Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА НРАВСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №74389

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты влияния искусства на нравственную воспитанность младших школьников в научной литературе 8
1.1 Содержание нравственного воспитания 8
1.2 Роль искусства в нравственной воспитанности младших
школьников 17
1.3 Проектная деятельность как средство нравственной воспитанности
младших школьников 26
1.4. Педагогические условия нравственной воспитанности младших школьников средствами искусства на улицах города Уссурийск 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, направленных на нравственную воспитанность младших школьников 44
2.1. Выявление начального уровня нравственной воспитанности младших
школьников (констатирующий эксперимент) 45
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических
условий, направленных на нравственную воспитанность младших школьников (формирующий эксперимент) 49
2.3. Выявление динамики уровня нравственной воспитанности младших
школьников (контрольный этап эмпирического исследования)
3. Заключение 60
4. Список литературы 63
5. Приложения


Актуальность. Изобразительная деятельность, как известно, не только развивает наше эстетическое восприятие, но и формирует личность с разных её сторон. Развитие органов мышц, обогащение духовного мира, расширение кругозора, формирование нравственности, цветового восприятия и многого другого - все эти процессы зависят напрямую от изобразительной деятельности [1].
В процессе восприятия различных произведений искусства у ребёнка формируется способность эмоционально переживать содержание произведения, анализировать и высказывать своё отношение к увиденному, развивается умение разграничивать прекрасное и безобразное, причем не только в искусстве, но и в окружающей действительности. Эти умения способствуют становлению личности ребёнка в дальнейшем. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.
Также огромное влияние искусство оказывает на нравственную составляющую ребёнка. На протяжении всех времён общество было озадачено проблемой нравственного воспитания. В современное время данный вопрос наиболее актуален, поскольку в мире много жестокости и насилия. Большинство школьников с равнодушием относятся к общественной жизни школы. У педагога же есть большая возможность предотвратить все негативные начинания в детях и наоборот уделять проблеме нравственности важнейшую роль в своей деятельности.
Исследуемая проблема была актуальна во все времена: как в античности, так и в более современное время. Например, выдающийся мыслитель Аристотель утверждал, что нужно относиться с большой ответственностью и вниманием к воспитанию молодёжи, так как они - будущее нашего государственного строя [33, с.628].
Многие отечественные деятели также высказывались по поводу данной проблемы. Русский педагог К.Д. Ушинский считал, что нравственность является одной из самых главных задач воспитания личности [18]. Писатель и педагог А.С. Макаренко говорил, что нравственность человека состоит из множества аспектов и каждый вклад в развитие способствует нарастанию морального опыта [24, с.567].
О том, что искусство напрямую взаимодействует с различными видами наук, также упоминается, как сейчас, так и далеко в древности. В Древнем Египте, благодаря древнеегипетскому архитектору и врачу Имхатепу, руководившему строительством египетских пирамид, было доказано, что влияние архитектуры и различных других видов искусства очень велико.
В наше же время многочисленные исследования показали: лидеры в основном с проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для его развития с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Проектом могут называть работу совершенно различного жанра: от обычного сообщения и нестандартного выполнения простого задания, например, с творческим подходом, до действительно серьезного исследования с последующим его представлением и защитой.
Однако, несмотря на то, что проектную деятельность всё чаще внедряют в образовательный процесс, ещё до сих пор не сформировалось полноценное представление о том, какой она должна быть, и поэтому данная методика, к сожалению, не используется в полной мере. А ведь именно уже в начальной школе нужно развивать в учащихся нравственную воспитанность средствами проектной деятельности. Обращать внимание младших школьников не только на то, что окружает их в школе, но и выходить за её стены: знакомить с музеями, различными памятниками и другими культурными наследиями. Всё это оказывает огромное нравственное воздействие на ребёнка.
В связи с этим, проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, при каких педагогических условиях нравственная воспитанность младших школьников будет выше.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы: «Влияние искусства на нравственную воспитанность младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на воспитание нравственных качеств школьников на уроках средствами проектной деятельности.
Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия нравственной воспитанности учащихся начальной школы средствами проектной деятельности на уроках.
Гипотеза - эффективность работы нравственной воспитанности будет выше, если учителем:
1. Используются возможности искусства по формированию представлений о нравственной воспитанности (беседы, тематические выставки, экскурсии в краеведческий музей);
2. Используется проектная деятельность по вовлечению учащихся в совместную проектную деятельность (групповая работа, совместный сбор информации, составление сюжета) как средство нравственной воспитанности;
3. Организуется самостоятельная проектная деятельность учащихся (изготавливают макеты, рисуют, конструируют из бумаги).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Раскрыть роль искусства в процессе нравственной воспитанности младших школьников.
3. Обосновать возможности проектной деятельности как средство нравственной воспитанности младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке педагогических условий, направленных на воспитание нравственных качеств школьников на уроках средствами проектной деятельности.
5. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ и синтез педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение;
2. Эмпирические - наблюдение, опытно-экспериментальная работа, математическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в практике работы учителей начальной школы.
База исследования: МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийска Уссурийского городского округа.
Структура работы: Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершении нашего исследования мы можем утверждать, что формирование нравственного воспитания - непрерывный процесс. Оно берёт своё начало с рождения и продолжается всю жизнь. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. Исходя из этого, можно предположить, что уделять внимание нравственной воспитанности человека можно в любом возрасте, но, на самом деле ребёнок, подросток и юноша совершенно по - разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. И целесообразно заниматься нравственной воспитанностью человека в детстве.
Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Проблему нравственной воспитанности исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над данным вопросом, мы изучили педагогическую, психологическую и методическую литературу по нашей теме, рассмотрели содержание нравственного воспитания и пришли к выводу, что нравственная воспитанность у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач в современной системе образования и представляет собой важный компонент в дальнейшей социализации личности обучающихся.
Также мы определили, что, говоря о нравственной воспитанности, нельзя забывать о роли искусства, которое способно максимально приблизить к ребёнку тот мир переживаний, нравственных ценностей и безнравственных поступков, формирующие его полноценную личность.
В педагогике есть множество различных форм и методов, которые применяются для формирования нравственных качеств младших школьников. Одной из таких форм можно назвать проектную деятельность. Но данная форма ещё не активно используется в образовательном процессе. Именно поэтому мы провели работу по внедрению проектной деятельности на уроках ИЗО.
Организовывая работу по нравственной воспитанности младших школьников, мы заботились о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания, основой которой был диалог и сотрудничество учителя и учеников, что стало для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, а также уделяли больше времени на самостоятельную и групповую деятельность учащихся, что способствовало формированию нравственных качеств.
Исследуя проблему нравственной воспитанности младших школьников, мы пришли к выводу, что учителям можно порекомендовать:
1. Изучить литературу по организации нравственной воспитанности младших школьников.
2. Постоянно взаимодействовать с учащимися.
3. Процесс, направленный на нравственную воспитанность учащихся, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
4. Для нравственной воспитанности важно организовать как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями, так и самостоятельную, где ребёнок сможет проявить себя.
5. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому педагог должен дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Для нравственной воспитанности младших школьников через искусство средствами проектной деятельности мы провели опытно-экспериментальную работу, в которой диагностировали уровень нравственной воспитанности у учащихся третьих классов. В ходе констатирующего эксперимента по выявлению начального уровня нравственной воспитанности младших школьников, мы выяснили, что, в основном, учащиеся находятся на среднем уровне нравственной воспитанности - то есть у них есть проявление к самоорганизации и саморегуляции, но активная общественная позиция до конца не сформирована. Учащиеся недостаточно понимают сущность некоторых нравственных ценностей. А значит, педагогом не уделялось особого внимания этим вопросам.
Исходя из результатов, в экспериментальном классе были разработаны уроки ИЗО, опираясь на программу Б.М. Неменского, где главными объектами изучения были культурные достояния именно Уссурийска. При этом основной акцент делали на искусство через проектную деятельность.
На этапе контрольного эксперимента нами определялась динамика уровня нравственной воспитанности младших школьников. Анализ результатов показал, что возросло количество учащихся экспериментального класса с высоким уровнем нравственной воспитанности (на 22%).
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.



1. Абрамова, А.С. Мир детства, психология и семья [Электронный ресурс] // Развитие личности ребенка в изобразительной деятельности : эл.журнал. - Режим доступа:http://psyxologiya.ru/razvitie-lichnosti-rebenka-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti.html
2. Автин, Д.А. Инфоурок [Электронный ресурс] // Искусство в духовно-нравственном воспитании: - Режим доступа: https://infourok.ru/statya- rol-iskusstva-v-duhovnonravstvennom-vospitanii- 1783659.html
3. Агеева, Л.В.. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству [Электронный ресурс]: доклад на доступа: https:// studfiles.net/preview/2623 517/page :3/
4. Агеева, Л. В., Астафьева Е. А., Вахнина И. Ю., Герус В. Л., Шелякина Н. А. Нравственное воспитание младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики. — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 1-3.
5. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
6. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2013. — №2. — С. 76.
7. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
8. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в
учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460.
9. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.
10. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И.
Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с.
11. Бояринова, С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 552-554.
12. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. ,
2014. -460 с.
13. Выготский, Л. С «Овладение собственным поведением» Т 3.1983.
14. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 00 с. — (Стандарты второго поколения).
15. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2013. — 366 с.
16. Жданова, Л. У., Будаева Е. В., Филиппова В. В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 471-473.
17. Иванова, В.Д., Чумарная, А.Л. Духовно-нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2014. —№6. — С.15-16.
18. К.В. Ельницкий, «К.Д.Ушинский: "Его жизнь, деятельность и педагогические труды». - СПб.: Изд. Д.Д.Полубояринова, 1912.
19. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. — М.: Просвещение, 2013.- 267 с.
20. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 46
21. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
22. Козлова, М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 451-453.
23. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
24. Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5 - С. 567.
25. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
26. Меньшикова, Н.А. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности / Н.А. Меньшикова // Начальная школа. - 2012. - №9. - С. 8 - 10.
27. Мухоплева, Т. М. Формирование нравственного воспитания младших школьников // Педагогические науки. — 2013. —№4. — С.10.
28. Неменский, Б.М. Методические пути осуществления программы
«Изобразительное искусство и художественный труд» / Материалы к 12 научно -практическому семинару «Мастерская Б.М. Неменского». М., 2006.
29. Неменский, Б.М. Познание искусством. М.: «Издательство УРАО», 2000.
30. Неменский, Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С., 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 176 с.
31. Неменский, Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др., 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.
32. Никандров, Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2014. — № 3. — с. 9—14.
33. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. -С.628.
34. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2013. - №6. - 232 с.
35. Савандеева, Л. Н., Селезнёва Н. Ю., Ульянова Е. М. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 115-116.
36. Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я. Сироткина // Начальная школа. -
2011. - №8. - С. 29 - 32.
37. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007. — 288 с.
38. Сосунцов, Е. Ф. Религиозно-нравственное воспитание в школе: из бесед с учащими на земских пед. курсах. Казань, 1973. - 96 с.
39. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2013. - №3.
40. Строй, С.Н. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / С.Н. Строй // Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 97 - 100.
41. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г
42. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
43. Терехова, Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение. 2009.
45. Харламов, И.Ф. Педагогика. — М.: Юристъ, 1997. — 380 с.
46. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 20 13. - № 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ