ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 История возникновения и сущность понятия проектной деятельности
в образовании 8
1.2 Проектная деятельность как форма организации обучения учащихся
школьного возраста в дополнительном образовании 15
1.3 Возрастные особенности учащихся младшего и среднего возраста 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Роль проектной деятельности в развитии культуры личности учащихся
младшего и среднего возраста 28
2.2 Формы организации проектной деятельности учащихся педагогами
практиками при реализации программы развития культуры личности 34
2.3 Разработка и моделирование заданий по организации проектной деятельности учащихся младшего и среднего возраста в дополнительном
образовании 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В школе, как известно, закладываются основные базовые навыки, такие как умение читать, писать, слушать, решать, общаться и многие другие, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни. Но кроме этих навыков, нужны еще определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем еще ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому необходимо дополнять школьную систему организации учебного процесса новыми формами деятельности, в процессе которых учащиеся могли бы применять все полученные знания на практике. Одной из такой формы деятельности можно назвать - проектную.
Актуальность данной темы в том, что проектная деятельность позволяет ученикам раскрыть и проявить свой творческий потенциал, объединить и систематизировать полученные знания, а главное уметь применить эти знания на практике.
Проектная деятельность так же направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие творческих способностей. Она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся, нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [7,с.3]. Проектная деятельность позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
Проектная деятельность - сложное, многомерное, много качественное образование. «Если бы удалось построить ее пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску», - так многие авторы определяют данный метод. Таким образом, можно сказать, что выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в наше время.
Основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи [58]. Он выдвинул идею о том, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни. Последователем его взглядов был Уильям Херд Килпатрик, он и ввел понятие проектной деятельности в педагогическую систему. В России идеи проектной деятельности выдвинул Станислав Теофилович Шацкий еще в начале 20го века в 1905 году [8]. Однако серьезное развитие проектная деятельность получила только в наше время, в связи с внедрением в учебную деятельность ФГОС.
Цель исследования - разработать цикл занятий организации проектной деятельности в дополнительном образовании учащихся младшего и среднего возраста.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю и сущность понятия проектная деятельность в образовании.
2. Рассмотреть проектную деятельность как форму организации обучения учащихся.
3. Проанализировать возрастные особенности учащихся младшего и среднего возраста.
4. Выявить роль проектной деятельности в развитии культуры личности учащихся.
5. Изучить формы организации проектной деятельности учащихся педагогами практиками при реализации программы развития культуры личности.
6. Разработать и смоделировать задания по организации проектной деятельности среди учащихся младшего и среднего возраста в дополнительном образовании.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности учащихся младшего и среднего возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития культуры личности в образовании.
Источниками написания выпускной квалификационной работы являются нормативные документы в системе дополнительного образования, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), различные методические рекомендации по реализации образовательных программ в дополнительном образовании. Примеры некоторых нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Закон РФ от 09.10.1992 №3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей" и другие.
Были использованы труды многих авторов. Понятие и сущность проектной деятельности отлично раскрыто в статье Деревенцовой Сетланы Ивановны «Сущность понятия проектной деятельности», автор рассматривает проектный метод в школьном образовании как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата. О понятии проектной деятельности пишет в своих трудах Сазанова Анна Владиславовна. В своей статье «Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» автор раскрыла сущность понятия, рассмотрела основные составляющие понятия проектной деятельности, выявила методы и цели проектирования. Основы педагогики начального образования можно изучить в пособии Землянской Елены Николаевны «Учебные проекты в развивающем образовании». Автор раскрывает социально-исторические условия развития младшего школьника и новые компетенции педагога. Рассматривает реализацию задач развития ребенка в современном начальном образовании. В пособии Колесниковой Ирины Аполлоновны «Педагогическое проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика», впервые подробно представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Проектная деятельность проанализирована как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста. Статья Чупаха Ирины Валентиновны «Проектная деятельность как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника», помогла раскрыть значение проектной деятельности в духовно нравственном развитии младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО. А в статье Бледновой Елены Владимировны «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы» интересно описаны некоторые способы активизации творческого потенциала личности учащихся в процессе обучения, а так же представлена классификация проектов по доминирующим видам деятельности учащихся. О том, как проектная деятельность влияет на личностное развитие школьников можно узнать из статьи Никифоровой Веры Валерьевны и Мамедовой Ларисы Викторовны, статья называется «Организация проектной деятельности как одно из средств личностного развития младшего школьника». Хочется так же отметить Сергеева Игоря Станиславовича, Данилюка Александра Ярославовича, Кондакова Александра Михайловича и других авторов.
Новизной исследования является то, что проектная деятельность используется в качестве основной, при разработке заданий для учащихся в дополнительном образовании.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при организации обучающей программы в дополнительном образовании.
Методологической основой и методикой исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение опыта организации проектной деятельности учащихся педагогами практиками; работа над моделированием заданий; анализ полученных результатов. При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы исследования, дедукции, проведен библиографический анализ литературы и материалов, синтез и выделение главных компонентов.
Тема работы была посвящена изучению влияния проектной деятельности на развитие культуры личности учащихся младшего и среднего возраста. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что проектная деятельность учащихся не только развивает культуру личности ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественнонаучной и гуманитарной. Проектная деятельность непосредственно направлена на активизацию не только каких- то определенных способностей, но и на создание условий для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования. Она способствует развитию у учащихся креативности, логического мышления, объединяет и систематизирует знания, которые были получены в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Работая над реализацией цели выпускной квалификационной работы, были решены все поставленные задачи.
В ходе исследования была выявлена сущность понятия проектной деятельности. Была выделена роль и значение проектной деятельности в образовании в результате введения ФГОС.
Проектная деятельность была рассмотрена как форма организации обучения учащихся. Был изучен порядок проведения и классификация проектной деятельности. В ходе исследования было установлено, какую роль в проектной деятельности играет учитель, ученик и родители, как правильно выбрать тему проектной деятельности, чтобы заинтересовать учащихся. Таким образом, можно сказать, что использование проектной деятельности позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает учебный процесс более живым, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проблема изучения возрастных особенностей школьников является очень актуальной на сегодняшний день, как среди родителей, так и среди педагогов. Так как успех обучения детей, прежде всего, зависит от знания учителем закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому в процессе исследования были изучены и проанализированы возрастные особенности учащихся младшего и среднего возраста. Было изучено деление школьного возраста на основные возрастные периоды. Подробно проанализирован младший школьный возраст: от 7 до 11-12 лет, и средний школьный возраст от 12 до 15 лет.
Была выявлена роль проектной деятельности в развитии культуры личности учащихся. Было установлено, что проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности учащихся, их инициативности и познавательной мотивированности. Проектная деятельность способствует развитию социальных навыков, приобретению детьми опыта
исследовательско-творческой деятельности, пробуждает интерес к чтению, воспитывает положительные человеческие качества, информационную грамотность, эстетический вкус.
В ходе исследования были изучены формы организации проектной деятельности учащихся педагогами практиками при реализации программы развития культуры личности. Были разобраны несколько примеров по организации проектной деятельности у учащихся среди педагогов практиков. Благодаря этому было получено представление о том, как может выглядеть проектная деятельность на практике. Как лучше и правильнее организовать метод проектов в обучении, с точки зрения педагогов, которые успешно его реализовали.
В ходе работы над исследованием был разработан цикл занятий по организации проектной деятельности среди учащихся младшего и среднего возраста в дополнительном образовании. Занятия предусмотрены для программы дополнительного образования. Поэтому, в ходе решения данной задачи была изучена роль дополнительного образования в обучении детей.
Она заключается в том, что дополнительное образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Как одной из форм дополнительного образования была выделена художественная школа. Художественная школа - это путь к творчеству. Посещение художественных школ погружает в атмосферу увлекательного процесса рисования, освоения тонкостей мастерства, формирования творческого мышления, получения удовольствия от достижений и качественно проведенного времени.
В качестве решения поставленной цели, был разработан проект для Барнаульской детской школы искусств №1. Проект на тему «Искусство родного Алтайского края» включает в себя пять занятий, рассчитан на учащихся от 7 до 10 лет. В ходе работы над проектом «Искусство родного Алтайского края», были поставлены задачи, которые впоследствии были решены, в связи с этим проект можно считать успешным. Можно сделать вывод о том, что цель исследования, благодаря решенным задачам, является достигнутой.
Таким образом, можно сказать что, в педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектная деятельность может быть эффективно использована, как в начальной школе, так и в дополнительном образовании, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Проектная деятельность интересна детям всех возрастов. Она помогает быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом.
1. Абашеева Л. Н. Проектная деятельность как средство творческого саморазвития личности учащихся //Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3 Международной научно-практической конференции ч.4 Тамбов: Пермина, 2005.-с.1О-12.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 366 с.
3. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун¬тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2012. №1. - С. 24-33. 5. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. - М.: Педагогика, 2007. - 176 с.
6. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ. - 2005. - №6. - С.4-30.
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ А.С. Белкин. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2010. - 192 с.
8. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого (в контексте эволюции отечественной педагогики конца 19 — первой четверти 20 в.). — М.: Изд-во МПЭПУ, 1999. — 224 с.
9. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Министерство общего и проф. образ. - Москва, 1998. - 22 с.
10. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с.
11. Боно Э. Латеральное мышление. Минск: ООО “Попурри”, 2005 - 384 с.
12. Бояринова С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников / С. С. Бояринова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — 552-554 с.
13. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации. - Народное образование. - М., 2000, № 9, с. 177-180.
14. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. — Н.Новгород: Нижегогродский гуманитарный центр, 2000.- 136с.
15. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. СПб.: Северная звезда, 2010. С. 24.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследие/Под ред. М.Г.Ярошевского.-М.:Педагогика, 1984. - 487 с.
17. Галеева, Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образования [Текст] / Н.Л. Галеева // Завуч. - 2013. - № 2. - С. 91-140.
18. Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Генедина. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 157 с.
19. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В.Гузеев. М.: Народное образование, 2010. 240 с.
20. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие
для студентов ВУЗов [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2014. - 278 с.
...