Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №91779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Особенности функционирования региональных представительных органов государственной власти 9
1.1. Региональные парламенты как ключевой компонент в системе
представительства 9
1.2. Региональные парламенты как центры принятия решений 25
1.3. Процесс формирования региональных парламентов, последующая
эволюция представительных органов в субъектах РФ 36
Глава 2. Влияние особенностей формирования, а так же факторов политического и социально-профессионального состава национальных региональных ассамблей Сибирского федерального округа, на организацию процесса принятия решений 45
2.1. История и специфика становления парламентов в национальных
регионах Западной Сибири 45
2.2. Динамика социально-профессионального состава региональных
парламентов 58
2.3. Динамика политического состава региональных парламентов 67
Заключение 73
Список использованных источников и литературы. 78


Актуальность темы исследования. Необходимость анализа региональных парламентов национальных республик, в качестве представительных органов власти, связана прежде всего с трансформацией на рубеже XX-XXI вв. российской политической системы, составным элементом которой неизменно являются данные национальные регионы. Переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной сопровождается переоценкой функциональных возможностей классических институтов представительной демократии и поиском новых форм участия граждан в процессе принятия решений. И хотя на данный момент реализация теории электронной модели демократии на практике представляется весьма затруднительной, однако поиск новых форм участия населения в общественно-политической жизни страны не прекращается. Эти факты, как нельзя лучше актуализируют необходимость анализа эффективности региональных легислатур, в целях их последующего совершенствования.
Кроме того, исследование проблем представительства детерминировано значительным количеством научных исследований, которые впрочем до сих пор в основной своей массе ориентирована на федеральный уровень, в то время как исследований посвященных национальным республикам крайне мало. Во многом данная тенденция вытекает из специфики самих национальных регионов и того факта, что они отнесены исследователями в число субъектов с так называемой «особой электоральной культурой», характерной именно для территорий компактного проживания того или иного этноса. Между тем данные ассамблеи, наряду с другими органами государственной власти и регионами в общем и целом включены в систему социального управления, а потому достойны весьма пристального исследовательского анлиза. Так же, коллегиальный характер данных центров принятия решений должен предполагать конкуренцию различных идей и проектов, делать возможной трансформацию интересов избирателей, политических акторов в законодательные нормы и программы развития конкретной территории, учитывающие ее социально¬экономические, демографические, культурные и национальные особенности. Плюс ко всему вышесказанному, статус региональных ассамблей постоянно меняется, особенно относительно других властных органов и делает необходимым изучение особенностей реализации ими функции социально¬политического представительства на различных этапах трансформации российской политической системы. В связи со сказанным изучение тенденций развития региональных парламентов национальных республик входящих в состав Сибирского федерального округа в качестве элемента системы государственного управления и особенностей реализации ими функции социально-политического представительства в 1990-2014-е гг. является актуальным и требует дополнительного осмысления.
Степень научной разработанности проблемы. Об актуальности темы представительства и постоянном интересе к ней говорит непрекращающийся научный дискурс, который наблюдается в научно-исследовательских кругах. Существует анализ представительства национальных региональных парламентов, входящих в Состав сибирского округа, но комплексных исследовательских работ изучающих социально-политическое представительство данных национальных субъектов представлен не так широко, в силу своих особенностей.
В целом, исследованию теоретических воззрений мыслителей в различных временных рамках на проблему представительства и систематизации полученных результатов посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Таких как А. Бирч, Б. Манен и Н. Урбинати, Л.И. Никонова, Е.Л. Сысолятина Н.А., Филиппова, М. Бри, В.Я Гельман, А.Ф. Иванова, Р.Ф. Туровский, Садовникова, С.В. Устименко, А.Д. Хлопин, все эти исследователи внесли большой вклад в изучении законодательных органов государственной власти и представительства РФ. А.С. Железняков, Литвинова Т.Н., занимаются анализом представительных органов и динамики его состава в национальных республиках, по большей части
рассматривая республику Бурятия. Значительная часть исследований посвящена проблемам представительства на современном этапе развития российского государства. Так, конституционно-правовые основы функционирования системы народного представительства в России явились предметом/объектом исследований П.А. Астафичева, А.К. Глухаревой, С.В. Масленниковой. Несмотря на значительное количество исследователей, освещавших данную проблематику, наиболее качественной работой, на взгляд автора, является исследование парламентов субъектов Сибирского федерального округа и функций социально-политического представительства, которое было проведено А.И. Девятияровой и Я.Ю. Шашковой. В их работах наиболее комплексно и в максимальной степени полно были рассмотрены проблемы и особенности развития парламентов в Российской Федерации, а также вопросы представительства интересов граждан в них, что обусловило обращения к ним в качестве базы для написания выпускной квалификационной работы.
Объектом данного исследования выступают региональные парламенты национальных республик Сибирского федерального округа (Республики: Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия), как элемент системы государственного управления и институт представительства.
Предметом исследования является - процесс реализации законодательными органами власти субъектов РФ функции социально-политического представительства в условиях правовых и институциональных трансформаций 1990-2014-х гг. на примере четырех национальных республик Западной Сибири.
Целью исследования является выявление механизмов, особенностей и тенденций реализации функции социально-политического представительства национальными региональными парламентами РФ на примере национальных республик СФО, оценка степени влияния партий и групп интересов на их законодательную деятельность. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: - определение специфики национальных региональных парламентов как центров принятия управленческих решений; - исследование влияния трансформации институциональной среды на формирование законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 2000¬2014-е гг., выявить специфику данного процесса в национальных регионах Сибири, учитывая их особенности.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для осмысления трансформации функции представительства в региональных ассамблеях национальных республик СФО; служить основанием для дальнейших научных разработок проблематики представительства и регионального парламентаризма. Положения и выводы выпускной квалификационной работы могут применяться при корректировки избирательных и законотворческих стратегий политических партий и их представителей, для анализа существующих реалий по представительству народных интересах в законодательных органах на местах, так же данная работа может быть полезной для расширения научной базы о социально-политическом представительстве в региональных парламентах национальных республик Сибирского федерального округа.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Апробация работы. Накопленный и проанализированный материал по исследуемому вопросу прошел апробацию в данных изданиях:
1. «Функция социально-политического представительства
региональных парламентов (на примере национальных республик Сибирского федерального округа)» в издании «Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития современного общества в XXI веке» Международная научно-практическая конференция (Воронеж, 2016);
2. «Трансформация функции представительства региональных законодательных оранов власти, через призму реформирования законодательства РФ (на примере национальных регионов СФО)» // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 46; URL: http://novainfo.ru/article/5956
Методы исследования: - метод сетевого и институционального анализа применялся при исследовании особенностей формирования региональных парламентов в национальных республиках Сибирского федерального округа, динамики их политической и организационной структуры и характеристик процесса принятия решений в рамках данных органов власти; - анализ статистических данных использовался при работе с данными электоральной статистики; - данные о социально-демографическом и политическом составе региональных парламентов были получены методами анализа сводных данных и анализа биографий депутатов; - нормативно-правовой анализ применялся при работе с правовыми актами; - сравнительный анализ дал возможность выявить общие тенденции формирования заксобраний регионов Западной Сибири и реализации ими функции социально-политического представительства, а исторический анализ помог проследить динамику трансформации представительства в рассматриваемых нами субъектах, опираясь на исторический опыт.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990- гг. по 2014 год и соответствуют периоду становления, развития и деятельности региональных парламентов национальных республик. Установление нижней границы имеет непосредственную привязку к историческим событиям определяющие дальнейший ход истории в национальных республиках, в том числе и принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, закрепившей новую систему органов государственной власти и местного самоуправления на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, институт свободных выборов. Определение верхней границы связано с учетом формирования региональных легислатур в рассматриваемых нами субъектах, и последние созывы в данном случае были сформированы в 2013 - 2014 гг.
Территориальные рамки исследования. Анализ особенностей и тенденций реализации функции социально-политического представительства региональными парламентами осуществляется на примере четырех национальных субъектов Сибирского федерального округа - Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакассия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования представительных органов национальных республик Сибирского Федерального округа во многом обусловлена наличием специфических черт, отличающих законодательные органы данных субъектов, как представительных органов власти, от аналогичных структур функционирующих в остальных регионах данного федерального образования. Прежде всего стоит отметить тот факт, что доминирующие в современном политическом пространстве РФ тенденции, нашли свое место и в таких весьма своеобразных административно-территориальных субъектах как национальные республики СФО. Речь прежде всего идет о таких процессах как монополизация электорального пространства, посредством жесткого административного диктата, позволяющего сделать результаты выборов максимально предсказуемыми, сведя к минимуму возможные эксцессы. Напомню, эти тенденции нашли свое непосредственное проявление в таких явлениях как: введение смешанной избирательной системы на выборах региональных законодательных органов, затем возвращение прямых выборов глав регионов, но с муниципальным фильтром - который тоже представляет из себя определенного рода «контролер» процессов на местах, ко всему прочему произошла унификация регионального законодательства и этот список можно перечислять ещё долго. Всё это, в конечном итоге сформировало определенный перечень политических сил, выступающих в качестве единственных акторов, правомочных выполнять функции представительства, что, по сути, привело к ещё большему сужению и без того проблемной в условиях российской трансформации публичной сферы управленческих процессов.
Однако, было бы не правильным не отметить тот нюанс, что именно в национальных республиках СФО данные тенденции приобрели гипертрофированный и гиперболизированный характер. Причиной такому положению дел послужила специфика элитных отношений сложившаяся на территории данных субъектов РФ, завязанная на характере меж и внутри этнических взаимодействий, в рамках системы распределения и перераспределения ресурсных потоков. Прежде всего, за этим процессом скрывается формирование определенной системы жестко
детерминированных личных персональных предпочтений и преданности в адрес доминирующей на социально-представительной арене региона политической силы. Данное утверждение можно считать краеугольным основанием формирования всей системы государственной власти в рассматриваемых национальных республиках, поскольку именно соотношение приведенные категории лояльности, либо же её отсутствия со стороны различных групп интересов к силам, занимающим центральное положение в данных регионах в конечном итоге, формирует образ представительных органов власти как таковых. Безусловно такое положение дел когда единый доминирующий субъект якобы является единственно платформой, в рамках которой можно добиться консенсуса различных лоббистских объединений, противоречит самой идее плюрализма в коллегиальных органах - наличия в них различных политических сил, позволяющих сформулировать наиболее полную и объективную «повестку дня». Создание таких институциональных условий, в которых единственным игроком политического рынка и каналом транслирующим интересы тех или иных групп в центры принятия решений и лицам их апробирующим, становятся не просто ставший уже вполне традиционным квартет парламентских партий, а по сути, одно - единственное политическое движение, полностью нивелирует влияние различных групп интересов в рамках парламентских структур. Более того это противоречит самому понятию представительства как взаимосвязи между государственными органами и гражданским обществом, в рамках политической коммуникации.
Между тем огромное значение в рассматриваемых случаях играет то, насколько данная доминирующая сила способна контролировать основные финансовые потоки и выражать подавляющее большинство общественных интересов, поскольку это становится главным критерием наличия в законодательных ассамблеях сил, занимающих отличное положение от провозглашенной парадигмы артикуляции интересов, в лоне единой общественно-политической структуры. Совершенно очевидно, что ни одна политическая организация не способна учесть весь спектр существующих проблем и предпочтений существующих в социуме, вследствие чего случаи когда в законодательном органе власти представлена исключительно одна партийная структура (Республика Тыва, где из 32 депутатов - 30 члены партии «Единая Россия», оставшиеся 2 депутата принадлежат фракции «Справедливая Россия») являются ярким примером вышеозвученных девиантных отклонений, подрывающих истинный смысл представительства как главного демократического института.
Однако, несмотря на явное засилье в республиканских парламентах представителей общенациональной партии власти, тем не менее их позиция не является столь абсолютной, как представляется на первый взгляд. Так помимо Республики Тывы, где уровень патроно-клиентельских отношений по всей видимости побил всевозможные рекорды, в большинстве республик, где руководство не вынашивает столь одиозных представлений о своем положении как единственно возможной и безальтернативной форме регионального парламентского строительства, существует хоть и весьма узкое, но вполне реальное институциональное поле для выражения отличных от позиций доминирующей партийной структуры мнений. Кроме того сам факт того, что в качестве оппозиционных выступают силы которые не представлены в федеральных законодательных органах, говорит о том что отнюдь не все политические силы в национальных регионах довольны сложившимся положением дел, в силу чего они различными силами пытаются наиболее эффективно транслировать свои интересы, в надежде быть наконец-то услышанными национально-региональной элитой. Конечно же подобный «широкий жест» является не более чем подачкой со стороны основного политического субъекта, поскольку реальных возможностей каким-либо образом повлиять на процесс принятия решений у подобных одиночек, многие из которых принадлежат к весьма широкому спектру политико-мировозренческих взглядов, попросту нет. Однако сам факт того, что существует возможность присутствия в зале региональных легислатур разнородных политических сил, во многом вселяет надежду в парламенты как главные элементы представительства.
Отдельного упоминания заслуживает и возвращение к выборам глав исполнительной власти региона и то влияние которое оно оказала на процесс дальнейшей эволюции парламентских структур в национальных республиках СФО, выразившееся в лавинообразном увеличении числа депутатских мандатов, зарезервированных за представителями партии власти, что значительно сузило то институциональное поле в рамках которого существовала возможность векторизации интересов для тех категорий граждан и лоббистских структур, оказавшихся «за бортом» политической жизни региона. Данный шаг получает свое обоснование, если взглянуть на него как на страховку господствующей национально-региональной элитой своего доминирующего положения даже в случае гипотетической победы на выборах главы исполнительной власти сил в корне отличных от тех, что составляют костяк. Однако в данном своем меркантильном устремлении в еще большей степени снижается место и роль региональных ассамблей как представительных органов, призванных артикулировать максимально возможное количество интересов и предпочтений.
Мы считаем, что реальность партизации политической жизни республик явилась следствием целенаправленной политики Федерального центра. Так, задаваемые качества партийной политики стали основой, прежде всего, закрепления механизма политической борьбы, положения в региональных элитах и принципа региональной лояльности по отношению к центру, а значит, и «партии власти» в целом. Основы неформальных качеств отношений политической элиты были институционализированы в нарождающихся контурах партийных структур парламента, при этом, если ранее существовавшие принципы формальной организации парламентариев отличались высоким уровнем свободы депутатов, то теперь наметилась тенденция ужесточения фракционной дисциплины и, как следствие, создания полуторапартийной системы, где явно доминирует «партия власти».
В результате федеральный центр получил универсальную систему двойной формы контроля органов региональной власти даже в национальных республиках, продуцированную через принцип прямого назначения Главы республики и опосредованную схему выбора спикера законодательного органа республики - Народного Хурала, а также всего депутатского корпуса.
В перспективе мы можем наблюдать и дальнейшее усиление механизма давления, осуществляемое «партией власти» при минимальной значимости иных партийных структур.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были исследованы основные особенности реализации парламентами национальных республик Западной Сибири функции социально-политического представительства, которые во многом были определены условиями формирования и функционирования данных органов власти в качестве основных центров законодательной инициативы и нормотворчества. Тот факт, что данные структуры во многом стали заложниками процессов трансформации российской политической системы, выражающейся в постоянном меняющемся статусе парламентов субъектов и избирательного законодательства, во многом обуславливает вопрос их эффективного функционирования в качестве представительных органов, в полном смысле этого слова.



Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
- М. : Юрид. лит., 1993.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон : с изм. на 22 апреля 2010 года от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
- 2010. - № 17. - Ст. 1986.
3. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. - Режим доступа : Загл. с экрана.
4. О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации : федеральный закон от 5 апреля 2010 года №42-ФЗ // Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации [Электронный ресурс]. -
http://www.cikrf.ru/law/federal_law/42fz_050410.htm. - Загл. с экрана.
5. О политических партиях :федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ : в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 196-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства. - 2009. - № 29. -Ст. 3633.
6. Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ: Указ Президента от 22 октября 1993 года №1723// КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. -Загл. с экрана.
7. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года №1400 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. - Режим доступа : Загл. с экрана.
8. Конституция Республики Алтай (Основной Закон): принята 7 июня 1997 г.
9. Конституция Республики Бурятия: принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.
10. Конституция Республики Тыва: принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.
11. Конституция Республики Хакассия: принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 г.
12. Закон о Выборах депутатов палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва: принят Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва 18 июля 2001 года.
13. Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 года №12-15 «О
выборах депутатов Республики Алтай»: принят Постановлением
Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай от 24.06.2003 №12-16.
Материалы электоральной статистики
1. Введения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn=270200011 1983®ion=70&prver=0&pronetvd=0. - Загл. с экрана.
2. Сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn=254200014 3249®ion=54&prver=1&pronetvd=1. - Загл. с экрана.
3. Сведения о депутатах законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Центральная избирательная комиссия РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http: //cikrf.ru/banners/vib_arhiv/arhivfci/42/42_2341101_200403_34. htm. -
Загл. с экрана.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ