Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВНАЯ СТРУКТУРА «ПОВЕСТИ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ» БОРИСА ПОЛЕВОГО

Работа №91423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Первый ход повествования 6
Глава 2. Мотивная структура «Повести о настоящем человеке Бориса
Полевого». Второй ход повествования 19
Глава 3. Эстетические основы сталинской культуры в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого 31
Заключение 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44


Советская культура и советская литература занимают особое место в культуре мировой. С одной стороны, это нечто уникальное, разрывающее связь со своими историческими корнями, стремящееся обособиться и оставить неизгладимый след в истории. С другой, советская культура твёрдо, пускай и стараясь это закамуфлировать, опирается в своих поисках на русское и общекультурное наследие: черпает образы, сюжеты, дидактические и художественные инструменты и методы воздействия. Более того, если разобраться детально, то вся культура соцреализма является «культурой архетипического».
Говоря о степени разработанности данной темы, нужно отметить, что многие исследователи в той или иной степени касались в своих работах темы архетипов и архетипического в литературе и литературоведении (А.Н. Веселовский, П.Г. Богатырев, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов — на материале мифов и сказок), и в советской литературе, в частности, например: Х. Гюнтер «Архетипы советской культуры» [Гюнтер, 2000], или К. Кларк «Советский роман: История как ритуал» [Кларк, 2002].
Таким образом наша работа, представляющая собой исследование «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого с точки зрения архетипического основания ее мотивной структуры, актуальна в ряду других работ.
Объектом мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Предметом — архетипические основания сюжета «Повести» и их взаимосвязь с эстетикой соцреализма.
Цель нашей работы — выявить и исследовать структуру мотивов, организующую сюжет «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, опираясь на методику В.Я. Проппа; обозначить связь мотивной структуры повести с архетипическими основами советской культуры.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить структуру повествовательных мотивов и их функции в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, опираясь, в первую очередь, на методологию В.Я. Проппа;
2) выявить архетипические основания ключевых мотивов «Повести о настоящем человеке»;
3) соотнести архетипическую схему произведения Б. Полевого с общими архетипическими основаниями советской культуры сталинского периода.
Рабочая гипотеза нашего исследования заключается в следующем: мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого соотнесена с архетипическими представлениями, и потому к ее исследованию применима методология, разработанная В.Я. Проппом для анализа фольклорного материала. Архетипические основания сюжета повести позволяют рассматривать ее в контексте сталинской культуры как «культуры архетипического» (К. Кларк).
Основным методом нашего исследования являются структурно-семиотический метод, разработанный и применяемый к сходному материалу В.Я. Проппом и В.Н. Топоровым. В исследовании пласта советских смыслов повести Б. Полевого в качестве методологического ориентира использовались работы К. Кларк, Х. Гюнтера.
Научная новизна заключается в подробном исследовании мотивной структуры повести с использованием методологии В.Я. Проппа, позволяющей выявить архетипические основания сюжета произведения.
Практическая значимость нашей работы в том, что итоги исследования могут служить материалом для лекций по отечественной литературе, учебных дисциплинах и курсах, посвященных культуре и искусству советского периода и, в частности, периода соцреализма.
Структура нашего исследования включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение. В конце приведён библиографический список.
В первой главе мы вводим те теоретическую базу и методологию, на которую в дальнейшем будет опираться всё исследование - идеи и работы В.Я. Проппа и В.Н. Топорова, проводим разделение «ходов» в повествовании «Повести о настоящем человеке». Здесь же мы приводим анализ «первого хода» повествования, охватывающего события от первых страниц и падения самолёта в лесу до ампутации ног главного героя.
Вторая глава включила в себя исследование «второго хода» повествования, то есть событий от госпиталя и ампутации до воссоединения с невестой.
Третья глава подводит итог исследованиям двух первых и соотносит «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого с каноном культуры и литературы соцреализма.
В заключение вынесены основные результаты исследования, обобщения и выводы, а также перспективы дальнейшей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью нашей работы в первой и второй главе исследования мы проанализировали ключевые мотивы «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, отмечая архетипичность сюжетных ходов, персонажей и их функций, опираясь на методологию анализа сказок В.Я. Проппа и семиотические оппозиции праславянского языка и культуры в соответствии с исследованиями Н.В. Топорова и В.В. Иванова.
Учитывая полученные данные и наблюдения, в третьей главе мы пришли к выводу, что «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого содержит в себе типичные для сталинского периода советской культуры черты: борьбу стихийного, природного, с одной стороны, и рационального, сознательного, с другой; дидактическую направленность и образ «советского сверхчеловека», положительные качества которого являются не личным, а социальным достоянием; превалирование общественного над индивидуальным; опора на реальные события в основании сюжета, которая, однако, не исключает общую установку на мифологичность истории Алексея Мересьева.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого является типичным представителем эстетики соцреализма и советской культуры как «культуры архетипического», и достигли цели нашего исследования.
Перспективой исследования может служить изучение других соцреалистических текстов в рамках методики, использованной в данной работе.



1) Аверинцев, С. С. Архетипы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2т. / С.С. Аверинцев, С. А. Токарев, — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 1 А-К. — с. 110—111.
2) Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция/ С.А. Арутюнов //Советская этнография №2, — М.: Наука, 1981 — с. 97-99.
3) Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу т.2 / А.Н. Афанасьев, — М.: Современный писатель, 1995 — 462 с.
4) Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. т.1 / А.Н. Афанасьев, под общ. ред. В.Я. Проппа, — М, 1958 — 512 с.
5) Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт, — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, — 616 с.
6) Богатырёв, П.Г.Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырёв, — М.: Искусство, 1971 — 511 с.
7) Богатырёв, П.Г.Русское народное поэтическое творчество: Уч. пособие/ П.Г. Богатырёв, — М.: Учпедгиз, 1954 — 536 с.
8) Большакова, А.Ю. Архетип в теоретической мысли ХХ века // Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т. 2. Художественный текст и контекст культуры / А.Ю. Большакова, — М.: Наука, 2003 — с. 284— 319.
9) Большакова, А. Ю. «Вечные образы» / А. Ю. Большакова. // Архетип — миф — концепт (рубеж XX-XXI вв.). Теории архетипа. Ч. III, — Ульяновск: УлГТУ, 2011 — С. 208-221.
10) Большакова, А. Ю. Литературный архетип/А.Ю. Большакова // Литературная учёба, — 2001 — № 6. — 171 с.
11) Большакова, А. Ю. Теория архетипа на рубеже ХХ — XXI вв/ А.Ю. Большакова // Вопросы филологии. — 2003. — № 1. — с. 37—47.
12) Веселовский, А.Н. Историческая поэтика/ А.Н. Веселовский, — М.: Высшая школа, 1989 — 405 с.
13) Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский, — Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 1998, — 480 с.
14) Гайдин, Б. Н. Вечные образы как константы культуры(интерпретация «гамлетовского вопроса»): канд. филос. наук, спец. 09.00.13 — М., 2009. — с. 17.
15) Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток, — М.: Книга, 1994 — 606 с.
16) Гудкова, В.В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х годов / В.В. Гудкова. — Москва, Новое литературное обозрение, 2008 — 453 с.
17) Гюнтер, Х. Архетипы советской культуры /Х. Гюнтер// Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. — с. 743—784.
18) Гюнтер, Х. Пути и тупики изучения искусства и литературы сталинской эпохи. (Обзор) (пер. с нем.)/ Х. Гюнтер // Новое литературное обозрение, 2009 — № 95.
19) Гюнтер, Х. Соцреалистический канон / Под ред. X. Гюнтера, Е. Добренко, — СПб.: Питер, 2000 — 1040 с.
20) Делёз, Ж. О смерти человека и сверхчеловека / Ж. Делёз // Философия языка в границах и вне границ. — Харьков: Око, 1994 — с. 3-17.
21) Дёготь, Е. Ю. Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936 / Е. Деготь, — М.: ММСИ, 2009 — 300 с.
22) Дёготь, Е. Ю. Русское искусство XX века / Е. Деготь, М.: — Трилистник, 2000 — 224 с.
23) Дмитровская, М. А. Трансформация архетипа дома, или смысл финала романа В.Набокова «Машенька» / М.А. Дмитровская // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. — Екатеринбург: Уральский университет, 2001. — Вып. 2. — с. 92—96.
24) Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипическихзначений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. Издание 2-е,исправленное и дополненное. (Литературный текст: проблемы и методаисследования; Приложение) / Ю.В. Доманский, — Тверь, 2001, — 94 с.
25) Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров, — М.:Наука, 1974 — 342 с.
26) Кларк, К Имперское возвышенное в советской культуре второй половины 1930-х годов (пер. с англ.)/ К. Кларк // Новое литературное обозрение — 2009 — № 95.
27) Кларк, К. Советский роман: история как ритуал / К. Кларк. — Екатеринбург: Издательство екатеринбургского университета, 2002 — 262 с.
28) Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл, — М: Ваклер, 1997, — 384 с.
29) Магуайр, P.P. Красная новь: Советская литература 1920-х гг. / Р.Р. Магуайр, — СПб.: Питер, 2004 — 368 с.
30) Майкова, А. Н. Архетипы и архетипические образы (на примере сказок) Текст. /А. Н. Майкова // Филологические науки. 1999. — № 4. — с. 20-29.
31) Марков, В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / Марков В.А. // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения, — Рига, 1990 — с. 133-145
32) Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский, — М.: Наука, 1986, — 318 с.
33) Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский — М., 1958 — 264 с.
34) Мелетинский, Е.М. Женитьба в волшебной сказке (её функция и место в сюжетной структуре) // Избранные статьи. Воспоминания, — М., 1998 — с. 305—317.
35) Мелетинский, Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора / Е.М. Мелетинский, — М, 1977, — 292 с.
36) Мелетинский, Е.М. Миф и сказка / Е.М. Мелетинский // Фольклор и этнография, — М., 1970, — с. 284—296.
37) Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: Уч.пособие / Е.М. Мелетинский, — М., РГГУ, 2000, — 169 с.
38) Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский, М., — Наука. 1976, — 407 с.
39) Мелетинский Е. М., Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал // Труды по знаковым системам IV, — Тарту, 1969 — с. 86¬135.
40) Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский, — М., 1963 — 462 с.
41) Мелетинский, Е.М. Структура волшебной сказки. / Е.М. Мелетинский — М., 2001 — 234 с.
42) Неклюдов, С.Ю. Ещё раз к проблеме структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам V, — Тарту, 1971 — с. 63—91.
43) Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты ИльичаТолстого (1923—1996) — М., 2004 — с. 236—247.
44) Неклюдов, С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов, — Л., 1984 — с. 221—229.
45) Неклюдов, С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество, — М., 1977 — с. 193—228.
46) Неклюдов, С.Ю. Почему сказки одинаковые? // Живая старина,
— 2004 — № 1 (41) — с. 7—10.
47) Неклюдов, С.Ю.: Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам IV / СЮ. Неклюдов,
Е. М. Мелетинский, Е. С. Новик, Д. М. Сегал, — Тарту, 1969 — с. 86— 135.
48) Неклюдов, С.Ю. Статус слова и понятие жанра в фольклоре
// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / С.Ю. Неклюдов, Е.М. Мелетинский, Е.С. Новик, — М., 1994, с. 39—104.
49) Неклюдов, С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология / С.Ю. Неклюдов, — М., 2005 — с. 9—26.
50) Неклюдов, С.Ю. «Сценарные схемы» жизни и повествования
// Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. / С.Ю. Неклюдов,
— М.: РГГУ, 2004 — с. 26—36.
51) Новик, С.Е. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике / С.Е. Новик, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, — М., 2010
— 285 с.
52) Новик, Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я. Проппа. — М., 1975 — с. 214-246.
53) Новик, С.Е. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского / С.Е. Новик, — М., 1993 — с. 139-152.
54) Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега- и-Гассет, — М.: Искусство, 1991 — 588 с.
55) Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Б.Н. Полевой , — М., 1973 — 142 с.
56) Потебня, A.A. Слово и миф / А.А. Потебня, — М., 1989 — 624 с.
57) Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 — 382 с.
58) Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп, — М.: Лабиринт, 1998 — 90 с.
59) Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп, — М, 1958
— 152 с.
60) Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня / В.Я. Пропп, под ред. В.Ф. Шевченко, — М.: Лабиринт, 2001 — 368 с.
61) Сарнов, Б.М. Сталин и писатели. Книга первая / Б.М. Сарнов, — М.: Эксмо, 2008. — 832 с.
62) Скороспелова, Е Русская советская проза 20 30- годов: судьбы романа/ Е. Скороспелова — М.: Изд-во Московского университета, 1985, — 262 с.
63) Терц, А. Что такое социалистический реализм? // Театр / А. Терц,
— 1989 — № 5.
64) Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифологического. Избранное Текст. / В. Н. Топоров, — М.: Прогресс; Культура, 1995 — 624 с.
65) Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст, семантика и структура / В.Н. Топоров, — М.:Прогресс, 1983 — 228 с.
66) Топоров, В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период) / В.Н. Топоров, В.В. Иванов
— М.: Наука, 1965 — 251 с.
67) Фаустов, А. А. Архетип / А.А. Фаустов // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий — М.: издательство Кулагиной; Intrada, 2008 — с. 24.
68) Шантарин, В.С. Наш Маресьев / В.С. Шантарин, — Камышин, 1996 — 60 с.
69) Элиаде, М. Аспекты мифа. / М.Элиаде, пер.с фр. В. Большакова,
— М.: Академический проспект, 2010 — 256 с.
70) Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде, — М.-СПБ: Университетская книга, 1999 — 356 с.
71) Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг, — М., 1996— 384 с.
72) Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг, — М.: АСТ, 2006 — 768 с.
73) Юнг, К.Г. Символ и архетип / К.Г. Юнг, — М.: Ренессанс, 1991,— 304 с.
Электронные ресурсы
74) Ревякин, А.И. Проблема типического в художественной литературе / А.И. Ревякин, — Москва, Учпедгиз, 1959 — Режим доступа:http: //www.detski3 Isacl.ni/raznlit/tipidieskOc.litml
75) Синькова, Н. А. Основные архетипы русской культуры и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт»
— 2017. — Т. 39. — с. 2126—2130. — [Электронный ресурс] Режим доступа:Ьйр://е-копсерБги/2017/970752.Ыш.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ