Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые основы 8-36
1.1 Понятие и сущность оперативно - розыскной деятельности, ее основные
задачи 8
1.2 Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их
проведения 14
1.3 Общие подходы к проведению оперативно-розыскных
мероприятий 33
Глава 2. Соотношение доказывания и результатов оперативно-розыскной деятельности 37-52
2.1 Предмет и пределы доказывания по уголовным делам 37
2.2 Понятие и виды доказательств, и отграничение их от результатов
оперативно-розыскной деятельности 42
2.3 Особенности подхода в оценке и использовании результатов оперативно¬розыскной деятельности в некоторых странах ближнего зарубежья 45
Глава 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании 53-76
3.1 Проверка возможности использования в доказывании данных,
полученных в результате оперативно-розыскной деятельности 53
3.2 Формирование доказательств на основе результатов оперативно¬
розыскной деятельности 55
3.3 Формы использования результатов оперативно-розыскной деятельности
в уголовном процессе 61
3.4 Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскных мероприятий (на примере проверочной закупки и оперативного эксперимента) 69
Заключение 77
Библиографический список 82
Приложение 1 91
Приложение 2 92
Последний лист ВКР 93
Состояние преступности в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу у руководства государства и населения. Большинство совершаемых преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких. Все более масштабными по разрушительности и числу человеческих жертв, становятся последствия совершенных террористических актов. В этих условиях особая роль в борьбе с преступностью отводится оперативно-розыскной деятельности.
Этот вид государственной правоохранительной деятельности, как следует из ее определения, сформулированного в ст.1 Федерального закона РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» осуществляется посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий, которые составляют первооснову оперативно-розыскной деятельности, ее содержание.
Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Сегодня идея активного использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе.
Принципиальная необходимость этого обусловлена тем, что оперативно-розыскная деятельность играет весьма заметную роль в обнаружении и раскрытии наиболее тяжких преступлений.
В любом обществе эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем раскрываемости преступлений и способностью правоохранительных органов изобличать виновных лиц на основе собранных доказательств на стадии предварительного расследования. Как следствие, процесс доказывания при расследовании преступления является краеугольным камнем любого уголовного дела. И чем качественнее и полнее проведено предварительное расследование, чем выше степень надежности собранных доказательств, тем больше уверенность в том, что преступление будет раскрыто, а виновные понесут заслуженное наказание. При формировании доказательной базы одну из ключевых ролей играет оперативно-розыскная деятельность. Именно сейчас как никогда остро стоит проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства - одна из важнейших задач в России. Успешная борьба с преступностью на современном этапе невозможна без использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности. В этой связи особое значение приобретает вопрос формирования в структуре действующего уголовно-процессуального законодательства механизма реализации оперативной информации, добываемой соответствующими подразделениями органа дознания.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно- процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и к соответствующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Однако, порядок легализации и введения в уголовный процесс данных, полученных оперативно-розыскным путем, и в новом уголовно-процессуальном законодательстве не нашел должного отражения.
Вопрос об использовании результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании всегда вызывал и продолжает вызывать активные дискуссии в науке и на практике. И это не случайно, так как оперативно-розыскная деятельность, безусловно, имеет большое значение в вопросах выявления и раскрытия преступлений, являясь, наряду с предварительным расследованием, одним из методов государственно-правовой деятельности по защите общества и личности от преступлений1.
Объектом исследования выступает информационное взаимодействие элементов антикриминальной системы - оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, с присущими этому взаимодействию методологией, теорией, нормативно-правовыми и другими социальными нюансами.
Предметом исследования являются результаты оперативно-розыскной деятельности, направления и способы их использования в уголовном судопроизводстве, а также возникающие при этом проблемы теоретического, методологического и нормативно-правового характера.
Целью магистерской диссертации является анализ природы доказательств и данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, а так же возможность использовать в доказывании данных, полученных оперативно-розыскным путём. Представляется, что без продуктивного использования оперативной информации в ряде случаев вообще невозможно обеспечить достижение целей, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Для достижения поставленной цели в работе предлагается решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научную литературу по вопросу понятия оперативно-розыскной деятельности, раскрыть её сущность и основные задачи;
2. рассмотреть виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения;
3. раскрыть предмет и пределы доказывания по уголовному делу;
4. изучить и проанализировать понятие и виды доказательств, рассмотреть взаимодействие уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности; —
1 Шамардин, А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании / Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск 9). - Оренбург, 2008. - С.342-356.
5. разработать предложения по совершенствованию законодательства в части использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные разработки науки уголовно-процессуального, уголовного права; теории оперативно-розыскной деятельности, криминалистики, криминологии. Вопросы, так или иначе затрагивающие обозначенную выше проблему, касающиеся уголовно-процессуального доказывания, использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности исследовались многими учеными-юристами. Свои научные труды ей посвятили Костенко Р.В., Белкин Р.С., Белкин А.Р., Вагин О.А., Давыдов С.И., Пахнюк А.К., Маркушин А.Г., Кривенко А.И., Давыдов Я.В., Шумилов А.Ю., Чечетин А.Е. и другие ученые.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ,
федеральные конституционные законы, нормы действующего уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и иного федерального
законодательства, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, имеющие непосредственное отношение к проблеме использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Эмпирическую базу исследования составили неопубликованной практики по уголовным делам Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Барнаул
Научная значимость исследования состоит в исследовании ряда актуальных проблем, связанных с исследуемой темой. Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства при использовании результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования.
Заключение хотелось бы начать с юридической аксиомы «Защита законных интересов должна осуществляться лишь законными средствами». В связи с этим можно отметить, что лишь те доказательства или информация, полученная в результате ОРМ, с соблюдением все нормативных правовых актов, станет именно той защитой законных интересов, которая так нужна в наше время.
Но стоит отметить, что хотя и данное доказательства или информация были собраны законным путем, но все же не всегда они находят отражение в доказательной базе. Прежде всего, это связано с тем, что как мероприятия проводимые уголовным розыском, носят как гласный, так и не гласный характер и связи с этим они не признаются сразу доказательствами по уголовному делу, а относятся к иной информации, но для того что бы они стали доказательствами нужно проделать колоссальную работу, с чем автор, конечно согласен, так как нужно отмести информацию не представляющую ценность для судебного разбирательства, но с другой стороны мы можем и убрать ту информацию, которая может послужить таким «ударом» для преступника, что он не сможет толком сформулировать свою позицию и выстроить защиту.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно- процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и к соответствующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Однако, порядок легализации и введения в уголовный процесс данных, полученных оперативно-розыскным путем, и в новом уголовно-процессуальном законодательстве не нашел должного отражения.
Вопрос об использовании результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании всегда вызывал и продолжает вызывать активные дискуссии в науке и на практике. И это не случайно, так как оперативно-розыскная деятельность, безусловно, имеет большое значение в вопросах выявления и раскрытия преступлений, являясь, наряду с предварительным расследованием, одним из методов государственно-правовой деятельности по защите общества и личности от преступлений.
В процессе доказывания могут использоваться только отвечающие установленным УПК РФ требованиям результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Согласно действующему законодательству, собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ (ч.1 ст.86 УПК РФ). Подозреваемый,
обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что оперативным работникам не отведена особая роль в сборе доказательств в соответствие с УПК.
Но, однако, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 2 говорит нам об основных задачах деятельности оперативных сотрудников: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Здесь следует обратить особое внимание на словосочетание «раскрытие преступлений», так как для того чтобы раскрыть любое преступление и привлечь лицо к уголовной ответственности нужно проделать колоссальную работу и итогом всей данной работы должны послужить доказательство. Так что, все - таки оперативные работники будут заниматься данной деятельностью и тут следует обратить внимание на то чтобы результаты, в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД могут «использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положением уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств».
Анализируя, данную норму многие ученые правильно исключают возможность прямого использования результатов ОРД в качестве доказательств по уголовным делам.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 февраля 1999 г. непосредственные «результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными, с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона».
Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства - одна из важнейших задач в России. Успешная борьба с преступностью на современном этапе невозможна без использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности. В этой связи особое значение приобретает вопрос формирования в структуре действующего уголовно-процессуального законодательства механизма реализации оперативной информации, добываемой соответствующими подразделениями органа дознания.
В свете рассмотрения данной проблемы интересным примером является построение предварительного производства в Англии.
Здесь отсутствует стадия предварительного следствия, нет и четкой и конкретной регламентации предварительного производства, из чего «логично вытекает, что если процедура собирания доказательств досудебного разбирательства или внесудебного разбирательства почти не урегулирована, то ее и невозможно нарушить».
Необходимо отметить, что «проблема использования результатов ОРД в уголовном процессе либо в качестве доказательств, либо в доказывании по уголовному делу — это чисто российская проблема».
Данное обстоятельство обусловлено тем, что за рубежом, в таких странах, как США, Великобритания. Германия и Франция, оперативно-розыскная деятельность (полицейское расследование) является легальным источником доказательств наряду с производством следственных действий.
Интересным примером могут служить страны англосаксонского права.
В Великобритании, например, «примерно три четверти всех служащих полиции составляют те, кого называют констеблями. Они — основное ядро полиции. Именно на констеблях возложено, наряду с другими полицейскими функциями, осуществление значительной массы действий (по своему содержанию они напоминают то, что в России называется оперативно - розыскными действиями) по выявлению, предупреждению. пресечению и расследованию преступлений всех категорий, от самых незначительных до особо опасных».
В США, полицейское расследование также, проводится с широким использование оперативно-розыскных методов. То есть, фактически результаты оперативно - розыскной деятельности становятся доказательствами по уголовному делу.
Из этого можно сделать вывод, что сам механизм получения сведений в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия мало чем отличается от получения сведений при производстве следственных действий.
В частности, здесь нет принципиальной разницы между субъектами получения доказательственной информации. Если внимательно посмотреть, то сведения, полученные в рамках ОРД и в рамках произведенных следственных действий собираются уполномоченными государственными субъектами.
Основное же различие между полученными результатами ОРД и следственными действиями заключаются в их гласности. Оперативные работники используют тайные способы. И как нужно будет проверить данные доказательства, однако, необходимо соблюсти баланс между негласными методами получения информации и возможностью проверки этой информации.
И поэтому полагаю нужным отметить, что оперативно-розыскная деятельность, должна стать точечным оружием по борьбе с преступностью. Но для этого нужно ограничивать права подозреваемых, на что государство никогда не пойдет. И это единственное отличие между действиями преступника и ответом государства на его действия. И поэтому в нашей стране все оперативно - розыскные действия по сбору доказательств должны быть подвержены прокурорскому надзору и судебному контролю. И исходя из всего сказанного можно сделать вывод того что не нужно разделять информацию, собранную уполномоченным на то органом и результаты ОРД, а стоит говорить о сведениях о событии преступления.
И в аргументацию своей позиции автор считает, нужным привести следующие доводы. В ходе прохождение производственной практике автору удалось поработать в одном из лучших подразделений уголовного розыска в Алтайском крае. Наблюдая, как оперативники занимаются собиранием информации или доказательственных данных и сколько приходится потратить на это сил и времени понимаешь, что законодатель должен более ослабить свою позицию по отношению к собранным информации органами осуществляющими ОРД, и в конечном счете разрешить полученную информацию в ходе ОРМ в качестве равных доказательств собранных в ходе работы следователя, прокурора или работника дознания. А уже наше судейское сообщество будет решать о том стоит ли использовать или нет доказательства, полученные в ходе ОРД, а не «фильтры» в виде органов следствия и дознания.
1. Нормативно - правовые акты и другие официальные документы
1.1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] : официальный текст с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008г №7ФКЗ // Российская газета №7 от 21.01.2009 г. Режим доступа : http : // www.consultant.ru/ popular/cons/
1.2 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации : принят 22 ноября 2001 г. Государственной думой, одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г. [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс : примечания редакции с 23.03.2010 г. изменения внесены Федеральными Законами Российской Федерации от 09.03.2010 г. №19 ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования // Режим доступа : http : // www.consultant.ru/ popular/upkrf/
1.3 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12
августа 1995 г. №144 ФЗ : принят Государственной Думой 5 июля :
[Электронный ресурс] : КонсультантПлюс официальный текст с учетом изменений и дополнений от 24.07.2014. Режим доступа : http : //
www.consultant.ru/online/base/
1.4 Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. №5485-1. // Российская газета; официальное издание / учредитель правительство Российской Федерации - 1993,. 21 сентября.- М.,1993.
1.5 Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г.: офиц.текст. //Российская милиция. Законы, указы, постановления (1991-1993гг.) - М. Интерправо, 1993. №1026-1(с изм.).
1.6 Закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗпринят ГД ФС РФ 28.01.2011, действующая редакция от 04.02.2014, Режим доступа: http: //www. consultant.ru/popular/police/
1.6 Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" // Российская газета. - N 282. - 13.12.2013.
1.7 Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999г. № 18-0 « По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сопронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об ОРД»: офиц. текст. - [Электронный ресурс] : Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа /справочные правовые системы. - Режим доступа: http://www.hand- help.ru/documents/ opredelenie_KS_RF_ot_04_02_1999.html
1.8 Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 1993 года и от 17 ноября 1994 года офиц.текст.// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994 № 11, 1995. № 5.
1.9 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред.06.02.2007г.) - [Электронный ресурс] : Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа /справочные правовые системы. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Литература по теме
2.1 Багаутдинов Ф. Провокация граждан к даче взятки / Ф. Багаутдинов. - (Точка зрения) // Законность. - 2011. - N 3. -С. 31-35 с.
2.2. Белкин, А.Р Теория доказывания в уголовном судопроизводстве / А. Р Белкин. - М. : НОРМА, 2005. - 528 с.
...