ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 ПОНЯТИЯ, СПЕЦИФИКА, ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДУЛЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ 38
2.1 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ . ... 38
2.2 СОЗДАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Стремительное развитие современного общества предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства прекрасного, бережного отношения к существующим богатствам культуры и искусства), что заставляет родителей задуматься о выборе дополнительного художественного образования для своего ребенка с целью развития его общих и художественных способностей и творческого потенциала.
На данный момент на рынке образовательных услуг, кроме давно утвердившихся видов учреждений дополнительного художественного образования - детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская хоровая школа, детская хореографическая школа, работающих на основе федеральных государственных требований (ФГТ), а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, клубы, организованные «по месту жительства» (учреждения частной формы собственности). В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет неоценимую роль в системе образования. Основная цель учреждений дополнительного образования это развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задача, которую призваны решать эти учреждения состоит в создании необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся. Обучение в этих учреждениях помогает адаптироваться к жизни в обществе, формировать общую культуру и организовать содержательный досуг.
Учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодежи. В отличие от учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству просвещения, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей. На сегодняшний день доля частного сектора в этой области деятельности не превышает 1%. В 2013 году всего 52 организации было, в 2014 году - 80, в 2015 году - уже больше 100, но все равно этого мало. Правительство РФ в докладе Федеральному Собранию «Об образовании в Российской Федерации» заявило о необходимости большего привлечения частного бизнеса в сектор дополнительного образования [50]. Данные учреждения предлагают свои образовательные программы, которые не всегда гарантируют получение полноценного предпрофессионального художественного образования. Многие творческие студии в своей работе опираются на образовательные программы государственных детских музыкальных школ и детских художественных школ, выстраивая учебный процесс на основе общепринятых методик обучения (например, игре на музыкальных инструментах, вокалу, рисунку, декоративно-прикладному искусству, лепке и т. д.). В других случаях некоторые клубы и студии работают по своим авторским программам, чаще всего это происходит в хореографических студиях или кружках.
Существующая практика реализации образовательной деятельности указанных учреждений дополнительного образования по месту жительства (учреждения частной формы собственности), свидетельствует о различных подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Хотя в целях обеспечения единства основных требований к организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Министерство культуры Российской Федерации для использования в работе предлагает Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства, разработанные на основе федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [47].
Целью реализации дополнительных предпрофессиональных программ является выявление одаренных детей, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. В малых населенных пунктах, а также в отдаленных от центральной части города районах, подход к обучению в творческих студиях и клубах чаще всего зависит от поставленной родителями и обучающимися цели - заполнить свободное время интересующим видом художественной деятельности или получить минимальные знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой деятельности в каком-либо виде искусства.
Указанные обстоятельства соответственно вносят изменения в устоявшийся художественно-образовательный процесс. Занятия в творческих студиях и клубах обычно носят систематический характер, но по одному виду художественной деятельности - обучению игре на каком-либо музыкальном инструменте; обучение макраме; обучение живописи, рисунку, лепке; обучение современному танцу и т.п. Организация таких занятий требует поиска новых подходов к художественно-образовательному процессу, наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения, стимулирующих интерес обучающихся к выбранному виду художественной деятельности.
Недостаточное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по месту жительства (учреждения частной формы собственности), необходимость их интеграции в систему дополнительного художественного образования для достижения цели предпрофессиональной художественной подготовки обуславливают актуальность темы исследования.
Цель исследования - разработать модули учебной программы по графическому дизайну, являющиеся одним из педагогических условий дополнительного художественного образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть систему дополнительного художественного образования,
-изучить исторические этапы развития педагогических условий дополнительного художественного образования,
-определить организацию педагогических условий в учебном процессе,
- разработать модули учебной программы обучения дизайну как вида дополнительного художественного образования,
-продемонстрировать создание фирменного стиля как элемента графического дизайна
Объект исследования - организация обучения дизайну как элемента дополнительного художественного образования.
Предмет исследования - педагогические условия организации учебных модулей по созданию фирменного стиля.
Новизна исследования - разработка фирменного стиля как одного из модулей учебной программы, используемого в дополнительном образовании в области искусств.
Практическая значимость работы состоит в использовании учебной программы и отдельных модулей в деятельности учреждений дополнительного художественного образования.
Методологической основой исследования выступают общенаучная и частнонаучная (конкретнонаучная) методология исследования. Методом анализа была рассмотрена система дополнительного художественного образования, педагогические условия, применяемые в реализации учебного процесса и методические рекомендации разработки учебной программы с отдельными модулями. С помощью синтеза из отдельных элементов дополнительного образования удалось составить систему дополнительного художественного образования, осуществляемого учреждениями разной художественной направленности. Метод обобщение позволил выявить общие свойства и черты дополнительного образования в сфере художественного образования. Методом дедукции изучены теоретические общие вопросы дополнительного художественного образования и отдельные этапы его реализации в области дизайна.
Источниками исследования являются труды таких авторов, как: А. Г. Асмолов, В. И. Андреев, Н. А. Алексеев, Л. Н. Буйлова, Е. В. Бондаревская, Е. Ю. Вахрушева, Б. А. Дейч, Н. В. Иполитова, Р. М. Мамедова, В. М. Малахасян, Г. К. Селевко, И. Н. Симаева, и другие, а также федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
Действующая система дополнительного образования основывается на идеи непрерывности и общедоступности, отхода от универсальности и официализации и предлагает индивидуальный подход, отталкивающийся от спроса потребителей и их свободного выбора образовательных программ, позволяющих максимально развить творческие способности.
Дополнительное образование стремительно развивается и охватывает множество видов деятельности, в которой задействованы не только дети, но и взрослые. В любом городе России взрослые и дети могут посещать учреждения дополнительного образования, в рамках которых они смогут удовлетворять свои духовные и культурные потребности, овладевая различными видами художественной деятельности.
На данный момент на рынке образовательных услуг, параллельно с давно утвердившимися видами учреждений дополнительного художественного образования (детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические школы и детские школы искусств, работающие на основе ФГТ), а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, кружки, организованные по месту жительства частными учредителями. В отличие от, перечисленных учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству образования, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей и предлагают свои образовательные программы, которые не гарантируют получение полноценного предпрофессионального художественного образования.
В дополнительном художественном образовании «детскую студию» как учреждение дополнительного образования рассматривают с позиции социально-культурного воспитания, то есть как 1) образовательно¬художественную среду, располагающую к различным видам художественной деятельности и художественному творчеству; 2) место творческого общения, освоения какого-либо вида художественной деятельности обучающими, развития их общих и художественных способностей, самореализации в каком-либо виде художественного творчества.
Реализация дополнительного художественного образования, создание условий и механизма устойчивого дополнительного образования, обеспечение современного качества и результативности дополнительного образования на основе сохранения лучших традиции дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности достигаются сформированными наукой и практикой педагогическими условия организации образовательного процесса.
Педагогическими условиями организации образовательного процесса в являются:
- организация содержания занятий исходя из художественных потребностей обучающегося и специфики определенного вида художественной деятельности;
- стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности;
- использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся.
Применение педагогом совокупности условий позволяют достичь максимальной степени удовлетворенности обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
Критерием эффективности педагогических условий организации образовательного процесса является уровень познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности, показателями которого выступают: качество успеваемости обучающихся; уровень инициативы в расширении своего художественного кругозора; активное желание расширять свои знания, умения и навыки в выбранном виде художественной деятельности; результативность концертных и конкурсных выступлений на различном уровне (международном, всероссийском, региональном, областном и др.
Освоению образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин в частности способствуют учебные программы, определяющие содержание и количество знаний, умений и навыков. Основой разработки учебной программы являются Федеральные государственные профессиональные стандарты и учебные планы. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Вариативность программы структур обуславливает специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам художественной деятельности. Такой подход к формированию образовательного процесса преследует цель модернизации современного дополнительного образования и его устойчивости.
Одной из частей учебной программы по конкретной дисциплине является модуль (раздел). Учебный элемент модуля может состоять из цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний и др. Модульная система обучения имеет несколько разных форм контроля: тест, контрольная работа, показ творческих работ и т.д. В модульном подходе к дополнительному образованию заложен принцип индивидуализации обучения, который соприкасается с принципами гибкости обучения, за счет чего создаются возможности изменения содержания программ с учетом социального заказа. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность выбора и выстраивания индивидуальных траекторий обучающихся.
Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в художественном развитии обучающихся при реализации педагогических условий в организации образовательного процесса, и показала необходимость дальнейшей разработки данного вопроса на уровне теории, методики и технологий обучения.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 3-е изд. Казань: центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань, Изд-во Казан. ун-та, 1996. 577 с.
3. Анохина Г. М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: автореф. дисс. ...канд. пед. наук /Анохина Галина Максимовна. Воронеж, 2009. 41 с.
4. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, Изд-во Тюмен. Гос. ун-та, 1997. 127 с.
5. Алиев Ю. Б. Междисциплинарный подход в развитии потребности в художественном образовании // Педагогика. 2018. № 6.
6. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. Петрозаводск, 1996.
7. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / М.: Карапуз, 2009. 302 с.
8. Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоритический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 23012. № 151. С.217-222.
9. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.
10. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. 357 с.
11. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания. 2010. 310 с.
12. Белова В. В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования: Сб. норм. и метод. материалов. М.: Просвещение, 1999. 136 с.
13. Боровская С. В. Педагогические условия повышения
эффективности профессионально-творческой самообразовательной
деятельности будущего учителя: канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Боровская. Челябинск, ЧГПУ, 1999. 14 с.
14. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. С. 29-35.
15. Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 6 (31). С. 130¬134.
16. Буданова Г. Н. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений. М.: Школьная книга, 2008. 263 с.
17. Вашкевич Н. Н. Сущность понятия «педагогические условия» в специальной научной литературе https://elib.bspu.by/bitstream/doc
18. Вахрушева Е. Ю. Прекрасное в аспекте антично-эстетической мысли // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С.10-16.
19. Войтенко М. В. Основы педагогического мастерства. Практикум: учебное пособие. Электрон. текст. дан. (1,3 Мб) - Барнаул, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016. 1 эл. оп. диск.
20. Выготский Л.С. 1984. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4 (Педология подростка). М.: Педагогика. 432 с.
...