Глава 1. Теоретические основы дизайна интерьера 11
ЕЕСущность дизайна 11
1.2. Проектирование и разработка дизайн интерьера в современных
пространствах 21
1.3. Дизайн для потребителя. Определение цели и задачи в проектировании .... 28
Глава 2. Дизайн интерьера: современные методы дизайнерского
проектирования 36
2.1. Функциональное зонирование и перепланировка интерьера. Эргономика.
Строительные и отделочные материалы 36
2.2. Дизайн и проектирование квартиры-студии. Мебель, аксессуары, текстиль.
Связь креативной идеи и функциональной практичности 43
2.3. Дизайн интерьера: особенности дизайна и проектирования общественных
интерьеров. Концептуальная подача проекта 49
Глава 3. Этапы работы над созданием образовательного продукта «Основы дизайна интерьера» 59
3.1. Разница онлайн и офлайн обучения 59
3.2. Составление рабочей программы курса «Основы дизайна интерьера» 62
3.3. Создание контента и внедрение (применение) рабочей программы курса
«Основы дизайна интерьера» 68
Заключение 88
Список источников и литературы 90
Приложения 94
Разработанный общеобразовательный онлайн курс «Основы дизайна интерьера» является программой художественной направленности и создан для обучения пользователя оформлению пространства своего дома, что является актуальным для каждого человека. Люди во все времена стремились не только возвести жилище, охраняющее их от воздействий окружающей среды и факторов внешнего мира, но и украсить его, сделать отличным от других. Стремление к созданию комфортного и удобного для сосуществования жилища находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, удовлетворяющих нуждам семьи, но и индивидуализации интерьера, создании индивидуальной атмосферы комфорта домашнего очага. Усовершенствование интерьера помещения направлено на решение важнейшей задачи - создание наилучших условий для жизни, укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения.
Данный курс знакомит обучающихся с традициями, приемами создания комфортного, благоустроенного и эстетичного пространства. Полученные в процессе обучения навыки и умения будут иметь весомое значение для становления художественного воображения и эстетического вкуса, а также, будут содействовать приобщению обучающегося к основам дизайна.
Общеобразовательный онлайн курс «Основы дизайна интерьера» разработан специально для работы в программе ArchiCAD 24. ArchiCAD - это программный пакет для дизайнеров и архитекторов, основанный на технологии информационного моделирования, созданный венгерской фирмой Graphisoft и предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п.
Весь курс разбит на модули из предзаписанных видеоуроков, которые открываются по мере прохождения курса. В нашей онлайн школе нет фиксированной даты старта: есть возможность начать его в любой момент и проходить в удобном темпе.
Кроме видеоуроков в курсе предусмотрены домашние задания и онлайн- вебинары, на которых преподаватель отвечает на вопросы о работе в программе: они проходят в зависимости от потребности обучающихся.
Программа ArchiCAD выбрана не с проста ведь это самый гибкий BIM- инструмент: в нём удобно работать с формой на стадии эскиза, а затем настраивать параметры модели, собирать рабочие чертежи и спецификации.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что она соответствует запросам потребителей современной социальной жизни, которые ориентированы на результативное решение задач. Таким образом, создаются благоприятные условия для использования полученных в ходе обучения умений на практике.
Одной из наиболее важных целевых установок, обеспечивающих результативную интеграцию обучающегося в социум, является предоставление максимальных возможностей для образования у него установки на творческую деятельность.
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность учащимся ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское искусство, позволяет определить свои возможности и дальнейшее развитие в этой профессиональной области.
Новизна данного образовательного курса заключается в том, что пользователь получает не только возможность изучить разные техники дизайнерского искусства, но и применить их, используя комплексно при проектировании интерьера. Так же при разработке данного курса учитывался бурный рост технологий, было решено поставить главной целью: задействовать широкое распространение технологии облачного гейминга.
Облачный гейминг является спецтехнологией, которая позволяет работать с программами, имеющими высокие системные требования даже на самых «слабых» компьютерах. Программы при этом запускаются на максимальных настройках и работают без каких-либо недочетов, также данная технология не требует установки программы на используемый компьютер. Единственное требование - это присутствие высокоскоростного соединения с интернетом и доступ к соответствующим источникам с облачными программами.
Облачному геймингу ориентировочно два десятка лет, впервые данная технология была использована еще в 2000 году на презентации компании G - cluster, показавшей, как с мобильных устройств возможно играть, применяя вычислительные мощности удаленного сервера, используя при этом связь через Wi-Fi. Однако стоит отметить, что развитие интернета с тех пор шагнуло значительно вперед, что привело к тому, что интернет имеет высокую скорость передачи, общедоступен и повсеместен. В настоящее время в интернете возможно обнаружить десятки схожих сервисов, которые предлагают доступ к самым технологичным программам на определенных условиях. В чем же заключается суть их работы? Пользователь выбирает программу, которая запускается на облаке (удаленном сервере, представляющем собой сильный суперкомпьютер), и на основе потокового мультимедиа получает постоянное изображение каждого последующего действия на своем экране. Таким образом, каждая обработка изображения происходит удаленно, а его демонстрация и управление пользователь осуществляет на локальном месте с непосредственным участием.
Использование такого подхода позволяет избежать финансовых затрат на покупку компьютера, позволяющего использовать ту или иную требовательную программу и опробовать все высокотехнологичные новинки.
Стоит отметить и ряд имеющихся минусов. Во-первых, для облачного гейминга требуется присутствие непрерывного стабильного интернета. В регионах с высоким пингом (характеристика, отражающая скорость сетевого соединения между компьютерами при передаче каких-либо данных, измеряется в миллисекундах) использование данных сервисов может быть недоступно. Во- вторых, использование вышеназванной технологии стремительно расходует интернет-трафик, что возможно решить использованием безлимитного тарифа. В-третьих, данные сервисы являются платными. Существует возможность оплаты либо за час использования облачного сервиса, либо оплатить оформление месячной подписки. Бесплатно пользоваться сервисами безусловно возможно, но придется столкнуться с разного рода неудобствами (например, ограниченная библиотека программ, очередь на использование, необходимость перезагрузки каждый час).
Таким образом, благодаря использованию облачных сервисов мы получаем возможность составить коммерческое предложение с целью выделения места на облаке для учебной версии ArchiCad. Это поможет получить доступ к программе обучающимся оформив подписку на курс.
В ходе написании выпускной квалификационной работы была изучена и использовалась следующая литература:
Майк Монтейро: Дизайн — это работа. Манн, Иванов и Фербер, 2013.[24] В книге представлены все этапы работы с заказчиком, начиная от самопрезентации и заканчивая умениями совершенствовать клиента. В результате дизайн доставляет эстетическое удовольствие и практическую пользу. Ценность книги, прежде всего, в практических рекомендациях. Автор анализирует распространенные рабочие эпизоды, комментирует, отмечает сильные и слабые стороны специалиста и клиента.
Пономарева С.М. Цвет в интерьере. М.: «Гелла-Принт», 1984.[43] Данная книга явилась результатом научно-исследовательской работы и чтения спецкурса по интерьеру. Она была подготовлена для студентов архитектурно-строительных и художественно-прикладных вузов, факультетов и техникумов. Она может быть полезна аспирантам, проектировщикам, художникам- оформителям, дизайнерам, поскольку ее основная цель - рассмотреть значение комплексного метода формирования цветовой среды с учетом ее функциональных, социально-культурных, архитектурно-художественных особенностей на примере интерьеров гражданских зданий.
Филл Ш., Филл П.: История дизайна. КоЛибри, 2020.[10] В своей «Истории дизайна» ведущие эксперты Шарлотта и Питер Филл прослеживают эволюцию дизайна, раскрывая жизненную важность этой уникальной и повсеместной творческой деятельности и, что очень важно, ее будущей роли в обществе. Прекрасно иллюстрированная, «История дизайна» - первый всесторонний обзор удивительной, многогранной истории дизайна от древнейших времен вплоть до сегодняшних дней. Эта книга необходима каждому, кто интересуется дизайном, его историей и его будущим.
Шкиль О.С. Учебное пособие Основы эргономики в дизайне среды. Архитектура-С, 2016.[34] В учебном пособии рассматриваются основные понятия и базовые положения по учету "человеческих факторов", а также методы решения эргономических задач в процессе создания окружающей среды. Анализируются и предлагаются методические рекомендации по эргодизайнерскому проектированию сферы быта, досуга, учебы, социально-деловой и медицинской. Освещаются вопросы эргономики средовых объектов для детей, пожилых людей и инвалидов. Впервые определяются пути использования достижений эргономики в новом аспекте - повышения архитектурно-художественного уровня среды с учетом особенностей ее восприятия и эмоциональной оценки.
Дональд Норман: Дизайн привычных вещей. Манн, Иванов и Фербер, 2021.[6] Это пособие для новичка о хорошем дизайне. В этой книге рассказывается об основополагающих принципах, которым нужно следовать, чтобы избежать проблем и превратить привычные нам вещи в приятные товары, доставляющие нам удовольствие и приносящие радость. Сочетание наблюдательности и правильных принципов дизайна - это мощный инструмент, которым может пользоваться каждый, даже непрофессиональный дизайнер.
В. Макарова: Дизайн помещений. Стили интерьера на примерах. BHV, 2011.[11] Рассмотрены особенности оформления интерьеров помещений различного назначения в соответствии с 25 популярными стилями (кантри, псевдоафриканский, псевдоскандинавский, псевдосредиземноморский,
псевдоегипетский, псевдояпонский, псевдоиндийский, псевдорусский, псевдоукраинский, минимализм, хай-тек, лофт, китч, экспрессионизм, сюрреализм, арт-нуво, арт-деко, поп-арт, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир). Для каждого стиля перечислены характерные материалы, применяемые для изготовления основных строительных элементов: стен, пола, потолка и др. Описаны особенности выбора мебели, цветовой палитры, декора и освещения. Материал сопровождается примерами, созданными в программе SD-моделирования, и реальными фотографиями. Показаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения.
В. Ахремко: Дизайн малогабаритной квартиры. Правила увеличения пространства. Эксмо 2015.[26] Пошаговые инструкции и практические рекомендации специалистов, приведенные в этой книге, помогут правильно распланировать работы, определиться с необходимостью перепланировки, грамотно подобрать цвет и материалы для отделки каждой комнаты, избавиться от ненужной мебели, замаскировать недостатки квартиры и подчеркнуть ее достоинства.
Х. Ю. Калмет: Жилая среда для инвалидов. Стройиздат 1990.[1] Приведены эскизы нормалей оборудования жилой среды для обеспечения нужд инвалидов, в том числе жилых и общественных зданий, пешеходных тоннелей, дорог, остановок общественного транспорта и т.д. Особое внимание уделено наиболее важным и наболевшим проблемам инвалидов, как-то: оборудованию кухни, помещений гигиены и т. д. В альбоме использованы лучшие отечественные и зарубежные образцы, проверенные инспекторами и инвалидами-консультантами. Для широкого круга читателей, для всех, кому не безразличны проблемы инвалидов.
Король В. П. Архитектурное проектирование жилья: учебное пособие. Феникс, 2006.[25] Излагаются основные факторы, определяющие тип и форму жилища, общие для всех типов жилых зданий, в том числе такие, как социально-экономические условия, окружающая среда, конструкции, экономика строительства, архитектурно-художественные и градостроительные основы проектирования жилища. Даются сведения по основам планировочной структуры квартир, ее элементов и оборудования, а также основам проектирования всех основных типов сельского и городского жилища, начиная с малоэтажных жилых домов и кончая комплексами и домами с обслуживанием.
Эдриенн Чинн: Ткани в дизайне интерьеров. Энциклопедия. Арт-родник, 2008.[38] Эта уникальная книга предлагает объединить цвет и фактуру тканей в дизайне интерьеров. Научит создавать уютные интерьеры, используя предложенные схемы, как выбрать краски, ткани для мягкой мебели и занавесей, а также подобрать цвета для поверхностей в помещении. Фотографии образцов покажут вам, как в гармоничной схеме сочетаются стены, полы и мебель, а так же как оживить комнату с темными полами, создать интерьер в стиле кантри и привнести ощущение комфорта и тепла в помещение с холодным мраморным полом.
Анна Стармер: Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома. Арт-родник, 2010 г. Книга "Цвет.[27] Энциклопедия" содержит советы по подбору цветов, хорошо сочетающихся друг с другом. Это разделенное на важнейшие цветовые группы теоретическое и практическое пособие представляет читателю около 200 цветовых схем. В каждом цветовом разделе содержится своя шкала оттенков - от ярких цветов до бледных пастельных. Автор книги Анна Стармер, специалист по цвету и дизайну, читает лекции и регулярно публикует материалы в разных изданиях, включая "Elle Decoration" и "Voque".
Объект исследования - современные формы дистанционного образования.
Предмет исследования - особенности разработки электронного онлайн курса «Основы дизайна интерьера» для дистанционного обучения.
Цель работы - разработать курс для онлайн обучения и исследовать современные системы электронного образования.
Цель предполагает рассмотрение и изучение следующих задач:
1. Изучить преимущества и недостатки дистанционного обучения;
2. Рассмотреть специфику обучения профессии дизайнера в дистанционном обучении;
3. Ознакомиться с общими принципами разработки курса;
4. Обучиться вёрстке сайтов;
5. Определить особенности реализации учебного курса в дистанционной форме.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: сравнительный, системный с помощью которых раскрывается суть, характерные признаки и составляющие разбираемого явления, также анализ литературы по исследуемой теме, обобщение накопленного опыта и материала.
Не всем абитуриентам классическая студенческая аудитория видится идеальным местом обучения. Многие предпочитают образование на удалении, и в пользу такового приводят веские аргументы:
- Экономия времени за счет отсутствия дороги к месту занятий.
- Онлайн-платформы предоставляют доступ к видеолекциям круглосуточно, что позволяет подстраивать график уроков под собственный жизненный уклад.
- Большинство электронных образовательных площадок не устанавливают для своих клиентов возрастных ограничений.
Среди других преимуществ удаленного обучения — более сжатые сроки на обучение; достойный выбор бюджетных курсов; шанс получить профессию, обучение которой попросту недоступно в конкретной местности; возможность хорошие рекомендации; большой сборник проектов для портфолио; возможность получить высокооплачиваемую работу сразу после выпуска.
После анализа специфики работы онлайн курсов стало понятно, что лучшим программным продуктом для общения со студентами это социальная сеть, в которой они чаще пользуются, будь то telegram или вконтакте.
Дистанционное обучение на профессию дизайнера в настоящее время популярно и распространено, так как может применяться в различных сферах жизни человека, и помогает выполнять точные геометрические построения, чертежи и другую конструкторскую документацию.
Процесс обучения на курсе «Основы дизайна интерьера» в дистанционном обучении имеет свои особенности: преподаватель должен записать по всем темам максимально информативные видео-уроки с лекциями с наибольшим количеством информации, которая будет понятна и проста в усвоении; в процессе самостоятельного изучения графического интерфейса редактора у учащихся могут возникать сложности, которые необходимо обсуждать в дистанционной форме.
Курс, разработанный и внедренный в сайт онлайн школы, позволит студенту делать практические работы с обратной связью под средствами мессенджера.
В результате после прохождения данного курса студент разовьет навык дистанционной работы, научится работать в команде с ведущими специалистами школы, поймет структуру работы, тем самым сможет работать самостоятельно. Так же благодаря курсу сможет получать проекты от школы и что в результате даст большой послужной список реализованных проектов.
1. Калмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. Стройиздат, 1990.
2. Лаврентьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2006. - 303 с.
3. Яцевич О.Е. «Этимология понятия «Дизайн»: корреляты design / Dasein. Тюменский государственный нефтегазовый университет. Общество: философия, история, культура, 2015, выпуск 6.
4. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993.
5. Леванова Н.А. Дизайн и дизайнерская деятельность: природа и сущность. М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2020.
6. Дональд Норман: Дизайн привычных вещей. Манн, Иванов и Фербер, 2021.
7. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: Элмор, 2011.
8. Джон А. Уокер: История дизайна - перспективы научной дисциплины, Мюнхен: издательство Verlag 2005.
9. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология: монография. Екб.: Архитектон, 2006.
10. Филл Ш., Филл П. : История дизайна. КоЛибри, 2020.
11. Макарова В.: Дизайн помещений. Стили интерьера на примерах. BHV, 2011.
12. Тарасова О.П., Халиуллина О.Р. Сущность понятий «проектность» и
«креативность», их взаимосвязь в дизайне. Оренбург: Оренбургский
государственный университет, 2014.
13. Коник, М. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. - М.:
ИндексДизайн, 2003.
14. Нельсон Джордж. Проблемы дизайна. М.: Искуство, 1971. - 208 с.
15. Безмоздин Л.Н. О художественных аспектах дизайна. М.: Искусство, 1990 - 315с.
16. Михайлов С.М. Основы дизайна. Казань: Дизайн-квартал, 2008.
17. Панкина М.В. Дуальность как проектная сущность дизайна. М.: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", 2015.
18. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура. М.: ВНИИТэ, 1988.
19. Месенева Н.В., Филоненко Е.И., Щекалева М.А. Традиции русского деревянного зодчества в современном дизайне интерьера. М.: ООО «Издательский дом «Академия естествознания», 2016.
20. Клабер Ю. Г. Проектирование жилища. Лань, 2020.
21. Трошкина Ю.Ю., Федоренко В.А. Инновации в дизайне жилого пространства. Пенза: Наука и просвещение, 2019.
...