Страхование банковских вкладов в Российской Федерации
|
Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы системы страхования банковских
вкладов 7
1.1 Система страхования банковских вкладов: принципы, цели, задачи 7
1.2 Основы правового регулирования сберегательного дела и системы
страхования вкладов 19
Глава 2 Организационные основы системы страхования вкладов 33
2.1 Роль Банка России в организации системы страхования вкладов 33
2.2 Полномочия Агентства по страхованию вкладов 45
Глава 3 Финансовые основы системы страхования вкладов и порядок выплаты возмещения по ним 52
Заключение 62
Список источников 67
Глава 1 Теоретико-правовые основы системы страхования банковских
вкладов 7
1.1 Система страхования банковских вкладов: принципы, цели, задачи 7
1.2 Основы правового регулирования сберегательного дела и системы
страхования вкладов 19
Глава 2 Организационные основы системы страхования вкладов 33
2.1 Роль Банка России в организации системы страхования вкладов 33
2.2 Полномочия Агентства по страхованию вкладов 45
Глава 3 Финансовые основы системы страхования вкладов и порядок выплаты возмещения по ним 52
Заключение 62
Список источников 67
Для развития и надежного функционирования банковской системы необходимы доверие и стабильность со стороны потенциальных вкладчиков. Стабильность обеспечивается благодаря наличию целого ряда факторов, одним из которых мировая практика признала систему страхования вкладов. Наличие созданной в стране системы страхования гарантирует вкладчику возможность получения в случае банкротства банка размещенного в нем вклада полностью или частично в достаточно короткий срок. Источником страховых выплат служат средства специальных фондов, создаваемых банковскими учреждениями при участии государства, а именно в лице Центрального Банка. Страхование депозитов направлено на защиту физических лиц и укрепление их доверия к банкам. Страхование помогает так же обезопасить в случаях отсутствия достоверной информации о финансовом положении выбранного банка, чаще всего большинство вкладчиков не может осуществлять постоянный мониторинг и сопоставительный анализ отдельных конкурирующих банков, чтобы определить степень их надежности и выгодности предоставляемых услуг.
Обязательное страхование вкладов является для российского права достаточно новым институтом - в финансовом праве необходимость в подобном институте отсутствовала, потому что все банки являлись государственными, и государством обеспечивались гарантии сохранности вкладов, поэтому тема «Страхование банковских вкладов в Российской Федерации» является актуальной.
Системы страхования вкладов населения, действующие почти во всех экономически развитых странах, показали свою эффективность, способствуя вовлечению в реальный сектор экономики самого большого и долгосрочного кредитного ресурса - накоплений граждан.
Создание российской системы обязательного страхования вкладов населения является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.
Система страхования вкладов является одним из ключевых институтов поддержания стабильности банковской системы. Последние два десятилетия сопровождались динамичным развитием систем страхования вкладов во многих странах, и на сегодняшний день система страхования вкладов в различных видах используется в 119 странах мира.
Система страхования вкладов в Российской Федерации функционирует с 2004 года. Основными целями ее создания являются:
1. защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;
2. укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банки.
За историю работы системы страхования вкладов в России по состоянию на 3 декабря 2017 года произошло 1249 страховых случаев.
Объём ответственности по произошедшим страховым случаям на 3 декабря 2017 года составляет 2,1 трлн руб. перед 7,69 млн. вкладчиков. С момента создания Агентства по страхованию вкладов 3,27 млн вкладчиков получили страховое возмещение в размере 1,98 трлн руб.
Это обуславливает необходимость совершенствования существующей системы страхования вкладов в Российской Федерации и обоснования направлений ее дальнейшего развития, что подтверждает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические проблемы становления и развития системы страхования вкладов являются достаточно новыми для России и, вследствие этого, являются недостаточно разработанными в отечественной научной литературе.
Вопросы, касающиеся системы страхования вкладов, рассмотрены в трудах таких отечественных ученых как: A.B. Аникин, Г.Н. Белоглазова, М.В. Беспалов, А.В. Жихарева, Л.П. Кроливецкая, А.Г. Мельников, В.А. Мирошников, С.В. Тимофеев, А.В. Турбанов. Но организация взаимодействия участников системы страхования вкладов и контроль за их деятельностью не получили достаточного теоретического обоснования, что определило выбор цели и задач исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере страхования банковских вкладов в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие страхование банковских вкладов в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование страхования банковских вкладов в Российской Федерации.
Согласно цели исследования поставлены соответствующие задачи:
- рассмотреть систему страхования банковских вкладов: принципы, цели, задачи;
- выявить основы правового регулирования сберегательного дела и системы страхования вкладов;
- осветить роль Банка России в организации системы страхования вкладов;
- раскрыть полномочия Агентства по страхованию вкладов;
- рассмотреть финансовые основы системы страхования вкладов и порядок выплаты возмещения по ним.
Теоретическую и методологическую основу составили работы отечественных специалистов по теории финансов, банковского дела, системы страхования вкладов, материалы международных финансово-кредитных институтов. Нормативно-правовую базу исследования составили акты, регулирующие деятельность системы страхования вкладов в России и за рубежом.
В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, формализация, абстрагирование, монографический метод. Для решения поставленных в работе задач применялись методы статистических исследований, структурный анализ, методы классификаций и системный подход.
Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты России, касающиеся страхования вкладов, положения, инструкции и письма Банка России, а также статистические данные Росстата, Банка России, международных финансово-кредитных организаций.
Структура работы состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и списка источников.
Обязательное страхование вкладов является для российского права достаточно новым институтом - в финансовом праве необходимость в подобном институте отсутствовала, потому что все банки являлись государственными, и государством обеспечивались гарантии сохранности вкладов, поэтому тема «Страхование банковских вкладов в Российской Федерации» является актуальной.
Системы страхования вкладов населения, действующие почти во всех экономически развитых странах, показали свою эффективность, способствуя вовлечению в реальный сектор экономики самого большого и долгосрочного кредитного ресурса - накоплений граждан.
Создание российской системы обязательного страхования вкладов населения является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.
Система страхования вкладов является одним из ключевых институтов поддержания стабильности банковской системы. Последние два десятилетия сопровождались динамичным развитием систем страхования вкладов во многих странах, и на сегодняшний день система страхования вкладов в различных видах используется в 119 странах мира.
Система страхования вкладов в Российской Федерации функционирует с 2004 года. Основными целями ее создания являются:
1. защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;
2. укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банки.
За историю работы системы страхования вкладов в России по состоянию на 3 декабря 2017 года произошло 1249 страховых случаев.
Объём ответственности по произошедшим страховым случаям на 3 декабря 2017 года составляет 2,1 трлн руб. перед 7,69 млн. вкладчиков. С момента создания Агентства по страхованию вкладов 3,27 млн вкладчиков получили страховое возмещение в размере 1,98 трлн руб.
Это обуславливает необходимость совершенствования существующей системы страхования вкладов в Российской Федерации и обоснования направлений ее дальнейшего развития, что подтверждает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические проблемы становления и развития системы страхования вкладов являются достаточно новыми для России и, вследствие этого, являются недостаточно разработанными в отечественной научной литературе.
Вопросы, касающиеся системы страхования вкладов, рассмотрены в трудах таких отечественных ученых как: A.B. Аникин, Г.Н. Белоглазова, М.В. Беспалов, А.В. Жихарева, Л.П. Кроливецкая, А.Г. Мельников, В.А. Мирошников, С.В. Тимофеев, А.В. Турбанов. Но организация взаимодействия участников системы страхования вкладов и контроль за их деятельностью не получили достаточного теоретического обоснования, что определило выбор цели и задач исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере страхования банковских вкладов в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие страхование банковских вкладов в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование страхования банковских вкладов в Российской Федерации.
Согласно цели исследования поставлены соответствующие задачи:
- рассмотреть систему страхования банковских вкладов: принципы, цели, задачи;
- выявить основы правового регулирования сберегательного дела и системы страхования вкладов;
- осветить роль Банка России в организации системы страхования вкладов;
- раскрыть полномочия Агентства по страхованию вкладов;
- рассмотреть финансовые основы системы страхования вкладов и порядок выплаты возмещения по ним.
Теоретическую и методологическую основу составили работы отечественных специалистов по теории финансов, банковского дела, системы страхования вкладов, материалы международных финансово-кредитных институтов. Нормативно-правовую базу исследования составили акты, регулирующие деятельность системы страхования вкладов в России и за рубежом.
В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, формализация, абстрагирование, монографический метод. Для решения поставленных в работе задач применялись методы статистических исследований, структурный анализ, методы классификаций и системный подход.
Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты России, касающиеся страхования вкладов, положения, инструкции и письма Банка России, а также статистические данные Росстата, Банка России, международных финансово-кредитных организаций.
Структура работы состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и списка источников.
В итоге отметим, что система страхования вкладов рассматривается нами, как совокупность элементов банковской системы, в которую входят органы регулирования и надзора, коммерческие банки, находящиеся в тесном взаимодействии между собой и с внешней средой, с целью гарантирования возвратности вкладов, на основе широкого набора методов и инструментов воздействия на банковскую систему и предполагающая создание специализированного фонда гарантирующего возврат средств по вкладам.
В результате проведенного исследования выявлены основополагающие принципы, которым должна соответствовать система страхования вкладов независимо от целей и задач, стоящих перед ней в конкретной стране. К таким принципам относятся:
1. нормативное регулирование системы страхования вкладов,
2. обязательность участия банков в системе страхования вкладов,
3. процедура отбора финансово устойчивых банков,
4. прозрачность системы страхования вкладов,
5. ограниченность величины гарантий по вкладам.
К основным источникам правового регулирования сберегательного дела относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (гл. VI), ГК РФ (гл. 44 «Банковский вклад»), Устав Сберегательного банка РФ и др.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
На данный момент процесс страхования вкладов и выплата по страховым случаям отлажены. Можно сказать, что вкладчики могут быть уверены в сохранности своих сбережений. Но все же полной гарантии возврата денег нет. Во-первых, страховая часть вклада равна 1 400 тысяч рублей, вероятность возврата суммы свыше страховой очень мала, а значит необходимо контролировать размер вклада. Но чем больше размер вклада, тем больше его доходность. Поэтому возникают риски. Во-вторых, размер фонда страхования вкладов не безграничен. Он может покрыть обязательства двух-трех крупных коммерческих банков. И если начнется череда закрытия банков, есть вероятность, что Агентство по страхованию вкладов не сможет выплатить все страховые случаи. На данный момент в процессе ликвидации 299 банков. Это в основном мелкие региональные банки, которые вели рискованную политику. В связи с этим надежнее выбирать крупный банк с хорошей репутацией. В таких банках процентные ставки по вкладам ниже. Возникает выбор между высокой доходностью и надежностью банка.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью банков в целях обеспечения их устойчивости и надежности. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют границы поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.
Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом Агентства, средствами федерального бюджета в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом и бюджетным законодательством Российской Федерации, а также кредитами, предоставляемыми Банком России.
Можно констатировать, что создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» является положительным примером внедрения нового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью использовать финансовые ресурсы государства для решения важных социально-экономических задач в условиях рыночной экономики, соответствующего общемировым тенденциям развития публичных отношений и осуществления публичных расходов.
Формирование институциональной основы системы в виде независимой государственной организации позволяет решить еще одну принципиальную задачу - обеспечить ее взвешенное взаимодействие с Центральным банком РФ, Министерством финансов и другими государственными органами. Очень важно, чтобы управляющая организация имела доступ к информации, необходимой для своевременной оценки угрожающих ей рисков, принятия мер по их ограничению, готовности к решению возникающих проблем на ранней стадии их проявления.
В целом установленный режим страхования вкладов характеризуется как положительное новшество, обеспечивающее стабильность и устойчивость российской банковской системы. Восстанавливается доверие вкладчиков, которые теперь имеют обеспеченную государством уверенность в том, что в случае банкротства кредитной организации они получат возмещение вложенных денежных средств. Увеличивается приток вкладов в частные банки, увеличиваются масштабы финансового посредничества банковской системы страны. Дополнительные плюсы это несет и для кредитных организаций: усиливается социальная ответственность банков, заключающаяся в обеспечении сохранности сбережений граждан. Помимо прочего, система является своеобразным механизмом обеспечения собственной безопасности и понижения уровня рисков.
В целях улучшения результативности Системы страхования вкладов, устранения проблем предлагаю:
1. Изменить часть 2 статьи 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Где указать, что требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в второй очереди кредиторов, а не первой, как указано на данный момент. Тем самым интересы вкладчиков не будут ограничены, и увеличиться шанс на получение своих средств, превышающих 1 400 000 рублей.
2. Разработать и принять Федеральный о закон «О страховании вкладов юридических лиц в банках Российской Федерации», который урегулировал бы механизм страхования денежных средств юридических лиц, размещенных на счетах в банках. При подготовке закона необходимо опираться на практику зарубежных стран и на опыт, складывающийся в нашей стране.
В результате проведенного исследования выявлены основополагающие принципы, которым должна соответствовать система страхования вкладов независимо от целей и задач, стоящих перед ней в конкретной стране. К таким принципам относятся:
1. нормативное регулирование системы страхования вкладов,
2. обязательность участия банков в системе страхования вкладов,
3. процедура отбора финансово устойчивых банков,
4. прозрачность системы страхования вкладов,
5. ограниченность величины гарантий по вкладам.
К основным источникам правового регулирования сберегательного дела относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (гл. VI), ГК РФ (гл. 44 «Банковский вклад»), Устав Сберегательного банка РФ и др.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
На данный момент процесс страхования вкладов и выплата по страховым случаям отлажены. Можно сказать, что вкладчики могут быть уверены в сохранности своих сбережений. Но все же полной гарантии возврата денег нет. Во-первых, страховая часть вклада равна 1 400 тысяч рублей, вероятность возврата суммы свыше страховой очень мала, а значит необходимо контролировать размер вклада. Но чем больше размер вклада, тем больше его доходность. Поэтому возникают риски. Во-вторых, размер фонда страхования вкладов не безграничен. Он может покрыть обязательства двух-трех крупных коммерческих банков. И если начнется череда закрытия банков, есть вероятность, что Агентство по страхованию вкладов не сможет выплатить все страховые случаи. На данный момент в процессе ликвидации 299 банков. Это в основном мелкие региональные банки, которые вели рискованную политику. В связи с этим надежнее выбирать крупный банк с хорошей репутацией. В таких банках процентные ставки по вкладам ниже. Возникает выбор между высокой доходностью и надежностью банка.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью банков в целях обеспечения их устойчивости и надежности. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют границы поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.
Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом Агентства, средствами федерального бюджета в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом и бюджетным законодательством Российской Федерации, а также кредитами, предоставляемыми Банком России.
Можно констатировать, что создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» является положительным примером внедрения нового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью использовать финансовые ресурсы государства для решения важных социально-экономических задач в условиях рыночной экономики, соответствующего общемировым тенденциям развития публичных отношений и осуществления публичных расходов.
Формирование институциональной основы системы в виде независимой государственной организации позволяет решить еще одну принципиальную задачу - обеспечить ее взвешенное взаимодействие с Центральным банком РФ, Министерством финансов и другими государственными органами. Очень важно, чтобы управляющая организация имела доступ к информации, необходимой для своевременной оценки угрожающих ей рисков, принятия мер по их ограничению, готовности к решению возникающих проблем на ранней стадии их проявления.
В целом установленный режим страхования вкладов характеризуется как положительное новшество, обеспечивающее стабильность и устойчивость российской банковской системы. Восстанавливается доверие вкладчиков, которые теперь имеют обеспеченную государством уверенность в том, что в случае банкротства кредитной организации они получат возмещение вложенных денежных средств. Увеличивается приток вкладов в частные банки, увеличиваются масштабы финансового посредничества банковской системы страны. Дополнительные плюсы это несет и для кредитных организаций: усиливается социальная ответственность банков, заключающаяся в обеспечении сохранности сбережений граждан. Помимо прочего, система является своеобразным механизмом обеспечения собственной безопасности и понижения уровня рисков.
В целях улучшения результативности Системы страхования вкладов, устранения проблем предлагаю:
1. Изменить часть 2 статьи 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Где указать, что требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в второй очереди кредиторов, а не первой, как указано на данный момент. Тем самым интересы вкладчиков не будут ограничены, и увеличиться шанс на получение своих средств, превышающих 1 400 000 рублей.
2. Разработать и принять Федеральный о закон «О страховании вкладов юридических лиц в банках Российской Федерации», который урегулировал бы механизм страхования денежных средств юридических лиц, размещенных на счетах в банках. При подготовке закона необходимо опираться на практику зарубежных стран и на опыт, складывающийся в нашей стране.
Подобные работы
- СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Система страхования банковских вкладов и их роль в экономике
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В
ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - Система страхования вкладов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Система страхования банковских вкладов
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Система страхования банковских вкладов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



