Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы административно-правового статуса
Федеральной службы охраны Российской Федерации 6
1.1. Понятие и содержание основных элементов административно-правового
статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации 6
1.2. Структура органов государственной охраны 20
Глава 2. Современное состояние и совершенствование административно¬
правового статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации 36
2.1. Правовое закрепление полномочий Федеральной службы охраны
Российской Федерации 36
2.2. Совершенствование правового положения Федеральной службы охраны Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной
власти 51
Заключение 57
Список используемых источников и литературы
Одной из основных функций любого государства является защита конституционного строя от посягательств и обеспечение своей национальной безопасности - принятие особых мер для защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Особое место в совокупности этих мер находит применение институт федеральных органов государственной охраны, призванный обеспечивать безопасность высших должностных лиц государства.
Необходимость охраны высших должностных лиц государства существовала с давних времен. Причиной этому является проводимая правящей элитой государства политика, которая не всегда одобряется обществом и как правило носит непопулярный характер. В связи с этим, всегда найдутся ярые противники первых лиц государства и их сторонников, которые готовы причинить вред и даже пойти на крайние меры вплоть до совершения покушения.
Некоторых ученых, в работах которых рассматриваются вопросы административно-правового статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации можно назвать Ю. В. Егорова, С. В. Блатина, В. А. Кузьмина и др. В это же время большинство вопросов, освещённых в указанных работах, в уже утратили свою актуальность в связи с проводимой административной реформой.
Охрана высших должностных лиц государства и обеспечение безопасности их иностранных гостей, посещающих наше государство с официальными визитами - ключевое звено в системе обеспечения безопасности страны. Высшие должностные лица государства являются символами власти, носителями суверенитета, от их властных распоряжений зависит реализация законов, государственных программ, решение задач государственной важности. Обеспечение охраны высших должностных лиц государства и их гостей - это комплекс мероприятий, осуществляемый компетентными сотрудниками и с использованием специальных технических средств и оружия, и имеющий своей целью обеспечения безопасности жизни и здоровья высших лиц государства.
Именно в связи с этим государство обращает особое внимание деятельности в системе органов исполнительной власти органам государственной охраны. Разработанность данной темы находится на довольно высоком уровне, так как обеспечение жизни и здоровья первых лиц государства является одним из основных факторов благополучия государства, общества и граждан.
Кроме жизни и здоровья объектов государственной охраны охранные мероприятия включают в себя также охрану объектов жизнедеятельности вышеуказанных лиц и членов их семей проживающим с ними совместно или сопровождающих их, если законом предусмотрена государственная охрана членов их семей.
Объектом являются совокупность исследуемых правоотношений, возникающих в административно-правового статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность отдельных правовых норм, институтов, а также конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области государственной охраны, которые составляют правовую основу данной деятельности.
Целью работы являются изучение комплексное исследование административно-правового статуса Федеральной службы охраны.
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
1) изучить понятие и содержание основных элементов административно-правового статуса Федеральной службы охраны Российской Федерации;
2) определить структуру Федеральной службы охраны Российской Федерации;
3) рассмотреть основные полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации;
4) разработать предложения по совершенствованию правового положения Федеральной службы охраны Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды, посвященные государственной охране, в частности С. В. Блатина, Ю. В. Егорова А. Н. Емелина, В. А. Кузьмина, А.В. Мелехина, Ю.Ф. Решетника, А. В. Чуряева,, В.Н. Шевченко, А. В. Шляпникова и др.
Теоретическое и практическое значение проведённого исследования определяется его актуальностью, новизной и выводами как общетеоретического, так и практического характера. Собранные материалы исследования подчёркивают значимость эффективной организации и функционирования Федеральной службы охраны Российской Федерации. Они могут представлять интерес для сотрудников и юристов, работающих в сфере государственной охраны России.
При написании выпускной квалификационной работы использовался метод анализа нормативных правовых актов и собранной литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
В рамках настоящего исследования была предпринята попытка рассмотреть основные теоретические и практические вопросы административно-правового статуса Федеральной службы охраны РФ, выявить проблемные вопросы в данной сфере и предложить пути их решения.
По итогам исследования были сделаны следующие теоретические выводы и практические предложения:
1. Рассмотрение государственной охраны как основного предмета деятельности Федеральной службы охраны РФ выявило следующие проблемы: 1) о необходимости предоставления государственной охраны главам субъектов РФ; 2) о необходимости Президента РФ каждый раз индивидуально решать вопросы о предоставлении государственной охраны лицам, для которых ее наличие необязательно.
Для их разрешения предлагается следующая редакция ст. 9 Федерального закона «О государственной охране»: «В целях обеспечения безопасности государства по решению главы федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, государственная охрана может быть предоставлена в исключительных случаях членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главам субъектов Российской Федерации, федеральным государственным служащим и иным лицам при обнаружении угрозы или при наличии информации об организации действий, которые могут угрожать их жизни, здоровью и свободе действий».
2. Федеральная служба охраны РФ является уникальной организацией, поскольку сочетает ряд задач которые сложно друг с другом согласуются, это в первую очередь охрана, организация специальной связи и информационная безопасность. Предлагается изменить название Службы путем уточнения сферы ее деятельности на следующее: Федеральная служба охраны, специальной связи и информации Российской Федерации.
3. Структура Федеральной службы охраны России не является сильно разветвленной. Это объясняется теми задачами, которые возложены на Службу, у которой нет необходимости выполнять государственные услуги для населения, активно с ним взаимодействовать. Практически вся деятельность Службы подпадает под действие государственной тайны. В регионах Служба занимается обеспечением государственной связи и только при визитах объектов охраны решаются задачи по обеспечению их безопасности. В структуре Федеральной службы охраны России особо выделяются Комендатура Московского Кремля (с входящими в нее Президентским полком и Президентским оркестром) и Гараж особого назначения.
4. Предлагается включить в объекты охраны членов семьи
Председателя Правительства РФ и изложить пункты 1-2 п. 12 Положения о Федеральной службе охраны РФ в следующей редакции: Федеральная служба охраны: «1) осуществляет персональную охрану Президента
Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, членов их семей, проживающих совместно с ним или сопровождающих их и других объектов государственной охраны; 2) осуществляет в пределах своих полномочий транспортное обслуживание, бытовое обслуживание и обеспечение, безопасное питание Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации членов их семей, проживающих совместно с ним или сопровождающих их и других объектов государственной охраны».
5. Необходимо улучшать взаимодействие и координации работы Федеральной службы охраны РФ с иными силовыми ведомствами, поскольку между ними имеется определенное соперничество, стремление играть главенствующую роль в определении политики в области обеспечения государственной безопасности, решить прежде всего свои собственные финансовые и технические проблемы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Модельный закон о государственной охране. Принят в г. Санкт-
Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением 27-6 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников
Содружества Независимых Государств // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2017.- Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)(дата обращения 7.03.2018г.).
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств. Заключено в г. Москве 21 октября 2003 г. [ратифицировано федеральным законом от 04 мая 2006 г. № 63-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 8. - ст. 936.
5. Об оперативно-розыскной деятельности [федеральный закон от
12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: ред. от 6 июля 2016 г.] // Собрание
законодательства РФ. - 1995. - № 33. - ст. 3349.
6. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему
исполнение своих полномочий, и членам его семьи [федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ: ред. от 21 июля 2014г.] // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 7. - ст. 617.
7. О государственной охране [федеральный закон Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ: ред. от 7 марта 2018г.] // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - ст. 2594.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [федеральный закон Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: ред. от 7 марта 2018г.]// Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2017.- Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)
9. О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации [указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308: ред. от 07 августа 2004 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 12. - ст. 1101.
10. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации [указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 : по сост. на 22 декабря 2017 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 33. - ст. 3254.
11. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации [указ Президента РФ от 07 авг. 2004 г. № 1013: ред. от 27 февраля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - ст. 3314.
12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [утверждена Президентом РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895] // Российская газета. - 2000. - 28 сентября.
13. О Правилах дорожного движения [постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090: ред. от 13 февраля 2018 г.] // Российские вести. - 1993. - 23 ноября.
14. Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции [постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 20: ред. от 25 ноября 2016г.] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 4. - ст. 525.
15. О губернаторе Челябинской области [Электронный ресурс]: [закон Челябинской области от 12 ноября 2004 года № 295-ЗО : ред. от 25 декабря 2017 г.] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: URL: http://docs.cntd.ru/document/802019932(дата обращения 09.03.2018г.).
16. Приказ ФСО РФ от 11.10.2012г №510/ДСП «Об утверждении
Положения о Службе безопасности Президента Российской Федерации Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
17. Приказ ФСО РФ от 26.06.2014г. №323/ДСП «Об утверждении
Положения о Службе охранных мероприятий Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
18. Приказ ФСО РФ от 06.07.2010г. №324 «Об утверждении
Положения о Службе коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
19. Приказ ФСО РФ от 13.10.2014г. №513/ДСП «Об утверждении
Положения о Президентском полке Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
20. Приказ ФСО РФ от 05.05.2009г. №270 «Об утверждении
Положения о Службе специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования .
21. Приказ ФСО РФ от 23.12.2014г. №626/ДСП «Об утверждении Положения о Службе нженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
22. Приказ ФСО РФ от 24.09.2008г. №490 «Об утверждении
Положения о Службе хозяйственного обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
23. Приказ ФСО РФ от 09.11.2012г. №569/ДСП «Об утверждении Положения о Службе переподготовки кадров Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
24. Приказ ФСО РФ от 18.12.2013г. №702 «Об утверждении
Положения о Службе охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
25. Приказ ФСО РФ от 06.10.2008г. №513 «Об утверждении
Положения о Службе охраны на Кавказе Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
26. Приказ ФСО РФ от 09.04.2014г. №172 «Об утверждении Положения о Службе охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
27. Приказ ФСО РФ от 01.06.2011г. №300/ДСП «Об утверждении Положения о Ситуационном центре Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
28. Приказ ФСО РФ от 06.08.2008г. №413 «Об утверждении
Положения о Государственном комплексе «Таруса» Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования .
29. Приказ ФСО РФ от 30.10.2004г. №428 «Об утверждении
Положения об Управлении специальной связи и информации ФСО России в Сибирском федеральном округе и положений о центах специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации, дислоцированных на территории Сибирского федерального
округа»//Документ для служебного пользования.
30. Приказ ФСО РФ от 30.09.2004г. №336 «Об Об утверждении Положений о Центах специальной связи специального назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации»//Документ для служебного пользования.
II. Литература:
31. Академия ФСО России [Электронный ресурс]. Официальный сайт
Академии ФСО России: URL: http:// http://academ.msk.rsnet.ru(дата
обращения 7.03.2014).
32. Алексеев, А. И, Вагин, О. А., Закаляпин, Д. В. и др /Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» ; под ред. А. И. Алексеева, В. С. Овчинского. - М. : Проспект, 2013. - 116 с.
33. Блатин, С. В. Становление и перспективы развития законодательства Российской Федерации о государственной охране / С. В. Блатин // Юридический мир. - 2011. - № 7. - С. 35-37.
34. Гараж особого назначения ФСО России. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ФСО России URL: http://www.fso.gov.ru/struktura/ p7_3.html (дата обращения 7.03.2018).
35. Даже в горах Президента охраняют тысячи людей [Электронный ресурс] URL: http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=1137711#ixzz 2vGsqWTEQ (дата обращения 7.03.2018).
36. Долятовский, В. А., Долятовская, В. Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. - В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская. - М., 2003. - 217 с.
37. Евсеев, М. Инициатива МВД об охране губернаторов за счет регионального бюджета / М. Евсеев [Электронный ресурс] URL: http://www.opentown.org/news/27806/(Дата обращения 9.03.2018).
38. Емелин, А. Н. Система государственной охраны в России: становление и особенности развития / А. Н. Емелин // История, экономика, культура : взгляд молодых исследователей : Межвуз. сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых / Под ред. Л. Н. Черновой. - Саратов: Изд. «Наука», 2011. - С. 83-88.
39. Звоненко, Д. П., Малумов, А. Ю., Малумов, Г. Ю.
Административное право: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2012. - 416 с.
40. Канунникова, Н. Г. О понятии принципов государственного управления / Н. Г. Канунникова // Административное право и процесс. - 2012. - № 2. - С. 8 - 11.
41. Комендатура Московского Кремля [Электронный ресурс] Официальный сайт Московского Кремля: URL: http://www.kreml.ru(дата обращения 7.03.2018).
42. Кузьмин, В. А., Егоров, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» / В. А. Кузьмин, Ю.В. Егоров [Электронный ресурс] ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2017.- Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть) (дата обращения 7.03.2018)
43. Львов, В. Ценная личность. Некоторые российские губернаторы
тратят на личную охрану больше денег, чем их зарубежные коллеги [Электронный ресурс] Российская газета: URL:
http://www.rg.ru/2014/01/13/ohrana.html(Дата обращения 9.03.2018).
44. Мелехин, А. В. Административное право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. А.В. Мелехина. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 502 с.
45. Президентский оркестр [Электронный ресурс]. Официальный сайт ФСО России URL: http://www.fso.gov.ru/struktura.html(дата обращения 7.03.2018).
46. Президентский полк Комендатуры Московского Кремля [Электронный ресурс] Официальный сайт Президентского полка Комендатуры Московского Кремля: URL: http://www.ppolk.ru(дата
обращения 7.03.2018).
47. Путин отметил высоко эффективную работу Федеральной службы
охраны [Электронный ресурс] - URL: https://riafan.ru/1062519-putin-otmetil- vysoko-effektivnuyu-rabotu-federalnoi-sluzhby-okhrany(дата обращения
9.03.2018г.).
48. Решетник, Ю.Ф. Административное право: Учебно-методическое пособие. - М.: Международный юридический институт, 2013. - 256 с.
49. Спецсвязь поднимется в воздух // Газета Коммерсантъ. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/884992(дата обращения 07.03.2018).
50. Танков, С Ф., Новиков, С. В., Черненков, М. В. Основные направления информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2011. - № 24. - С. 18.
51. Трифонова, Т.А. Юридические проблемы охранной деятельности (на примере Федеральной службы охраны) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/yuridicheskie-problemy-ohrannoy-deyatelnosti-na- primere-federalnoy-sluzhby-ohrany(дата обращения 9.03.2018г.).
52. Чуряев, А. В. Правовое регулирование государственной охраны в странах - участниках СНГ / А. В. Чуряев // Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 39-41.
53. Шевченко, В. Н. Повседневная жизнь Кремля при президентах / В. Н. Шевченко. - М., 2004. - 182 с.
54. Шляпников, А. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» [Электронный ресурс] // ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2017.- Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть) (дата обращения 7.03.2018).