Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическое значение
|
Введение 3
Глава 1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, порядок принятия 7
1.1 Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации..?
1.2 Порядок принятия решений Конституционным Судом Российской
Федерации 29
Глава 2. Юридическое значение решений Конституционного Суда Российской
Федерации 43
2.1 Юридическая сила и место решений Конституционного Суда Российской
Федерации в механизме правового регулирования 43
2.2 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской
Федерации 50
Заключение 60
Библиографический список
Глава 1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, порядок принятия 7
1.1 Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации..?
1.2 Порядок принятия решений Конституционным Судом Российской
Федерации 29
Глава 2. Юридическое значение решений Конституционного Суда Российской
Федерации 43
2.1 Юридическая сила и место решений Конституционного Суда Российской
Федерации в механизме правового регулирования 43
2.2 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской
Федерации 50
Заключение 60
Библиографический список
Актуальность темы исследования связана с проблемой развития общественных отношений, что приводит к эволюции государственных институтов, в том числе к совершенствованию конституционного судебного контроля. Данная тема представляется весьма значимой в связи с реформированием организационной структуры Конституционного Суда РФ, правил конституционного судебного процесса, направленных на оптимизацию конституционного судебного контроля, в том числе, обусловленной введением новой организационной формы конституционного судопроизводства - рассмотрением и разрешением дел в заседаниях Конституционного Суда РФ без проведения слушаний. Исследование вопроса поможет выяснить, существует ли необходимость и возможность дальнейшего развития этой новой формы конституционного судебного процесса, или следует вводить иные организационные формы конституционного судопроизводства.
Важность исследования процесса становления и развития конституционного правосудия в России через определение его роли в формировании правового пространства России обусловливается тем, что дает возможность всесторонне проанализировать современное состояние конституционного контроля, осмыслить возникающие проблемы и предложить возможные пути дальнейшего совершенствования его осуществления, в частности, в решении проблемы реализации решений Конституционного Суда РФ. Тем более, что деятельность и решения Конституционного Суда РФ имеют существенное значение в формировании демократического общества и правового государства, в реализации конституционного принципа уважения прав и свобод человека, в достижении международно-правовых стандартов.
В современной России проблемы конституционного надзора оказались предметом повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме проведены сравнительно-правовые исследования, опубликованы книги, отражающие зарубежный опыт конституционного надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важным элементом построения правового государства.
Степень научной разработанности темы. Принципиальное значение имеют труды современных ученых, таких как С.А. Авакьян, Э.М. Аметистов, К.В. Арановский, Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай, А.М. Барнашов, А.А. Белкин, Н.С. Бондарь, Брежнев О.В., Н.Т. Ведерников, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Г.А. Жилин, В.Д. Зорькин, М.И. Клеандров, А.А. Клишас, С.Д. Князев, А.Н. Кокотов, А.Л. Кононов, В.А. Кряжков, В.В. Лазарев, Л.В. Лазарев, В.О. Лучин, В.В Маклаков, М.А. Митюков, С.В. Нарутто, Т.Г. Морщакова, С.Э. Несмеянова, Ж.И. Овсепян, М.С. Саликов, Б.А. Страшун, О.И. Тиунов, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др. Следует особо отметить работы по теории и истории российского конституционного правосудия М.А. Митюкова.
К проблемам осуществления конституционного правосудия на том или ином этапе развития его организационно-правовой формы обращались С.А. Авакьян, Э.М. Аметистов, Ю.В. Кудрявцев, Б.М.Лазарев, Б.А. Страшун, Б.С Эбзеев и др. Новеллы конституционного судебного процесса рассмотрены в статьях К.В. Арановского, О.В. Брежнева, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, В.А Кряжкова, М.А. Митюкова, С.В. Нарутто, М.С. Саликова, В.А Сивицкого, С.Н Станских, С.А. Татаринова и др.
Высоко оценивая теоретическую и практическую значимость трудов названных ученых, следует отметить недостаточное число специализированных работ, посвященных комплексному исследованию роли Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России и проблемы реализации его решений.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации.
Предмет исследования - конституционно-правовой институт решений Конституционного Суда Российской Федерации, практика его реализации, научные работы по данной теме.
Цель работы - исследование особенностей юридической природы решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Рассмотреть порядок принятия решений Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Проанализировать юридическую силу и место решений Конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования.
4. Рассмотреть отдельные проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, метод системного анализа, сравнительного анализа и другие общенаучные методы познания. Применены частно-научные и специальные методы: системно-структурный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, статистический.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», иные федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты.
В качестве эмпирической базы исследования использованы научные, документальные, статистические источники: документы и материалы, отражающие процессы становления конституционного правосудия в Российской Федерации. Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-I «О Конституционном Суде РСФСР», Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Постановления и другие решения Конституционного Суда РФ за период с 1992 по 2017 гг.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
Важность исследования процесса становления и развития конституционного правосудия в России через определение его роли в формировании правового пространства России обусловливается тем, что дает возможность всесторонне проанализировать современное состояние конституционного контроля, осмыслить возникающие проблемы и предложить возможные пути дальнейшего совершенствования его осуществления, в частности, в решении проблемы реализации решений Конституционного Суда РФ. Тем более, что деятельность и решения Конституционного Суда РФ имеют существенное значение в формировании демократического общества и правового государства, в реализации конституционного принципа уважения прав и свобод человека, в достижении международно-правовых стандартов.
В современной России проблемы конституционного надзора оказались предметом повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме проведены сравнительно-правовые исследования, опубликованы книги, отражающие зарубежный опыт конституционного надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важным элементом построения правового государства.
Степень научной разработанности темы. Принципиальное значение имеют труды современных ученых, таких как С.А. Авакьян, Э.М. Аметистов, К.В. Арановский, Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглай, А.М. Барнашов, А.А. Белкин, Н.С. Бондарь, Брежнев О.В., Н.Т. Ведерников, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Г.А. Жилин, В.Д. Зорькин, М.И. Клеандров, А.А. Клишас, С.Д. Князев, А.Н. Кокотов, А.Л. Кононов, В.А. Кряжков, В.В. Лазарев, Л.В. Лазарев, В.О. Лучин, В.В Маклаков, М.А. Митюков, С.В. Нарутто, Т.Г. Морщакова, С.Э. Несмеянова, Ж.И. Овсепян, М.С. Саликов, Б.А. Страшун, О.И. Тиунов, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др. Следует особо отметить работы по теории и истории российского конституционного правосудия М.А. Митюкова.
К проблемам осуществления конституционного правосудия на том или ином этапе развития его организационно-правовой формы обращались С.А. Авакьян, Э.М. Аметистов, Ю.В. Кудрявцев, Б.М.Лазарев, Б.А. Страшун, Б.С Эбзеев и др. Новеллы конституционного судебного процесса рассмотрены в статьях К.В. Арановского, О.В. Брежнева, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, В.А Кряжкова, М.А. Митюкова, С.В. Нарутто, М.С. Саликова, В.А Сивицкого, С.Н Станских, С.А. Татаринова и др.
Высоко оценивая теоретическую и практическую значимость трудов названных ученых, следует отметить недостаточное число специализированных работ, посвященных комплексному исследованию роли Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правового пространства России и проблемы реализации его решений.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации.
Предмет исследования - конституционно-правовой институт решений Конституционного Суда Российской Федерации, практика его реализации, научные работы по данной теме.
Цель работы - исследование особенностей юридической природы решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Рассмотреть порядок принятия решений Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Проанализировать юридическую силу и место решений Конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования.
4. Рассмотреть отдельные проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, метод системного анализа, сравнительного анализа и другие общенаучные методы познания. Применены частно-научные и специальные методы: системно-структурный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, статистический.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», иные федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты.
В качестве эмпирической базы исследования использованы научные, документальные, статистические источники: документы и материалы, отражающие процессы становления конституционного правосудия в Российской Федерации. Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-I «О Конституционном Суде РСФСР», Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Постановления и другие решения Конституционного Суда РФ за период с 1992 по 2017 гг.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В независимой России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение. 12 июля 1991 г. был принят Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который наделял Конституционный Суд полномочиями по проверке конституционности не только правовых актов высших органов государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Следовательно, не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. К 1 ноября 1991 г. было закончено формирование Конституционного Суда, и Суд начал свою работу.
Практика показала, что почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Конституционный Суд с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд не подменяет собой законодателя, не вторгается в нормотворческую сферу исполнительной власти и вообще не руководствуется целесообразностью. Но такие не разделяемые ни с кем полномочия, как общеобязательное толкование Конституции РФ, объявление утратившими силу неконституционных правовых норм, выявление конституционно-правового смысла законов и соответствующие рекомендации законодателю принять законы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, не могут не приводить к появлению нового права.
Решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеют конституционную силу. При этом Конституционный Суд не связан жесткими рамками ранее принятых правовых решений в соответствии с изменением жизненных реалий может в одном случае отступить от ранее сформированной правовой позиции, в другом - вернуться к ней в будущем. Безотносительно к этому «его решение сохраняет юридическую силу и не подлежит пересмотру».
Решение Конституционного Суда РФ - это документ, в котором фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам разрешения дела в заседании Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ (п. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Конституционном Суде.)) выносит:
- постановления;
- заключения;
- определения;
- решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.
Все решения Конституционного Суда РФ можно подразделить на 2 группы: это решения организационного характера и решения, которые принимаются в связи с рассмотрением конкретного дела в Конституционном Суде РФ.
решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеют конституционную силу. При этом Конституционный Суд не связан жесткими рамками ранее принятых правовых решений в соответствии с изменением жизненных реалий может в одном случае отступить от ранее сформированной правовой позиции, в другом - вернуться к ней в будущем. Безотносительно к этому «его решение сохраняет юридическую силу и не подлежит пересмотру».
При осуществлении своих полномочий при разрешении дел о соответствии Конституции Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ оказывают воздействие на различные уровни правовой системы Российской Федерации: а) на
уровне правотворчества. Правовые позиции Конституционного Суда РФ разъясняют содержание норм Конституции РФ и обеспечивают ее верховенство, поэтому они определяют направления развития законодательства, а также уточняют границы правового регулирования, установленные в Конституции РФ.
Таким образом, Конституционный Суд РФ влияет на правотворческую деятельность, в той мере, в какой это необходимо для реализации Конституции РФ; б) на уровне правоприменительной практики. Суды при вынесении решений основываются на правовых позициях Конституционного Суда РФ, разъясняющих содержание норм Конституции РФ, цитируют их в своих решениях. В тех случаях, когда закон, подлежащий применению при рассмотрении дела (или толкование, придаваемое его нормам правоприменительной практикой) признаны неконституционными, суд при рассмотрении дела обязан использовать правовую позицию Конституционного Суда РФ. При этом реализуется принцип прямого действия Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ является единственным органом, который дает официальное толкование Конституции РФ, означающее познание, уяснение и разъяснение действительного смысла положений Конституции в целях их практической реализации всеми органами власти, организациями и гражданами.
Официальное толкование Конституции РФ - это особая сфера деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в рамках которой конституционная норма познается самим Судом, а также доводится интерпретатором до всеобщего сведения. При этом необходимо оговориться, что деятельность Конституционного Суда РФ по официальному толкованию Основного Закона не может являться заменой Конституции, она лишь конкретизирует ее подлинный смысл, чем обеспечивается правовая охрана Конституции РФ.
Толкование представляет собой результат научного поиска, характеризуется использованием различных научных методов, авторитетных концепций, доктрин, изложенных в учебниках, монографиях и других научных трудах, либо предстает как оригинальная новая научная теория, по-иному характеризующая то или иное государственно-правовое явление.
Решения Конституционного суда РФ, содержащие толкование норм Конституции обеспечивает единообразное их применение; в) на уровне правосознания. Правовые позиции Конституционного Суда РФ являются основой для формирования политико-правовых идей развития государства и конституционно-правовой доктрины. Правовая позиция Конституционного Суда как официальное судебно-доктринальное научное толкование норм Конституции Российской Федерации воздействует на правовую идеологию через фиксацию отношения к действующему праву и представления о том, каким оно должно быть.
Все решения Конституционного Суда в равной мере - вне зависимости от их вида, особенностей содержания и порядка принятия - являются общеобязательными на основании ст. 6 Закона о Конституционном Суде.
Общеобязательность решений Конституционного Суда заключается в необходимости их применения во взаимосвязи с теми положениями Конституции РФ и иных правовых актов, которые затронуты соответствующими решениями, во всех случаях, когда подлежат применению сами указанные положения. Тем самым общеобязательность решений Конституционного Суда является естественным следствием всеобщей конституционной обязанности соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). В правовом государстве, каковым провозглашается Российская Федерация (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), эта обязанность должна исполняться, что требует не только определенного поведения от граждан, организаций, органов публичной власти и других субъектов права, но и принятия государством целого ряда организационных, технических и правовых мер. Неукоснительное исполнений решений Конституционного РФ - это важный шаг к демократическому, правовому государству, которым провозглашается Россия в силу самой первой статьи Конституции РФ.
Конституционное правосудие в РФ за последние десятилетия сделало огромный рывок вперед. Конституционный суд РФ обладает довольно большим кругом полномочий, что способствует становлению Российской Федерация как демократического правового государства.
Однако нельзя не признать, что конституционная юстиция России в настоящее время находится в стадии становления. Реформирование российской конституционной юстиции на началах системности будет способствовать усилению функций конституционного правосудия: позволит создать эффективный механизм защиты (охраны) Конституции РФ и конституционных прав и свобод человека и гражданина, предупреждения и разрешения политических конфликтов, сдерживания негативной правотворческой активности субъектов Российской Федерации.
В независимой России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение. 12 июля 1991 г. был принят Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который наделял Конституционный Суд полномочиями по проверке конституционности не только правовых актов высших органов государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Следовательно, не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. К 1 ноября 1991 г. было закончено формирование Конституционного Суда, и Суд начал свою работу.
Практика показала, что почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Конституционный Суд с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд не подменяет собой законодателя, не вторгается в нормотворческую сферу исполнительной власти и вообще не руководствуется целесообразностью. Но такие не разделяемые ни с кем полномочия, как общеобязательное толкование Конституции РФ, объявление утратившими силу неконституционных правовых норм, выявление конституционно-правового смысла законов и соответствующие рекомендации законодателю принять законы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, не могут не приводить к появлению нового права.
Решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеют конституционную силу. При этом Конституционный Суд не связан жесткими рамками ранее принятых правовых решений в соответствии с изменением жизненных реалий может в одном случае отступить от ранее сформированной правовой позиции, в другом - вернуться к ней в будущем. Безотносительно к этому «его решение сохраняет юридическую силу и не подлежит пересмотру».
Решение Конституционного Суда РФ - это документ, в котором фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам разрешения дела в заседании Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ (п. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Конституционном Суде.)) выносит:
- постановления;
- заключения;
- определения;
- решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.
Все решения Конституционного Суда РФ можно подразделить на 2 группы: это решения организационного характера и решения, которые принимаются в связи с рассмотрением конкретного дела в Конституционном Суде РФ.
решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями занимают особое место в общей системе источников права России. Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям. Любое толкование высшего закона страны, которое дается Конституционным Судом в его правовых позициях, имеют конституционную силу. При этом Конституционный Суд не связан жесткими рамками ранее принятых правовых решений в соответствии с изменением жизненных реалий может в одном случае отступить от ранее сформированной правовой позиции, в другом - вернуться к ней в будущем. Безотносительно к этому «его решение сохраняет юридическую силу и не подлежит пересмотру».
При осуществлении своих полномочий при разрешении дел о соответствии Конституции Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ оказывают воздействие на различные уровни правовой системы Российской Федерации: а) на
уровне правотворчества. Правовые позиции Конституционного Суда РФ разъясняют содержание норм Конституции РФ и обеспечивают ее верховенство, поэтому они определяют направления развития законодательства, а также уточняют границы правового регулирования, установленные в Конституции РФ.
Таким образом, Конституционный Суд РФ влияет на правотворческую деятельность, в той мере, в какой это необходимо для реализации Конституции РФ; б) на уровне правоприменительной практики. Суды при вынесении решений основываются на правовых позициях Конституционного Суда РФ, разъясняющих содержание норм Конституции РФ, цитируют их в своих решениях. В тех случаях, когда закон, подлежащий применению при рассмотрении дела (или толкование, придаваемое его нормам правоприменительной практикой) признаны неконституционными, суд при рассмотрении дела обязан использовать правовую позицию Конституционного Суда РФ. При этом реализуется принцип прямого действия Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ является единственным органом, который дает официальное толкование Конституции РФ, означающее познание, уяснение и разъяснение действительного смысла положений Конституции в целях их практической реализации всеми органами власти, организациями и гражданами.
Официальное толкование Конституции РФ - это особая сфера деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в рамках которой конституционная норма познается самим Судом, а также доводится интерпретатором до всеобщего сведения. При этом необходимо оговориться, что деятельность Конституционного Суда РФ по официальному толкованию Основного Закона не может являться заменой Конституции, она лишь конкретизирует ее подлинный смысл, чем обеспечивается правовая охрана Конституции РФ.
Толкование представляет собой результат научного поиска, характеризуется использованием различных научных методов, авторитетных концепций, доктрин, изложенных в учебниках, монографиях и других научных трудах, либо предстает как оригинальная новая научная теория, по-иному характеризующая то или иное государственно-правовое явление.
Решения Конституционного суда РФ, содержащие толкование норм Конституции обеспечивает единообразное их применение; в) на уровне правосознания. Правовые позиции Конституционного Суда РФ являются основой для формирования политико-правовых идей развития государства и конституционно-правовой доктрины. Правовая позиция Конституционного Суда как официальное судебно-доктринальное научное толкование норм Конституции Российской Федерации воздействует на правовую идеологию через фиксацию отношения к действующему праву и представления о том, каким оно должно быть.
Все решения Конституционного Суда в равной мере - вне зависимости от их вида, особенностей содержания и порядка принятия - являются общеобязательными на основании ст. 6 Закона о Конституционном Суде.
Общеобязательность решений Конституционного Суда заключается в необходимости их применения во взаимосвязи с теми положениями Конституции РФ и иных правовых актов, которые затронуты соответствующими решениями, во всех случаях, когда подлежат применению сами указанные положения. Тем самым общеобязательность решений Конституционного Суда является естественным следствием всеобщей конституционной обязанности соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). В правовом государстве, каковым провозглашается Российская Федерация (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), эта обязанность должна исполняться, что требует не только определенного поведения от граждан, организаций, органов публичной власти и других субъектов права, но и принятия государством целого ряда организационных, технических и правовых мер. Неукоснительное исполнений решений Конституционного РФ - это важный шаг к демократическому, правовому государству, которым провозглашается Россия в силу самой первой статьи Конституции РФ.
Конституционное правосудие в РФ за последние десятилетия сделало огромный рывок вперед. Конституционный суд РФ обладает довольно большим кругом полномочий, что способствует становлению Российской Федерация как демократического правового государства.
Однако нельзя не признать, что конституционная юстиция России в настоящее время находится в стадии становления. Реформирование российской конституционной юстиции на началах системности будет способствовать усилению функций конституционного правосудия: позволит создать эффективный механизм защиты (охраны) Конституции РФ и конституционных прав и свобод человека и гражданина, предупреждения и разрешения политических конфликтов, сдерживания негативной правотворческой активности субъектов Российской Федерации.
Подобные работы
- Решения Конституционного Суда Российской Федерации:
понятие, виды, юридическое значение
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Решения Конституционного Суда
Российской Федерации:
понятие, свойства, проблемы
исполнения
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации (Российский Государственный Университет Правосудия)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШИМИ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Конституционный Суд Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Судопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021



