Введение 3
Глава 1. Президент РФ в системе органов публичной власти 5
1.1. Понятие и виды органов публичной власти 5
1.2. Институт Президента в РФ 12
1.3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти 22
Глава 2. Взаимодействие Президента РФ с органами исполнительной власти России 39
2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации 39
2.2. Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации 52
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 63
Пост главы государства существует при различных формах правления. Российская Федерация согласно Конституции Российской Федерации, является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Главой государства в России является Президент РФ.
Актуальность темы исследования обусловлена особым конституционным положением Президента РФ и исполнительной власти России. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента РФ должно быть особенно тщательным.
Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента РФ пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно имеет много пробелов. Нормы, составляющие институт президента, содержатся во множестве различных правовых актах.
Исследованием института президента в последние десятилетия занимались такие видные специалисты в области конституционного права как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, М.А Краснов, Ю.И. Скуратов. Работы данных ученых показывают, что институт президентской власти в России развивался и развивается весьма своеобразно, выходя за пределы общего русла, в рамках которого развивается президентская власть в странах мира, что обуславливает необходимость его постоянного изучения. Однако, несмотря на наличие большого числа исследований, следует отметить недостаточную научную проработанность вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в определении порядка взаимодействия Президента с исполнительной властью Российской Федерации.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятия и виды органов публичной власти в РФ;
- институт Президента РФ;
- рассмотреть полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти;
-рассмотреть взаимодействие Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти;
-рассмотреть взаимодействие Президента с органами власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного исследования является общественные отношения в сфере взаимодействия Президента и органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, литература.
Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных ученых в области истории и теории права, конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Е.Ю. Бархатовой, А.В. Безрукова, Е.И. Козловой, М.А. Краснова, О.Е. Кутафина, Н.И. Матузова, Ю.И. Скуратова, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина и др. Изучены специальные монографические работы и статьи в периодической печати, относящиеся к теме выпускной квалификационной работы.
Методы исследования - анализ нормативных актов и подобранной литературы, синергетический метод позволил комплексно исследовать заявленную тему.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Изучение теоретических источников, действующего законодательства, практики организации и деятельности Президента РФ позволяет сделать следующие выводы.
Президент - новый государственный институт российского государства, который внес значительные изменения в прежнюю советскую форму организации власти. В 1991 г., был учреждён пост Президента РФ. Таким образом, осуществилась воля российского народа, реализовавшего право голоса 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону перемены формы государства. Закрепление новизны в организации государства мотивировалось необходимостью консолидации исполнительной власти. Учреждение института президента происходило на фоне глубокого экономического и политического кризиса, обострённых межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, её монолитности. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в России она имеет свои особенности.
Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президента претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции РФ 1993 г. значительной мере отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчётным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделён правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой сочетание черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных правах и обязанностях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.
Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В её основе иная концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента РФ.
Президент в России, обладая реальными и объёмными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
Одна из самых основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить такое управление в государстве, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент РФ должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот вывод можно сделать, исходя из Конституции РФ, согласно которой никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама
государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Правовое положение Президента РФ характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Важнейшие функции Президента РФ связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.
По совокупности значимости функций и полномочий, закреплённых за Президентом РФ Конституцией РФ, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст.11 Конституции РФ являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента РФ не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственной независимости.
В процессе реализации своих регламентированных прав и обязанностей Президент РФ издает установленные Конституцией РФ юридические акты — указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.
Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нуждаются в одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.
Все акты Президента РФ, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер.
Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. 3 ст. 90).
Конституционность актов Президента РФ обеспечивается Конституционным Судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции РФ разрешает также дела о соответствии Конституции РФ нормативных указов и распоряжений Президента РФ. В случае признания неконституционными актов Президента РФ или их отдельных положений они немедленно утрачивают юридическую силу.
Институт президента в Российской Федерации находится в постоянном развитии. Вместе с тем ряд вопросов остаются не полностью урегулированными. Так, требуют дальнейшей регламентации процедура
прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья, основания для принятия решений об отставке Правительства и др.
Таким образом, на современном этапе развития отечественного института президента назрела необходимость разработки и принятия не предусмотренного Конституцией Российской Федерации Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» как комплексного акта, расшифровывающего и интерпретирующего 61
конституционные положения о Президенте РФ, а также регулирующего основы правового статуса органов, обеспечивающих осуществление Президентом РФ своих полномочий.
На сегодняшний день приходится констатировать, что институт президента РФ не имеет комплексного и принципиального конституционно-правового регулирования. Между тем в отношении других институтов принимается достаточное количество базовых законов, содержащих ответы на многие вопросы, детализирующих и уточняющих положения Конституции РФ. В этой связи отсутствие специального акта, регулирующего особенности правового положения Президента РФ, выглядит неприемлемым, особенно с учетом необходимости адаптировать положения Конституции РФ, обладающие определенной стабильностью, к изменяющимся требованиям времени.
Институт Президента РФ нуждается в дальнейшей глубокой теоретической разработке с выходом на конкретные предложения. И основным из таких предложений может и должен стать именно проект Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации».
Разработка и принятие федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» позволят установить эффективный диалог власти в лице Президента РФ и формирующегося гражданского общества. Кроме того, Закон обеспечит направление для дальнейшего развития данного института и минимизирует издержки влияния политической ситуации и личностного фактора.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. - // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407
3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст.171
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06. 10. 1999 № 184-ФЗ (ред. от 05
02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005
5. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06. 04. 2004 № 490 (ред. от 25. 08. 2016) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1395
6. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13. 05. 2000 № 849 (ред. от 19. 07. 2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №20. - Ст. 2112
7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14. 11. 2017 № 548 (ред. от 13.05.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 47. - Ст. 6963.
8. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента
РФ № 636 от 21 мая 2012 г. (ред. от 15.05.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754
Литература:
9. Авакьян, С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С. А. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова [и др.] - рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян - М.: Юстицинформ - 2014. - 473 с.
10. Аникин, С. Б. Вопросы административно-правовой организации деятельности Администрации Президента Российской Федерации / С. Б. Аникин, М. П. Родионова // Вестник Саратовской государственной юридической академии - 2015. - №1(102). - С. 15-18
11. Ашаев, Д.А. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей / Д. А. Ашаев // Федерализм - 2003. - № 1. - С. 25-28
12. Ашаев, Д.С. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей / Д. С. Ашаев // Государство и право - 2014. - №4. - С. 23-26
13. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Е. Ю. Бархатова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект - 2015. - С. 118.
14. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский - 3-е изд., пер. и доп. — М. : Норма - 2008.- С.89
15. Безруков, А. В. Конституционное право России : учебник / А. В. Безруков - Изд. Юстицинформ - 2015.- С. 336
16. Бобылева, К.Н. Взаимодействие Президента и исполнительной власти Российской Федерации / К. Н. Бобылева // Административное право и процесс - 2007. - № 2. - С. 18-23
17. Головистикова, А. Н. Конституционное право России / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудницина - под ред. Н. А. Михалевой - М.: Эксмо - 2006. - 543 с.
18. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г. В. Дегтев - М., 2005. - С. 50 - 51.
19. Дмитриев, Ю.А. Административное право Российской Федерации: Учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов - Система ГАРАНТ - 2008. - 385 с.
20. Дорошенко, Е.Н. Государственное и муниципальное управление / Е. Н. Дорошенко, Е. М. Комарова, В. И. Фадеев - М.: Проспект - 2013. - 634 с.
21. Лучин, В. О. Президент — гарант Конституции / В. О. Лучин, А. В. Мазуров // Право и политика - 2000. - № 3. - С. 34—42
22. Калинина, Л. А. Принцип разделения властей - политико-правовая основа осуществления и реализации исполнительной власти в Российской Федерации / Л. А. Калинина - М. - 2005. - 379 с.
23. Кокотов, А.Н. Конституционное право России : Учебник / А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин - ред. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА - 2008.- 420 с.
24. Конин, Н. М. Административное право России / Н. М. Конин - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект - 2014.- 386 с.
25. Конин, Н. М. Административное право : Учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина - 5-е изд., пер. и доп. - М. - Юрайт - 2018. - 453 с.
26. Кутафин, О.Е. Конституционное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев - СПб.: Проспект - 2011. - 645 с.
27. Ларин, А.Ю. Конституционное право России : Учебник / А. Ю. Ларин - М.: Книжный мир - 2010. - 537 с.
28. Макарейко, Н. В. Административное право:Учебное пособие / Н. В. Макарейко - 10-е изд., пер. и доп. - М.- Юрайт - 2018.- 298 с.
29. Мигачев, Ю. А. Административное право Российской Федерации : учебник / Ю. А. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров - под ред. Л. Л. Попова - 4-е изд., перераб. и доп.- М. - Юрайт - 2017. - 396 с.
30. Окуньков, Л. А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) / Л. А. Окуньков // Журнал российского права - 1998. - № 9. - С. 77-88
31. Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) / Л. А. Окуньков // Журнал российского права - 2009. - №2. - С. 18¬21
32. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров - под ред. Л.Л. Попова. - М.: Норма - Инфра - М. - 2011. - 295 с.
33. Прокофьев, В. Н. Конституционно-правовая природа взаимодействия Президента РФ с правительством РФ и органами исполнительной власти / В. Н. Прокофьев // Государство и право -2018. - №4 - 374 с.
34. Тарасов, А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты его эффективности / А. М. Тарасов // Государство и право - 2007. - №11. - С. 18-21
35. Прудников, А.А. Конституционное право России / А. А. Прудников, А. М. Чепурной, Н. Ю. Антонова - 5-е изд., переработанное и дополненное - М.: Закон и право - 2011. - 526 с.
36. Смоленский, М. Б. Конституционное право: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Алексеева - Ростов н/Д: Феникс - 2013. - 532 с.
37.Чиркин, В. Е. Публичная власть в современном обществе / В. Е. Чиркин // Журнал российского права - 2009. - №7. - С.9
38. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления / Ю. Н. Шедько - М.: Юрайт - 2013. - 296 с.
39. Шугрина, Е. С. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика / Е. С. Шугрина, С. В. Нарутто, Е. М. Заболотских - М. Юрайт -2017. - 375 с.
40. Юсубов, Э. С. Конституционное право России / Э. С. Юсубов, А. А. Макарцев - Изд. Национальный исследовательский Томский государственный университет - 2015. - 563 с.
41. Яшкова, Т. А. Определение и содержание термина «ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА» / Т. А. Яшкова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика - 2015. - №16. - С. 44-48
42. Янина, А. С. Особенности формы правления в Российской Федерации / А. С. Янина // Электронный научный журнал -2015. - №1(1). - С. 383-387