Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования молодёжного предпринимательства 14
1.1. - Теоретические подходы и методология исследования
молодёжного предпринимательства 14
1.2. - Молодёжное предпринимательство в современной России 42
1.3. - Методика исследования факторов молодёжного
предпринимательства 71
Глава 2. Исследование факторов существования и развития молодёжного предпринимательства в городе Барнауле 80
2.1. - Молодежное предпринимательство в г. Барнауле: факторы и
условия развития 80
2.2. - Экспертная оценка развития молодёжного предпринимательства в г.
Барнауле 98
2.3 -Рекомендации по улучшению условий развития молодёжного предпринимательства в г. Барнауле 118
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение 1 145
Приложение 2 147
Приложение 3 150
Актуальность темы исследования.
В современных условиях развития рыночной экономики большое внимание в России уделяется малому и среднему предпринимательству, его существованию и проблемам. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является его молодежный сектор.
Рост интереса к молодежному предпринимательству происходит также по причине того, что в настоящее время оно несёт в себе потенциальную возможность улучшения социально-экономического положения молодежи.
Актуальность проблемы развития молодежного предпринимательства осознается как в государстве в целом, так и во многих регионах страны. Молодежное предпринимательство признано одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства. Свидетельством этого является рост числа государственных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов и разного рода программ, прямо или косвенно касающихся молодежного предпринимательства. К таким нормативно-правовым актам и программам относятся постановление Верховного Совета РФ об «Основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ», федеральная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, государственная программа "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность", программа "Бизнес- инкубатор", региональные программы и проекты действующие и на территории Алтайского края. Существуют конкурсы, гранты, субсидии и форумы, направленные на вовлечение молодёжи в предпринимательство и её поддержку. Примерами служат государственные конкурсы и проекты «Ты- предприниматель», «Бизнес-успех», «Молодой предприниматель России».
Однако, важно понимать, что состояние российского предпринимательства до сих пор не считается удовлетворительным. Особенно болезненно проявились эти обстоятельства в молодежном предпринимательстве, в силу того, что молодёжи как социальной группе присущи свои специфические черты и особенности, создающие препятствия при вхождении в сферу предпринимательства и повышающие риски молодых предпринимателей в их деятельности в системе рыночной экономики.
Проблемы молодёжи как субъекта предпринимательства и самого явления молодёжного предпринимательства на данное время исследованы мало и число работ по данной теме не так велико, а мониторинг состояния непосредственно данного явления почти не проводится.
Потребности социально-экономического развития российского общества актуализируют необходимость развития молодёжного предпринимательства и вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поскольку указанные явления способствуют решению не только общих проблем развития малого и среднего бизнеса, но и выполнению ряда социально значимых функций. Для эффективного развития молодёжного предпринимательства необходимо чётко выделить данный элемент, как несущей свои характерные черты и проблемы, и определить, какие факторы оказывают позитивное и негативное влияние на него.
Степень разработанности проблемы.
В области социологических исследований предпринимательства в целом и молодёжного предпринимательства в частности присутствует нерешенность многих теоретико-методологических вопросов. Говоря о молодёжном предпринимательстве, следует отметить, что оно, как правило, не выделяется как самостоятельный элемент, а специфические проблемы его рассматриваются фрагментарно. Молодежный сегмент предпринимательства тем более социальные его аспекты, не часто становится самостоятельным предметом исследования.
Вопросы молодёжного предпринимательство или молодёжи, как субъекта предпринимательства, рассматриваются в рамках экономической теории, экономической социологии, социологии молодёжи и социологии предпринимательства.
Литературу по теме работы, отражающую теоретическую разработанность выбранного объекта, можно разделить на несколько блоков.
Во-первых, это работы, посвящённые теоретико-методологическим и прикладным проблемам предпринимательской деятельности в целом. Это труды М. Вебера, А. Смита, Й. Шумпетера, Ж.Б. Сэя, А. Маршала, Дж. Кейнса, И. Киршнера, М. Питерса, А. Коула. Из отечественных можно отметить работы Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Г.Л. Багиева, В.В. Томилова, А.В. Бусыгина, М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина, А.В. Голубева, Л.Г. Скамай, В.В. Генералова, М.В. Лычагина.
Работы перечисленных авторов в основном посвящены исследованию сущности феномена предпринимательства и выявлению его основных функций, условий существования и развития, взаимодействия с другими элементами экономической и иных сфер общества.
Во-вторых, можно обратиться к трудам, связанным с исследованием молодёжи как социального субъекта и представленным в рамках социологии молодёжи. Относительно темы данной работы, стоит выделить литературу, посвящённую вопросам молодёжной политики и молодёжного предпринимательства. К авторам таких публикаций относятся В. Добрынина, Б. Ичитовкина, Ю. Зубок, Т. Кухтевич, Г. Журавлёва, В. Лисовского, Б. Ручкина, Е. Слуцкого, В. Чупрова, А. Шаронова, А. Щегорцева, А. Шендрика. Вопросы молодёжного предпринимательства в данном блоке рассматриваются в контексте общих вопросов положения, функций, жизнедеятельности, социализации и развития молодёжи. Вопросы социально-экономического положения молодёжи и развития её самозанятости освещены в работах О.Ю. Щепкина, Н.А. Останиной, В.А. Елисеева, К.Н. Мужихова, З.В. Сурковой, Е.С. Тимошенко. Факторам развития предпринимательского потенциала современной городской молодёжи посвящена научная работа Н.Ф. Сабирзяновой.
Вопросы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности, особенно в рамках малого и среднего бизнеса, изучались С.В. Владимировой, Е.И. Левиной, О.В. Сухомлиновой. К проблематике непосредственно молодёжного предпринимательства обращаются Г.Ю. Власов, И.М. Хрупин, И.А. Шаткевич, А.М; Ганина, С.В. Г олубева.
Среди литературы, посвящённой вопросам молодёжного предпринимательства, выделяются работы, берущие во внимание бизнес- образование, хотя данная тема достаточно нова для науки. К авторам, исследующим данные вопросы, относятся Е.Н. Гапоненко, А.А. Городнова, Каркуленко, И.М. Буданова, Е.М. Акулич.
Объект исследования: Молодёжное предпринимательство.
Предмет исследования: Детерминанты развития и существования
молодёжного предпринимательства в городе Барнауле.
Цель: Исследовать факторы молодёжного предпринимательства в г. Барнауле и разработать рекомендации по дальнейшему созданию условий для его развития в городе.
Задачи:
1) Определить методологию исследования на основе анализа теоретических подходов.
2) Выявить особенности развития и отличительные черты молодёжного предпринимательства в современной России.
3) Определить методику исследования молодёжного
предпринимательства в г. Барнауле.
4) Выявить факторы и состояние молодёжного предпринимательства в г. Барнауле в оценке представителей молодёжи и молодёжного предпринимательства.
5) Выявить нынешние условия существования и меры поддержки молодёжного предпринимательства, а также его проблемы в г. Барнауле на основании экспертной оценки.
6) Разработать рекомендации для повышению эффективности работы по развитию и поддержки молодёжного предпринимательства в г. Барнауле.
Гипотезы:
1) Наиболее адекватной теоретико-методологической основой исследования является использование подходов к изучению и рассмотрению предпринимательской деятельности и молодёжи в рамках социологии молодёжи, экономической социологии и социологии предпринимательства.
2) Молодёжное предпринимательство имеет собственные отличительные черты, которые способствуют его развитию, но в то же время ряд присущих молодёжи и молодёжному предпринимательству черт ставит ряд трудностей и проблем для вовлечения молодёжи в бизнес и развития данного сегмента предпринимательства.
3) Основными адекватными методами исследования молодёжного предпринимательства будут анкетный опрос представителей молодёжи и молодёжного предпринимательства и интервью экспертов.
4) Основными факторами развития молодёжного предпринимательства в г. Барнауле являются следующие: социальный настрой молодёжи, оценка и готовность к рискам, наличие финансовой и материальной базы.
5) Основными проблемами развития молодёжного предпринимательства в г. Барнауле являются непривлекательность ухода в предпринимательскую деятельность в связи с высокой оценкой степени рисков и высокой оценкой финансовых и временных вложений в организацию и ведение дела, отсутствие практических и конкретных знаний в области организации и ведения дела, низкая информированность о возможностях получения поддержки.
6) Меры для повышения эффективности работы по развитию и поддержке условий развития молодёжного предпринимательства в г. Барнауле являются следующими: вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, оказание финансовой и материальной поддержки начинающим молодым предпринимателям и их проектам, оказание своевременной и полной консультационной помощи и поддержки для молодых предпринимателей.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Данная работы будет основываться на принципах системности, взаимосвязи общего с особенным и единичным. Будет использован структурно¬функциональный подход к анализу, чтобы рассмотреть молодёжное предпринимательство как элемент предпринимательства в целом, а также во взаимосвязи с различными системами общества, определить их влияние на него и его функции и роль по отношению к этим системам. Здесь мы можем опираться на работы Р. Мёртона, Т. Парсонса.
В рамках данной работы нам важен в первую очередь социологических подход к предпринимательству, рассматривающий его как с социальным феноменом и изучающий как новаторское поведение и деятельность больших и малых социальных групп и слоев населения, в числе которым мы можем выделить и молодёжь.
Теоретическо-методологической основой исследования выступили положения по вопросам предпринимательства, содержащиеся в трудах классиков социологии И. Шумпетера, М. Вебера, В. Зомбарта.
Классик социологии Макс Вебер и его работа «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как определённые факторы стимулируют возникновение «предпринимательского духа». Идеи Вебера развивал В. Зомбарт.
В работах Альберта Тюрго для исследования темы данной работы важные рассмотрение Тюрго особенностей субъектов предпринимательской деятельности и выделения у них характерных черт, таких как готовность к риску, организаторские и творческие способности.
Также используется функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером. Он интересен нам своим рассмотрением социальной группы предпринимателей как постоянно обновляющейся, текучей и подвижной. Йозеф Шумпетер создал целостную теорию предпринимательства, включающую в себя экономическое обоснование функций
предпринимательства, в первую очередь инновационных, и разработку портрета предпринимателя и обращения к его личности. Кроме того, экономический рост Шумпетер тесно связывал с развитием предпринимательства.
Структурный подход полезен нам тем, что он определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для выделения социальной группы предпринимателей на основе статусных характеристик, таких как возраст, пол, образование, семейное положение. В рамках данного подхода также рассматриваются каналы регулирования предпринимательской группы.
В рамках социологии предпринимательства в работах В.С. Автономов, А.И. Агеев, С.Ю. Барсуков. Н. Петракова, А. Омарова, В. Радаева присутствуют теоретико-методологические посылки для прикладного исследования социального, экономического и политического развития рыночной экономики России и российского предпринимательства как такового. А такие исследователи как И.М. Бунин, К. Андреев, А. Агеев, Т. Белых, А. Журавлев, А. Голубев исследуют различные качества предпринимателей, их социальный статус в условиях переходного периода, установки, мотивации, нормы поведения, стиль и образ жизни в целом.
Также в рамках работы следует обратиться к теоретическим разработкам в рамках социологии молодёжи. Это важно для понимания сущности молодёжи как социально-демографической группы и выделения её из общей массы предпринимателей. В том числе социология молодёжи уделяется значительное внимание проблемам трудовой занятости молодых людей, в рамках которых рассматриваются и возможности предпринимательской деятельности и её особенностей в рамках молодёжной среды.
Среди направлений и концепций социологии молодежи концепция рассмотрения молодежи особенно важен для темы данной работы социально - воспроизводственный подход, представителем которого является В.И. Чупров. В соответствии с ним выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. Именно на эти функции молодёжи, особенно инновационную, делается упор в вопросах, касающихся молодёжного предпринимательства. Исследование молодежи проводятся в контексте социального развития и динамики социума в целом. Молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства и инноваций, в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его молодым субъектам. Молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих процессов.
На базе социально-воспроизводственного подхода была разработана концепция воспроизводства малого предпринимательства в России.
Непосредственно темы нашего исследования касаются работы, в которых молодёжное предпринимательство является главным объектом. Публикации Е.Ю. Щепкина, Е.С. Тимошенко, З.В. Сурковой, П.Н. Завлина, Н.Р. Ирназаровой, Х.Б. Асылгужина, С.В. Гришаева, А. Шендрика открывают взгляд социологов на проблемы молодёжного предпринимательства в контексте вопросов положения, жизнедеятельности, социализации и развития молодёжи.
Так же полезными в контексте темы являются работы А.В. Виленского, И.А. Шаткевич, С.В. Голубевой. Они раскрывают государственное регулирование и поддержку как фактор развития молодёжного предпринимательства в России. Публикации Е.А. Сошниковой, И. Санарова, С.Г. Полякова, М.В. Рычева, Е.Н. Гапоненко, И.М. Буданова, Е.М. Акулич затрагивают аспект образования и информационной поддержки.
Научная новизна:
1) В ходе работы были определены и систематизированы подходы к изучению молодёжного предпринимательства в рамках экономической социологии, социологии молодёжи и социологии предпринимательства, в результате чего была выявлена сущность молодёжного предпринимательства на основе роли и места молодёжи в предпринимательской деятельности.
2) Была изучена и проанализирована информация о современном состоянии молодёжного предпринимательства в России и выделены основные силы, влияющие на степень его развития и состояние в настоящее время в стране.
3) Разработана программа исследования факторов молодёжного предпринимательства в городе Барнауле.
4) В рамках проведённого исследования выявлены факторы, влияющие на нынешнее состояние молодёжного предпринимательства в городе Барнауле в оценках действующих молодых предпринимателей города и студенческой молодёжи, обучающейся по экономическому профилю.
5) Определено современное состоянии молодёжного
предпринимательства и основные силы, на него воздействующие, по оценкам представителей органов управления горда и организаций, непосредственно работающих с молодыми предпринимателями.
6) Разработаны рекомендации по дальнейшему развитию молодёжного предпринимательства в городе Барнауле с учетом выявленных в ходе исследования факторов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Теоретико-методологической основой исследования являются структурно-функциональный подход, теории в рамках экономической социологии, социологии молодёжи, а также социологии предпринимательства.
2) Ключевыми особенностями современного состояния молодёжного предпринимательства в России являются активные попытки стимулирования государством развития малого и среднего бизнеса в условиях кризисной экономики, в том числе среди молодёжи, и в тоже время наличие множества барьеров для вхождения в бизнес и поддержание его для молодых людей.
3) Методами, позволяющими исследовать факторы молодёжного предпринимательства в городе Барнауле, являются анкетный опрос студентов старших курсов МИЭМИС АГУ, анкетный опрос молодых предпринимателей города и экспертное интервью представителей органов управления города, непосредственно работающих с вопросами молодёжи и малого и среднего бизнеса, а также представителей организаций молодых предпринимателей.
4) Факторы, влияющие на молодёжное предпринимательство можно разделить на две группы: общие для начинающих предпринимателей факторы, и специфические для молодёжного предпринимательства факторы. Группа общих факторов приобретает специфические для группы молодых предпринимателей аспекты. К специфическим факторам относятся личностные характеристики молодых людей и отношение к предпринимательству, сложившееся в молодёжной среде. Группа общих факторов приобретает специфические для группы молодых предпринимателей аспекты.
5) Молодёжное предпринимательство признаётся значимой составляющей развития города и края, но не выделяется из общей группы начинающих предпринимателей малого и среднего бизнеса. Его современное состояние в городе оценивается как активно развивающееся, находящее поддержку у органов власти, ряд мероприятий и программ по поддержке и развитию которого требует доработок и доведения до соответствия требованиям, присутствующим в среде малого и среднего предпринимательства в настоящее время.
6) Рекомендации по дальнейшему развитию молодёжного предпринимательства в городе включают в себя расширение мер по вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность через увеличения интереса к предпринимательской активности и понимания базовых аспектов организации собственного дела, а также создание положительного имиджа Центра поддержки предпринимательства Алтайского края и Алтайского Бизнес-инкубатора.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что работа вносит вклад в развитие основных подходов к изучению молодёжного предпринимательства, инфраструктуры поддержки молодёжного
предпринимательства и факторов вовлечения молодёжи в
предпринимательскую активность и развития и существования молодёжного предпринимательства в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, выводы и практические предложения могут быть использованы в работе по стимулированию предпринимательской активности молодёжи и содействию развитию молодёжного предпринимательства в г. Барнауле.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты были представлены на III Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!», 2016
Сытых О.Л., Смолянникова С.А. Факторы, способствующие вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В.В. Нагайцева. - Барнаул: издательство Алтайского государственного университета, 2016
Смолянникова С.А. Государственная инфраструктура поддержки молодёжного предпринимательства в России / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В.В. Нагайцева. - Барнаул: издательство Алтайского государственного университета, 2016
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (101 наименований), приложений. Общий объем работы составляет 150 страниц печатного текста.
В настоящее время в условиях рыночной экономики предпринимательство является движущей силой рынка и экономики страны и регионов. Большое внимание, при этом, уделяется укреплению малого и среднего бизнеса, которые признаются неотъемлемым условием развития экономики страны и регионов, придания ей стабильности, поднятия производства, а также входят в число мер для создания, расширения и укрепления среднего класса, необходимы для борьбы с безработицей через создание новых рабочих мест и увеличение самозанятости.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России сейчас находится в своей активной стадии, что можно увидеть как в политике властей, так и в заинтересованность граждан в возможностях открытия собственного дела. При этом современные экономические и политические процессы выступают не только в качестве стимулирующих сил, но и несут в себе ряд проблем и трудностей, не способствующих развитию предпринимательства.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования факторов и стратегических ресурсов малого и среднего предпринимательства в стране и её регионах. Молодёжь является одним их таких ресурсов. В рамках социологии молодёжи данной социальной группе приписывается рад положительных черт, ставящих её в выгодное положение в рамках предпринимательской деятельности. К таким характеристикам относят активность, амбициозность, позитивный настрой, устремлённость в будущее, творческий потенциал, увлеченность идеями, улавливание актуальных тенденций и процессов и др. Всё это пересекается с «портретом предпринимателя», обладателя «предпринимательского духа» описываемого в экономической социологии. Рост интереса к молодёжи в аспекте её предпринимательской активности происходит также по причине того, что её представители готовы осваивать новое или уже осваивают и освоили актуальные знания и восприимчивы к современным изменчивым условиям.
В то же время молодёжь несёт в себе характеристики, становящиеся трудностями на пути ведения собственного дела. Это отсутствие опыта, связей, материальных и финансовых средств. Это добавляется к общим для всего малого и среднего предпринимательства в целом проблемам, связанным с рынком валют, недоработанностью государственной политики и изменчивостью законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, общим экономическим положением в стане, и особенно в её регионах.
В свете описанного, важным становится вопрос выявления факторов, влияющих на развитие предпринимательства в целом, и его составляющих частей. Так, важно понимание факторов развития и существования молодёжного предпринимательства в стране, и особенно в её регионах, в том числе факторов вовлечения молодёжи в бизнес.
В соответствии с результатами проделанной работы можно сделать следующие выводы. Развитие малого и среднего бизнеса признаётся одной из важных задач для развития Алтайского края в целом и города Барнауле в частности, в связи с чем приобретает актуальность и вовлечение и укрепление молодёжи в предпринимательской деятельности.
Тем не менее, как на федеральном, так и на краевом уровне молодёжное предпринимательство не выделяется в чёткий и самостоятельный сектор малого и среднего предпринимательства, а молодые предприниматели рассматриваются в общей группе начинающих предпринимателей.
С одной стороны, это оправдано. Об этом говорят и выявленные в ходе работы факторы молодёжного предпринимательства, в большинстве своём не расходящиеся с факторами малого и среднего предпринимательства в целом. К таковым относятся наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства, наличие финансовых средств и источников их получения для организации бизнеса, риски предпринимателя, его готовность к рискам и их оценка, наличие требующихся для предпринимательской деятельности знаний и умений, ситуация на рынке труда, Важно отметить, что перечисленные факторы имеют свои особенности, когда речь заходит о молодёжи как о субъекте предпринимательства, что было описано в представленной работе. Это происходит в связи отсутствием широкого опыта, профессионального и бытового, у молодых людей, их финансовым и материальным положением, положение на рынке труда.
Специфическими для молодёжного предпринимательства факторами можно назвать отношение к предпринимательству, сформированное у молодёжи в настоящее время и личностные характеристики молодых людей. В большей степени данные факторы оказывают положительное влияние, но в ходе исследования были отмечены и отрицательные моменты названных факторов в виде присутствия негативных установок к перспективам предпринимательской деятельности и отсутствия готовности проходить трудные периоды на пути к достижению цели.
В Барнауле ведётся работа условия для реализации своего потенциала начинающими предпринимателями, без чёткого выделения среди них молодёжи. Молодые предприниматели имеют возможность для получения поддержки или помощи в развитии собственного дела. Но для того, чтобы такая система работала эффективно, необходимо, чтобы как можно большее число начинающих предпринимателей были готовы обращаться за поддержкой государства и края, имели доверие к ведущейся в данном направлении работе и не боялись участвовать в существующих программах. С одной стороны, этот вопрос необходимо решать информационными мерами, донося актуальную информацию своевременно как можно большему числу людей. С другой стороны, необходимо работать с сознанием начинающих и потенциальных предпринимателей, заменяя их негативные или отчуждённые установки положительными, создавая заинтересованность.
Молодёжь в рамках работы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса является ключевой группой для вовлечения в предпринимательство. По мнению специалистов, позитивный образ предпринимателя уже существует в сознании молодых людей, но проблемой остаётся то, что многих пугают тяжёлые условия создания и ведения бизнеса, связанные с кризисным состоянием экономики в стране, о котором постоянно можно услышать в СМИ, а также наличие обычных для предпринимательства рисков. Это можно снизить путём увеличения у молодёжи финансовой и экономической грамотности, донесения информации о возможностях получения поддержки от государственных и общественных структур, а также создание общего представления об организации собственного бизнеса, чтобы у молодых людей не создавалось неверных иллюзий и ошибочных заблуждений в этом вопросе.
В заключении можно сказать, что современный этап развития предпринимательства в России и её регионах, в том числе в Алтайском крае и городе Барнауле, находится в стадии становления и развития, а работа, ведущаяся по поддержке и развитию молодёжного предпринимательства требует многих доработок и должна пройти путь совершенствования. В связи с этим обращение более целенаправленного внимания именно на молодёжный субъект предпринимательства, выявление свойственных ему факторов в стране в целом, особенностей их воздействия в регионах, городской и сельской местности, является необходимой составляющей в рамках государственной работы по поддержке и развитию как молодёжного предпринимательства в частности, так и малого и среднего бизнеса в целом.
1. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика") [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85598/. - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
2. Об основных направлениях государственной молодёжной политики в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление ВС РФ от 03.06ю1993 г. № 5090-1. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2138/ - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 г. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ . - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.07.2007 г. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2009 г. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Правительство России [Электронный ресурс] : постановление
Правительства Российской Феедерации от 13.07.2015 г. № 702. - Электр. дан. - Режим доступа : http://government.ru/media/files/krBcKc3U2xh4kAISHJR9AaJlf1Gqq7er.pdf.
- Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
7. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // Российская государственная библиотека для молодежи [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://www.rgub.ru/files/state_policy-1021-2.pdf. - Загл. с экрана. (дата обращения 25.05.16)
8. О поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве [Электронный ресурс] : закон города Москвы от 26.11.2008 г. № 60. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=97112 /.
- Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
9. О молодёжи [Электронный ресурс] : закон города Москвы от 20.09.2009
г. № 39. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=108647 /. - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.05.16).
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае : закон Алтайского края от 17.11.2008 г. № 110-ЗС принят Постановлением АКЗС от 10.11.2008 г. № 805 // Сборник законодательства Алтайского края. - 2008. - № 151, Ч. 1. - С. 259.
11. Об утверждении государственной программы Алтайского края
«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы : постановление Администрации Алтайского края от 24.01.2014 г. № 20 // Алтайская правда. - 2014. - № 23. - 01 февраля.
12. Об утверждении плана мероприятий по оптимизации условий для открытия и развития малого бизнеса на 2011 -2016 годы : постановление Администрации Алтайского края от 01.08.2011 г. № 418 // Сборник законодательства Алтайского края. - 2011. - № 184. - С. 66.
13. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего
предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года [Электронный ресурс] : постановление Администрации Алтайского края от 25.12.13 № 694 // Сборник законодательства Алтайского края. - 2013. - № 212, Ч. 2. - С. 315.
14. Андрюхин, А. В. Маркетинговые мероприятия для развития молодёжного предпринимательства в городе Большой Камень / А. В. Андрюхин, Е. А.
Антипина, А. И. Попов // Вологдинские чтения. - 2009 - № 75. - С. 81¬82.
15. Аржанцев, Д. А. Инфраструктура поддержки малого
предпринимательства в России / Д. А. Аржанцев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - № 4. -
С. 249-252.
16. Ахиярова, Н. В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.08 / Н. В. Ахиярова. - Уфа, 2009. -21 с.
17. Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
...