Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования системы
коммуникаций 6
1.1. Основные научные подходы к изучению системы коммуникаций 6
1.2. Специфика системы коммуникаций коммерческой организации 14
ГЛАВА 2. Система коммуникаций клуба виртуальной реальности «АпуУК» .. 27
2.1. Характеристика рынка услуг виртуальной реальности в г. Барнауле 27
2.2. Проект развития системы коммуникаций клуба виртуальной реальности
«АпуУК» 43
Заключение 56
Библиографический список: 58
Приложение: 68
Современный рынок - это преимущественно рынок отношений. Компаниямследует постоянно находиться в контакте со своими потребителями, поскольку при выборе товара, услуги, компании, потребитель перестает ориентироваться только на фактический материал (цена, свойства, наполнение). Важнее становятся ценности, транслируемые брендом, ценности, которые человек покупает вместе с продуктом. По этой причиненемаловажным становится процесс проработки не только характеристик и качества продукта, но и работа над нематериальной ценностью организации, главным способом повышения которой является создание единой коммуникационной стратегии.
Актуальность нашей работы определяется востребованностью структурирования процессов коммуникаций в организации, которая только что вышла на рынок. Есть необходимость исследования коммуникационного инструментария и выстраивание четкого плана его применения в организации, которая никогда этого раньше не делала. Именно по этой причине для анализа был выбран клуб виртуальной реальности «АнуУК» как новый представитель отрасли виртуальных услуг на рынке г. Барнаула.
На сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции грамотная программа продвижения зачастую играет решающую роль.Таким образом, в современных условиях актуальность разработки программы продвижения не вызывает сомнения, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности: данная работа посвящена созданию системы коммуникации компании на начальном этапе жизненного цикла. В научной литературе проблеме формирования коммуникационной системы уделяется определенное внимание. Для глубокого понимания
прорабатываемого вопроса, были изучены теоретические аспекты данного процесса в трудах Лежебокова А.А., Оноприенко А. В., Гостениной В.И., Гнатюк О.Л., Федько В.П. Проблема построения коммуникационных стратегий нашла свое отражение в работах таких авторов как В. А. Шилова, Бердникова Э. Исаева Е.В., Морозова Н.А. и другие.
При написании работы были изучены труды таких исследователей, как Д. Ульяновский А., Арланцев А.В., Попов Е.В., Шарков Ф., Писарева Е.В., Котлер Ф. и других.
Цель работы: сформировать проект системы коммуникаций для клуба виртуальной реальности «ЛпуУЕ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основные научные подходы к изучению системы коммуникаций;
• рассмотреть массовую коммуникацию как один из видов социальной коммуникации;
• охарактеризовать специфику системы коммуникаций коммерческой организации;
• проанализировать рынок услуг виртуальной реальности в г. Барнауле;
• проанализировать и дать оценку текущего состояния системы коммуникаций клуба виртуальной реальности «ЛпуУЕ»;
• разработать проект развития системы коммуникаций клуба виртуальной реальности «ЛпуУЕ»
Объект исследования - система коммуникации коммерческой организации.
Предметом исследования являются особенности системы коммуникаций организации на начальном этапе жизненного цикла.
Эмпирической базой является данные Федеральной службы государственной статистики, результаты собственных разработок и исследований автора, а также информационные ресурсы сети Интернет.
Научная новизна данной работы состоит в том, что были исследованы и раскрыты на примере конкретной компании «ЛнуУК» особенности разработки коммуникационных практик по продвижению услуг в кризисных условиях рынка.
Методы, применяемые в исследовании: анализ научной литературы, обобщение, описание, сравнительно-сопоставительный анализ; мониторинг, моделирование и проектирование, анкетирование.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области коммуникаций.
Апробация. Промежуточные результаты работы были апробированы на студенческой конференции в рамках ХУШ фестиваля рекламы, РЯ и медиа на Алтае, которая проводилась онлайн 15-24 апреля 2020 года. По итогам конференции доклад на тему «Формирование системы продвижения организации на примере клуба виртуальной реальности» отмечен дипломом 3 степени.
Основные результаты исследования и практические рекомендации, сформулированные в выпускной квалификационной работе, докладывались и обсуждались с руководством анализируемой компании, где получили положительную оценку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, включает таблицы и рисунки.
Итак, в ходе работы было выяснено, что изучению коммуникаций в организации было посвящено множество исследований. В различных подходах к определению коммуникации лежит понимание и учет потребности компании и осознание ей значимости коммуникационной системы во всех процессах ее деятельности. Коммуникационная структура в компании может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в организации происходит обмен информацией и мнениями, что позволяет работать как на внутреннею аудиторию, так и на внешнюю.
Услуги виртуальной реальности - относительно новое направление бизнеса в регионах России. Оно открывает перед компаниями принципиально новые возможности для взаимодействия с потребителями. В то же время при принятии решения о внедрении услуг виртуальной реальности в бизнес компании должны учитывать особенности данной отрасли и возможныериски, связанные с этой сферой деятельности.
В Барнауле рынок услуг виртуальной реальности относительно молодой и многие потребители еще не сталкивались с этой сферой. Согласно проведенному опросу около 50% респондентов не знают или не сталкивались с этим видом досуга, что дает предпосылки к пересмотру эффективности текущих коммуникации анализируемой организации - «ЛнуУК».
Нами была проанализирована коммуникационная деятельность клубов виртуальной реальности г. Барнаула и исходя из полученных данных обозначены слабые стороны коммуникационной политики «ЛпуУР». Так, для усиления коммуникаций было предложено:
1) Усилить коммуникацию в интернете (сделать акцент на работу в социальных сетях).
2) Ввести в продажу подарочные сертификаты, которые является также рекламным носителем.
3) Предложены форматы и концепции оффлайн мероприятий для увеличения охвата потенциальной аудитории.
4) Создан новый вектор развития компании, а именно сдача оборудования в аренду компаниям. Для этого было разработано коммерческое предложение и просчитана экономическая составляющая проекта.
Предложенные инструменты отличаются не только форматом, но и своей стоимостью. Они направлены не только на то, чтобы сформировать общественное мнение об услуге и предлагающей ее компании, а также продажи. В данном случае сделан акцент на охват, который обеспечит продажи по воронке.
1) Аванесов А.Ю., Клочко А.Н. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. - М.: Дело, 2005
2) Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич.- 6-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2009. - 511 с.
3) Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Ю.Н. Капбуревского. — СПб.: Питер, 1999
4) Арланцев А.В., Попов Е.В. Синергизм коммуникационного инструментария // [Электронный ресурс] Библиотека управления / Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — 1 - Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/marketing/2001-1/arlan.shtml (дата обращения: 16. 01. 2020).
5) Армстронг, Г. Введение в маркетинг / Г. Армстронг, Ф. Котлер; пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - 832 с.
6) Асташова Ю.В., Демченко А.И. Взаимодействие с потребителями и
партнерами бизнеса/: модели и информационное обеспечение //
[Электронный ресурс]Научная электронная библиотека
«КиберЛенинка»- Режим
доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-s-potrebitelyami-i- partnerami-biznesa-m odeli-i-informatsionnoe-obespecheniе(дата обращения: 05. 01. 2020).
7) Багиев Г. Л., Кетова Н. П. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров. — СПБ.:Астерион, 2016
8) Баранов Д.Е., Демко Е.В., Лукашенко М.А «PR: теория и практика». М.: Маркет ДС, 2008.
9) Батикова Р.О., Изакова Н.Б. Social-MediaMarketing на российском рынке:
особенности применения // [Электронный ресурс] HumanРrogress. - 2017. - Том 3, № 7 - Режим доступа: http://progresshum an.com/images/2017/tom 3_7/Вайкоуа.^Г(дата. обращения: 05. 05. 2020).
10) Вернадский, С. Продающиеся тексты. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 140с.
11) Бердникова Э.Коммуникационные стратегии в маркетинге //
[Электронный ресурс]Сервис электронных книг «ЛитРес» www.1itres.ru - Режим доступа:https://www.1itres.ru/e1ina-niko1aevna-
Ьегбткоуа/коттитка^ оппуе^й^еди-у-т агкейпде/сЬйаРоп1 ауп/(дата обращения: 01. 05. 2020)
12) Веснин, В. Менеджмент: Учебник / В. Р. Веснин - М.: Проспект, 2007
13) Виртуальная реальность // [Электронный ресурс]портал «Крок» -
Режим доступа: https://www.croc.ru/so1uti on/Ьusiness-so1uti ons/уr/(дата.
обращения: 01. 05. 2020)
14) Виртуальная, дополненная или расширенная? // [Электронный
ресурс] сайт www.pwc.ru- Режим
доступа: https://www.pwc.ru/ru/puЬ1ications/mediaindustriya-у- 2019/уirtua1naya-rea1nost.htm1(дата обращения: 05. 05. 2020)
15) Виртуальная реальность как бизнес// [Электронный ресурс] сайт выгодный-вклад.рф- Режим доступа:https://xn—8sЬeЬdgd0Ь1krk1oe.xn-- p1ai/Ьiznes-p1an/razу1echenie/уirtua1naya-rea1nost.htm1#i-4(дата обращения: 12. 01. 2020)
16) Внутренние и внешние коммуникации // [Электронный ресурс]
Студенческая библиотека онлайн StudЬooks.net- Режим
доступа:https://studЬooks.net/1017316/marketing/уnutrenm'e_уneshm'e_komm ишка1яц(дата обращения: 12. 02. 2020)
17) Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебное пособие, Издательство: МПСИ, 2008
18) Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникации. Учебное пособие// [Электронный ресурс]Сервис Ооод1е книги- Режим доступа: 111фз://Ьоокз.доод1е.ти/Ьоокз'’10 1/иУА0АА0ВА.1&рщ РТ61&0ц %Р0%В А%Р0%ВВ%Р0%В0%Р1%81%Р1%81%Р0%В8%Р1%84%Р0%В8%Р0% ВА%Р0%В0%Р1%86%Р0%В8%Р1%8Е+%Р0%ВА%Р0%ВЕ%Р0%ВС% Р0%ВС%Р1%83%Р0%ВР%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В0%Р1%86%Р0%В 8%Р0%В8&Ы=ти&8а=Х&уеН=0аЬТ 1КЕ^М_9иТд.Т7т АЬи1.7КУКШ82Сг0 96АЕ1КТАА#у=операде&д=%Р0%ВА%Р0%ВВ%Р0%В0%Р1%81%Р1% 81%Р0%В8%Р1%84%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В0%Р1%86%Р0%В8%Р1 %8Е%20%Р0%ВА%Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0%ВС%Р1%83%Р0%ВР%Р0%
В8%Р0%ВА%Р0%В0%Р1%86%Р0%В8%Р0%В8&Г=Га1зе(дата обращения: 03. 02. 2020)
19) Гостенина В. И., Социология управления. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2013, С. 256
20) Грызунова Е.А., Практика антикризисного управления и
коммуникаций // [Электронный ресурс] Журнал «Менеджмент сегодня» - Режим доступа: 1111р:/Лууу.Ье1111те1к1.ти/2012-01-11-08-07-16(дата
обращения: 25. 01. 2020)
21) Данилина, М. В. Инструментарий интернет-маркетинга и его
значение в современной экономике [Электронный ресурс] / М. В. Данилина, Т. В. Дейнекин // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - № 6. - С. 70-71. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/70EVN614.pdf (дата обращения 12.02.2020)
22) Данченок Л. А. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинговые коммуникации. Учебное пособие-Спб.- Питер 2013
23) Десять рекламных кампаний в интернете, которые действительно
сработали [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://adindex.rU/publication/opinion/internet/2015/10/7/128662.phtml (дата
обращения 12.02.2020).
24) Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 358с.
25) Жизненный цикл товара // [Электронный ресурс]Энциклопедия
экономиста Grandars.ru- Режим доступа:
Ь11р://ммм.дгапйагз.ги/з1ийеп1/тагке11пд/2Ь12пеппуу-с1к1-1оуага.Ь1т1(дата обращения: 03. 03. 2020)
26) Зыкова М.Е. Бренд как инструмент стратегического маркетинга // Эффективные инструменты маркетинга, рекламы и логистики: коллективная монография / Под ред. проф. Е.В. Сибирской. Воронеж: Научная книга, 2010 - С. 100-124
27) Изакова, Н.Б. Формирование интегрированной маркетинговой информационной системы производственного предприятия / Материалы VIII международной научной конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов «Инновации в создании и управлении бизнесом», Москва, РУДН. - 2016. - С.30.
28) Имидж // [Электронный ресурс] сайт «Записки маркетолога» - Режим
доступа:http://www.m а.гке1сЬ.ги/т arketing_di сйопагу/т а.гке11пд_1егт s_i/ima. де/(дата обращения: 05. 01. 2020)
29) Исаева Е.В., Морозова Н.А. Синергизм комплексного подхода к коммуникациям в организации / Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2012, С. 21
30) Кабани, Ш. 8ММ в стиле дзен. — М.: Питер, 2012. — 240с.
31) Киселев, А. Теория и практика массовой информации / А. Г. Киселев. - Спб.: Питер, 2010
32) Коммуникации в организации // [Электронный ресурс] Библиотекаппге.ги-Режим доступа:http://www.nnre.ru/de1ovaja_1iteratura/menedzhment_konspekt_1ekcii /р8.рйр (дата обращения: 08. 04. 2020)
33) Коммуникация: понятие и типология // [Электронный ресурс]
Студенческая библиотека -Режим доступа: https://students- 11‘Ьгагу.сот/11‘Ьгагу/геаН/11104-коттит‘кас1‘а-ропа11‘е-1‘-1-.1‘ро1од1‘а(дата обращения: 05. 04. 2020)
34) Коммуникационная система в организации // [Электронный ресурс]-Режим доступа:М1р://с1'пгеГп1/га7Йе1/03300тепе)теп1713/198822.Мт(дата обращения: 05. 01. 2020)
35) Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995, С. 303
36) Красноставская Н. В. Методы маркетинговых коммуникаций для продвижения социальных идей [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Красноставская Наталия Владимировна; науч. рук. С. Г. Божук. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2011. - 292 с.
37) Кутлалиев, А. Эффективность рекламы [Текст] / А. Кутлалиев, А. Попов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.
38) Лашкова, Е. Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с
39) Лежебоков А.А., Оноприенко А. В. Современные концепции
социальной коммуникации// [Электронный ресурс] Электронная библиотека КиберЛенинка-Режим доступа:
М1рз://суЬег1ет'пка.п1/а.г11с1е/п/зоугетеппуе-коп1яер1я1'1'-зо1я1'а1поу- коттит’каТя! 1 (дата, обращения: 05. 04. 2020)
40) Лингвистические подходы// [Электронный ресурс] Электронная
библиотека 8 с!сеп1ег .опйпе-Режим
доступа:Ьйрз://зс1сеп1ег.оп11пе/котшип1ка1зй-зс1сеп1ег/11пду1з11сЬезк1е- робЬобу1-29396.Ь1т1(дата обращения: 05. 04. 2020)
41) Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов. / Линдстром М.; пер. с англ. И.В. Крылов. -М.: Эксмо, 2006.
42) Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. - 2004
43) Мартынов А. УК в бизнесе: Как компании используют технологии
виртуальной реальности в продвижении// [Электронный ресурс] портал УС.гн-Режим доступа: ЬИрз://ус.ги/тагке1зпд/10599-уг-Ьиз1пезз(дата
обращения: 05. 04. 2020)
44) Надточий В. А. Маркетинг социальных медиа как инструмент формирования и продвижения имиджа ресторана / «Практический маркетинг» №12 (226), 2015, С.37-42
45) Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие, «Питер», 2005.
46) Основы теории коммуникации. ШпаргалкаУчебное пособие // [Электронный ресурс]Сервис Google книги- Режим доступа: Ь14рз://Ьоокз.доод1е.п1/(дата. обращения: 05. 04. 2020)
47) Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. Спб.: Издательство «Питер», 2000
48) Писарева Е.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации: современные технологии, стратегии, инструментарий (теория и практика). Учебное пособие. Москва, 2014, С. 39-40
49) Писарева, Е. В. Современное состояние российского маркетинга [Текст] / Е. В. Писарева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2015. - № 4 (26). - С. 69-73
50) Писарева, Е. В. Формирование концепции интегрированного маркетинга менеджмента компаний [Текст] / Е. В. Писарева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2017. - № 1-1. - С. 301-307
51) Писарева, Е. В. Формирование моделей интегрированного маркетинга компаний [Текст] / Е. В. Писарева // Вопросы новой экономики. - 2016. - № 4 (40). - С. 71-76.
52) Почепцов Г.Г. «Имиджелогия». - М, 2006
53) Ромат Е. В., Сендеров, Маркетинговые коммуникации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения -СПб: Питер, 2018, С. 11
54) Рынок виртуальной и дополненной реальности: перспективы для
стартапов с точки зрения инвестора // [Электронный ресурс] Сообщество «Хабр» - Режим доступа:
https://habr.com/ru/company/friifond/blog/322230/(дата, обращения: 02. 04. 2020)
55) Рынок VR/AR: что было в 2019 году и чего ждать от 2020-го//
[Электронный ресурс] портал VC.ru-Режим
доступа:https://vc.ru/future/99226-rynok-vr-ar-chto-bylo-v-2019-godu-i- chego-zhdat-ot-2020-go(дата обращения: 02. 04. 2020)
56) Сергеев А.П. Раскрутка сайтов и основы электронной коммерции. Краткое руководство. - М.: «Вильямс», 2011
57) Сергиенко, Е. С. Рыночные ориентиры современных предприятий [Текст] / Е. С. Сергиенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 7-2. - С. 113-116
58) Синяева И.М. Маркетинг в малом бизнесе: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
59) Сотникова, А. С. Формирование и оценка имиджа и репутации организации / А. С. Сотникова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 6.
60) Социальные сети в России: исследование Mail.RuGroup. TNS Web -
Index. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorijsotcialnykh-
setej.pdf (дата обращения: 02. 05. 2020)
61) Существующие подходы к изучению и концепции коммуникации// [Электронный ресурс] портал Intellect.icu-Режим доступа: https://intellect.icu/9-cushhestvuyushhie-podkhody-k-izucheniyu-i-kontseptsii- kommunikatsii-4335(дата обращения: 20. 04. 2020)
62) Тарасова Н.Е., Карташова Т.В. Современные интернет технологии как инструмент маркетинга: состояние и перспективы развития // Научные труды З’огМ. - 2010. - Т. 9. - № 4.
63) Типы коммуникаций // [Электронный ресурс] Студенческая
библиотека онлайн 31ибЬоок;.пе1-Режим доступа:
кйр;://;1ийЬоок;.пе1781799/шепеЙ7кшеп1711ру_кошшип1ка1я1у(дата обращения: 20. 04. 2020)
64) Типы коммуникационных целей // [Электронный ресурс] Учебные
материалы для студентов ЗШбше.огд-Режим доступа:
Ьйр;://;1ибше.огд/105888/шепеб7Ьшеп1/11ру_кошшип1ка1т;1оппуЬ_1;е1еу(дат а обращения: 20. 02. 2020)
65) Томилина М.В. Модель имиджа организации / Томилина М.В. - М, 2005
66) Трофименко Е.Ю., Чернышова Е.В. Использование социальных сетей в коммуникационной политике организации / Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент», 2013, т.7, №3, С. 133-137
67) Ульяновский А. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума// [Электронный ресурс]Сервис Соод1е книги- Режим доступа:
1111р;://Ьоок;.доод1е.Г1кЬоок;'’1й ОВЬд1еЕАСсС&рд РР587&йц %Р0% ВЛ%Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0%ВС%Р1%83%Р0%ВР%Р0%В8%Р0%ВЛ% Р0%В0%Р1%86%Р0%В8%Р1%8Е+%Р0%ВЛ%Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0% ВС%Р0%В5%Р1%80%Р1%87%Р0%В5%Р1%81%Р0%ВЛ%Р0%ВЕ%Р0
%В9+%Р0%ВЕ%Р1%80%Р0%В3%Р0%В0%Р0%ВР%Р0%В8%Р0%В7 %Р0%В0%Р1%86%Р0%В8%Р0%В8&к1ги&;аХ&«е4 0акиКЕ^13- YW_1aРшAhWtwsQBHRWFР6oQ6AElTTAF#v=onepage&q=%Р0%BA% Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0%ВС%Р1%83%Р0%ВР%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В
0%Р1%86%Р0%В8%Р1%8Е%20%Р0%ВА%Р0%ВЕ%Р0%ВС%Р0%ВС %Р0%В5%Р1%80%Р1%87%Р0%В5%Р1%81%Р0%ВА%Р0%ВЕ%Р0%В 9%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7% D0%B0%D1%86%ra%B8%D0%B8&Wa1se(.wa обращения: 02. 04. 2020)
68) Федько В. П. Товарная политика организации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения, СПб: - Питер, 2018, С. 377
69) Хайруллин И.И., Жаворонков В.В., Маннанова Г.Р. Система коммуникации в крупной медицинской организации как фактор повышения ее эффективности, Менеджер здравоохранения №6, 2017, C. 23
70) Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - М.: Манн, 2013. - 210 с.
71) Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2006
72) Чехова Н. Виртуальная реальность: её особенности и виды
представления // [Электронный ресурс] журнал об интернет маркетиге и SEO продвижении -Режим доступа:
https://1ivesurf.ru/zhurna1/6077-virtua1naya-rea1nost-eyo-osobennosti-i-vidy- predstavl eniya.html (дата, обращения: 02. 04. 2020)
73) Чумиков, А. Н. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0/ А.Н. Чумиков, М. П. Бочаров, М.В. Тишкова. - М.: Альпина, 2011
74) Шарков Ф. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг// [Электронный ресурс]Сервис Goog1e книги- Режим доступа:https://books.goog1e.ru/books?id=Bv2uDwAAQBAJ&pg=PT48&dq= %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D 0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0 %BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86% D0%B8%D0%B8&h1=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiLr5- 2oqDmAhUZxcQBHRqNCYYQ6AElTTAF#v=onepage&q=%D0%B8%D0% BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0% B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0 %BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0% BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 0%B8&f=fal яе(дата обращения: 20. 04. 2020)
75) Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д : Феникс, 1998.С. 17.
76) Шилова В. А., Угринович Д. А. Классификации коммуникативных стратегий в процессе реализации управленческих решений, Социологическая наука и социальная практика № 4(24), 2018,С. 86
77) Шкляр Т.Л., Акаемова А.В. Инструменты маркетинговых коммуникаций в политике и экономике, в зависимости от жизненного цикла товара. Экономика, Статистика и Информатика № 109 3, 2014, С. 111-113
78) Buchholz R. A., Evans W. D., Wagley R. A. Management response to public issues: Concepts and cases in strategy formulation. - 1986.
79) Dozier D. M., Broom G. M. Evolution of the manager role in public relations practice //Journal of Public Relations Research. - 1995. - Т. 7. - №. 1. - С. 3-26
80) Eggers F. et al. The impact of brand authenticity on brand trust and SME growth: A CEO perspective //Journal of World Business. - 2013. - Т. 48. - №. 3. - С. 340-348
81) Grunig J. E., Dozier D. M. Excellent public relations and effective organizations: A study of communication management in three countries. - Routledge, 2003
82) Malvey, D.; Beardsley, A.; Howse, P.K.; идр. Healthcare marketing and social media // Handbook of Healthcare Management. - 2015. - С.: 235-254.