Глава 1. Место типографики в структуре основной образовательной программы у студентов дизайнеров 7
1.1. Модель формирования типографики у студентов дизайнеров 7
1.2. Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения
дисциплины «Типографика» 15
1.3. Интерактивные методы обучения типографики для студентов
дизайнеров 22
Глава 2. Разработка методического пособия для студентов дизайнеров 31
2.1. Анализ существующих методик преподавания типографики 31
2.2. Описания учебно-методического пособия «Шрифты и типографика»
для студентов дизайнеров 38
2.3. План-конспект занятий по теме «Модульные сетки» 47
Заключение 62
Список литературы: 64
Приложение 68
Любой человек каждый день сталкивается со шрифтом в различных его формах применения - этикетки на товаре, текст в рекламном объявлении или на странице веб-сайта. За весь период жизни человеком обрабатывается просто огромный объем текстовых данных, главное, чтобы источник этих данных был легко читаемым и объективно понятным.
Социальное взаимодействие в форме общения и письменности делает человека человеком. Групповые инстинкты первобытных людей возникли в результате коллективного взаимодействия, которое невозможно без обмена информацией.
С давних времен человек стремился каким-либо образом зафиксировать и передать свои мысли и переживания. На первых этапах развития речь для этого могли использоваться мимика лица и жесты, после - определенные звуки. Это позволило сформировать речь, но не предоставило каких-либо объективных возможностей в плане организации сохранения и передачи информации. Это стало толчком к формированию письменности.
Первым шагом данного этапа стала наскальная живопись, ставшая основой для пиктографии. Далее, по мере развития, язык усложнялся, делая узнаваемые символы в формате идеограмм, выводя их в виде более узнаваемых рисунков и устойчивых ассоциаций. Однако это еще не являлось письменностью как таковой, даже в зародыше. Далее возникли ребусы, иероглифы и иные системы письма. Впоследствии иероглифы пережили трансформацию в буквы, складываемые в алфавиты.
При первоначальном рассмотрении вышесказанного можно с легкостью будет сказать, что все вышесказанное имеет мало общего с типографикой. Однако если более детально рассмотреть процесс формирования слова и предложения, то можно увидеть в них детальные принципы типографики. Что может максимально быстро, емко, доступно и красочно описать процесс охоты, как не наскальная живопись первобытных людей. На основании того факта, что подобные рисунки позволяют практически моментально считать всю заложенную в них информацию и демонстрирует одну из основных целей типографики. Данная цель возникла как результат лишения современных языков данных возможностей. При чем типографика фактически является заимствованием старых идея, представляя собой комбинацию наскальной живописи и обычного текста. Фактически это своеобразное графическое оформление, применяемое к обычному печатному тексту с применением различных инструментов оформления текста, его верстки, проектирования, либо непосредственного моделирования текста как результата печати.
Для такого искусства как типографика характерно наличие прямой зависимости её от уровня развития общества и технологического процесса. Призвание типографики - обеспечить использование всех современных средств и достижений технологического процесса с целью удовлетворить такие нужды общества, как информационные и эстетические. При этом типографику нельзя каким-либо образом выделить как отдельный элемент искусства в рамках общего процесса развития цивилизации.
Основоположными понятиями типографики является понятия шрифта, макетирования, формата издания, полосы набора, а также граффити. Фактически данный вид искусства может иметь смежную связь практически с любой областью, связанной с работой над текстом. На основании данного факта следует подчеркнуть актуальность изучения типографики в наше время. Основной целью современной типографики является реализация удобочитаемого текста, при этом оставляя его и привлекательным. Данные цели очень тесно связаны с графическим дизайном, печатным производством, а также с дизайном в среде компьютерных технологий, что только подтверждает отмеченную выше актуальность типографики.
Цель работы: разработать учебно-методическое пособие «Шрифты и типографика для студентов дизайнеров СПО».
Задачи исследования:
- сформировать знания в области типографики у студентов дизайнеров;
- выявить компетенции в результате освоения типографики у студентов дизайнеров;
- выработать у студентов дизайнеров понимание типографики как способ визуальной коммуникации.
- разработать учебно-методического пособия «Шрифты и типографика» для студентов дизайнеров СПО
Объект исследования: процесс формирования знаний у студентов дизайнеров в рамках дисциплины «Типографика».
Предмет исследования: особенности преподавания учебной дисциплины «Типографика» у студентов дизайнеров.
При реализации цели исследования в плане разработки собственного учебного пособия необходимо учесть существующие профессиональные компетенции, получаемые студентами в процессе работы с данным пособием. Данный подход носит название компетентностного и предполагает получение всех знаний в составе пособия в комплексе.
Уровень профессиональной компетентности обеспечивается посредством эффективного решения профессиональных задач, нахождением способов решения нестандартных задач, вариативностью и возможностью принятия конечных решений.
О необходимости формирования профессиональных компетенций говорят и пишут множество исследователей, таких как З. С. Мазыр, А. В. Хуторской, Н. В. Борисова, И. В. Георге, О. В. Ершова, Э. Р. Муллина. Ими описывается профессиональная компетенция как получение обучающимися в рамках образовательного процесса углубленной информации касаемо изучаемой процессии, в совокупности со знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения работ в рамках профессиональной деятельности.
В процесса работы над выпускной квалификационной работой был осуществлен анализ учебной, методической и психолого-педагогической литературы, а также источников по теме «Типографика». Была выполнена разработка учебно-методического пособия по изучению дисциплины «Типографика» студентами-дизайнерами среднего-профессионального образования.
Структура пособия, а также этапы выполнения работ были построены на основании анализа существующих пособий по данной тематике, а также требований ФГОС по реализации учебно-методических пособий.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы методы теоретического анализа, изучение литературы и ее источников, изучения материалов мультимедийного плана по данной тематике.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам типографики и особенностям её изучения. Во второй главе описан процесс разработки учебно-методического пособия и его особенности. В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
По результатам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - реализовано учебно-методическое пособие для изучения типографики студентами-дизайнерами среднего профессионального образования.
В завершении следует отметить тот факт, что типографика в роли инструмента, либо средства общения, возникла в результате потребности в передаче информации. Поэтому владение искусством типографики будет всегда актуальным, так как современный язык имеет свойство постепенно усложняться, поэтому инструменты, облегчающие его восприятие, всегда будут востребованы.
Помимо этого, типографика позволяет реализовать себя и научиться новым и интересным знаниям, в частности:
- обучение красивому письму способствует развитию мелкой моторики;
- обучение красиво и понятно излагать свои мысли и формировать тексты поможет дизайнерам при написании заголовков или рекламных слоганов, а также в иных сферах деятельности;
- развивает художественный вкус, а также чувство композиции;
- учит использованию современных инструментальных и программных средств для обработки текста;
- способствует развитию творческого, а также наглядно-образного мышления.
При выполнении выпускной квалификационной работы были изучены основные методики преподавания типографики, а также произведен их анализ. На основании данного анализа были подобраны наиболее эффективные методы и инструменты обучения студентов типографики. Помимо этого, было осуществлено рассмотрение краткой истории типографики, основных понятий и терминов. Результаты данного анализа были использованы при реализации учебно-методического пособия по обучению типографике учащимся на дизайнеров среднего профессионального образования.
Разработанное учебно-методическое пособие содержит как краткую историю и основные термины типографики, так и конкретные навыки по верстке и формированию печатных изданий. План проведения занятий рассчитан на один учебный семестр.
В качестве примера было описано преподавание темы «Модульные сетки», занятия в рамках которой имеют комбинированный тип, включая в себя лекцию, практические занятия, а также самостоятельные работы для закрепления полученных знаний.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы был подтвержден тот факт, что типографика является многогранной. Являясь инструментом, обладающим определенными правилами, а также требованиями, она при этом является отдельным обособленным видом искусства, так как подобные действия всегда требуют творческого подхода. При этом типографика обладает глубокими историческими корнями, обладая тесной взаимосвязью не только с письменностью, но и с графическим дизайном.
1. Вахрушева Л. Л. Учебная программа по дисциплине «Типографика» / Л. Л. Вахрушева. - Владивосток: Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2010. - 24с.
2. Горбунов А. С. Типографика и вёрстка / А. С. Горбунов. - М.: Изд-во Бюро Горбунова, 2015. - 175с.
3. Государственные образовательные стандарты, примерные учебный планы и программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ html (дата обращения: 20.11.2011).
4. Зачем дизайнеру типографика? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://designpub.ru (дата обращения: 12.05.2021).
5. Королькова А. Живая типографика / А. Королькова. - М.: IndexMarket, 2012.- 224 с.
6. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Том 2 / В. Г. Кричевский. - Тула: Изд-во «Власта», 2010. -164с.
7. Лаптев В. Типографика. Порядок и хаос / В. Лаптев. - М.: Изд-во Аватар, 2015. - 223 с.
8. Лебедев А. А. Ководство. Пятое издание. / А. А. Лебедев. -М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 536с.
9. Луптон Э., Филлипс Дж. Графический дизайн. Базовые концепции [пер. с англ. Н. Римицан]. / Луптон Э., Филлипс Дж. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с.
10. Мюллер-Брокманн Й. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок / Й. Мюллер-Брокманн. - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 184с.
11. Никулина И. А. Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе: учебник / И. А. Никулина. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. - 236 с.
12. Основы типографики для начинающих дизайнеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wordyblend.com/osnovi-tipografiki-dlya- nachinaushih-dizainerov/ (дата обращения: 14.04.2021).
13. Палиенко С. И. Типографика. Учебно -методический комплекс / Палиенко С. И. - М.:Изд-во Проспект, 2018, 176 с.
14. Пулин Р. Школа дизайна: макет. Практическое руководство для студентов и дизайнеров / Р. Пулин. - М.:Изд-во МИФ, 2019. - 232 с.
15. Пулин Р. Школа дизайна: шрифт. Практическое руководство для студентов и дизайнеров / Р. Пулин. - М.:Изд-во МИФ, 2019. - 240 с.
16. Разбираемся в основах типографики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/razbiraemsya-v-osnovakh-tipografiki-za- 10-minut (дата обращения: 14.05.2021).
17. Сахаров Р.Ф. Программа дисциплины «Типографика Б3.ДВ.11» / Р.Ф. Сахаров - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. - 11с.
18. Сложеникина Н. С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб.пособие / Н. С. Сложеникина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2014. - 368с.
19. Типографика - Определение термина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.seonews.ru/glossary/tipografika/ (дата обращения: 11.04.2021).
20. Типографика / Дизайн в цифровой среде, сайт [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://tilda.education/courses/web-design/typographic/ (дата обращения: 01.06.2021).
21. Типографика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://guides.kontur.ru/principles/typography/ (дата обращения: 17.05.2021).
22. Типографика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_t/tipografika/ (дата обращения: 18.05.2021).
...