Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция образов телеведущих тематической программы (на материале тревел-шоу краевого телеканала «Катунь 24»)

Работа №91593

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБРАЗЫ ВЕДУЩИХ И ИХ АРХЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ 11
1.1. Особенности современного медиапотребления: изменение
информационного поведения, особенности восприятия аудитории 11
1.2. Особенности видеоформата как направления медиа 15
1.3. Ведущие в современных медиа: необходимость и создание образа
ведущего 16
1.4. Архетипический мифологический образ: использование в медиа и
брендинге 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МАРИИ КОРЧЕВОЙ И АЛЕКСАНДРА ВОЛОКИТИНА (НА МАТЕРИАЛЕ «ЗДЕСЬ БЫЛА МАША» И «ЗДЕСЬ БЫЛ САША» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КАТУНЬ 24») 34
2.1. Мария Корчевая в программе «Здесь была Маша» на телеканале «Катунь 24»: история, эволюция образа, видение автора, архетипические черты 34
2.1 Александр Волокитин в программе «Здесь был Саша» на телеканале «Катунь 24»: история, эволюция образа, видение автора, архетипические черты 47
2.3. Нарративный анализ выпусков программ «Здесь была Маша» и «Здесь
был Саша» 54
2.4. Экспертное интервью с главным редактором телеканала «Катунь 24» и
ведущим регионального тревел-шоу, автором проекта 57
Интервью с Максимом Милосердовым 58
Интервью с Александром Волокитиным 63
2.5. SWOT-анализ регионального тревел-шоу «Здесь был Саша» 67
Таблица 2-1. SWOT-анализ регионального тревел-шоу «Здесь был Саша» 70
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 93

Актуальность работы. Телевидение в России занимает лидирующие позиции по количеству аудитории, уступая лишь интернет-СМИ. А. Попова, болгарский исследователь манипулятивных технологий телевидения, утверждает: «Телевидение - самый большой манипулятор XXI века с точки зрения электроинструментов, используемых для его воздействия на аудиторию». Она поясняет, что благодаря обилию инструментов, телевидение имеет преимущество над другими средствами массовой информации. И это преимущество отображается в степени воздействия на человеческое сознание, основанное на эмоциях [Попова, www]. Телепрограммы воспринимаются аудиторией как публичное выступление, оно бывает запланированным или спонтанным (часто спродюсированным, но поставленным как спонтанное - тренд на «настоящесть»). Актуальность импровизации в телешоу растет (примеры: шоу «Импровизация», «Что было дальше?»), такой формат вызывает больший отклик у зрителей [Гончарова, Строев, Тихонова, www]. Видеоматериалы используются как дискурс со зрителем, поэтому СМИ применяют видеоформат для продвижения, привлечения внимания и информирования целевой аудитории.
Каждый видеоматериал нацелен на повышение популярности, просмотров, статистики и привлечение зрителей. Исследователи выделяют ряд признаков, свойственных риторическому дискурсу в видеоформате: цель, осознанность стратегии и тактики, адресность, образ автора [Мурсекаева 2017, www]. Во многом успех телепрограммы зависит от ведущего.
Аудитории необходим образ, за которым он будет наблюдать, причем испытывать при этом разные эмоции и чувства. Коммуникация ведущий- зритель подразумевает взаимообмен духовными состояниями, которые предполагают стремления двух сторон выслушать и высказаться [Рахиманова 2016, www].
Ведущие и герои телепрограмм привлекают наличием определенной позиции. Аудитория ассоциирует себя с ведущим, зачастую воспринимает 4
его в качестве условного друга, учителя. Стоит отметить, телеведущий так или иначе обязан придерживаться политики телеканала, даже если программа авторская (исключение: когда телеканал покупает права на уже существующее, вышедшее где-либо шоу).
Аудитории интересно мнение личности, конкретного автора. Именно поэтому в настоящее время набирают популярность именные каналы, авторские программы. Мнение может выражаться не только в аналитических программах, его ведущий может транслировать в различных форматах: в меньшей мере в новостных, в большей степени в развлекательных материалах, к примеру в лайф-шоу и тревел-шоу. В них активно проявляется тенденция к демократизации языка СМИ. Она предполагает внедрение элементов некодифицированной речи: просторечия, жаргона, сленга и т.д.
Средствами привлечения аудитории являются юмор, самоирония, сарказм и др. Именно они позволяют ведущему расположить к себе аудиторию, вызвать доверие, ведь «он такой же, как мы», свой парень (архетипический образ). Откровенность и эмоциональность при общении с незнакомыми людьми способствуют развитию диалога, сходного с реальным живым общением. Аудитория узнает факты о спикере, у людей появляется ощущение, что человек знаком, бывает, зрители даже влюбляются в ведущих, точнее, в их образы. Бывает, напротив, влюбляются в неприступный образ мудреца - всемогущего и всезнающего (это также архетипический образ).
Становится привлекательной сама личность ведущего. Из-за доступности смартфонов и повсеместного доступа к интернету аудитория может изучать страницы любимых ведущих в социальных сетях и узнавать их ближе. Зачастую многие публичные личности с определенным количеством подписчиков превращают свои страницы в площадку для публичного дискурса, используя журналистику в более личных целях. Напрямую пользоваться доверием зрителей ведущему помогает сложившийся в сознании людей образ.
Ведущие - это своеобразные актеры, у них тоже есть свои роли, как на телевидении, так и в блогах. Образы строятся на привычных ассоциациях, включают в себя ряд отличительных качеств, которые присущи архетипическим образам. Всего их 12 по классификации Карла Юнга. В работе мы проанализируем, как черты классических архетипов находят воплощение в образах ведущих. Классификация архетипов вызывает у зрителей привычные ассоциации, поэтому она используется для упрощения понимания поведения и мотивов тележурналистов. Стоит отметить, что целостное восприятие ведущего тематической программы наиболее возможно в формате одного конкретного шоу. Оно должно быть регулярное, периодичное и долгосрочное.
Эволюция образа ведущего так или иначе помогает журналисту установить коммуникацию со зрителем. Процесс развития конкретного человека затрагивает формат и концепт программы, кроме того, концепт медиаресурса (к примеру, телеканала), где шоу транслируется.
Предмет исследования - развитие образов телеведущих одной тематической программы: особенности имиджа, стиля поведения,
профессиональных и личностных качеств, особенностей взаимодействия с целевой аудиторией.
Объекты исследования - образы телеведущих тематической программы. Проследить эволюцию образов телеведущих мы попытаемся на примере одного регионального тревел-шоу: программы «Здесь была Маша» с ведущей Марией Корчевой (2014-2015 гг.) и программы «Здесь был Саша» с ведущим Александром Волокитиным (с 2016 года по настоящее время).
Цель работы - анализ эволюции образа телеведущего одной тематической программы с точки зрения внешнего имиджа, стиля поведения, профессиональных и личностных качеств, особенностей взаимодействия с целевой аудиторией. Мы рассмотрим, как изменяется формат регионального тревел-шоу за счет смены ведущих, как меняется сам медиапродукт и как это связано с развитием телеканала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе изучения научной литературы установить особенности современного медиапотребления: изменения информационного поведения, особенности медиавосприятия аудитории;
- охарактеризовать признаки риторического дискурса в видеоформате;
- выявить и классифицировать использование архетипических образов в медиа;
- проанализировать характерные особенности образов телеведущих регионального тревел-шоу, их историю, эволюцию, архетипические черты и зависимость от запросов целевой аудитории;
- охарактеризовать изменение формата регионального тревел-шоу за счет смены ведущих, установить, как меняется сам медиапродукт и как это связано с развитием телеканала.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы исследования взят 21 выпуск телепрограммы о путешествиях на краевом региональном телеканале «Катунь 24» «Здесь была Маша» - Мария Корчевая и «Здесь был Саша» - Александр Волокитин. Выбор обусловлен тем, что, во- первых, тревел-шоу - в какой-то мере уникальный формат для телевидения Алтайского края, мы можем увидеть подобное только на региональном телеканале «Катунь 24». Во-вторых, программа имеет высокие рейтинги и еще до начала исследования привлекла наше внимание способами повествования, форматами и личностями ведущих. Нам показалось интересным исследовать, что изменилось при смене ведущего с радикально другим медиаобразом (профессиональный журналист - лайф-блогер и музыкант), кроме названия со «Здесь была Маша» на «Здесь был Саша». В- третьих, на таком материале, по нашему мнению, возможно проследить эволюцию образов телеведущих - проект длительный по времени, имеющий развитие. Кроме того, большинство выпусков выложены на сайте телеканала, что делает удобным процесс исследования.
Мы рассмотрим их развитие в течение всего времени выхода шоу. Установим, в чем наблюдается отличие подачи материала каждым ведущим и как это повлияло на концепцию данного тревел-шоу и телеканала. В качестве основных методов исследования мы выбрали контент-анализ выпусков программы, экспертные интервью с главным редактором телеканала и одним из ведущих, SWOT-анализ и нарративный анализ медиаконтента.
Теоретико-методологическую база исследования. Основу теоретического исследования составили работы А. Амзина, В. Гатова, Д. Дунаса, в которых выдвигаются прогнозы развития направлений журналистики, освещаются особенности современного медиапотребления и формулируются ключевые мотивы медиапотребления. Изучены исследования С. В. Мурсекаевой, М. Р. Желтухиной, Т. Я. Аникеевой и др. о признаках риторического дискурса в видеоформате, опосредованной коммуникации и воздействии медиадискурса на адресата. Взяты научные работы Ж. В. Карагановой, Е. А. Цуканова, И. В. Цукановой, В. Г. Горчаковой и А. М. Шестериной и др. о формировании экранного имиджа ведущих в медиа, необходимости образов телеведущих для восприятия аудитории и образа как модели самоидентификации ведущих. Также мы использовали исследования об архетипах Г. Лебона, М. Элиаде, К. Юнга. И уже непосредственно об использовании архетипов на телевидении - в исследованиях С. А. Базикяна. Опирались на работы А. Асмика и Н. А. Голядкина о персонификации в телесообщениях ведущих.
Теоретическая значимость исследования. В работе изучены особенности современного медиапотребления, рассмотрены характеристики современной аудитории медиа, в частности телеаудитории. Исследованы формат видео, особенности риторического дискурса посредством видеоформата. Рассмотрены возникновение образов телевизионных ведущих, их особенности восприятия аудитории, а также отражение образа телеведущего в медиаконтенте. Мы классифицировали каждый архетип и его возможное воплощение в медиа.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической деятельности журналиста, при подготовке телеведущих тематических программ. Разбор сильных и слабых сторон программы позволил сформулировать возможности и угрозы для формата, а также оформить перечень основных рекомендаций, с учетом которых представляется возможным решение заявленной проблемы и формирование образа телеведущего тематической программы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Телевидение как общественный институт относится к одному из наиболее
значительных видов массового общения и выполняет функции расширения знаний и наполнения информацией индивидуального сознания, обогащения индивидуального опыта переживания, демонстрирует определённые модели поведения в различных ситуациях. При восприятии телевизионного сообщения возникает уникальная коммуникативная ситуация: телевизионная передача, в которой
участвуют телезритель как адресат общения и телеведущий. У зрителя появляется личностное отношение к человеку на экране, к визуальному образу, неразрывно связанному с образом конкретного человека и свойственными ему индивидуальными качествами. Профессиональная деятельность телеведущего обусловлена спецификой телеканала, запросами целевой аудитории, степенью его известности.
2. Эволюция образа телеведущего в шоу - это процесс, который охватывает значительный пласт медиакультуры конкретного средства массовой информации, связанный с его развитием в целом, и медиакультуры самого телеведущего.
3. Образ телеведущего основывается на взаимосвязи его профессиональных и индивидуально-личностных качеств, которые позволяют зрителю воспринимать телеведущего целостно и обобщённо в формате тематической программы. Поэтому эволюцию образа ведущего тематической программы наиболее полно возможно изучить в формате одного шоу. Обязательные критерии такой программы: долгосрочность, периодичность и регулярность.
4. Образ и работа телеведущего в определенной тематической программе зачастую отражаются в жизни данного специалиста. При этом иногда трудно разграничить черты экранного и повседневного образа. Трансформация происходит на протяжении регулярного участия в выпусках шоу, при этом журналист совершенствует свои профессиональные и личностные навыки.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и список эмпирических источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цели и задачи, которые ставились в работе, были достигнуты. В ходе исследования мы изучили литературу, которая помогла установить нам особенности современного медиапотребления, охарактеризовать признаки риторического дискурса в телепрограммах, классифицировать использование архетипических образов в медиа, а также установить функции их применения. Эти данные помогли нам провести анализ образов и их эволюцию телеведущих одной тематической программы, регионального тревел-шоу (на примере Марии Корчевой из «Здесь была Маша» и Александра Волокитина из «Здесь был Саша»). Мы оценивали имидж, стиль поведения, профессиональные и личностные качества, особенности взаимодействия с целевой аудиторией.
Мы рассмотрели 21 выпуск телепрограммы о путешествиях на краевом региональном телеканале. Выбор обусловлен уникальностью формата для телевидения Алтайского края, высокими рейтингами, интересным форматом и ведущими, периодичностью, регулярностью выхода программы и долгосрочностью проекта. В работе мы исследовали, что меняется в тревел- шоу при смене ведущего, имеющего радикально другой медиаобраз (профессиональный журналист - лайф-блогер и музыкант), кроме названия со «Здесь была Маша» на «Здесь был Саша». Кроме того, мы смогли выявить зависимость формата шоу от конкретного ведущего, как происходит смена концепта за счет смены тележурналиста, установить, как меняется медиапродукт и медиаресурс, в нашем случае, региональный телеканал.
Мы провели контент-анализ 21 выпуска программ, выявили, как проходила эволюция образов Марии и Александра, к чему она привела - их самих непосредственно и формат шоу. Были взяты интервью у главного редактора телеканала и одного из ведущих, чтобы подтвердить или опровергнуть результаты собственного анализа. Также мы сделали нарративный анализ выпусков, проследили за ходом построения выпусков и 76
выделили главных персонажей повествования. Была изучена информация из личных профилей ведущих, Мы разобрали сильные и слабые стороны данной программы, возможности и риски, которые есть у телеканала из-за программы. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности журналиста, при подготовке телеведущих тематических программ. Разбор сильных и слабых сторон программы позволил сформулировать возможности и угрозы для формата, а также оформить перечень основных рекомендаций, с учетом которых представляется возможным решение заявленной проблемы и формирование образа телеведущего тематической программы.
На основе SWOT-анализа сформулированы следующие рекомендации. Возможна реклама телеканала «Катунь 24» через личность ведущего, к примеру, на его страницах в социальных сетях. Александр успешно продвигает личный бренд на телеканале, таким же образом, на своих страницах в социальных сетях, где, к примеру, в Инстаграме у него около 11 тысяч подписчиков, он может продвигать свою программу. Так могут появиться новые постоянные зрители. Телеканал может заработать на рекламе локаций, в которых снимается шоу, продаже шоу другим телеканалам в городах России и странах ближнего зарубежья после установления определенной концепции (пока конкретной идеи шоу, которая сделала бы его универсальным продуктом, нет). Кроме того, контент тревел- программы поможет развитию социальных сетей телеканала, например, можно публиковать в Инстаграме 15 секундные в формате stories и минутные в формате постов вырезки из путешествий Александра Волокитина, нынешнего ведущего. Сценарии, написанные по традиционным сюжетным схемам, использование драматургии привлекут аудиторию и сделают ее более лояльной из-за повышения эмоционального контакта. Следование сценарным ходам, которые, как уже доказано многими исследователями, хотя и достаточно банальны, предсказуемы и избиты, неизменно привлекают внимание зрителей и вызывают у них эмоции.



1. Алгави Л. О., Волкова И. И., Кадырова Ш. Н., Расторгуева Н. Е.
Особенности нарратива «Дело Скрипалей» в телепрограмме «Вести недели»: анализ сюжетной схемы [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 2019, №3. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-narrativa-delo-skripaley- v-teleprogramme-vesti-nedeli-analiz-syuzhetnoy-shemyZviewer (дата
обращения 28.11.2021).
2. Амзин А. Адаптивные стратегии медиапроизводства [Электронный
ресурс] // Как новые медиа изменили журналистику. Изд-во
гуманитарного факультета, 2012-2016. Режим доступа:
http:ZZnewmedia2016.digital-books.ru/kniga/biznes-modeli-novy-h-i-novejshih- media/ (дата обращения: 07.12.2020).
3. Амзин А. Особенности медиапотребления [Электронный ресурс] // Как
новые медиа изменили журналистику . Изд-во гуманитарного факультета, 2012-2016. Режим доступа: http:ZZnewmedia2016.digital-
books.ruZkniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения: 01.12.2020).
4. Аналитический Центр «Видео Интернешнл» [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http:ZZecsocman.hse.ru/textZ16083064Z (дата обращения: 05.12.2020).
5. Аникеева Т.Я. Проблема доверия к коммуникатору в опосредованной
коммуникации [Электронный ресурс]. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. Режим доступа: https: ZZistina.msu.ru/publicationsZarticleZ188140839Z (дата обращения:
23.03.2021).
6. Асмик А. «Звездный» этап персонификации в телесообщениях. [Электронный ресурс] // «21-й век». №1, (30), 2014. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/zvezdnyy-etap-personifikatsii-v- telesoobscheniyah/viewer (дата обращения: 21.03.2021).
7. Базикян С. А. Брендинг и мифотворчество: архетипы в рекламе // Новгородский государственный университет Ярослава Мудрого. Великий Новгород. Том 11, номер 2 (48-49), 2009. С. 335-341.
8. Баканов Р.П. «Свои» - «Чужие»: формирование образа телеведущего телекритиками «Новой газеты» // Медиатолерантность-2019 / Материалы научно-практ. конф. Казань: Казанский университет, 2020. С 5-10.
9. Братышев Д. Е. Создание имиджа телевизионного ведущего
[Электронный ресурс]. 1998. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/sozdanie-imidzha-televizionnogo- vedushchego-tekhnologiya-modelirovaniya-personifitsirov-obra (дата
обращения: 15.02.2021).
10. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции [Электронный ресурс] / Институт современного искусства, мастерская телевизионной журналистики. Москва, 1997. Режим доступа: http: //evartist.narod.ru/text3/08. htm (дата обращения: 13.01.2021).
11. Вартанова Е. Л. Об основных понятиях «поля цифровых медиа» в российских исследованиях СМИ // МедиаАльманах. 2018. №2 (85). С. 8-16.
12. Вартанова Е. Л., Ажгихина Н. И. Диалоги о журналистике [Электронный
ресурс]. Москва: МедиаМир. 2012. 94 с. Режим доступа:
https://rusneb.ru/catalog/000200 000018 RU NLR bibl 1963108/ (дата
обращения: 23.03.2021).
13. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница (дата обращения: 05.12.2020).
14. Гатов В. Будущее журналистики [Электронный ресурс] // Как новые
медиа изменили журналистику // Издательство гуманитарного факультета, 2012-2016. Режим доступа: http://newmedia2016.digital-
books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki/ (дата обращения: 01.12.2020).
15. Голядкин Н. А. Телезвезды и персонификация информации
[Электронный ресурс] // Человек в кадре / Материалы научно-практ. конф. М.: ВИПК, 2011. Режим доступа: http://www.ktm-
hdak.org.ua/doc/Г олядкин.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
16. Гончарова Л. Г., Строев Е. Н., Тихонова Ю. Е. Влияние телевидения на сознание массовой аудитории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-soznanie-massovoy- auditorii/viewer (дата обращения: 1.12.2021)
17. Гордеева О. И. Политический имидж в избирательных кампаниях
[Электронный ресурс]. 1993. Режим доступа:
http://lawlibrary.ru/article 1077239.html (дата обращения: 21.01.2021).
18. Горчакова В.Г. Имидж телеведущего как модель самоидентификации [Электронный ресурс] // Отечественное телевидение: традиции и новаторство, 2006. Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1299907-p5.html (дата обращения: 21.03.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ