Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История становления гражданства Российской Федерации 6
1.2 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации 15
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Порядок приобретения и признания гражданства Российской
Федерации 24
2.2 Способы прекращения гражданства Российской
Федерации 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 История становления гражданства Российской Федерации 6
1.2 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации 15
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Порядок приобретения и признания гражданства Российской
Федерации 24
2.2 Способы прекращения гражданства Российской
Федерации 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день институт гражданства является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.
Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.
Таким образом, проблемы гражданства России сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.
Целью настоящей работы является изучение института гражданства России и определение перспектив его развития.
Достижению цели работы способствует решение таких задач:
- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.
- определить проблемы и перспективы развития института гражданства Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства. Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы международного и российского законодательства, регулирующие институт гражданства как элемент конституционно-правового статуса человека, доктринальные источники, а также правоприменительная практика.
Настоящая работа - это проведенное исследование, в котором комплексно освещаются вопросы, касающиеся гражданства. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
Нормативно-правовая база работы представлена законодательными и нормативными актами РФ, уставами, законами и иными нормативными актами, связанными с регулированием гражданско-правовых отношений.
Теоретическую основу исследования представляют труды таких ученых как В.В. Чернышев В.В., М.В. Баглай, В.Н. Калинин, Е.В. Абрамова, С.А. Авакьян, Е.Ю. Бархатова, Н.С. Бондарь, В.М. Сырых, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Я. Кикотя, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, С.С. Маилян, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, Н.А. Михалевой, А.В. Мицкевич, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.
Главное значение в работе имеет вопрос об используемых методах научного познания. В частности это общенаучные методы, исторические методы, сравнительно-правовые методы, методы моделирования и эксперимента.
Структура работы: введение, глава первая (содержит 2 параграфа), глава вторая (содержит 2 параграфа), глава третья (содержит 1 параграф), заключение и список использованных источников и литературы.
Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.
Таким образом, проблемы гражданства России сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.
Целью настоящей работы является изучение института гражданства России и определение перспектив его развития.
Достижению цели работы способствует решение таких задач:
- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.
- определить проблемы и перспективы развития института гражданства Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства. Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы международного и российского законодательства, регулирующие институт гражданства как элемент конституционно-правового статуса человека, доктринальные источники, а также правоприменительная практика.
Настоящая работа - это проведенное исследование, в котором комплексно освещаются вопросы, касающиеся гражданства. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.
Нормативно-правовая база работы представлена законодательными и нормативными актами РФ, уставами, законами и иными нормативными актами, связанными с регулированием гражданско-правовых отношений.
Теоретическую основу исследования представляют труды таких ученых как В.В. Чернышев В.В., М.В. Баглай, В.Н. Калинин, Е.В. Абрамова, С.А. Авакьян, Е.Ю. Бархатова, Н.С. Бондарь, В.М. Сырых, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Я. Кикотя, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, С.С. Маилян, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, Н.А. Михалевой, А.В. Мицкевич, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.
Главное значение в работе имеет вопрос об используемых методах научного познания. В частности это общенаучные методы, исторические методы, сравнительно-правовые методы, методы моделирования и эксперимента.
Структура работы: введение, глава первая (содержит 2 параграфа), глава вторая (содержит 2 параграфа), глава третья (содержит 1 параграф), заключение и список использованных источников и литературы.
Рассмотрев вышеизложенные принципы гражданства Российской Федерации, основания для приобретения, изменения или прекращения гражданства, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.
Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.
Немаловажным является и тот факт, что отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства по защите своих граждан.
Более того, на современном этапе политического развития страны, с вопросами гражданства связано множество проблем. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с суверенными государствами. В рамках таких соглашения специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что на современном политико-правовом этапе, в России утвердился и закрепился важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе, принцип двойного гражданства.
К сожалению, государство, допуская нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно - правовых актов, федеральных законов и международных договоров. Более того, считаем необходимым внесение изменений в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
Проанализировав вышесказанное, представляется возможным сформулировать рекомендации по разрешению проблем государственного регулирования отношений гражданства: во-первых, необходимо оптимизировать некоторые положения Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Во-вторых, благодаря анализу международных договоров в области гражданства можно сделать вывод о том, что следует повысить удельный вес норм международного права в механизме правового регулирования российского гражданства. Более того, представляется необходимым внести ряд изменений в законодательство РФ в области гражданства.
Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.
Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.
Немаловажным является и тот факт, что отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства по защите своих граждан.
Более того, на современном этапе политического развития страны, с вопросами гражданства связано множество проблем. Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с суверенными государствами. В рамках таких соглашения специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что на современном политико-правовом этапе, в России утвердился и закрепился важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе, принцип двойного гражданства.
К сожалению, государство, допуская нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно - правовых актов, федеральных законов и международных договоров. Более того, считаем необходимым внесение изменений в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
Проанализировав вышесказанное, представляется возможным сформулировать рекомендации по разрешению проблем государственного регулирования отношений гражданства: во-первых, необходимо оптимизировать некоторые положения Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Во-вторых, благодаря анализу международных договоров в области гражданства можно сделать вывод о том, что следует повысить удельный вес норм международного права в механизме правового регулирования российского гражданства. Более того, представляется необходимым внести ряд изменений в законодательство РФ в области гражданства.
Подобные работы
- Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Институт гражданства: вопросы административно-правового регулирования (Административная деятельность, Барнаульский Юридический Институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018



