Введение 3
Глава 1. Судебная защита как важнейшая гарантия прав местного самоуправления 6
1.1 Понятие и правовые основы регулирования судебной защиты прав местного самоуправления 6
1.2 Судебная защита в системе гарантий местного самоуправления в России .. 13
Глава 2. Судебная защита прав местного самоуправления посредством конституционного судопроизводства 22
2.1 Компетенция и роль органов конституционной юстиции в сфере защиты
прав местного самоуправления 22
2.2 Акты органов конституционной юстиции как источники правового
регулирования местного самоуправления 33
Глава 3. Судебная защита прав местного самоуправления в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и органах административной юстиции 43
3.1 Применение различных форм судопроизводства при осуществлении
судебной защиты прав местного самоуправления 43
3.2 Оценка эффективности судебной защиты прав местного
самоуправления 61
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
В соответствии с преамбулой Европейской хартии местного самоуправления формирование наделенных истинными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает сразу результативное и ускоренное к народу управление.
Актуальность исследования предопределена необходимостью исключения ряда отрицательных критериев, появляющихся в связи с обеспечением местного самоуправления гарантией судебной защиты. Содержание этих обстоятельств состоит в разногласии между потребностью в продуктивном механизме судебной защиты на местное самоуправление и законным урегулированием, не обеспечивающим его функционирования.
Имеющиеся труды показывают недостаточность и неэффективность существующего законодательного регулирования и практики судебной защиты местного самоуправления.
В этих условиях актуальны и закономерны наряду с совершенствованием судебной защиты поиски иных путей и способов судебной защиты местного самоуправления.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе судебной защиты прав местного самоуправления Конституционным судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, судами общей юрисдикции, арбитражными судами и органами административной юстиции.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, научная и учебная литература, касающаяся судебной защиты прав местного самоуправления посредством конституционного судопроизводства, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и органах административной юстиции, судебная практика.
Цель исследования - на основе комплексного исследования особенностей судебной защиты прав местного самоуправления посредством конституционного судопроизводства, судами общей юрисдикции, арбитражными судами и органами административной юстиции в Российской Федерации, выявить основные проблемы и определить способы их решения.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и основы регулирования судебной защиты местного самоуправления;
2. проанализировать судебную защиту в системе гарантий местного самоуправления в России;
3. показать особенности защиты прав местного самоуправления Конституционным судом РФ;
4. рассмотреть особенности защиты прав местного самоуправления конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
5. охарактеризовать защиту прав местного самоуправления судами общей юрисдикции, в арбитражных судах и органах административной юстиции.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: системный, логический, метод анализа. Логический метод позволил охарактеризовать конкретное нормативное содержание судебной защиты прав местного самоуправления в РФ. Системный метод позволил рассмотреть судебную защиту прав местного самоуправления в РФ как единую систему, определить его элементы и объективно существующие взаимосвязи между ними. Метод анализа позволил изучить нормы российского законодательства, научную и учебную литературу, в сфере судебной защиты прав местного самоуправления в РФ, путем мысленного и практического разделения их на составные элементы.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: С.А. Авакьян, С.С. Алексеева, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, В.В. Бойцова, Т.М. Бялкина, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Е.В. Грищенко, Д.К. Делокаров, С.Л. Зивс, А.В. Зиновьев, В.Т. Кабышев, О.Л. Казанцева, И.В. Кокорев, Е.В. Колесникова, Б.С. Крылова, О.Е. Кутафин, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Н.А. Михалев Д.С. Михеев, Г.И. Муромцев, В.С. Нерсесянц, Н.Н. Разумович, В.А. Ржевский, А. Сергеев, Б.А. Страшун, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Н.М. Чепурнова, А.Ф. Черданцев, В.Е. Чиркин, В.В. Чуманова, Е.С. Шугрина, Ю.А. Юдин и другие авторы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
По Конституции РФ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, осуществление его признается и гарантируется на всей территории Российской Федерации. Отсюда Конституционный Суд РФ как высший орган судебного контроля в порядке конституционного судопроизводства защищает и местное самоуправление. Современные исследователи связывают образование Конституционного Суда РФ с необходимостью осуществления требований правовой государственности, обеспечением реализации принципа разделения властей. Решения федерального органа конституционного контроля позволяют утверждать, что при высокой степени юридического профессионализма коллизионные вопросы могут и должны сниматься на основе права. Это лучше способствует укреплению законности и обеспечению правопорядка в различных областях общественных отношений, чем произвольные действия.
Защита прав местного самоуправления связана не только с конституционно-правовым статусом, ибо защита местного самоуправления требуется, когда происходят нормативно-правовые или организационные отклонения функционирования местной власти от заданной программы действия. Затруднительно развивать местное самоуправление и смежные с ним муниципальные институты без эффективных механизмов судебной защиты и действенных гарантий их реализации. В этом плане Конституционный Суд РФ, приводя механизм функционирования местной власти в соответствие с общими и специальными принципами местного самоуправления, играет важную роль в деле развития демократических начал в социальном развитии.
Необходимо отметить, что защита прав местного самоуправления представляет собой комплекс правовых мер, направленных на признание, восстановление и обеспечение прав и законных интересов субъектов местного самоуправления, обусловленных базовыми положениями Конституции РФ 1993 г. и нормами текущего законодательства.
На сегодняшний день в большинстве федераций мира конституционное правосудие осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Конституционный судебный контроль в современном мире является неотъемлемым элементом механизма защиты конституционного строя демократического правового государства. На Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации возложена важная задача по поддержанию верховенства и прямого действия норм Конституции Российской Федерации, конституций и уставов на территории соответствующих регионов, защите основных прав и свобод личности.
Востребованность обществом региональной конституционной юстиции объясняется многими факторами, в том числе непосредственной ориентированностью на защиту прав человека, высоким профессионализмом и специализацией судей конституционных и уставных судов, более тщательным рассмотрением дел, обусловленным коллегиальностью принятия решений. Деятельность конституционных и уставных судов способствует укреплению государства страны как правового, социального государства, восстановлению нарушенных прав граждан, конституционности законов, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вышеизложенное позволяет судить о том, что для развития организации и работы Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ остается большое пространство. В целях преодоления проблем конституционного судопроизводства важно прежде всего дальнейшее повышение правового статуса Конституционного суда РФ как официального толкователя Конституции РФ и арбитра в спорах между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами. Конституционный суд может выступать в более инициативной роли по синхронизации практики общей и арбитражной юрисдикции в частности защиты главных конституционных ценностей путем различных организационных форм (систематических совместных управленческих совещаний, совместных аналитических обозрений по отдельным вопросам юридической практики, обращений о состоянии конституционной легитимности и пр.).
По итогам проведенного исследования, стоит сделать следующие выводы:
1. Главным вопросом считается отсутствие в Федеральном законе о местном самоуправлении от 2003 г. отдельной статьи, которая прямо указывает на возможность судебной зашиты местного самоуправления.
2. С моей точки зрения, для решения этой проблемы необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы обеспечения прав народа и органов муниципального самоуправления на обжалование в судебном порядке отказа в государственной регистрации устава муниципального образования; судебной защиты представительного органа местного самоуправления от неправомерного роспуска; определения круга лиц, обладающих право обращаться в суд в защиту публичных интересов муниципального образования и другие аналогичные вопросы.
3. Необходимо обозначить, что существенную роль в защите прав муниципального самоуправления выступают суды общей юрисдикции. Они, разбирая неисчислимые дела, связанные с местным самоуправлением, обеспечивают защиту прав обширному кругу субъектов.
Но, у судей общей юрисдикции чрезвычайно обширная специализация: они крайне загружены гражданскими и уголовными делами. На эти обстоятельства обращают внимание судьи Верховного Суда РФ.
В результате чего суды не осиливают большое число дел, появляющихся при практическом использовании законодательства о местном самоуправлении. Эта проблема усугубляется недостаточной квалификацией большинства судей в вопросах муниципального права.
Для решения данной проблемы необходимо предложить следующие изменения: введение специализации судей по проблемам муниципального права; организация в судах специальной коллегии по проблемам местного самоуправления; исполнение регулярного обобщения судебной практики по делам о правах местного самоуправления.
4. Имеются вопросы и внутри самого института муниципального самоуправления. Недостаточно большая правовая грамотность муниципальных служащих органов местного самоуправления приводит к тому, что они не всегда знают собственные права и возможности. Стабильное повышение квалификации юристов, трудящихся в муниципальных образованиях, привлечение специалистов требует существенных денежных средств.
Также возможно говорить об отсутствии у граждан муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления доверия к результативности судебной системы, в результате чего эти субъекты предпочитают вообще не обращаться за поддержкой.
Проанализировав вышеперечисленные проблемы, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, судебные гарантии муниципального самоуправления считаются непременным критерием его самостоятельности, при которой граждане могут исполнять власть на местах, так и в интересах целой страны.
Во-вторых, для обеспечения результативной юридической защиты муниципального самоуправления требуется улучшение и формирование законодательства, которое на сегодняшний день нередко проблемно и разноречиво.
В-третьих, представляется нужным провести отдельные преобразования судебной системы РФ с целью образования результативных судебных устройств рассмотрения дел по проблемам муниципального самоуправления.
В-четвертых, в ФЗ о местном самоуправлении должна быть также зафиксирована возможность увеличения юридической квалификации должностных лиц муниципального самоуправления; обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обращаться в судебные органы в случае нарушения прав муниципального образования и определена ответственность за ее их невыполнение.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (ред. от 21. 07. 2014) // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2014 г. - № 9. - Ст. 851.
2. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // Конституции государств Европейского Союза. - 1997. - Ст. 94.
3. Европейская хартия местного самоуправления от15 октября 1985 года // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
4. О Конституционном суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 13.- Ст. 1447.
5. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 07. 02. 2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21. 07. 2014 г.) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 7.- Ст. 898.
6. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 29.04.1995 №1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016 г.) //
Собрание законодательства РФ. - 2014. №26. Ст. 5.
7. О судебной системе РФ: федеральный конституционный закон от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05. 02. 2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 1. - Ст.1.
8. О Верховном Суде РФ: федеральный конституционный закон РФ от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ (ред. 15.02.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 6. - Ст. 550.
9. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14.11. 2002 № 138-ФЗ (ред. от 03. 04. 2018) // Собрание законодательства РФ.- 2002. - № 46. - Ст. 4532.
10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2016. - № 52. - Ст. 2, 29, 53, 189, 197.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 39-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
12. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
13. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.
14. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3022.
15. О внесении изменений в статьи 36 и 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон Российской Федерации от 04.10.2014 № 290- ФЗ (ред. 04.10.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 26.
16. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 27.05.2014 №136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2014. - № 14.
17. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: Указ Президента РФ от 02.11.2007 г. № 1451 (ред. от 29.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 45. - Ст. 5462.
18. Закон Калининградской области от 02.10.2000 № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области» (ред. 05.07.2017) // [Электронный ресурс]. url: http://www. consultant.ru/document/(дата обращения: 21.11.2017).
19. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республике Марий Эл» (ред. 07.03.2017) // Марийская правда. - 1997. - № 51.
Литература
20. Абова, Т.Е. Охрана хозяйственных прав предприятий. - М.: Юрид. лит., 1975. - 216 с.
21. Авакьян, С. А., Арбузкин, А. М., Кененова, И. П. Организация
государственной власти в России и зарубежных странах: учебно¬
методический комплекс - М.: Юсти-цинформ, 2014. - 692 с.
22. Аминова, Г. Г. К вопросу о понятии конституционно-правового спора / Г. Г. Аминова // Проблемный анализ и государственно -управленческое проектирование. - 2013. -№ 5 (31) - С. 66-73.
23. Аничкин, Е.С., Казанцева, О. Л. Местное самоуправление как конституционная ценность в решениях Конституционного Суда РФ // Алтайский юридический вестник. - 2013.- №4. -С.19-24.
24. Беликов, П. П. Комментарий к федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2-е издание переработанное и дополненное) - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.- 430 c.
25. Белов, С. А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России / С. А. Белов, О. А. Кудряшова // Журнал конституционного правосудия. -2012. - № 6. - С. 25-38.
26. Бондарь, Н.С. Судебный конституционализм: доктрина и
конституционно-судебная практика. 2-е изд., перераб. М., 2015. С. 94.
27. Бондарь, Н.С., Георгиева, Т.П., Джагарян, А. А., Джагарян. Н.В. и др. Муниципальное право Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 2: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Н.С. Бондарь. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. -С. 15.
29. Бутнев, В. В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. - Владивосток: Изд- во Дальневост. ун -та, 1989. - С. 9-11.
30. Бялкина, Т. М. О поселенческом уровне местного самоуправления в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 62- 67.
31. Бялкина, Т.М. О некоторых проблемах реализации права на судебную защиту местного самоуправления // Вестник Воронежского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 77-88.
32. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебно - конституционное право и процесс / Н. В. Витрук. - М., 2013. - 600 с.
33. Гаджиев, Г. А. Методические проблемы «прецедентной революции» в России // Журнал конституционного правосудия. - 2013. - № 4. - С. 7-8.
34. Глава Верховного Суда покритиковал Госдуму // Местное самоуправление. Еженедельный электронный выпуск газеты. 2011. - 28 февраля.
35. Глотов, С. А. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления и развития муниципального права в России: учебное пособие
- М.: Международный юридический институт, 2013.- 304 с.
36. Гриценко, Е.В., Розмари, В. Защита прав местного самоуправления средствами конституционного правосудия в России и Германии // Журнал конституционного правосудия. - 2015. - № 4. - С. 22 - 38.
37. Делокаров, Д.К. Судебная защита в системе государственных гарантий местного самоуправления // Государственная служба. - 2012. - № 2. - С. 115-117.
38. Джагарян, А.А. Конституционный Суд РФ - преобразователь национальной модели местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 4. - С. 80.
39. Ди Грэгорио, А. Судьба российской конституционной юстиции: сравнительный анализ / А. Ди Грэгорио // Журнал конституционного правосудия. - 2012. - № 4. - С. 5-8.
40. Казанцева, О.Л. О роли Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности // Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2014.- №1 (3). - С.19-20.
41. Казанцева, О.Л. Правовые основы судебной защиты прав местного самоуправления в РФ // Российская академия юридических наук. - 2015.- С. 156-159.
42. Каримова, Г. Г. Типология конституционно-правовых споров в процессе создания и деятельности политических партий / Г. Г. Каримова // Судьбы конституционализма в России и современном мире. Труды кафедры конституционного и муниципального права. - Вып. 7. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - С. 122-123.
43. Кокорев, И.В. Судебная защита прав местного самоуправления // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в странах СНГ и Европы. - 2013. - С. 53-56.
44. Колбун, А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации: анализ их деятельности и предложения по ее
совершенствованию// // [Электронный ресурс] - режим доступа: https://zakon.ru /zakonodatelstvo (дата обращения: 21.11.2017).
45. Колесник, И. В. Основания, поводы и условия участия коллективных субъектов в правоприменительных отношениях / И. В. Колесник, М. А. Глазырина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 3 (27). -С. 25-31.
46. Кряжков, В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в его интерпретации // Государство и право. 2012. - № 11.- С. 13-21.
47. Лазарев, Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России.
М.: Формула права. 2012. С. 47.
48. Михеева, Т. Н., Михеев, Д. С. Правовой вектор в развитии общественного контроля // Юридический мир. - 2014.- № 9.- С. 16-19.
49. Михеев, Д.С. Особенности судебной защиты местного самоуправления // Современная научная мысль. - 2017. - № 1. - С. 260-266.
50. Мухачев, И. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 399 с.
51. Невинский, В.В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные основы публичной власти. Избранные научные труды. М.: Формула права, 2012. - С. 207-219.
52. Никитина, А. В. Понятие и сущность конституционно -правовых споров / А. В. Никитина // Юридический мир. - 2014. - № 8. -С. 12-16.
53. Новикова, И.В. Судебная защита права на местное самоуправление в Российской Федерации : 12.00.02 : Воронеж, 2004. - 244 с.
54. Нуриев, Г. Х. Европейская модель конституционного
судопроизводства / Г. Х. Нуриев. - М.: Изд -во Инфра -М, 2015. -224 с.
55. Саурин, А. А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения. М.: Статут, 2014. - 351 с.
56. Сергеев, А. Судебная защита прав местного самоуправления // Законность. - 2014. - № 2. - С. 45-48.
57. Сторожев, А. Н. Модели конституционной юстиции / А. Н. Сторожев // Актуальные проблемы российского права. - 2013. -№ 9. - С. 1108-1113.
58. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно -правовой аспект: монография / Н. М. Чепурнова Д.В. Белоусов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 167 с.
59. Черногор, Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления: монография/ Н. Н. Черногор. - М.: Юриспруденция, 2012. - 302 с.
60. Чуманова, В.В. Основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления // Вестник Южно -Уральского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 103-107.
61. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е издание, измененное и дополненное. - М.: Статут, 2017.
62. Шугрина, Е. С. Некоторые особенности судебной защиты местного самоуправления // Местное право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 16.
63. Шугрина, Е. С. Судебная защита местного самоуправления. М.:
Норма, Инфра-М, 2010. 336 с.
64. Шугрина, Е. С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по главе 8 Конституции России «Местное самоуправление» // Муниципальная власть. - 2013. №3.- С. 19 - 29.
65. Худолей, К. М. Нужен ли конституционный (уставный) суд в субъекте РФ? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016. - № 34. - С. 393 - 394.
Судебная практика
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата
обращения: 25.05.2018).
67. Постановление Конституционного Суда от 27.06.2013 № 15-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.2003 № 16-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
69. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П //
[Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document / (дата
обращения: 25.05.2018).
70. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
71. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» //[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
72. Постановление Конституционного суда РФ от 27 июня 2013 г. № 15- П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/ (дата обращения: 25.05.2018).
73. Постановление Конституционного Суда РФ от13 октября 2015 г. №
26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
74. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5 1 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 11 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» //[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
75. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 № 15-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата
обращения: 25.05.2018).
76. Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 № 194-О-П //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
77. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 № 275-О -О // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
78. Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 389-О-О //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
79. Определение Конституционного Суда РФ «По жалобе муниципального образования «Родниковское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 2 Закона Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
80. Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 №14-АПГ15-12// Справочно - правовая система Консультант Плюс.( дата обращения 25.05.2018).
81. Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2013 № 9-КГ13-1 //
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата
обращения: 25.05.2018).
82. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2012 г. по делу № А57 -9950/2011 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
83. Постановление Арбитражного суда Северо -Западного федерального
округа от 22.06.2015 № Ф07-3073/2015 по делу № А13-10702/2014 //
Справочно-правовая система Консультант Плюс.(дата обращения 25.05.2018).
84. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
85. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 (ред. от 10.02.2009) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 3.
86. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24
марта 2005 г. №11 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.
ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
87. Особое мнение Судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева /
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 года № 9-П // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата
обращения: 25.05.2018).
88. Особое мнение судьи КС РФ С.М. Казанцева «По делу о проверке
конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» // [Электронный ресурс]. URL: http:
//www.consultant. ru/document / (дата обращения: 25.05.2018).
89. Решение Осинского районного суда Пермского края от 12.07.2011 по делу № 2-416/2011 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/ (дата обращения: 25.05.2018).
90. Определение Челябинского областного суда от 21.07.2009 по делу № 33-5618/2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
91. Кассационное определение Пермского краевого суда от 21.12.2010 по делу № 33-10834/2010 // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
92. Кассационное определение Курского областного суда от 15.02.2011
года по делу № 33-345/2011 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.
consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
93. Определение Алтайского краевого суда от 27.04.2011 по делу № 33-3339/11 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
94. Кассационное определение Архангельского областного суда от 19.05.2011 по делу № 33-2481 // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
95. Определение Иркутского областного суда от 07.10.2011 по делу № 33-11149/11 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
96. Кассационное определение Ульяновского областного суда от 15.11.2011 по делу № 33-4000/2011 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
97. Апелляционное определение Нижегородского областного суда № 33-1992/2012 от 13.03.2012 г. по делу № 33-1992/2012 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
98. Определение Ивановского областного суда от 27.03.2013 по делу № 33-634 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).
99. Апелляционное определение Курского областного суда от 25.03.2014 по делу № 33-692-14г // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
100. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 23.04.2014 № 33-1139 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
101. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 20.11.2014 по делу № 33-9379/2014 // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document / (дата обращения: 25.05.2018).
102. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.03.2012 по делу № 33-1992/2012 // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
103. Апелляционное определение Рязанского областного суда от
15.04.2015 по делу № 33-702/2015 // [Электронный ресурс]. URL: http:
//www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
104. Апелляционное определение Новгородского областного суда от 28.08.2015 по делу № 2-4711/15-33-1868 // [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant. ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
105. Апелляционное определение Тверского областного суда от 27.01.2016 по делу № 33А-73/2016(33А-4985/2015) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.05.2018).
106. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 28.07.2016 по делу № 33а-1959/2016 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/(дата обращения: 25.05.2018).