ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КЛАСТЕРОВ В
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 11
1.1 Сущность кластеров и их виды 11
1.2 Особенности развития финансовых кластеров за рубежом 20
1.3 Банковский кластер: понятие и специфические черты 27
2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО
КРАЯ 37
2.1 Исследование показателей деятельности банковского сектора Алтайского
края 37
2.2 Анализ деятельности самостоятельных банков Алтайского края 54
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ, В РАМКАХ БАНКОВСКОГО КЛАСТЕРА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
Ведущая роль в признании экономической состоятельности государства отводится становлению и развитию конкурентоспособной национальной экономики. Как отметил Д.А. Медведев в статье «Россия вперед!»: «Двадцать лет бурных преобразований, так и не избавили страну от унизительной сырьевой зависимости... Мы сделали далеко не все необходимое. И далеко не все сделали правильно» [54].
Необходим переход на новую модель развития на основе проведения всеобщей высокотехнологичной модернизации экономики. Нужно добиваться более высоких темпов экономического роста, одновременно двигаясь к прогрессивной структуре экономики. Для устойчивого экономического роста, как отмечают многие ведущие отечественные экономисты, России необходима модернизация ее экономики.
Одним из современных механизмов развития экономики выступает кластеризация. Процесс территориального развития экономических систем и реализации кластерных инициатив реализуется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, причем для российской практики характерно, что процесс формирования закладывается преимущественно на федеральном уровне, где принимаются важнейшие решения, и нормативные документы, определяющие деятельность кластера. В то же время окончательная судьба кластера определяется уже на региональном и муниципальном уровнях, где имеется как ин
формация о реальных возможностях экономических субъектов, так и имеющиеся инструменты оперативного регулирования процессов формирования и функционирования кластера путем содействия установления новых взаимосвязей между участниками кластера.
Хотя в России происходит активное развитие кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации, однако координация данного процесса между различными уровнями управления явно недостаточна. В настоящее время:
• не определены единые подходы к пониманию экономического кластера, типологии кластеров, не сформирован единый понятийный аппарат кластерной политики;
• не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
• отсутствует необходимая координация деятельности федеральных, региональных и местных властей, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
• ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.
Отметим, что в последние годы появилось значительное количество нормативных документов, так или иначе регулирующих и уточняющих вопросы создания, развития и функционирования кластеров и их элементов. При этом, следует отметить недостаточную проработанность учебных и методических основ формирования кластеров, оценки их эффективности, ряда других конкретных проблем территориального развития современной экономики России.
Теоретическая база кластерной концепции была заложена в начале XIX
века в работах по экономике агломерации Ф. Фон Тюнена и его последователей
В. Лаунхардта и А. Вебера, изучавших предприятие и его географическое расположение в экономическом пространстве относительно источников сырья и рынков сбыта, а также факторы, влияющие на него (Von Thunen, 1826;
Launchardt, 1882; Weber, 1909). Тем не менее, многие исследователи (Bathelt, 1998; Ketels, 2003; Krugman, 1991; Scott & Storper, 1992; Audretsch, 1998) считают, что именно А. Маршалл в своей работе «Принципы экономической теории» (A. Marshall, 1890) первым эмпирически доказал, что производительность фирм и ре
зультаты их деятельности напрямую зависят от их размещения и географической близости экономических агентов...
Доминировавшая до недавнего времени отраслевая логика управления экономическим развитием региона устарела. Отрасль стала понятием виртуальным, утратившим как объект, так и субъект своего развития. Это определяет необходимость поиска новых организационных форм к структурированию экономики региона, основанной на новой системе взаимосвязей экономических агентов, как между собой, так и с региональными органами управления. Одна из таких форм - экономический, имеющий различные модификации, кластер.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стимулирование деятельности возникающих кластеров пред
ставлено в качестве одного из направлений создания общенациональной системы инновационного развития на основе обеспечения территориальной сбалансированности. Однако реализацию этой цели затрудняет отсутствие единых унифицированных механизмов создания, развития и стимулирования кластеров. Поэтому для модернизации российской экономики на базе кластерных принципов необходима, помимо прочего, разработка региональной политики, включающей применимые к российским условиям механизмы формирования и государственной поддержки кластеров. Формирование кластерных структур в регионах как наиболее перспективный и успешный вариант их экономического развития становится основой разработки большинства региональных стратегий. А отсутствие строгого определения кластера не исключает возможности выделения в его содержании ряда основных черт.
Таковыми являются:
• наличие между участниками кластера горизонтальных и вертикальных
связей;
• географическая близость группы взаимосвязанных организаций;
• определенная структура кластера, сформированная по разным критериям;
• внутренняя конкурентная среда;
• множество участвующих экономических субъектов;
• социальная встроенность;
• инновационность.
Отметим также, что кластер не является вертикально-интегрированной компанией и этим отличается от картеля или финансово-промышленной группы.
Организации, входящие в кластер, связывает не сговор и не общие соб
ственники, а взаимоувязанные конкурентные преимущества, переходящие от одной организации к другой в силу непрерывных контактов и столкновений на общем для всех рынке.
Исходя из такого понимания, одни авторы в качестве отличительного признака кластера выделяют территориальную локализацию.
Другие определяют кластер как группу взаимосвязанных фирм и институтов, позволяющих использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей как эффективность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры, что, на наш взгляд, достаточно полно отражает сущность кластера...
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.
• 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон [от 30 ноябр. 1994 г. № 51-ФЗ] (ред. от 29 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон [от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ] (ред. от 5 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : федер. закон [от 26 ноябр. 2001 г. № 146-ФЗ] (ред. от 28 мар. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон [от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ] (ред. от 01 июл. 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52. - Ст. 5496.
6. О банках и банковской деятельности : федер. закон [от 02 декабря 1990 г. № 395-1] (ред. от 31 дек. 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28 янв. 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
7. Об акционерных обществах : федер. закон [от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ] (ред. от 31 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
8. Об ипотеке (залоге недвижимости) : федер. закон [от 16 июл. 1998 г. № 102-ФЗ] (ред. от 31 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29.
• Ст. 3400.
9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер.
закон [от 10 июл/ 2002 г. № 86-ФЗ] (ред. от 31 дек. 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28 янв. 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
10. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : федер. закон [от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ] (ред. от 31 дек. 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 янв. 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 52. - Ст. 5029.
11. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон [от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ] (ред. от 29 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.
12. О национальной платежной системе : федер. закон [от 27 июн. 2011 г. № 161-ФЗ] (ред. от 18 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 27. - Ст. 3872.
13. О потребительском кредите (займе) : федер. закон [от 21 дек. 2013 г. № 353-ФЗ] (ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 51. - Ст. 6673.
14. О промышленной политике в Российской Федерации : федер. закон от [31 дек. 2014 г. № 488-ФЗ] (ред. 31 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 1 (часть 1). - Ст. 41.
15. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров (вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», «Правилами подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности») : постановление Правительства Российской Федерации [от 31 июл. 2015 г. № 779] (ред. от 26 сент. 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 32. - Ст. 4768...