Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические основы исследования социальной поддержки молодой семьи 9
1.1. Основные теоретические и методологические подходы к понятию
«Социальная поддержка молодой семьи» 9
1.2. Нормативно правовые основы социальной поддержки молодой семьи
в Российской Федерации и Алтайском крае 21
Глава II. Социальная поддержка молодой семьи в Целинном районе Алтайского края: организационные аспекты 36
2.1. Организация социальной поддержки молодой семьи в Целинном
районе Алтайского края 36
2.2. Методика и анализ результатов исследования «Организация
социальной поддержки молодой семьи в сельской местности» 48
Заключение 67
Список литературы 73
Приложение 1. Анкета для молодой семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для эффективной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
С точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья - это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Вместе с тем, актуальной остаётся проблема сохранения сельского сообщества в современной России, а важной задачей является укоренение молодых семей, молодых специалистов на селе. По данным Бийского межрайонного отдела ЗАГС управления ЗАГС Министерства юстиции Алтайского края в Целинном районе Алтайского края за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 было зарегистрировано 57 браков, из них в 47 случаях возраст обоих супругов был не менее 18 лет и не более 34 лет. По данным на 2016 год зарегистрировано 64 брака, из них 46 относятся к категории молодая семья. В 2017 году в Целинном районе зарегистрировано 67 браков, из них 41 заключен между супругами в возрасте от 18 до 34 лет. Таким образом, количество браков заключенных между молодыми людьми в возрасте от 18 до 34 лет снижается, что приводит к старению сельского населения и затрудняет проведение политики социально-экономического развития села. На наш взгляд, для того, чтобы укоренить молодое население в сельской местности необходимо создать для них благоприятные условия жизнедеятельности, ведь с одной стороны, от этого будет зависеть их желание остаться на селе, с другой, их репродуктивные установки.
Молодая семья входит в группу социального риска, так как находится в процессе своего становления, развития и в настоящее время без поддержки со стороны родителей, близких, друзей и государства не в состоянии сформировать собственные ресурсы, необходимые для полноценного выполнения своих функций. Именно поэтому так важно реализовать социальные программы, предоставлять меры социальной поддержки молодой семье.
Вместе с тем, на сегодняшний день организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности не учитывает особенности данной категории, что приводит к множеству проблем на этапе получения молодой семьей государственной поддержки.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется ее общественной значимостью, несовершенством системы организации социальной поддержки молодой семьи в сельской местности, гарантирующей полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки молодых семей в сельской местности, а также выработке новых мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности служб предоставляющих социальную поддержку молодой семье на селе.
Объект исследования: социальная поддержка молодой семьи.
Предмет исследования: организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности.
Цель: выявление сложностей организации социальной поддержки молодой семьи в Целинном районе Алтайского края и возможностей её оптимизации.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и методологических подходов к понятию «социальная поддержка молодой семьи».
2. Проанализировать нормативно-правовую базу социальной поддержки молодой семьи в Российской Федерации и Алтайском крае.
3. Рассмотреть опыт организации социальной поддержки молодой семьи в Целинном районе Алтайского края.
4. Провести исследование «Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности», проанализировать его результаты и разработать рекомендации.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, оптимальным теоретико-методологическим подходом к исследованию понятия «социальная поддержка молодой семьи» является социологический подход.
2. Возможно, в нормативно-правовых документах категория «молодая семья» определена посредством следующих признаков: наличие официально заключенного брачного союза; продолжительность совместной жизни - до 3 лет; граница возраста супругов - от 18 до 30 лет.
3. Вероятней всего, основным направлением социальной поддержки молодой семьи в Целинном районе Алтайского края является улучшение жилищных условий молодой семьи.
4. Вероятнее всего, основными проблемами организации социальной поддержки молодой семьи в Целинном районе Алтайского края являются трудности в оформлении пакета документов молодыми семьями и отсутствие полной, систематизированной информации о мерах поддержки молодой семьи.
Научная разработанность: В современной социологии проводятся исследования сельских семей, сельской молодежи, молодых семей.
Методологические основы изучения семьи в отечественной социологии разработаны Антоновым А. И., Басовым, Н.Ф., Осиповым Г.В., Бабосовым Е.М. , Харчевым А.Г.
Вопросам социальной защиты и поддержки различных социальных групп (в том числе молодой семьи) в России посвящены работы Брыковой Т.Ю, А.В. Дюмина, М.Ф. Глухова, Ванина В.В., Раицкий С.А.
Среди научных специалистов, которые в той или иной мере занимались изучением понятия, функционированием, ролью молодых семей в обществе и сущностью социальной поддержки, можно выделить таких как: Л.М. Иванова, Е.В. Антонюк, Е.И. Холостова, И.В. Преснякова-Осипова, Е.М. Черняк, и многие другие.
Теоретическая база исследования:
• Социологический подход, фамилистическая теория.
Эмпирическая база исследования:
• Нормативно-правовые акты международного уровня, федеральных и региональных органов власти, направленные на социальную поддержку молодой семьи.
• Результаты проведенного автором исследования «Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности» (N=43).
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, анкетирование.
Положения, выносимые на защиту:
1. Оптимальным теоретико-методологическим подходом к исследованию социальной поддержки молодой семьи является социологический подход, так как в рамках данного подхода социальная поддержка молодой семьи рассматривается как элемент социальной политики государства и понимается как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами для создания благоприятных условий молодой семье для выполнения ими своих функций.
2. Законодательно установлено категория «молодая семья» - это семья в первые 3 года после заключения брака при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Вместе с тем, в рамках государственных программ поддержки молодой семьи возраст увеличивается до 35 лет.
3. В Целинном районе Алтайского края социальная поддержка молодой семьи направлена на улучшение жилищных условий посредством реализации федеральных, региональных и муниципальных социальных программ по приобретению или строительству жилья и улучшение материального положения через предоставление 11 видов различных пособий.
4. Основными трудностями организации социальной поддержки молодой семьи в Целинном районе Алтайского края являются сложности в оформлении пакета документов, проблема отсутствия полной, систематизированной информации о мерах поддержки молодой семьи, трудности при общении со специалистами.
Практическая значимость работы: определяется тем, что основные положения и выводы диссертации способствуют более успешной организации социальной поддержки молодой семьи в сельской местности. Разработанные рекомендации могут быть применены в практике учреждений социальной сферы по работе с молодой семьей.
Материалы исследования и анализ результатов изложены в следующих публикациях автора:
1. Ханмурадова А.В. Социальная поддержка молодой семьи в сельской местности (на примере Целинного района Алтайского края) // «Социальная интеграция и развитие этнокультур в региональном социуме»: сборник статей I региональной научно-практической конференции. Барнаул 2018 год. (В печати).
2. Ханмурадова А.В. Теоретические подходы к понятию «социальная поддержка молодой семьи» // «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве»: сборник статей VI
Международной конференции. Барнаул 2018 год. (В печати).
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Социальное благополучие молодой семьи считается важнейшей составляющей её жизнедеятельности в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Особенно это актуально для таких уязвимых групп населения, как молодые семьи. Поэтому одной из задач социальной политики в отношении молодых семей является поддержание семейного благополучия на высоком уровне, то есть преодоление негативных тенденций и стабилизация положения семьи и повышение её социального статуса, а также создание предпосылок для улучшения её жизнедеятельности в будущем.
На наш взгляд самым оптимальным подходом к понятию «социальная поддержка молодой семьи» является социологический подход. В рамках данного подхода выделяются несколько направлений исследований социальной поддержки семьи. В одних направлениях не разграничиваются такие понятия, как «социальная поддержка» и «социальная защита», в других — социальная поддержка рассматривается как элемент социальной политики государства, в третьих — акцент делается на изучении форм обеспечения условий для удовлетворения жизненных потребностей представителей различных социальных групп, в четвертых — рассматриваются различные аспекты социальной поддержки семьи. Мы считаем, что социальная поддержка молодой семьи должна рассматриваться как элемент социальной политики государства и пониматься как совокупность специальных мер, реализуемых государственными структурами для создания благоприятных условий молодой семье для выполнения ими своих функций.
В Российской Федерации проводится целенаправленная семейная политика в отношении молодой семьи, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется большое количество федеральных, региональных социальных программ поддержки молодой семьи. Главной целью всех мер поддержки является обеспечение необходимых условий для реализации функций молодой семьи и повышение качества их жизни.
Что касается уровня местного самоуправления, то в Целинном районе Алтайского края основными организациями по предоставлению государственной социальной поддержки молодой семье являются УСЗН по Целинному и Ельцовскому районам, Отдел по культуре и делам молодежи администрации Целинного района.
Приоритетными задачами исполнительной власти Целинного района являются обеспечение стабильной работы социальной сферы, модернизация системы образования и здравоохранения, поддержка учреждений культуры, развитие сельского хозяйства и экономики района. Постоянное внимание уделяется работе коммунального хозяйства, выполняются определенные мероприятия по снижению числа безработных.
Район продолжает развиваться, а социальная сфера - работать без перебоев. Условия проживания людей становятся более комфортными. Полным ходом идет развитие услуг такси, сферы общественного питания и многое другое. Достигнутое является ступенькой для следующего шага к улучшению условий жизни жителей района.
На основании проведенного исследования «Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности» мы сделали выводы:
1. В Целинном районе Алтайского края большинство обратившихся молодых людей имеют высшее образование, имеют одного ребенка и в настоящее время проживают в съемной квартире/комнате. Основными причинами, сдерживающими рождение ребенка в семьях респондентов, являются отсутствие собственного жилья и отсутствие стабильных источников доходов. Именно по этому большинство респондентов считают, что наиболее необходимой мерой поддержки молодой семьи в сельской местности является материальная помощь в виде денежных выплат и предоставление жилья.
2. Большинство опрошенных молодых людей знают и воспользовались такими мерами поддержки как предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 - 2020 годы».
3. При получении мер социальной поддержки в Целинном районе Алтайского края у респондентов возник ряд проблем:
- проблема отсутствие полной систематизированной информации о мерах поддержки молодой семьи,
- проблемы в оформлении пакета документов,
- трудности при общении со специалистом.
4. Большинство молодых людей, которые не воспользовались мерами социальной поддержки, хотят получать социальную поддержку, но не подходят под условия предложенных в анкете программ/законов.
Подытожив работу, был разработан ряд предложений и рекомендаций по оптимизации работы государственных учреждений по предоставлению мер социальной поддержки молодой семье в сельской местности:
Для решения проблемы предоставления доступной и понятной информации о мерах социальной поддержки и повышения уровня информированности молодой семьи мы рекомендуем
- создание брошюр, буклетов, информационных стендов которые будут содержать основную информацию о мере поддержки: краткая характеристика, основные условия участия, список документов для участия, адрес государственного учреждения для обращения, ссылка на сайт с подробным описанием и распространять информацию через службы, взаимодействующие с молодой семьи: ЗАГС, женская консультация, детский сад и т.д.
- создание электронной программы и размещение её на сайте Администрации Целинного района. Цель программы: определение категории пользователя и предоставление ему информации о всех социальных мерах поддержки которыми он может воспользоваться. Основная составляющая данной электронной программа это анкета пользователя, при заполнении которой пользователю будет выдан список мер социальной поддержки, которыми он может воспользоваться, а так же полное их описание.
Для устранения проблем молодой семьи возникающих при оформлении и сборе пакета документов, мы предлагаем внедрить в государственное учреждение технологию «Модель или принцип «Одно окно».
Использование такой модели, изменяет процесс управления, системой социальной поддержки, обобщая и упрощая ряд отдельных или дублирующих функций. В результате молодые семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, имеют возможность единовременно и в одном учреждении оформить получение сразу нескольких видов социальной помощи, что является важным фактором необходимости существования такой модели.
Решением проблемы общения клиента со специалистом (трудности связанные с профессиональной неграмотностью специалиста, трудности связанные с личными особенностями специалиста) мы видим в прохождении специалиста курсов повышения квалификации. В ходе обучения, навыки и знания специалистов обновляются. Они изучают передовые практики в сфере предоставления мер социальной поддержки и работы разными категориями граждан. В результате прохождения повышения квалификации специалист получает навыки, позволяющие ему выполнять новые виды деятельности в рамках имеющейся у него специальности.
Внедрение технологии «Супервизия».
Основные функции технологии «Супервизия»:
1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.
2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.
3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания.
1. Администрация Целинного района. Молодежная политика
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://admcelinnoe.ucoz.ru/index/molodezhnaj a_politika/0-101 (Дата обращения 18.03.2018 года).
2. Администрация Целинного района. О районе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admcelinnoe.ucoz.ru/index/celinniyrayon/0-2(Дата обращения 18.03.2018 года).
3. Администрация Целинного района. Социальные и экономические
программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://admcelinnoe.ucoz.ru/index/programmi/0-8(Дата обращения 18.03.2018 года).
4. Анпилогова Л.Л., Цокур Е.Ф. Проблемы реализации федеральной целевой программы «Жилище» на современном этапе // Территория права Сборник научных статей. Ответственный редактор: Сусликов В.Н. 2015 - С. 17-23.
5. Антонов А. И. Социология семьи: Учебник // под ред. А.И.Антонов,
B. М. Медков — М., 2010. - С. 24.
6. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестн. МГУ. 1993. № 4. С. 25.
7. Аристотель. Политика. / пер.С.А. Жебелева / Аристотель. Антология мировой философской мысли. - М.: Директ Медиа Паблишинг,
C. 137.
8. Ахмедова И.Г. Приоритетные национальные проекты и функционирование молодой семьи в современной России // Гуманитарные и социальные науки. 2015. №4. - С. 188-196.
9. Ахмедова Н.Г. Проблемы молодой семьи в современном обществе / Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. №1. - С. 295-297.
10. Бабосов Е.М. Социология : энциклопедический словарь / предисл.
Г.В. Осипова. М., 2009. 480 с.
11. Басов, Н.Ф. Социальная работа. Учебное пособие для бакалавров Дашков и К,2015.- С. 45.
12. Бергер Б. Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и политология. — 2003. — №3. - С 33-40.
13. Бережная О.В., Гринева С.В. Молодая семья как объект государственной поддержки социальной работы / Социальная политика и социология. 2014. №4. - С. 242-260.
14. Брыкова Т.Ю. Социальная поддержка молодых семей в России / Т.Ю. Брыкова// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5. - С. 1-7.
15. Валеева Э.Р. Механизмы государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей / Новая наука: От идеи к результату. 2016. №1. - С. 75-77.
16. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учебное пособие / Е.Ю. Гаранина. — М.: Флинта, 2009. - 156 с.
17. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). — СПб.: Петрополис, 1999. - 210 с.
18. Глухова, М.Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодежной среде: меры социальной поддержки молодых семей / М.Ф. Глухова ; Московский городской университет управления Правительства Москвы // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2011. - №8(103), вып.16.-С. 63-70.
19. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петорополис», 1998. — 272 с.
20. Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (Дата обращения 15.02.2018 года).
21. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: краткий курс лекций для вузов / Н.Ф. Дивицына. — М.: Владос-Пресс, 2006. - 98 с.
22. Долгова Д.В. Государственная поддержка молодых семей в РФ / Современные концепции развития науки Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. - С. 180-182.
23. Дорохина О.В. Семейная политика государства как объект исследования // Вестник Московского университета. Сер. 18. Политология и социология, 2014. - С. 242 - 251.
24. Дюмин А. В. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе : дис. канд. социол. наук. — Барнаул, 2005.
25. Закон Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802017991(Дата обращения 16.05.2018 года).
26. Зубкова Т.С. , Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учеб. Пособие. М: Академия, 2014. - 288 с.
27. Иванова Л.М. Судьба молодой семьи. М., 1989. 135 с.
28. Ипьяшенко А.Н. Семья как приоритет социальной политики
государства: международно-правовые и конституционные основы//
Конституционное и муниципальное право. 2015. - С. 145-176.
29. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения:
29.02.2018 года).
30. Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О.А.Коряковцева. — М.: Владос, 2008. - 315 с.
31. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режимдоступа:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(дата обращения 28.03.2018).
32. Куашева С.М. Содержание и организация деятельности центра социальной помощи семье и детям по реализации семейной политики в регионе / С.М. Куашева // Социальное обслуживание. 2016. - С. 34 - 40.
33. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии//Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. - СПб.: Речь, 2004. - 289 с.
34. Преснякова-Осипова И.В Молодая семья в современном российском социуме (образ и качество жизни): дис. канд. социол. наук. — Москва, 2013.
35. Молодая семья в современном обществе: методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцова, А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик, под общей ред. Е.В. Рыбак. — М.: ООО «ТР- Принт», 2016. — 150 с.
36. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / под общей ред. Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. — Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. - 95 с.
37. Павлов С. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы./ Сергей Павлов, Святослав Григорьев, Людмила Гуслякова //КнорусМ: 2014. С. 139.
38. Паршина В.В. Специфика молодой семьи и её основные проблемы / проблемы современной науки и образования. 2013. - С. 127 - 130.
39. Платон. Государство // Платон. Сочинения. Т. 3. М., 1972. 678 с. С.254.
40. Плотников А.Д. Молодая семья в Российской Федерации // Сотис. — 2008. — №3. — С. 90-101.
41. Постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011
года N 420 об утверждении государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453110670(Дата обращения 16.05.2018 года).
42. Постановление Администрации Алтайского края от 04.09.2015 года
№ 354 «Об утверждении Порядка формирования списков молодых семей, предоставления и использования социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015 - 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/940/354_2015.pdf(Дата обращения 21.03.2018 года).
43. Постановление Администрации Алтайского края от 31 октября 2014
года N 503 Об утверждении государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423862532(Дата обращения 13.05.2018 года).
44. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
45. Постановление Правительства Алтайского края от 19.04.2017 № 125
«О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/446195035(Дата обращения 13.05.2018 года).
46. Приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 25 декабря 2017 года N 581 Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление единовременной выплаты семьям студентов, обучающихся по очной форме в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Алтайского края, при рождении детей" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446606801(Дата обращения 21.03.2018 года).
47. Рожков Михаил Иосифович, Коряковцева Ольга Алексеевна Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие, 2014. - 146 с.
48. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. — М.: Логос, Высшая школа, 1999. - 146 с.
49. Рыбак Е.В. Социальное образование молодой семьи. В помощь специалисту по работе с семьей. / Рыбак Е.В., Телицына Ю.В., Безбородова Е.С. — Архангельск: ПРЕСС-ПРИНТ, 2007. — 120 с.
50. Семьеведение: учебник для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой,
О.Г. Прохоровой, Е.М. Черняк. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 403 с.
51. Социальная поддержка сельских молодых семей в Алтайском крае : монография / под ред. А. М. Сергиенко, С. А. Решетниковой. — Барнаул : Изд- во Алт. ун-та, 2013. — 202 с.
52. Социально-демографические проблемы северной семьи / Под
ред. А.М. Вязьмина. — Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2002.;
53. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М., 1998. 312 с.
54. Социология семьи : учебник / под ред. А.И. Антонова. М., 2005. 640 с.
55. Темкина А. Роль государственной социальной помощи в поддержке семьи / А. Темкина // Социологические исследования. 2016. - С. 13 - 21
56. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи под ред. А.Л. Александровой 2007 г. С. 210-224.
57. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/ (Дата обращения
03.04.2018 года)
58. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558(дата обращения 03.04.2018 года)
59. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" от 05.12.2006 N 207-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64307/ (Дата обращения
03.04.2018 года).
60. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 25.10.2007 N 233- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72054/(Дата обращения 05.04.2018 года).
61. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата
обращения 03.04.2018 года).
62. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/(Дата обращения 05.04.2018 года).
63. Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" от 28.12.2017 N 418-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/(Дата обращения 05.04.2018 года).
64. Фомченкова В.И. Семейная политика в регионе: социологический анализ. // Человек и наука. 2015. - С 53 - 61.
65. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М., 2003. 189 с.
66. Холостова. Социальная работа с семьей. Учебное пособие //Дашков и К 2013 С. 36.
67. Целуйко В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 287 с.
68. Черняк Е.В. Семьеведение. Учебник для бакалавров// Дашков И. К: 2014. С.102.
69. Шубина Т.Ф. Социальное пространство семьи (анализ современного положения молодой семьи в Архангельской области по результатам социологического исследования) / Т.Ф. Шубина; Ком. по молодеж. политике Арханг. обл., Фил. ВЗФЭИ в г. Архангельске. — Архангельск: Филиал ВЗФИ в г. Архангельске, 2008. — 83 с.
70. Шубович М.М. Адаптация молодой семьи в современном обществе
как социальная проблема / М.М. Шубович // Вестник городского самоуправления. 2006. - С. 67 - 71.