - 142 с.
4. Бабушкина Е.В., Антонович И.В. Клоунотерапия как технология социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в Алтайском крае / Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - 3797 с.
5. Бабушкина Е.В., Антонович И.В., Домашев А.Н., Тамразян Н.А. Инновационные технологии реабилитации в социальной работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья / Актуальные вопросы
социальной работы с различными группами населения. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 09 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. Сб. Кировская государственная медицинская академия. - Киров, 2015. - 368 с.
6. Бабушкина Е.В., Тамразян Н.А. Клоунотерапия как технология социально-психологической реабилитации детей в алтайском крае / Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2015. — 2248 с.
7. Бабушкина Е.В. Нормативно-правовая база социальной защиты молодых инвалидов в Российской Федерации / Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ. ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой. - Электрон. текст. дан. (3 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2016. -1 эл. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC Intel Pentium 1ГГц, 256 Мб RAM; 30 Мб свобод. диск. пространства; CD-ROM; ОС Windows XP и выше; Adobe Reader. - Загл. с экрана.
8. Бабушкина Е.В. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: специфика, проблемы и перспективы / Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке/Материалы научно конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года./Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт,2016.-410-412 с.
9. Бабушкина Е.В. Роль социокультурной реабилитации в процессе адаптации молодых людей с ограниченными возможностями на примере Алтайского края в примерах экспертов /Современные траектории развития социально сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 15 декабря 2016 г.)/ под общ. ред. В.И. Кошель.- Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017.-214с.
10. Бабушкина Е.В. Социокультурная реабилитация в процессе
адаптации молодых людей с особыми потребностями на примере Алтайского края: роль, оценка экспертов и перспективы / Глобальные социальные
трансформации ХХ - начала ХХ! вв. (к 100-летию Русской революции)/ материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года/ Отв.редактор: Ю.В.Асочаков. СПб.: Скифия-принт,2017.-1568 с.
11. Бабушкина Е.В. Фототерапия как инновационный вид технологии
реабилитации детей с особыми потребностями / Сборник научных статей
международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования»-2017 [Электронны ресурс]/ АлтГУ: отв.ред. Е.Д. Родионов. - Электрон.текст. дан (250 Мб).-Барнаул,2017.-1 электрон.опт. диск (DVD). Систем. требования:РС, Intel 1 Ггц, 512 Мб опер. памяти:300 свобод. диск. пространства: DVD-R OC Windows 7 и выше; ПО для чтения pdf-фалов.- Загл. с экрана
12. Бабушкина Е.В. Основные тенденции организации социальной работы с лицами с ограниченными возможностями в Алтайском крае/ Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования»-2017 [Электронны ресурс]/ АлтГУ: отв.ред. Е.Д. Родионов. - Электрон.текст. дан (250 Мб).-Барнаул,2017.-1 электрон.опт. диск (DVD). Систем. требования: РС, Intel 1 Ггц, 512 Мб опер. памяти:300 свобод. диск. пространства: DVD-R OC Windows 7 и выше; ПО для чтения pdf-фалов.- Загл. с экрана
Структура и объем работы:
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 90 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инвалидность как социальное явление современного Российского общества становится проблемой не одного человека, и даже не части населения, а всего общества в целом. Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учете того факта, что они значительно труднее адаптируются к социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они оказались самой малообеспеченной частью населения. Таким образом, социальная работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья - это одно из сложных задач Российской социальной политики. Она не может решить проблему ограниченности физического здоровья, но она может облегчить социальное, социально-культурное, психологическое и педагогическое здоровье человека с особыми потребностями.
Эволюция социальной работы с людьми с особыми потребностями зависела от политической, экономической и социальной ситуации в стране. Так, до XVIII века таким людям не оказывалась помощь, лишь при Екатерине Великой началась тенденция благотворительности и меценатства. Изменения в социальной защите и социальной работе с данной категорией пришли со становлением современной России. Сравнительно недавно общественность стала задумываться о толерантности и всеобщей равности ко всем жителям нашей многонациональной страны. Начинается работа по преодолению проблем социальной дезадаптации людей с особыми потребностями в обществе.
Но экономическая нестабильность в России усугубила положение данной категории населения. Для большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы включиться в социально-активную жизнь общества, им необходимо преодолеть множество социально-психологических и физических барьеров, а также сталкиваются с той или иной трудностью и формой дискриминации со стороны общественности. Так называемый «доступный транспорт» не доступен для данной категории либо из-за его отсутствия, либо из-за дороговизны, поэтому для многих молодых людей, испытывающих трудности при передвижении в связи с нарушениями опорно-двигательной системы, слуха или зрения, часто просто трудно или невозможно выйти из дома. Молодые инвалиды сталкиваются с барьерами, стоящими перед возможностью получить образование и устроиться на работу. Дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно - молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам. Но тем не менее государство старается снизить уровень дезадаптации и различных барьеров путем реализации государственных целевых программ для лиц с ограниченными возможностями. Социальная политика определяет возможности и перспективы социальной адаптации и реабилитации молодых людей с особыми возможностями. Социокультурная реабилитация может оказывать существенное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое внимание и значение она оказывает на молодых инвалидов.
Важный фактор социализации личности молодых людей с проблемами физического здоровья, является обучение в образовательных учреждениях. В данной среде общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-либо учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Необходимость развития инклюзивного образования заложена в общегосударственном проекте «Наша новая школа», основанном в соответствующей части на более раннем проекте 1992 года «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Имеется в виду их интеграция в полноценную общественную и социально-культурную жизнь. С учетом вышесказанного вузы, включая Алтайский государственный университет, объективно вовлекаются в процесс формирования инклюзивного образования. В данной работе рассмотрели нормативно-правовую базу, регламентирующую сферу инвалидности в Российской Федерации, и сделан вывод, что на практике отсутствует оптимальный механизм реализации законодательства, что затрудняет развитие нашего государства как социального.
Изучив проблемы социальной адаптации молодых людей с
ограниченными возможностями, обучающимися в Алтайском государственном университете, были выделены основные направления работы университета:
❖ создание системы социальной адаптации и поддержки молодых инвалидов, включая и членов их семей;
❖ формирование профильных реабилитационных центров, в которых решались бы задачи социальной помощи, общения, создание благоприятных условий для каждого члена организации по реализации своих возможностей и для развития своих способностей, улучшение физического и психологического здоровья молодых инвалидов и их семей;
❖ развитие открытого социокультурного пространства, вовлечение волонтеров, учащихся психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;
❖ создание системы социальной помощи находящихся дома (лежачих, колясочников, молодёжь с тяжелыми заболеваниями);
❖ проведение работы по профессиональному самоопределению молодых инвалидов на основании имеющихся знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития.
Была проанализирована сущность и содержание организации социальной адаптации в Алтайском государственном университете на примере Центра инклюзивного образования. Выделены перспективные направления деятельности в рамках реализации высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сравнен механизм организации социальной адаптации молодых инвалидов центров инклюзивного образования Алтайского государственного университета, Томского политехнического университета и Тюменского государственного университета. По результатам сравнения, выяснилось, что Центр инклюзивного образования Алтайского государственного университета находится на разных ступенях развития форм и методов организации социальной адаптации студентов, имеющих ограничения здоровья.
По результатам социологического исследования, мнения студентов с нарушениями здоровья разделяются на две стороны. Некоторые считают, что свободный доступ к объектам социально-бытовой и культурной сферы общественной жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья закрыт. Другие, наоборот, участвуют в различных сферах студенческой жизни не только университета, но и далеко за его пределами. Доступность качественного высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья снижается в отсутствие так называемой реабилитационной компоненты высшего образования, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований. Академический опыт студентов-инвалидов сильно различается от вуза к вузу и от факультета к факультету, так в процессе беседы со студентами-инвалидами, некоторые из них говорили, что отношение преподавателей к ним крайне не приемлемо, они относятся к студентам, имеющих инвалидность, как к «маленьким детям», которые ничего не могут делать сами. Отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как определяется инвалидность, от индивидуальных качеств и опыта студентов и преподавателей, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя.
Благодаря государственной программе «Доступная среда для инвалидов», работают телеканалы с сурдопереводом, на улицах города Барнаула появились светофоры со звуковыми сигналами, а в нашем университете появились таблички и указатели для инвалидов с различными нарушениями здоровья, студенты-инвалиды все больше принимают участие в массовых общественных, культурных и спортивных мероприятиях, проходит обучение, повышение квалификации и стимулирование к профессиональной деятельности.
В ходе экспертного опроса было выявлено, что процесс социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза предлагается подразделять на три основных компонента - пространственный, образовательный и социально-психологический. Несмотря на взаимосвязь выделенных компонентов, последний представляется наиболее значимым, так как на основе социального восприятия лиц с инвалидностью формируются мероприятия по адаптационной деятельности данной категории в системе вуза. В структуре современного общества в силу его многообразия находят распространение элементы противоположных моделей инвалидности, сформированных в разные исторические периоды, но на социально-политическом уровне допускается господство единой парадигмы. К числу основных факторов-стрессоров в процессе социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям университета относятся барьеры среды - низкая степень доступности пространства и организации среды жизнедеятельности, а также социальные барьеры, обусловленные отличием образа жизни инвалидов и их сверстников. Помимо доступности инфраструктуры корпусов и учебных аудиторий университета многие специалисты отметили, что большую роль в социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов имеют социально-психологические программы, направленные на организацию успешного процесса социальной адаптации. В такие программы входит и довузовская подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой обученные специалисты и преподаватели из Алтайского государственного университета посещают специальные коррекционные общеобразовательные школы-интернаты для лиц с ОВЗ, которые располагаются на территории Алтайского края. Во время работы в рамках социально-психологической программы дети-инвалиды получают подробную информацию об условиях и специальных возможностях поступления в высшее учебное заведение.
Заключения экспертов-специалистов, связанные в силу своей повседневной профессиональной деятельности с изучением проблемы инвалидности в ВУЗах, дали надежную и точную картину, не уступающие по своей достоверности массовым количественным методам исследования.



1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 26 января. - № 4. - ст. 445.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 27 ноября. - № 48. - ст. 4563.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 1999. -19 июля. - № 29. - ст. 3699.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - 17 декабря. - № 51. - ст. 4831.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 30 декабря. - № 295.
Монографии и учебная литература:
1. Абрамова, Е. Р. Разработка педагогического обеспечения как основа интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в вузе / Е. Р. Абрамова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2012. - № 649. - С. 84-93.
2. Абрамова, Е. Р. Социальная реабилитация и интеграция молодых инвалидов в общество / Е. Р. Абрамова // Профилактика зависимостей. - 2014. - № 1-2. - С. 67-69.
3. Албегов, Ф. Г. Вовлечение молодых инвалидов в публичную политику как одна из задач современного российского общества / Ф. Г. Албегов, И. С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. - 2014. - № 13. - С. 5-7.
4. Албегова, И. Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / И. Ф. Албегова, И. С. Корешкова // Социальные и гуманитарные знания. - Ярославль, 2017. - Т. 3, № 1. - С. 50-54.
5. Албегова, И. Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / И. Ф. Албегова, И. С. Корешкова // Социальные и гуманитарные знания. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 50-54.
6. Албегова, И. Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И. Ф. Албегова, И. С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. - Ярославль, 2016. - № 15 (15). - С. 23-26.
7. Аничкин Е.С. Перспективные направления внедрения инклюзивного образования в Алтайском Государственном Университете - Вестник Высшей Школы №10, октябрь 2013 - Барнаул. - 119-120 с.
8. Анищева, Л. И. Движение "Абилимпикс" как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола "Перспективы развития движения "Абилимпикс" в Воронежской области") // Л. И. Анищева, Ю. Б. Ащеулов, Р. И. Остапенко // Государственный советник. - Воронеж, 2016. - № 4 (16). - С. 60-65.
9. Арешин, А. А. Социальная адаптация молодых инвалидов на основе дистанционных технологий / А. А. Арешин // Точки над Ё. - 2012. - № 3 (4). - С. 43-46.
10. Аспекты многопрофильной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации / В. Г. Калоерова, А. Г. Селезнев, Л. П. Середенко [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков, 2007. - № 5. - С. 209-213.
11. Баталова, А. Н. Использование потенциала молодого человека с ограниченными возможностями в процессе социального управления / А. Н. Баталова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Тольятти, 2011. - № 1. - С. 165-169.
12. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. - 2015. - № 3 (10) - 8. - С. 28-29.
13. Белова, Ю. А. Средовой фактор комплексной адаптации студентов с ограниченными возможностями по здоровью в условиях вуза / Ю. А. Белова, В. В. Мирошников // Дизайн-образование: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / отв. ред. М. Н. Марченко - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2016. - С. 26-31.
14. Белозерова, Е. В. Профессиональная реабилитация инвалидов / Е. В. Белозерова // Человеческие ресурсы. - Саратов, 2013. - № 1. - С. 29-31.
15. Бибикова, Н. В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями / Н. В. Бибикова // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2014. - № 4. - С. 614.
16. Бочаров, В. Ю. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие. - 2-е изд. - Москва : "Дашков и К", 2008. - 216 с. : рецензия / В. Ю. Бочаров, Е. И. Холостова, // Журнал исследований социальной политики. - Москва, 2008. - Т. 6, № 3. - С. 423-429.
17. Брянцева, М. В. Проблемы социальной политики в отношении молодых инвалидов на рынке труда / М. В. Брянцева // Социальная политика и социология. - 2011. - № 10 (76). - С. 82-88.
18. Бумаженко, Н. И. Исследование эффективности межведомственного взаимодействия по социальной интеграции молодых инвалидов в общество / Н. И. Бумаженко // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании : материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию РГУ им. С. А. Есенина / отв. ред. Л. А. Байкова, Н. А. Фомина, А. Н. Сухов. - Рязань, 2015. - С. 102-106.
19. Бурнацев, А. Т. Современные проблемы социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А. Т. Бурнацев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-6. - С. 29-31.
20. Воеводина, Е. В. Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект / Е. В. Воеводина // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 9-14.
21. Воеводина, Е. В. Роль высшего образования в повышении реабилитационного потенциала инвалидов / Е. В. Воеводина Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2014. - № 6 (47). - С. 33-41.
22. Гильмутдинова, В. Р. Социальная реабилитация молодых инвалидов / В. Р. Гильмутдинова, М. В. Брянцева, А. В. Брянцева // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Курск, 2016. - С. 57-61.
23. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 39-50.
24. Г ришко, Н. А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе политической социализации / Н. А. Гришко // Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1. - С. 138-141.
25. Грушецкая, И. Н. Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов / И. Н. Грушецкая // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - Т. 16, № 3. - С. 170-172.
26. Гусак, Ю. Л. Информация по организации и осуществлению мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов в СПБ ГБУ "Центр социальной реабилитации инвалидов" / Ю. Л. Гусак, Е. Р. Гудкова, С. И. Лошак // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. М. Кобрина. - Санкт-Петербург : Ленинградский гос. ун-т, 2017. - С. 15-21.
27. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-1. - С. 190-200.
28. Дорожная карта развития инклюзивного образования: Алтайский государственный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.asu.ru/education/inclusive/(Дата обращения 11.12.2017)
29. Доступное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.asu.ru/education/inclusive/documents/17398/ (Дата обращения
09.05.2017)
30. Ерофеева, А. О. Влияние интернет-коммуникаций на адаптацию молодых инвалидов / А. О. Ерофеева // Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы. - Ярославль, 2017. - С. 21-23.
31. Загорулько, Р. В. Инновационные подходы в решении социальных проблем молодых инвалидов / Р. В. Загорулько, Т. В. Коснаревич, М. И. Дедуль // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XX (67) региональной науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов : в 2 т. Т. 1 / гл. ред. И. М. Прищепа. - Витебск, 2015. - С. 89-91.
32. Инклюзивное образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asu.ru/education/inclusive/(Дата обращения 09.05.2017)
33. Калимуллина, Э. Р. Современное состояние и пути совершенствования системы социальной защиты молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями / Э. Р. Калимуллина // Вестник Башкирского университета. 2007. - Т. 12, № 2. - С. 93-95.
34. Кирилюк, О. М. Социальная реабилитация как способ социальной интеграции инвалидов в общество / О. М. Кирилюк // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 11, № 1. - С. 72-75.
35. Кичерова, М. Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М. Н. Кичерова // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - № 5-1 (55). - С. 132-142.
36. Коваленко, Ю. А. Важность освоения коммуникативных навыков среди молодежи с ограниченными возможностями / Ю. А. Коваленко, Ю. А. Фортыгина, Ан. Д. Казанцев // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - № 1-2. - С. 62-65.
37. Колесник, Ю. А. Социальная реабилитация инвалидов / Ю. А. Колесник // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков, 2008. - № 11. - С. 178-182.
38. Корепанова, Ю. А. Социализация личности студентов с ограниченными жизненными возможностями средствами физической культуры и спорта / Ю. А. Корепанова, А. П. Морозов, В. Д. Паначев // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - Омск, 2016. - Т. 10, № 2. - С. 45-49.
39. Ларионова, Т. П. Профессиональная реабилитация как фактор влияния на качество жизни инвалидов / Т. П. Ларионова // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. - 2009. - № 2. - С. 4-7.
40. Лошакова, И. И. Проблемы доступности высшего образования для социально уязвимых групп / И. И. Лошакова // Право и образование. - 2003. - № 3. - С. 78-88.
41. Мацукевич, О. Ю. Творчество в социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов / О. Ю. Мацукевич // Культура и образование. - 2014. - № 3 (14). - С. 87-92.
42. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 575 с.
43. Мелина, Е. В. Особенности профориентационной работы с молодыми инвалидами с учетом их нозологий / Е. В. Мелина // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2. - С. 643-650.
44. Миндель, А. Я. Инновации в социализации молодых инвалидов / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 9. - С. 20¬22.
45. Молодые инвалиды на рынке труда / Е. В. Олейник, М. П. Каукина // Молодежь в современном обществе : сб. материалов всерос. заоч. науч.-практ. конференции. / под ред. С. А. Бурилкиной, Б. Т. Ищановой, О. Л. Потрикеевой [и др.]. - Магнитогорск, 2015. - С. 195-202.
46. Морозова, Е. А. Занятость молодых инвалидов: региональный аспект / Е. А. Морозова // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. - 2016. - № 2. - С. 56-63.
47. Никитинская, А. А. Динамика изменения личности молодых инвалидов в условиях инклюзивной культурной среды / А. А. Никитинская, В. Н. Поникарова // Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. Л. Лехановой. - Череповец, 2016. - С. 175-179.
48. Никитинская, А. А. Инклюзивное танцевальное партнёрство как средство социокультурной интеграции молодых инвалидов / А. А. Никитинская, О. Л. Леханова // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2016. - С. 743-748.
49. Новикова, И. А. Совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов в учреждениях медико-социальной реабилитации / И. А. Новикова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9, Исследования молодых ученых. - 2011. - № 9. - С. 128-129.
50. Новикова, К. Н. Реабилитация инвалидов - критерий социальной безопасности государства / К. Н. Новикова // Право и безопасность. - Москва, 2010. - № 2. - С. 70-73.
51. Новожилова, О.В. Инвалид на рынке труда / О.В. Новожилова // Социологические исследования. - 2011. - №2. - С.130-134
52. Образование и молодые инвалиды / Ю. Н. Мануйлова, Е. А. Мартынова, В. Н. Севастьянов [и др.] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2000. - Т. 8, № 1. - С. 48-49.
53. Общая численность инвалидов по группам инвалидности:
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/(Дата обращения 1.06.2017)
54. Олейник, Е. В. Молодые инвалиды на рынке труда // Е. В. Олейник, М. П. Каукина // Молодежь в современном обществе : сб. материалов всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. С. А. Бурилкиной, Б. Т. Ищановой, О. Л. Потрикеевой [и др.]. - Магнитогорск, 2015. - С. 195-202.
55. Осадчих, А. И. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов / А. И. Осадчих // Соц. Работа. - 2012. - № 1. - С. 19-22
56. Отчеты по контингенту// Тюменский государственный университет
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.utmn.ru/o-
80 tyumgu/organizatsionnaya-skhema-tyumgu/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/otdel-po-rabote-s-kontingentom/otchety/ (Дата обращения 21.12.2017)
57. Плис, В. П. Системно-индивидуальный подход в профессиональной реабилитации инвалидов / В. П. Плис, Е. Г. Цветкова, С. Е. Чайкина // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. - Санкт-Петербург, 2015. - № 6. - С. 202-212.
58. Пугачев, А. С. Инновации в предпринимательской подготовке молодых инвалидов / А. С. Пугачев // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 5. - С. 8-9.
59. Пугачев, М. В. Организация учебного процесса в вузах РФ для студентов с ограниченными возможностями здоровья, включая адаптивную физическую культуру / М. В. Пугачев // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры: сб. материалов V Междунар. студенческой науч.-практ. конф. - Новосибирск: Центр научного сотрудничества, 2016. - С. 198-202.
60. Реабилитация, социализация и интеграция инвалидов в общество: учеб. пособие : аннотация / С. Т. Кохан, Ю. Ю. Шурыгина, А. В. Патеюк [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Пенза, 2013. - № 2. - С. 66-67.
61. Рокотянская, Л. О. Социализирующая деятельность вуза как фактор личностного и профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л. О. Рокотянская // Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (30). - С. 71-76.
62. Романович, Н. А. Содействие профессиональному самоопределению молодых инвалидов как важное условие сохранения здоровья/ Н. А. Романович // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 13. - С. 89-93.
63. Романович, Н. А. Формирование способности к профессиональному самоопределению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе освоения адаптированной образовательной программы профессионального образования / Н. А. Романович // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Новосибирск: Центр научного сотрудничества, 2014. - № 29. - С. 94-100.
64. Румянцева, О. М. Социокультурная реабилитация молодых инвалидов с помощью спорта / О. М. Румянцева // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки "Социальная работа." Материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием ; Мордовский гос. ун-тет им. Н. П. Огарева, Историко¬социологический ин-тут, каф. социальной работы ; под общ. ред. Л. И. Савинова. - Саранск, 2015. - С. 196-198.
65. Сабанов, З. М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе / З. М. Сабанов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти: Ин-т направленного образования, 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 293-296.
66. Сабанов, З. М. Социально-экономическая адаптация инвалидов / З. М. Сабанов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти : Ин-т направленного образования, 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 345¬348.
67. Салимгараева, А. Р. Положение молодых инвалидов в РФ и технологии поддержки молодых инвалидов в деятельности социальных служб РФ / А. Р. Салимгараева // Электронный научный журнал. - Люберцы, 2016. - № 10-2 (13). - С. 241-244.
68. Селезнева, Е. В. Основные аспекты социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях профессионального образования / Е. В. Селезнева // Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран : сб. мтериалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. П. Краснощеченко. - Калуга : Изд-во Калужского гос. ун-та, 2017. - С. 235-242.
69. Сивцев, В. С. Реабилитация молодых инвалидов через креативный радиотеатр / В. С. Сивцев // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - Новосибирск, 2012. - № 9-1. - С. 63-66.
70. Сиюткина, А. Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства / А. Л. Сиюткина // Современные научные исследования. - Кисловодск, 2012. - № 4 (1). - С. 1-6.
71. Сиюткина, А. Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства / А. Л. Сиюткина // Современные научные исследования. - Кисловодск, 2012. - № 5 (2). - С. 8.
72. Соловьева, Н. А. Социальная поддержка молодых инвалидов как одно из направлений современной социальной политики / Н. А. Соловьева, И. С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. -2015. - № 14. - С. 70-74.
73. Суслова, Т. Ф. Профориентация молодых инвалидов в теории и на практике / Т. Ф. Суслова // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3-2 (95). - С. 218-226.
74. Сухих, В. Г. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов / В. Г. Сухих, И. М. Терюханова // Социологические исследования. - 2013. - №10. - С. 143-146.
75. Терюханова, И. М. Профессиональная реабилитация инвалидов как эффективное средство их интеграции в общество / И. М. Терюханова // Демографхя та сощальна економхка. - Киев, 2007. - № 1. - С. 142-150.
76. Трифоненкова, З. К. Социальные квартиры в системе социализации молодых инвалидов / З. К. Трифоненкова // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. - Санкт-Петербург, 2015. - № 6. - С. 178-185.
77. Тюшкевич, Н. Г. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов в РФ / Н. Г. Тюшкевич // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - Новосибирск, 2012. - № 9-1. - С. 178-182.
78. Факты и цифры// Томский политехнический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //tpu. ru/university/meet-tpu/facts(Дата обращения 01.03.2018)
79. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/(дата обращения 30.01.2018)
80. Федосеева О.А. Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Молодой учёный. — 2013.— №02 (49) М.: ООО «Издательство Молодой учёный». 2013. — С. 314 — 316.
81. Фетисова, А. В. Взаимодействие молодых людей с ограниченными возможностями с обществом в условиях социальной идентификации / А. В. Фетисова // Science Time. - Казань, 2015. - № 1 (13). - С. 465-468.
82. Фетисова, А. В. Нормативно-правовые основы организации работы с молодыми инвалидами / А. В. Фетисова // Science Time. - Казань, 2016. - № 4 (28). - С. 861-866.
83. Фетисова, А. В. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в общество посредством развития сферы культурного досуга как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики / А. В. Фетисова // Science Time. - Казань, 2014. - № 10. - С. 365-377.
84. Харитонова, Ю. Н. Совершенствование системы социальной поддержки инвалидов в России на современном этапе / Ю. Н. Харитонова, Д. Б. Майоров // Новая наука: От идеи к результату. - Уфа, 2016. - № 10-1. - С. 204-207.
85. Холостова, Е. И. Г енезис социальной работы в России : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2015. - 231 с.
86. Холостова, Е. И. Российская энциклопедия социальной работы : энциклопедия / Е. И. Холостова. - Москва : Дашков и К, 2016. - 1032 с.
87. Холостова, Е. И. Социальная работа и социальная сплоченность общества : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - Москва : Дашков и К, 2017. - 128 с.
88. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова.
- 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2013. - 240 с.
89. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учеб. для бакалавров / Е. И. Холостова. - Москва : Юрайт, 2016. - 905 с.
90. Холостова, Е. И. Социально-ориентированные некоммерческие организации : учеб. пособие : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - Москва : Дашков и К, 2017. - 181 с.
91. Холостова, Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации : энциклопедия / Е. И. Холостова. - Москва : Дашков и К, 2016. - 552 с.
92. Хужина Р.Д., Испулова С.Н. Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf(дата обращения: 31.01.2018)
93. Чуксина, В. В., Комиссаров, Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Извест. Иркут. госуд. экономич. акад. - 2015. - № 1. - Том 25. - С. 126-134.
94. Шадрин, В. А. Организация образовательной среды профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Шадрин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 166-171.
95. Шаровская, А. В. Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект / А. В. Шаровская // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 16. - С. 41-45.
96. Шуайпова, П. Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства / П. Г. Шуайпова // Юридический вестник ДГУ. - 2015. - № 3. - С. 95-99.
97. Яковлев, В. А. Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов / В. А. Яковлев, Ю. Б. Ланд // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - Москва, 2010. - № 2. - С. 95¬101.
98. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург: Изд-во «Питер», 2004. — 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ