Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Причины возникновения конфликтов при взаимодействии врачей с пациентами в частных клиниках

Работа №91698

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию деятельности частных клиник 13
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию частной практики
в системе здравоохранения РФ 13
1.2. Методология исследования конфликтов в системе частных клиник 38
1.3. Методика исследования конфликтов врачей с пациентами в частных
клиниках 51
Глава 2. Социологическое исследование причин возникновения
конфликтов при взаимодействии врачей с пациентами в частных клиниках 56
2.1. Результаты социологического исследования причин конфликтов врачей с
пациентами в частных клиниках 56
2.2. Рекомендации по устранению возникающих конфликтов врачей с
пациентами в частных клиниках 70
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложение 1 91
Приложение 2 95


Актуальность исследования.
Развитие частной медицины вызывает особый интерес при обсуждении проблем российского здравоохранения. Имеющаяся информация о частном секторе здравоохранения очень фрагментарна. Здравоохранение в целом претерпевает большие перемены, до сих пор ощутимы результаты реформирования, этот сектор остается достаточно напряженным и неотрегулированным. Развитие частной медицины необходимо в современном российском обществе. Но государство оказалось не готовым к его появлению. На фоне этого развития видится недостаточная проработанность правовой базы функционирования частных медицинских учреждений, что представляет собой несбалансированность актов, регламентирующих взаимоотношения учреждения, предоставляющего медицинскую помощь на коммерческой основе, и пациента, являющегося объектом предоставляемой помощи.
До сих пор отсутствует четкий регламент регулирования деятельности частных медицинских организаций, законодательные акты, направленные на здравоохранение в целом, не предоставляют определенных границ и возможностей развития частного здравоохранения. Частные предприниматели, развивая бизнес в данной области, сталкиваются с огромным количеством проблем и издержек: административные барьеры, вопросы лицензирования и переоформления документов, закупка оборудования, возможности реализации и развития в интересующих предпринимателей областях, все это сдерживает экономическое развитие частной медицины. Недостатки в правовой сфере регулирования частного здравоохранения отражаются не только на предпринимателях, но и на медицинских работниках. Порой у них возникают разногласия с пациентами по различным причинам, как на фоне эмоционально-психологических особенностей личностей, так ввиду экономических и правовых недостатков, не зависящих от воли врача и частной медицинской организации.
Спрос на обслуживание в частной клинике сегодня растет. Обращаясь в частную клинику, человек, как правило, хочет сократить время и не стоять в очередях, которые распространены в государственных медицинских учреждениях. Многие имеют такую точку зрения, если заплатил, значит можно рассчитывать на квалифицированную помощь.
На территории Алтайского края заметно открываются все новые частные медицинские учреждения, имеется высокий спрос на получение платных медицинских услуг в частных клиниках. Недостатки государственного регулирования, сдерживание прогресса бизнеса в сфере здравоохранения также отражаются на взаимоотношениях врачей платных клиник с пациентами. Более клиентоориентированный сервис, комфортабельные условия принятия пациента, исправное оборудование, высокая квалифицированная помощь - все это недостаточно для благополучного взаимодействия врачей с пациентами. Необходимо разобраться с причинами возникающих противоречий.
Степень научной разработанности проблемы.
Подробным изучением социологии здравоохранения занимаются Баженов А.М., Вялков А.И. Авторы выделяют несколько подходов к изучению социологии медицины: системный, функционально-структурный, ситуационный.
Вопросам удовлетворенности населения деятельностью стационаров в таких аспектах, как условия содержания больных, квалификация персонала, отношение персонала к больным, условия работы и здоровье работающих, организация медицинской помощи, посвящены работы С. М. Борисовой и А.И Борисова (1990), Т.И. Коцеруба (1990), В А. Миняева (1990) и др. Показатель удовлетворенности населения был детально разработан Т. А. Сибуриной (1996). Особое место среди проанализированных работ занимает исследование взаимодействия врача и пациента, влияющего на качество оказания медицинской помощи И.А. Тогуновым (2000).
В проработанной научной литературе, исследователи уделяют внимание анализу отдельных аспектов взаимоотношений врача и пациента: психологических; Д. Бьюженталь (1998); семантических Т.Р. Кореневой (1987); Г.Н. Носачевым и соавт. (2000, 2003), правовых S.M. Berger (1988); М.Е. Петросяном (1990); В.И. Шамшуриным, В.Э Танковским (1999); С.В Филимоновым (2001)] и др.
Классики отечественной медицины Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, Н.И Пирогов, С П. Боткин в своих работах убедительно показали, что терапевтическая эффективность лечения во многом зависит от умения доктора устанавливать контакт с больным и способности заслужить его доверие. Современные исследования НВ. Яльцева, (1995); А. В. Решетникова (1998); РС. Гаджиева, 3 К. Назаралиевой (2002); О. П. Щепина и соавт. (2002) и других ученых подтверждают существование связи между оптимальностью отношений в системе «врач - пациент» и уровнем удовлетворенности последних от лечения.
Значительное число фундаментальных работ посвящено анализу существующей системы оказания медицинской помощи, качество которой является не обособленной проблемой, а во многом представляет собой лишь следствие недостаточного финансирования, обеспечения кадрами, уровня их подготовки, взаимоотношений медицинских работников и пациентов, микроклимата в коллективе, стиля руководства и управления АПУ: В.И. Стародубов (1998); О.П. Щепин (1998); Ю.П. Лисицын (1999); А.В. Решетников (2002).
Особое внимание теории конфликта в процессе взаимодействия людей уделяют В.Р. Дольник (причины возникновения конфликтных отношений); Дж. Ролз (главная причина конфликтов в обществе - нарушение норм социальной справедливости); Л. Козер (конфликт как социальный организм); Здравомыслов А.Г. (природа и источники конфликтов, виды, причины и пути завершения); Фролов С.Ф. (подробное изучение конфликтов и сотрудничества).
Подробное изучение поведения пациентов в конфликте, противоречий, возникающих между врачами и пациентами, виды таких конфликтов и способы их разрешения активно изучались Волчанским М.Е.
Липинский Д.А., Абросимова Д.Ю. исследовали удовлетворенность пациентов медицинскими услугами в платных медицинских учреждениях.
С. Шишкин, Е. Потапчик, Е. Селезнева проводили исследование на тему: «Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития». Романов Б.Е. занимался предпринимательской деятельностью в здравоохранении.
Объект исследования: частный сектор системы здравоохранения.
Предмет исследования: причины возникновения конфликтов при взаимодействии врачей с пациентами в частной клинике.
Цель исследования: выявить основные причины возникновения
конфликтов при взаимодействии врачей с пациентами в частных клиниках и дать рекомендации по их устранению.
Задачи:
1) проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию частной практики в системе здравоохранения РФ;
2) проанализировать методологию исследования конфликтов в
системе частных клиник;
3) разработать методику исследования конфликтов врачей с
пациентами в частных клиниках;
4) охарактеризовать результаты социологического исследования причин конфликтов врачей с пациентами в частных клиниках;
5) дать рекомендации по устранению возникающих конфликтов врачей с пациентами в частных клиниках.
Гипотезы:
1) Эффективной методологией для данного исследования является опора на труды Баженова А.М. по социологии здравоохранения.
2) Частный сектор здравоохранения является активно развивающейся отраслью бизнеса в современном обществе.
3) Организация частных клиник создает почву для возникновения конфликтных ситуаций врачей с пациентами.
4) Традиционный анализ документов, анкетирование и полустандартизированное интервью являются эффективными методами для изучения такой темы;
5) Причинами возникновения конфликтных ситуаций врачей с пациентами в частных клиниках со стороны врачей являются: осложнение или ухудшение здоровья после лечения пациента, оплата непредоставленных медицинских услуг, неэффективность лечения.
6) Несоблюдение требований и рекомендаций врача и невнимательность пациента при заключении договора с частным медицинским учреждением и последующее несогласие с определенными требованиями приводит к конфликту врачей с пациентами.
7) Более точная проработанность правовой базы функционирования частных медицинских учреждений и большая внимательность пациентов снизит риск возникновения конфликтов врачей с пациентами.
Методы исследования:
Основными теоретическими методами сбора и анализа информации являются сравнительно-сопоставительный анализ, методы систематизации и аналогии. Основными эмпирическими методами сбора и анализа информации являются анкетный опрос, полустандартизированное интервью, традиционный анализ документов.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
Структурно-функциональный подход для выявления причин возникновения конфликтных ситуаций врачей с пациентами в частных клиниках. Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б.Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.
Социология здравоохранения, формированию которой способствовали исследования Юргена Хабермаса, Толкотта Парсонса (роль больного). В России социология здравоохранения выстраивалась в основном благодаря деятельности Н.А. Семашко. Свои размышления о здравоохранении Н.А. Семашко систематизировал в книге «Очерки по теории организации здравоохранения».
Подробно изучена социология здравоохранения Баженовым А.М., этапы становления и развития, формирования объекта и предмета, а также современное состояние системы здравоохранения. Исследование Вялковым А.И социологии медицины с помощью трех подходов: системный подход, функционально-структурный подход, ситуационный подход.
Социологией частного здравоохранения, состоянием и перспективами развития в современном российском обществе занимаются С. Шишкин, Е. Потапчик, Е. Селезнева. Подробное изучение предпринимательской деятельностью в здравоохранении принадлежит Романову Б.Е.
Основными теориями изучения конфликта являются:
Теория конфликта Л. Козера, являющаяся наиболее обширной, рассмат-ривающей комплекс вопросов, а именно: причины, остроту, длительность и функции конфликта. Л. Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм".
Социология конфликта Здравомыслова А.Г. Источником обострения конфликтов между большими группами, по его мнению, является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Социология сотрудничества и конфликтов Фролова С.Ф., который занимался изучением сущности организационного конфликта, его структурными элементами и типологией, определяя в качестве наиболее общих причин конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины; причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).
Подробное изучение поведения пациентов в конфликте, противоречий, возникающих между врачами и пациентами, видов таких конфликтов и способов их разрешения проводилось Волчанским М.Е. Липинский Д.А., Абросимова Д.Ю. исследовали удовлетворенность пациентов медицинскими услугами в платных медицинских учреждениях.
Научная новизна:
Основные научные результаты и новизна диссертационной работы состоят в разработке теоретических и практических рекомендаций, связанных с формированием сотрудничества врачей с пациентами в частном секторе здравоохранения.
1. Определены теоретико-методологические основания исследования деятельности частных клиник.
2. Выявлено, что существуют административные и правовые барьеры развития бизнеса в частном секторе здравоохранения.
3. Установлено, что в процессе предоставления своих услуг, у частной медицинской организации имеются основания для вступления в конфликт с клиентами.
4. Выявлены основные причины возникновения конфликтов врачей с пациентами в частных клиниках.
5. В соответствии с наличием конфликтных ситуаций, разработаны рекомендации по установлению сотрудничества врачей с пациентами.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях системы здравоохранения активно развивается предоставление медицинской помощи частными медицинскими учреждениями.
2. Развитие частного сектора здравоохранения сдерживается определенными барьерами функционирования бизнеса такого рода.
3. Недостаточная проработанность правовой базы функционирования частных медицинских учреждений, порядок лицензирования, кредитования и налогооблажения являются ограничениями к развитию бизнеса в системе здравоохранения.
4. У частной организации здравоохранения возникают проблемы не только правового характера. Организация, или чаще всего врач, вступают в конфликт с пациентом.
5. Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций врачей с пациентами являются недостатки правового регулирования, невнимательность пациентов при заключении договоров, а также неэффективность лечения.
6. Адекватными методами исследования причин конфликтов врачей с пациентами в частных клинках стали анкетный опрос пациентов и полустандартизированное интервью врачей, а также традиционный анализ документов.
7. Для снижения конфликтности врачей с пациентами предложены
рекомендации, направленные на развитие сотрудничества и эффективного взаимодействия между ними.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются:
значительной теоретико-методологической основой исследования, последовательной операционализацией основных теоретических понятий, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационного исследования (традиционного анализа документов, анкетного опроса, полустандартизированного интервью). Содержательной и качественной является библиография диссертационной работы: она содержит 95 источников.
Теоретическая значимость исследования.
Диссертационное исследование вносит вклад в развитие проблем функционирования частного сектора здравоохранения и подробного изучения причин конфликтов врачей с пациентами в частных клиниках.
Теоретические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют приращению знаний в социологии и этике бизнеса.
Практическая значимость исследования.
Результаты магистерской диссертации предоставлены в платный зубной кабинет «КарДента». Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций врачей с пациентами в частных клиниках приняты к внедрению.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикациях автора:
Сытых О.Л., Шлыкова О.В. Состояние и проблемы развития коммерческой медицины в России / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Шлыкова О.В. Причины конфликтов врачей с пациентами в частных медицинских учреждениях / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Шлыкова О.В. Врач и пациент: проблемы взаимодействия / Социология в современном мире: наука, образование, творчество: Сборник статей. - Вып. 7/ под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2015 - с.357-359
Выступление на III Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!»
2015 г.
Выступление на III Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!»
2016 г.
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (95 наименований), приложений. Общий объем работы составляет 97 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Частная медицинская деятельность - это предпринимательская деятельность по оказанию медицинских услуг пациентам, осуществляемая физическими лицами, а также юридическими лицами, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов рыночной экономики. Осуществляется поддержка государства малого предпринимательства в здравоохранении, но такая система государственных мер далеко несовершенна, предприниматель не всегда чувствует поддержку, имеются определенные трудности при открытии бизнеса и его поддержании.
Сегодня можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкивается частное здравоохранение:
- неадекватность нормативно-правового регулирования в здравоохранении, так как при формировании нормативно-правовой базы не учитываются реалии рынка медицинских услуг и различия в государственной и частной форме собственности;
- не разработаны подзаконные акты для реализации федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в результате чего создаются проблемы в частных медицинских организациях при проведении государственного контроля и надзора;
- недостаточно используется механизм общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в здравоохранении;
- наличие дискриминации в допуске частных медицинских организаций к участию в Программе государственных гарантий и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи не позволяет потребителям медицинских услуг в полной мере реализовать своё право на выбор медицинской организации и врача;
- недостаточное участие гражданского общества в решении проблем охраны здоровья и др.
Медицинский бизнес предъявляет особые требования к качеству медицинских услуг. Продление действующей лицензии, получение лицензии на дополнительные виды услуг и другие аспекты являются серьезными ограничениями в формировании частного предпринимательства здравоохранения. Более серьезные ограничения связаны с проблемами развития государственно-частного партнерства. Руководители многих частных медицинских организаций говорят о своей заинтересованности участвовать в системе ОМС. Но при участии в системе ОМС оказывается много минусов, вследствие которых частные клиники в такой программе заинтересованы не будут. Помимо рассмотренных системных ограничений РФ частные медицинские организации столкнулись с ограничительной политикой региональных властей. Привычные административные методы контроля за руководителями государственных медицинских учреждений используются и в отношении руководителей частных медицинских организаций, а другие механизмы контроля не отработаны.
В ходе исследования частных клиник были выявлены основные проблемы их существования и развития, негативно влияющих на дальнейшее построение частной медицины в России. Это недостатки правовой базы и вытекающие из них проблемы лицензирования и кредитования. Наличие административных барьеров. Системы договоров с пациентами. Подбор кадров и недостаток узких специалистов. Неприятие некоторых социальных групп наличия платной медицинской помощи. Ввиду таких существующих трудностей возникают конфликтные ситуации, субъектами которых являются чаще всего врачи частных медицинских учреждений и пациенты.
Основным причинами конфликтов врачей с пациентами в частных медицинских учреждениях являются:
- осложнения, ухудшение здоровья;
- неэффективность лечения;
- несоблюдение требований и рекомендаций врача пациентом;
- невнимательность при заключении договора о получении платных медицинских услуг.
И врач, и пациент являются причинами нарастающих противоречий. Г осударство и его политика влияют на наличие конфликтных ситуаций врачей с пациентами в частных клиниках, что подтверждается результатами исследования.
Таким образом, наличие частных медицинских учреждений создает почву для возникновения конфликтных ситуаций врачей с пациентами. И врачи, и пациенты сталкиваются с недостатками правового законодательства
деятельности частных медицинских учреждений. Пациенты зачастую бывают невнимательны, не обращают внимание на все условия договора при его подписании, что в дальнейшем может стать причиной противоречий. Пациенты сталкиваются с неэффективным лечением и осложнениями здоровья после лечения в частном учреждении. Более точная проработанность правовой базы функционирования частных медицинских учреждений снизит количество противоречий врачей с пациентами.
Проводимые исследования состояния частных клиник свидетельствует о необходимости формирования правовой базы регулирования частного сектора здравоохранения.


1. О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации : приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.06.2013 г. N 393н. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО
«КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
2. О регулировании частной медицинской деятельности :
законопроект РФ от 07.10.2011 г. N 97802597-2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО
«КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
3. Об обязательном медицинском страховании : федеральный закон
РФ от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО
«КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации :
федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" : распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г. N 2511-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
6. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие здравоохранения" (по состоянию на 13.03.2014 г.) : проект Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 294) //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
7. Абаев, Ю. К. Искусство общения с пациентом / Ю. К. Абаев // Здравоохранение. - 2012. - № 6. - С. 51-55.
8. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. - М. : Наука, 1991. - 112 с.
9. Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс : учеб. пособие / Л. Г. Агеева. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 200 с.
10. Акимов, О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 230 с.
11. Акопян, А. Маркетинговая деятельность и логистика на медико-фармацевтическом рынке / А. Акопян, Р. Дарсигова, Р. Бочкаев // Маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 84-89.
12. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 4-е изд. исп. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 512 с.
13. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. - 2-е изд. перераб. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
14. Артюхов, К. Проблемы медицины / К. Артюхов // Вопросик
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2014. - Режим доступа :
http://voprosik.net/problemy-mediciny-2014/. - Загл. с экрана.
15. Атоян, А. Д. Конфликтология. Конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / А. Д. Атоян. - М. : А-Приор, 2010. - 64 с.
16. Баженов, А. М. Социология здравоохранения : учеб. пособие / А. М. Баженов. - М. : ЦСП и М, 2015. - 271 с.
17. Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / А. Б. Белинская. - М. : Дашков и К, 2010. - 224 с.
18. Болучевская, В. В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия. (Лекция 3) / В. В. Болучевская, А. И. Павлюкова, Н. В. Сергеева // Медицинская психология в России [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн. - Электрон. дан. - 2011. - Режим доступа : http://medpsy.ru. - Загл. с экрана.
19. Большакова, Е. Частные клиники лечатся от кризиса / Е. Большакова // Коммерсант. - 2016. - №13. - 28 янв. - С. 20-22.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ