Введение
Глава 1. Мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Первый ход повествования 6
Глава 2. Мотивная структура «Повести о настоящем человеке Бориса
Полевого». Второй ход повествования 19
Глава 3. Эстетические основы сталинской культуры в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого 31
Заключение 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Советская культура и советская литература занимают особое место в культуре мировой. С одной стороны, это нечто уникальное, разрывающее связь со своими историческими корнями, стремящееся обособиться и оставить неизгладимый след в истории. С другой, советская культура твёрдо, пускай и стараясь это закамуфлировать, опирается в своих поисках на русское и общекультурное наследие: черпает образы, сюжеты, дидактические и художественные инструменты и методы воздействия. Более того, если разобраться детально, то вся культура соцреализма является «культурой архетипического».
Говоря о степени разработанности данной темы, нужно отметить, что многие исследователи в той или иной степени касались в своих работах темы архетипов и архетипического в литературе и литературоведении (А.Н. Веселовский, П.Г. Богатырев, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов — на материале мифов и сказок), и в советской литературе, в частности, например: Х. Гюнтер «Архетипы советской культуры» [Гюнтер, 2000], или К. Кларк «Советский роман: История как ритуал» [Кларк, 2002].
Таким образом наша работа, представляющая собой исследование «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого с точки зрения архетипического основания ее мотивной структуры, актуальна в ряду других работ.
Объектом мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Предметом — архетипические основания сюжета «Повести» и их взаимосвязь с эстетикой соцреализма.
Цель нашей работы — выявить и исследовать структуру мотивов, организующую сюжет «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, опираясь на методику В.Я. Проппа; обозначить связь мотивной структуры повести с архетипическими основами советской культуры.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить структуру повествовательных мотивов и их функции в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, опираясь, в первую очередь, на методологию В.Я. Проппа;
2) выявить архетипические основания ключевых мотивов «Повести о настоящем человеке»;
3) соотнести архетипическую схему произведения Б. Полевого с общими архетипическими основаниями советской культуры сталинского периода.
Рабочая гипотеза нашего исследования заключается в следующем: мотивная структура «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого соотнесена с архетипическими представлениями, и потому к ее исследованию применима методология, разработанная В.Я. Проппом для анализа фольклорного материала. Архетипические основания сюжета повести позволяют рассматривать ее в контексте сталинской культуры как «культуры архетипического» (К. Кларк).
Основным методом нашего исследования являются структурно-семиотический метод, разработанный и применяемый к сходному материалу В.Я. Проппом и В.Н. Топоровым. В исследовании пласта советских смыслов повести Б. Полевого в качестве методологического ориентира использовались работы К. Кларк, Х. Гюнтера.
Научная новизна заключается в подробном исследовании мотивной структуры повести с использованием методологии В.Я. Проппа, позволяющей выявить архетипические основания сюжета произведения.
Практическая значимость нашей работы в том, что итоги исследования могут служить материалом для лекций по отечественной литературе, учебных дисциплинах и курсах, посвященных культуре и искусству советского периода и, в частности, периода соцреализма.
Структура нашего исследования включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение. В конце приведён библиографический список.
В первой главе мы вводим те теоретическую базу и методологию, на которую в дальнейшем будет опираться всё исследование - идеи и работы В.Я. Проппа и В.Н. Топорова, проводим разделение «ходов» в повествовании «Повести о настоящем человеке». Здесь же мы приводим анализ «первого хода» повествования, охватывающего события от первых страниц и падения самолёта в лесу до ампутации ног главного героя.
Вторая глава включила в себя исследование «второго хода» повествования, то есть событий от госпиталя и ампутации до воссоединения с невестой.
Третья глава подводит итог исследованиям двух первых и соотносит «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого с каноном культуры и литературы соцреализма.
В заключение вынесены основные результаты исследования, обобщения и выводы, а также перспективы дальнейшей работы.
В соответствии с целью нашей работы в первой и второй главе исследования мы проанализировали ключевые мотивы «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, отмечая архетипичность сюжетных ходов, персонажей и их функций, опираясь на методологию анализа сказок В.Я. Проппа и семиотические оппозиции праславянского языка и культуры в соответствии с исследованиями Н.В. Топорова и В.В. Иванова.
Учитывая полученные данные и наблюдения, в третьей главе мы пришли к выводу, что «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого содержит в себе типичные для сталинского периода советской культуры черты: борьбу стихийного, природного, с одной стороны, и рационального, сознательного, с другой; дидактическую направленность и образ «советского сверхчеловека», положительные качества которого являются не личным, а социальным достоянием; превалирование общественного над индивидуальным; опора на реальные события в основании сюжета, которая, однако, не исключает общую установку на мифологичность истории Алексея Мересьева.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого является типичным представителем эстетики соцреализма и советской культуры как «культуры архетипического», и достигли цели нашего исследования.
Перспективой исследования может служить изучение других соцреалистических текстов в рамках методики, использованной в данной работе.
1) Аверинцев, С. С. Архетипы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2т. / С.С. Аверинцев, С. А. Токарев, — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 1 А-К. — с. 110—111.
2) Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция/ С.А. Арутюнов //Советская этнография №2, — М.: Наука, 1981 — с. 97-99.
3) Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу т.2 / А.Н. Афанасьев, — М.: Современный писатель, 1995 — 462 с.
4) Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. т.1 / А.Н. Афанасьев, под общ. ред. В.Я. Проппа, — М, 1958 — 512 с.
5) Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт, — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, — 616 с.
6) Богатырёв, П.Г.Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырёв, — М.: Искусство, 1971 — 511 с.
7) Богатырёв, П.Г.Русское народное поэтическое творчество: Уч. пособие/ П.Г. Богатырёв, — М.: Учпедгиз, 1954 — 536 с.
8) Большакова, А.Ю. Архетип в теоретической мысли ХХ века // Теоретико-литературные итоги ХХ века. Т. 2. Художественный текст и контекст культуры / А.Ю. Большакова, — М.: Наука, 2003 — с. 284— 319.
9) Большакова, А. Ю. «Вечные образы» / А. Ю. Большакова. // Архетип — миф — концепт (рубеж XX-XXI вв.). Теории архетипа. Ч. III, — Ульяновск: УлГТУ, 2011 — С. 208-221.
10) Большакова, А. Ю. Литературный архетип/А.Ю. Большакова // Литературная учёба, — 2001 — № 6. — 171 с.
11) Большакова, А. Ю. Теория архетипа на рубеже ХХ — XXI вв/ А.Ю. Большакова // Вопросы филологии. — 2003. — № 1. — с. 37—47.
12) Веселовский, А.Н. Историческая поэтика/ А.Н. Веселовский, — М.: Высшая школа, 1989 — 405 с.
13) Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский, — Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 1998, — 480 с.
14) Гайдин, Б. Н. Вечные образы как константы культуры(интерпретация «гамлетовского вопроса»): канд. филос. наук, спец. 09.00.13 — М., 2009. — с. 17.
15) Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток, — М.: Книга, 1994 — 606 с.
16) Гудкова, В.В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х годов / В.В. Гудкова. — Москва, Новое литературное обозрение, 2008 — 453 с.
17) Гюнтер, Х. Архетипы советской культуры /Х. Гюнтер// Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. — с. 743—784.
18) Гюнтер, Х. Пути и тупики изучения искусства и литературы сталинской эпохи. (Обзор) (пер. с нем.)/ Х. Гюнтер // Новое литературное обозрение, 2009 — № 95.
19) Гюнтер, Х. Соцреалистический канон / Под ред. X. Гюнтера, Е. Добренко, — СПб.: Питер, 2000 — 1040 с.
20) Делёз, Ж. О смерти человека и сверхчеловека / Ж. Делёз // Философия языка в границах и вне границ. — Харьков: Око, 1994 — с. 3-17.
21) Дёготь, Е. Ю. Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936 / Е. Деготь, — М.: ММСИ, 2009 — 300 с.
22) Дёготь, Е. Ю. Русское искусство XX века / Е. Деготь, М.: — Трилистник, 2000 — 224 с.
23) Дмитровская, М. А. Трансформация архетипа дома, или смысл финала романа В.Набокова «Машенька» / М.А. Дмитровская // Архетипические структуры художественного сознания: Сборник статей. — Екатеринбург: Уральский университет, 2001. — Вып. 2. — с. 92—96.
24) Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипическихзначений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. Издание 2-е,исправленное и дополненное. (Литературный текст: проблемы и методаисследования; Приложение) / Ю.В. Доманский, — Тверь, 2001, — 94 с.
25) Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров, — М.:Наука, 1974 — 342 с.
26) Кларк, К Имперское возвышенное в советской культуре второй половины 1930-х годов (пер. с англ.)/ К. Кларк // Новое литературное обозрение — 2009 — № 95.
27) Кларк, К. Советский роман: история как ритуал / К. Кларк. — Екатеринбург: Издательство екатеринбургского университета, 2002 — 262 с.
28) Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл, — М: Ваклер, 1997, — 384 с.
29) Магуайр, P.P. Красная новь: Советская литература 1920-х гг. / Р.Р. Магуайр, — СПб.: Питер, 2004 — 368 с.
30) Майкова, А. Н. Архетипы и архетипические образы (на примере сказок) Текст. /А. Н. Майкова // Филологические науки. 1999. — № 4. — с. 20-29.
31) Марков, В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) / Марков В.А. // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения, — Рига, 1990 — с. 133-145
32) Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский, — М.: Наука, 1986, — 318 с.
33) Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский — М., 1958 — 264 с.
34) Мелетинский, Е.М. Женитьба в волшебной сказке (её функция и место в сюжетной структуре) // Избранные статьи. Воспоминания, — М., 1998 — с. 305—317.
35) Мелетинский, Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора / Е.М. Мелетинский, — М, 1977, — 292 с.
36) Мелетинский, Е.М. Миф и сказка / Е.М. Мелетинский // Фольклор и этнография, — М., 1970, — с. 284—296.
37) Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: Уч.пособие / Е.М. Мелетинский, — М., РГГУ, 2000, — 169 с.
38) Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский, М., — Наука. 1976, — 407 с.
39) Мелетинский Е. М., Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал // Труды по знаковым системам IV, — Тарту, 1969 — с. 86¬135.
40) Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский, — М., 1963 — 462 с.
41) Мелетинский, Е.М. Структура волшебной сказки. / Е.М. Мелетинский — М., 2001 — 234 с.
42) Неклюдов, С.Ю. Ещё раз к проблеме структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам V, — Тарту, 1971 — с. 63—91.
43) Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты ИльичаТолстого (1923—1996) — М., 2004 — с. 236—247.
44) Неклюдов, С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов, — Л., 1984 — с. 221—229.
45) Неклюдов, С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество, — М., 1977 — с. 193—228.
46) Неклюдов, С.Ю. Почему сказки одинаковые? // Живая старина,
— 2004 — № 1 (41) — с. 7—10.
47) Неклюдов, С.Ю.: Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам IV / СЮ. Неклюдов,
Е. М. Мелетинский, Е. С. Новик, Д. М. Сегал, — Тарту, 1969 — с. 86— 135.
48) Неклюдов, С.Ю. Статус слова и понятие жанра в фольклоре
// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / С.Ю. Неклюдов, Е.М. Мелетинский, Е.С. Новик, — М., 1994, с. 39—104.
49) Неклюдов, С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология / С.Ю. Неклюдов, — М., 2005 — с. 9—26.
50) Неклюдов, С.Ю. «Сценарные схемы» жизни и повествования
// Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. / С.Ю. Неклюдов,
— М.: РГГУ, 2004 — с. 26—36.
51) Новик, С.Е. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике / С.Е. Новик, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, — М., 2010
— 285 с.
52) Новик, Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я. Проппа. — М., 1975 — с. 214-246.
53) Новик, С.Е. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского / С.Е. Новик, — М., 1993 — с. 139-152.
54) Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега- и-Гассет, — М.: Искусство, 1991 — 588 с.
55) Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Б.Н. Полевой , — М., 1973 — 142 с.
56) Потебня, A.A. Слово и миф / А.А. Потебня, — М., 1989 — 624 с.
57) Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 — 382 с.
58) Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп, — М.: Лабиринт, 1998 — 90 с.
59) Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп, — М, 1958
— 152 с.
60) Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня / В.Я. Пропп, под ред. В.Ф. Шевченко, — М.: Лабиринт, 2001 — 368 с.
61) Сарнов, Б.М. Сталин и писатели. Книга первая / Б.М. Сарнов, — М.: Эксмо, 2008. — 832 с.
62) Скороспелова, Е Русская советская проза 20 30- годов: судьбы романа/ Е. Скороспелова — М.: Изд-во Московского университета, 1985, — 262 с.
63) Терц, А. Что такое социалистический реализм? // Театр / А. Терц,
— 1989 — № 5.
64) Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифологического. Избранное Текст. / В. Н. Топоров, — М.: Прогресс; Культура, 1995 — 624 с.
65) Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст, семантика и структура / В.Н. Топоров, — М.:Прогресс, 1983 — 228 с.
66) Топоров, В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период) / В.Н. Топоров, В.В. Иванов
— М.: Наука, 1965 — 251 с.
67) Фаустов, А. А. Архетип / А.А. Фаустов // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий — М.: издательство Кулагиной; Intrada, 2008 — с. 24.
68) Шантарин, В.С. Наш Маресьев / В.С. Шантарин, — Камышин, 1996 — 60 с.
69) Элиаде, М. Аспекты мифа. / М.Элиаде, пер.с фр. В. Большакова,
— М.: Академический проспект, 2010 — 256 с.
70) Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде, — М.-СПБ: Университетская книга, 1999 — 356 с.
71) Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг, — М., 1996— 384 с.
72) Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг, — М.: АСТ, 2006 — 768 с.
73) Юнг, К.Г. Символ и архетип / К.Г. Юнг, — М.: Ренессанс, 1991,— 304 с.
Электронные ресурсы
74) Ревякин, А.И. Проблема типического в художественной литературе / А.И. Ревякин, — Москва, Учпедгиз, 1959 — Режим доступа:http: //www.detski3 Isacl.ni/raznlit/tipidieskOc.litml
75) Синькова, Н. А. Основные архетипы русской культуры и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт»
— 2017. — Т. 39. — с. 2126—2130. — [Электронный ресурс] Режим доступа:Ьйр://е-копсерБги/2017/970752.Ыш.