Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методического пособия по программе «живопись» для педагогов малокомплектных детских художественных школ

Работа №91598

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ «ЖИВОПИСЬ» 6
1.1 Дополнительное художественное образование как важный элемент
всестороннего развития детей 6
1.2 Современные методы преподавания живописи в ДХШ и
художественных отделениях ДШИ 14
1.3 Методические рекомендации по разработке учебно-методических
пособий к дополнительным общеразвивающим программам в области искусств 23
Глава 2 Меры усовершенствования методического пособия по программе «живопись» для педагогов малокомплектных детских художественных школ 32
2.1 Особенности работы преподавателя по художественному направлению
в малокомплектной художественной школе (на личном опыте) 32
2.2 Разработка методического пособия по учебному предмету
«Графическая композиция». Меры усовершенствования методических пособий в целом по программе «Живопись» 41
2.3 Проведение открытого занятия по теме «Графический натюрморт с
изображением животного или птицы». Апробация разработанного методического пособия 50
Заключение 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность исследования. Ценность дополнительного образования невозможно переоценить. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительному образованию уделяется последнее время пристальное внимание и со стороны государства. Так, в частности, в 2021 году в Алтайском крае в рамках нацпроекта «Культура» запланирована модернизация детских школ искусств. На капитальный ремонт трех детских школ искусств из федерального бюджета будет выделено свыше 72 миллионов рублей [44].
В части законодательства также в последнее время проработан ряд нововведений. Так, согласно Федерального закона, принятого Государственной Думой 10 марта 2021 года предусмотрено, что для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремёсел».
Порядок осуществления образовательной деятельности указанными образовательными организациями определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Согласно Федеральному закону федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры начиная с 2023/24 учебного года устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приёма по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с одной стороны, музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении. Законопроект об особом статусе детских школ искусств Госдума единогласно поддержала на пленарном заседании 20 января.
С другой стороны, я, как молодой преподаватель художественного отделения МБУДО «Павловская ДШИ», вижу, что нагрузка в связи с введением новых нормативов на преподавательский состав возрастет, а поэтому считаю необходимым актуализировать и адаптировать под новые условия методические пособия, сделать их более понятыми и удобными в использовании для преподавателей. Особенно это актуально для
малокомплектных школ искусств, где одному преподавателю приходится совмещать сразу несколько предметов по одному направлению.
Историографический анализ. У системы образования в направлении искусств богатое историческое прошлое. В период развития советского союза сформировалась трехступенчатая система подготовки творческих кадров (детская школа искусств - далее - среднее профессиональное учебное заведение - в итоге - вуз). Одной из главных характеристик данной модели является полный цикл образования, который характеризуется непрерывностью и преемственностью. Данная система является основой в области исполнительского и изобразительного искусства. Такая система образования в сфере искусств помогает обеспечить полноценную подготовку творцов художественных произведений, а также их исполнителей, понимающих в данной области слушателей и зрителей, профессиональных педагогов, которые со всей ответственностью отнесутся к воспитанию всех обозначенных субъектов творческой деятельности, что играет ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. Схема дополнительного образования в области культуры и искусств РФ является примером и одной из ведущих в мире, а также обладает высоким уровнем эффективности и доступности для всех категорий и слоев населения и охватывает основную часть детей и молодежи, прежде всего, городского населения.
Проблема исследования: состоит в актуализации и модернизации под новые условия методического пособия в области изобразительного искусств «Живопись» для малокомплектных школ искусств, объединения их в единое методическое пособие, более понятую и удобную в использовании.
Объект исследования: процесс обучения учащихся художественного направления в МБУДО «Павловская ДШИ».
Предмет исследования: методические пособия для преподавателей дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Цель исследования: разработать методическое пособие для
преподавателей малокомплектных художественных школ в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком реализации 5(6) лет и 8(9) лет с учётом вариативной части.
Учебные предметы обязательной части ДПОП «Живопись» в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПОП «Живопись»: учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование», учебный предмет «Прикладное творчество», учебный предмет «Лепка», учебный предмет «Рисунок», учебный предмет «Живопись», учебный предмет «Композиция станковая», учебный предмет «Беседы об искусстве», учебный предмет «История изобразительного искусства», учебный предмет «Пленэр». Предметы вариативной части ДПОП «Живопись» в соответствии с законодательством определяются образовательным учреждением самостоятельно. Предварительно
протестировать одно из пособий на практике.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности дополнительного предпрофессионального образования по художественному направлению и применить на уроках;
2. Изложить личный опыт преподавателя малокомплектной ДШИ;
3. Провести сравнительный анализ существующих рабочих программ для обучения и создания методического пособия в области изобразительного искусства «Живопись», объединяющее несколько предметов/разработать методическое пособие по предметам вариативной части обучения;
4. Апробировать пособие в практической деятельности с началом нового учебного года.
Методологическая база исследования:
В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы работы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно¬
методической литературы, интернет-ресурсов по проблеме исследования; изучение и анализ личного педагогического опыта в учреждений
дополнительного образования детей с помощью наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности.
Эмпирические: изучение опыта преподавателей детской школы искусств по работе с имеющимися методическими пособиями; анализ работы школ искусств в Павловском районе и в Алтайском крае.
База исследования: опыт и архивная часть МБУДО «Павловская ДШИ».
Новизна исследования: заключается в разработке и применении на практике нового методические пособия для преподавателей дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» малокомплектных школ искусств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Несмотря на сложившуюся в России уникальную трехступенчатая система художественного образования (детская школа искусств - профильный колледж - творческий вуз), не имеющая аналогов в мировом образовательном пространстве, основанную на преемственности образовательных программ в области искусств и направленную на подготовку профессиональных кадров для отрасли культуры, особенно «в глубинке», есть еще ряд вопросов, над которыми предстоит работать такми образом, чтобы процесс обучения был более эффективный, продуктивный и экономный в плане времени для преподавателя.
Одним из инструментов организации такого процесса является разработка/адаптация учебно-методических пособий под новые современные условия, для которых в последнее время характерны такие тенденции как:
1. Дополнительному образованию уделяется последнее время пристальное внимание со стороны государства. Так, согласно Федерального закона, принятого Государственной Думой 10 марта 2021 года предусмотрено, что для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются
образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремёсел».ТО есть, школы получат новый статус и будут фактически приравнены к учреждениям основного образования.
2. Система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования для детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества. А для этого, в том числе, необходимы рабочие, адаптированные под современные условия образовательной деятельности, методические пособия.
Работа, которую я провела в процессе написания дипломного проекта, максимально ориентирована на практическое применение и уже протестирована мной на практическом занятии с учениками. А вызвана она была следующей сложившейся ситуацией: когда я приступила к преподавательской деятельности, проанализировав методический материал для работы, я заметила, что в части основных предметов в Павловской школе искусств методические пособия разработаны и применялись предыдущим преподавателем. Безусловно, часть из них требовала обновления, возможной модернизации, дополнений. Но данные методические пособия являются рабочими и вполне подходящими для осуществления преподавательской деятельности.
А в части вариативной программы ситуация несколько иная. Данных пособий, при поступлении меня на должность преподавателя художественного отделения, просто не оказалось. В этой связи данные пособия мне было необходимо разработать самостоятельно. Безусловно, руководствуясь утвержденными Министерством культуры РФ, с учетом специфики малокомплектной художественной школы.
При разработке учебно-методического пособия я руководствовалась основными принципами создания учебно-методического пособия, которыми являются соответствие содержания пособия учебной программе, последовательность, поэтапность изложения учебного материала, соблюдение принципа «от простого к сложному», направленность на достижение результата, предусмотренного учебной программой.
Я также учитывала тот факт, что вариативная часть дает возможность расширить и углубить подготовку обучающихся, определяемой содержанием обязательной части программы «Живопись», получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Таким образом, задачи, которые мы ставили в начале работы:
1. Изучить особенности дополнительного предпрофессионального образования по художественному направлению и применить на уроках;
2. Изложить личный опыт преподавателя малокомплектной ДШИ;
3. Провести сравнительный анализ существующих рабочих программ для обучения и создания методического пособия в области изобразительного искусства «Живопись», объединяющее несколько предметов/разработать методическое пособие по предметам вариативной части обучения;
4. Апробировать пособие в практической деятельности с началом нового учебного года.
Выполнены в полном объеме. А так как в отличие от системы обязательного образования, здесь чаще происходит внедрение инновационных подходов к обучению. Это обусловлено динамичностью дополнительного образованию, необходимостью постоянно подстраиваться под нужды социума и непрерывно развивающейся личности ребенка, то и здесь необходимо наличие образовательных программ и особых методик и технологий, поскольку, как и любое другое, дополнительное образование, в конечном счете, нацелено на получение конкретного результата. В части перспективного направления для себя я выбрала подготовку по второму предмету вариативной части - Цветоведению. А также - объедены рабочие программы по всему курсу «Живописи» между собой в единое методическое пособие для того, чтобы видеть системную взаимосвязь предметов и возможную подготовку занятий по пересекающимся темам.



1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 - 350 c.
2. Барбер, Баррингтон Как нарисовать все что угодно. Школа рисования / Баррингтон Барбер. - М.: Рипол Классик, 2011. - 320 c.
3. Барбер, Баррингтон Рисовать могут все! Простые уроки для начинающих / Баррингтон Барбер. - М.: Владис, 2014. - 128 c.
4. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. Москва 2008 - 266 c.
5. Великолепные узоры. Креативная книга-раскраска. - Москва: Мир, 2015. - 128 c.
6. В целях совершенствования системы подготовки творческих кадров
установлены особенности регулирования деятельности детских школ искусств http://www.consultant.ru/law/hotdocs/68241 .html/
КонсультантПлюс, 1992-2021
7. Графика. Подробный практический курс. - М.: Мир Книги Ритейл, 2012. -
859 c.
8. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 - 270 c.
9. Графика и живопись: учеб.пособие - М.: Астрель: АСТ, 2006 - 398 c.
10. Губарева-Муха, Л.С. Самоучитель рисования / Л.С. Губарева-Муха. - М.: Омега-Л, 2013. - 296 c.
11. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 210 c.
12. Детским школам искусств повысили статус https://rg.ru/2021/03/10/detskim-shkolam-iskusstv-povysili-status.html
13. Дзен-дудлинг. Успокаивающие завитки. - М.: Попурри, 2016. - 978 c.
14. Дорисуй! (Джейн Воробей). - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 1989. - 200 c.
15. Дорисуй! 2-е издание (Русалочка) (подарочный). - Москва: Наука, 2015. - 200 c.
16. Дорисуй! Кто сказал "мяу"? Блокноты (комплект из 2 книг). - М.: Эксмо, 2015. - 344 c.
17. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, - 204 c.
18. Емельянова, Татьяна Александровна Большая книга рисования. Для детей и взрослых / Емельянова Татьяна Александровна. - М.: Астрель, 2013. - 564 c.
19. Жабинский В.И., Винтова А.В.. Рисунок творчества. - Москва: ИНФРА - М, 2009. - 230 c.
20. Живопись // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - 420 c.
21. Задорожняя, Татьяна Рисуем историю. Добрый лось и другие персонажи / Татьяна Задорожняя. - М.: Питер, 2015. - 715 c.
22. Искусство рисунка. - Москва: Высшая школа, 2016. - 548 c.
23. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. . - М.: Просвещение, 1998 - 280 c.
24. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. . - М.: Просвещение, 1998-240 c.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ