Глава 1. Декоративно - прикладное искусство, как средство формирования интереса и способностей к художественно-творческой деятельности учащихся ДХШ в современном дополнительном образовании 7
1.1. Развитие и формирование личности в современном дополнительном
образовании 7
1.2. Особенности проявления художественно-творческих способностей
учащихся ДХШ 12
1.3. Основные виды декоративно-прикладного искусства и его значение в
эстетическом воспитании детей 15
Глава 2. Методическая работа по формированию и созданию программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей младшего возраста 18
2.1. Методика преподавания ДПИ в ДХШ (методы и технологии обучения,
особенности преподавания декоративно - прикладного искусства) 18
2.2. Нетрадиционные творческие техники рисования по ДПИ 29
2.3. Содержание и описание дисциплин программы занятий по ДПИ,
направленной на развитие творческих способностей учащихся разного школьного возраста 37
Заключение 45
Список литературы и источников 47
Приложения. Программа по учебному предмету 51
Приложение 1. Основы изобразительной грамоты и рисование 51
Приложение 2. Декоративно- прикладное искусство 73
Приложение 3. Лепка 106
Приложение 4. Беседы об искусстве 127
Приложение 5. Наглядные пособия к урокам по ДПИ 154
Приложение 6. Результаты эксперимента эффективности использования нетрадиционных техник работы по ДПИ 157
Приложение 7. Наглядное пособие «Нетрадиционные техники рисования по ДПИ» 162
Дополнительное образование для дошкольников и ребят старшего возраста - это возможность получить новые навыки и умения в том или ином виде деятельности, это способ занять ребенка полезным и развивающим делом, это полезное увлечение и хобби, это способность создавать что-либо своими руками, это дополнительное всестороннее развитие ребенка, позволяющее ему более успешно обучаться в школе и способствующее дальнейшему профессиональному самоопределению.
Тема выпускной квалификационной работы, разработка образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество», выбрана мною не случайно. Я работаю в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская художественная школа» города Заринска Алтайского края, заведующей по учебно-воспитательной работе, системно занимаюсь методической работой, поиском новых форм и методов обучения, разработкой открытых уроков, мастер классов с применением современных образовательных технологий, подготовкой выставок и презентаций к тематическим городским мероприятия, оформлением внутри школьных выставок-отчётов по итогам учебного года. Наша школа образована в 1986 году, является единственной в городе Заринске и играет значимую роль в художественном образовании детей и подростков, организации досуга. Школа выполняет важную воспитательную задачу, т.к. творческая деятельность отвлекает от негативного влияния улицы, заполняет их досуг, воспитывает активную жизненную позицию, развивает творческое восприятие мира. Главной задачей является формирование духовной личности, способной к самоопределению в обществе, формирование у учащихся творческой активности и самостоятельности. На личном примере убедилась, какое судьбоносное значение могут оказать на учащегося грамотные и талантливые педагоги-живописцы. Как важно суметь применить в работе самые эффективные и современные обучающие программы и технологии, найти путь к сознанию учащегося, юного таланта, чтобы разбудить и развить в нём самые лучшие творческие, душевные качества и способности. Нельзя забывать, что процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания всесторонне развитой гармоничной личности. Это и есть основная задача художественного дополнительного образования. Школа дает общее эстетическое и художественное образование, готовит наиболее одаренных детей к поступлению в средние и высшие специализированные учебные заведения. Благодаря начальному художественному образованию, которое дает школа, выпускники успешно поступают в средние и высшие учебные заведения художественной направленности.
Для увеличения контингента обучающихся, для охвата ребят разных интересов и возрастов остро встал вопрос о создании и разработке новых учебных программ в области изобразительного искусства, было принято решение начать работу в этом направлении.
Основная цель моей дипломной работы является разработка и описание процесса создания программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей младшего возраста в возрасте, создание и демонстрация пособий и примеров работ практической части программы для конкретной художественной дисциплины.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях поможет познакомить их с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания.
Ориентация на достижение образовательных результатов - одно из требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
-на социальном уровне - необходимость развития художественно-
творческой личности, эстетических познаний и художественного вкуса;
- на научном уровне - необходимость поиска эффективных методов приобщения детей к художественному творчеству;
- на практическом уровне - методическое обеспечением, направленное на формирование интереса к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
В современном образовании значимым результатом является не просто накопление знаний, а личностное развитие обучающихся в образовательном процессе. Актуальность данной работы связана с поиском наиболее эффективных методов и средств обучения на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования: методика реализации программы по
декоративно-прикладному искусству.
Цель исследования: разработать программу для изучения
декоративно-прикладного искусства и методику её реализации на уроках. Задачи исследования:
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей учащихся. Выявить сущность понятия «способности» и «творческие способности»;
- раскрыть основные особенности организации уроков по декоративно-прикладному искусству с детьми 6-10 лет в современных условиях работы педагогического коллектива детской художественной школы.
- изучить личностные образовательные результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися на современном уровне Российского образования -рассмотреть роль декоративно-прикладного искусства в формировании личности в современном дополнительном образовании
- изучить нетрадиционные техники по изобразительному искусству в области декоративно-прикладного творчества
- разработать программу в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и апробировать ее на примере группы обучающихся в ДХШ (возраст 6- 7 лет)
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, нормативных документов;
- моделирование опыта деятельности учителя по формированию личностных образовательных результатов в процессе обучения технологии; наблюдение; анкетирование; тестирование; опытно-поисковая работа и её анализ;
- теоретический анализ литературных источников и программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;
- изучение и анализ готовых работ учащихся;
Практическая значимость работы: данная методическая разработка будет применяться в практической деятельности преподавателями изобразительного искусства ДХШ Алтайского края г. Заринска, разработана с целью повышения интереса к изучению изобразительного искусства и привлечения младших возрастных групп учащихся в новом учебном году, в частности детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения.
При написании выпускной квалификационной работы мною изучены и проанализированы психолого-педагогическую литературу, раскрыта сущность понятий «способности», «творчество». Выявлены главные особенности современной групповой работы в условиях детской художественной школы, педагогические условия развития творческих способностей у учащихся в процессе групповых занятий по декоративно - прикладному творчеству.
Разработана образовательная “Декоративно-прикладное творчество” для Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» города Заринска Алтайского края была апробирована мною в педагогической деятельности.
Были разработаны и проведены ряд уроков для учащихся детской художественной школы разных возрастных категорий. Педагогический эксперимент показал эффективность проведения занятий по ДПТ с учащимися младшего школьного возраста (6-10 лет).
Это позволяет сделать выводы о необходимости привлечения к занятиям декоративно-прикладным творчеством учащихся с более раннего возраста. Создает благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников, позволяет включать их во всё многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют. У детей проявляются специальные способности: художественные, музыкальные, театрально-речевые и т.д. Все это позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность.
Таким образом, этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
По данной программе уже сделан набор учащихся на 2021-2022 учебный год. Работа в рамках данной программы в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладеть знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Занятия вооружают детей творческими навыками в области декоративно-прикладного искусства, пробуждают их творческие способности и дают обучающимся возможность вносить изменения в технологию изготовления изделия, при этом осуществлять собственные замыслы. В результате каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Воспитание у детей интереса к изготовлению любого изделия, формирование умения создавать своими руками разнообразные изделия, которые нужны в жизни, дают им возможность получать удовлетворение от своей работы. Также стоит отметить, что творческая деятельность у детей младшего школьного возраста является продуктивной, если существует продукт труда, и одновременно становится познавательной, если вместе с творческими навыками развивается ум, творчество и фантазия. Хорошо организованная, продуманная деятельность, подкрепленная качественными методическими разработками, наглядными пособиями - позволяет ребенку стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит начатое дело доводить до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Главной особенностью современной кружковой работы в школе является формирование навыков наблюдения, мышления и действия. Необходимо научить ребенка бережно обращаться с используемыми материалами и инструментами на занятиях.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи дипломного проектирования решены в полном объёме. Надеюсь, что разработанная мною программа будет полезна для учителей при проведении ряд уроков для учащихся детской художественной школы.
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
3. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание, ВЛАДОС, 2008.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
5. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве./А.А. Грибовская - М.: Академия, 1997. - 322 с.
6. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989.
8. Доронова, Т.Н. Школьникам об искусстве./Т.Н. Доронова - М., 2002. - 234 с.
9. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В.И. Жуковский. - Красноярск, 2004.
10. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» [Текст]/С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2001.
11. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.
12. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. -М.: Просвещение, 1998.
13. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1998.
14. К вопросу о преподавании рисования в подготовительном классе, - В сб.: Психология начального обучения//под ред. И.С. Котетишвили. - Тбилиси: Мецниебера, 1931.
15. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983.
16. Казакова, Т.Г. Развивайте у школьников творчество./Т.Г. Казакова - М.: Просвещение, 1985. - 280 с.
17. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /. - М.: ВЛАДОС, 2001.
18. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971.
19. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.
20. Т.С. Комарова, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, 1991
21. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.
22. Конышева Н. М. Технология для 1-4 классов начальной школы
«Художественно конструкторская деятельность» (основы
дизайнобразования). (УМК «Гармония»). Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2004.
23. Костерин, Н. Учебное рисование [Текст]/Н. Костерин. - М.: Просвещение, 1980.
24. Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М.: « Искусство», 1965.
...