Административно правовой статус государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ 5
1.1 Понятие и задачи государственной гражданской службы Российской
Федерации 5
1.2 Государственная гражданская служба субъекта РФ: особенности
организации и функционирования 14
2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГРАЖДАН, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 23
2.1 Поступление на государственную гражданскую службу 23
2.2 Прохождение государственной гражданской службы (права, обязанности,
ограничения, требования, запреты, социальные гарантии) 33
2.2.1 Основные права и социальные гарантии государственных гражданских
служащих 33
2.2.2 Основные обязанности, ограничения, требования, запреты, связанные с
государственной гражданской службой 50
2.3 Прекращение государственной гражданской службы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ 5
1.1 Понятие и задачи государственной гражданской службы Российской
Федерации 5
1.2 Государственная гражданская служба субъекта РФ: особенности
организации и функционирования 14
2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ГРАЖДАН, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 23
2.1 Поступление на государственную гражданскую службу 23
2.2 Прохождение государственной гражданской службы (права, обязанности,
ограничения, требования, запреты, социальные гарантии) 33
2.2.1 Основные права и социальные гарантии государственных гражданских
служащих 33
2.2.2 Основные обязанности, ограничения, требования, запреты, связанные с
государственной гражданской службой 50
2.3 Прекращение государственной гражданской службы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Совершенствование системы государственного управления немыслимо без улучшения правового статуса самих государственных гражданских служащих.
Правовой статус государственного служащего, закрепленный в Федеральном законе, представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на должность государственной службы. Указанный статус включает в себя понятие государственного служащего, его основные права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой. Помимо этого, в нем содержатся требования к служебному поведению государственного гражданского служащего и порядку представления данных о доходах и расходах и др.
Правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы, а также статуса служащего по сравнению с государственной военной и иными видами службы, осуществлено более полно, однако, на наш взгляд, это регулирование в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления. Процесс совершенствования правового статуса государственных служащих имеет необычайную важность для всего общества и должен продолжаться до достижения поставленных целей строительства качественного управленческого механизма в государственной гражданской службы.
Исходя из подразделения государственной гражданской службы на государственную гражданскую службу Российской Федерации и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации следует предположить, что при сохранении общих принципов организации и деятельности государственного механизма (аппарата), определенные различия на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации имеются.
Отсюда следует, что рассматривать вопросы совершенствования статуса государственного служащего следует с учетом данного обстоятельства.
Именно в деятельности государственных служащих реально воплощаются функции и задачи государственного аппарата, а правовой статус государственного гражданского служащего выражает его необходимые связи с государством и обществом, а также включает в себя систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя систему гарантий реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного гражданского служащего. Исследование вопросов административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ занимались такие авторы как: Т.Р. Баранова, Д.Н. Бахрах, Ж.А. Гукова, Н.В. Вассерман и др.
Объект исследования: общественные отношения в сфере закрепления и правового регулирования административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Предмет исследования: нормы права, положения теории и практики в сфере административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Цель исследования: рассмотреть особенности административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и задачи государственной гражданской службы Российской Федерации;
2. Рассмотреть особенности организации и функционирования государственной гражданской службы субъекта РФ
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, дедукция, обобщение, системный подход, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический методы познания.
Структура исследования: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Правовой статус государственного служащего, закрепленный в Федеральном законе, представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на должность государственной службы. Указанный статус включает в себя понятие государственного служащего, его основные права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой. Помимо этого, в нем содержатся требования к служебному поведению государственного гражданского служащего и порядку представления данных о доходах и расходах и др.
Правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы, а также статуса служащего по сравнению с государственной военной и иными видами службы, осуществлено более полно, однако, на наш взгляд, это регулирование в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления. Процесс совершенствования правового статуса государственных служащих имеет необычайную важность для всего общества и должен продолжаться до достижения поставленных целей строительства качественного управленческого механизма в государственной гражданской службы.
Исходя из подразделения государственной гражданской службы на государственную гражданскую службу Российской Федерации и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации следует предположить, что при сохранении общих принципов организации и деятельности государственного механизма (аппарата), определенные различия на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации имеются.
Отсюда следует, что рассматривать вопросы совершенствования статуса государственного служащего следует с учетом данного обстоятельства.
Именно в деятельности государственных служащих реально воплощаются функции и задачи государственного аппарата, а правовой статус государственного гражданского служащего выражает его необходимые связи с государством и обществом, а также включает в себя систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя систему гарантий реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного гражданского служащего. Исследование вопросов административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ занимались такие авторы как: Т.Р. Баранова, Д.Н. Бахрах, Ж.А. Гукова, Н.В. Вассерман и др.
Объект исследования: общественные отношения в сфере закрепления и правового регулирования административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Предмет исследования: нормы права, положения теории и практики в сфере административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Цель исследования: рассмотреть особенности административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и задачи государственной гражданской службы Российской Федерации;
2. Рассмотреть особенности организации и функционирования государственной гражданской службы субъекта РФ
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, дедукция, обобщение, системный подход, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический методы познания.
Структура исследования: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, это исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Основными источниками правового регулирования государственной гражданской ФЗ №79 и ФЗ № 58. Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.
Региональные различия и диспропорции сложились в сроках и способах перехода на новые условия оплаты труда гражданских служащих субъектов РФ, ее размерах, уровне предоставляемых дополнительных государственных социальных гарантий, темпах реформирования регионального законодательства о гражданской службе.
В связи с этим необходимо разработать федеральную целевую программу содействия реформированию гражданской службы субъектов РФ, которая бы содержала комплекс координационно-методических мероприятий.
Исследование особенностей поступления на государственную гражданскую службу Алтайского края показало, что в последние годы объективно наметилась тенденция к повышению качества отбора претендентов на государственную гражданскую службу, что отражено в региональном законодательстве, на должность руководителя принимаются кандидаты, которые имеют высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Это связано, в первую очередь, с тем, что гражданская служба должна в полной мере соответствовать вызовам времени в части решения задач, стоящих перед органами государственной власти, по развитию государства и обеспечения качественного уровня жизнедеятельности общества.
Исследование основных прав и социальные гарантии государственных гражданских служащих показало, что для гражданских служащих Алтайского закреплены те же права, что и для федеральных служащих, а вот в закреплении социальных гарантий наблюдаются некоторые противоречия, так федеральное законодательство устанавливает равную оплату труда, однако на деле уровень оплаты государственных гражданских служащих в субъектах РФ отличается. В Алтайском крае устанавливаются помимо общих социальных гарантий дополнительные, к которым относятся такие как: дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; транспортное обслуживание в связи с исполнением должностных обязанностей, обеспечиваемое в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных нормативным правовым актом Правительства Алтайского края; замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа Алтайского края в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Однако, исследование законодательства Алтайского края, регламентирующее государственную гражданскую службу, показало, что также как и на федеральном уровне, на уровне субъекта в правовом регулировании не хватает таких нормативных актов, которые регулировали бы вопросы медицинского обеспечения, страхования и т.д. В целом, дополнительные гарантии гражданских служащих закреплены в ст. 53 ФЗ «О государственной гражданской службе». Но как видим, на примере Алтайского края, их список не является исчерпывающим, подразумевая расширение перечня гарантий субъектами Российской Федерации.
Исследование ограничений и запретов на государственной гражданской службе Алтайского края показало, что в целом, Алтайский край при установлении запретов и ограничений, ориентируется на антикоррупционную составляющую.
Исследование судебной практики Алтайского края и специальной литературы, позволяет у три основных вида изменений служебного контракта - перевод, изменение условий контракта, не связанных с переводом и ротацию кадров. Существует ряд нарушений, когда работодатель изменяет условия служебного контракта и нарушает права государственного служащего в Алтайском крае. К таким нарушениям можно отнести - изменение не существенных условий, а должностных обязанностей; попытку выдать сокращение должностей за изменения существенных условий служебного контракта; невыплату выходного пособия при прекращении служебного контракта по причине отказа государственного служащего от перевода в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Внесение изменений в служебное законодательство Алтайского края, на мой взгляд, является необходимым вследствие следующих причин. Во-первых, законодатель небрежно относится к юридической терминологии. Термин «продление» служебного контракта в данном случае используется некорректно, т.к. предполагается заключение нового срочного служебного контракта. Во-вторых, в законе о государственной гражданской службе Алтайского края не регламентируется конкретная процедура прекращения одних служебных отношений и возникновения других.
Региональные различия и диспропорции сложились в сроках и способах перехода на новые условия оплаты труда гражданских служащих субъектов РФ, ее размерах, уровне предоставляемых дополнительных государственных социальных гарантий, темпах реформирования регионального законодательства о гражданской службе.
В связи с этим необходимо разработать федеральную целевую программу содействия реформированию гражданской службы субъектов РФ, которая бы содержала комплекс координационно-методических мероприятий.
Исследование особенностей поступления на государственную гражданскую службу Алтайского края показало, что в последние годы объективно наметилась тенденция к повышению качества отбора претендентов на государственную гражданскую службу, что отражено в региональном законодательстве, на должность руководителя принимаются кандидаты, которые имеют высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Это связано, в первую очередь, с тем, что гражданская служба должна в полной мере соответствовать вызовам времени в части решения задач, стоящих перед органами государственной власти, по развитию государства и обеспечения качественного уровня жизнедеятельности общества.
Исследование основных прав и социальные гарантии государственных гражданских служащих показало, что для гражданских служащих Алтайского закреплены те же права, что и для федеральных служащих, а вот в закреплении социальных гарантий наблюдаются некоторые противоречия, так федеральное законодательство устанавливает равную оплату труда, однако на деле уровень оплаты государственных гражданских служащих в субъектах РФ отличается. В Алтайском крае устанавливаются помимо общих социальных гарантий дополнительные, к которым относятся такие как: дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; транспортное обслуживание в связи с исполнением должностных обязанностей, обеспечиваемое в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных нормативным правовым актом Правительства Алтайского края; замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа Алтайского края в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Однако, исследование законодательства Алтайского края, регламентирующее государственную гражданскую службу, показало, что также как и на федеральном уровне, на уровне субъекта в правовом регулировании не хватает таких нормативных актов, которые регулировали бы вопросы медицинского обеспечения, страхования и т.д. В целом, дополнительные гарантии гражданских служащих закреплены в ст. 53 ФЗ «О государственной гражданской службе». Но как видим, на примере Алтайского края, их список не является исчерпывающим, подразумевая расширение перечня гарантий субъектами Российской Федерации.
Исследование ограничений и запретов на государственной гражданской службе Алтайского края показало, что в целом, Алтайский край при установлении запретов и ограничений, ориентируется на антикоррупционную составляющую.
Исследование судебной практики Алтайского края и специальной литературы, позволяет у три основных вида изменений служебного контракта - перевод, изменение условий контракта, не связанных с переводом и ротацию кадров. Существует ряд нарушений, когда работодатель изменяет условия служебного контракта и нарушает права государственного служащего в Алтайском крае. К таким нарушениям можно отнести - изменение не существенных условий, а должностных обязанностей; попытку выдать сокращение должностей за изменения существенных условий служебного контракта; невыплату выходного пособия при прекращении служебного контракта по причине отказа государственного служащего от перевода в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Внесение изменений в служебное законодательство Алтайского края, на мой взгляд, является необходимым вследствие следующих причин. Во-первых, законодатель небрежно относится к юридической терминологии. Термин «продление» служебного контракта в данном случае используется некорректно, т.к. предполагается заключение нового срочного служебного контракта. Во-вторых, в законе о государственной гражданской службе Алтайского края не регламентируется конкретная процедура прекращения одних служебных отношений и возникновения других.
Подобные работы
- Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих в РФ (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТА РФ В ЦИВИЛИСТИЧЕСКОМ
ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Административное право (Шпаргалка к экзамену, РАНХ и ГС)
Ответы на вопросы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2019 - Статус государственного языка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2022 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Правовые основы взаимодействия исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления города Барнаула
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



