Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА ГАРРИЕТ БИЧЕР-СТОУ «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА»

Работа №57760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВНОЙ СТРУКТУРЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 7
1.1 История изучения понятия «мотив» и «мотивная структура» 7
1.2 Подходы к определению термина «мотив» в литературоведении
второй половины XX — начала XXI вв 10
ГЛАВА 2. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ 15
2.1 Архетип дома 15
2.2 Архетип воды 29
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ 38
3.1 Мотив жертвы 39
3.2 Мотив нравственного преображения 42
3.3 Мотив молитвы 44
ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение 1 65
Приложение 2


Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» сразу после выхода в свет стал мировым бестселлером. Книга разошлась рекордным по тем временам тиражом более 300 тысяч экземпляров в течение года и вызвала широкий общественный резонанс. Эмоциональная подача того, как на общество влияет рабство, привлекла внимание читателей всего мира. После начала Гражданской войны между промышленным Севером и рабовладельческим Югом писательница ездила в Вашингтон, где встречалась с президентом США Авраамом Ликольном. Существует легенда, согласно которой Авраам Линкольн, во время встречи с Гарриет сказал ей: «Так вот та маленькая женщина, которая развязала такую большую войну» [Тугушева 2011: 5].
Книга была переведена на большое количество языков, многократно инсценирована и экранизирована и до сих пор вызывает интерес читателей. В книге Р Д. Орловой «Хижина, устоявшая столетие» приводятся впечатляющие факты, свидетельствующие о степени популярности этой книги во всем мире.
Не обойдена «Хижина дяди Тома» и литературоведческим вниманием. Среди работ, написанных на русском языке, можно назвать главы из учебников «История зарубежной литературы 19 в», вышедших в разные годы (например, учебники под редакцией Я. Н. Засурского и С. В. Тураева, А. С. Дмитриева, Н. П. Михальской, Н. А. Соловьевой), в которых подробно рассматривается место книги Бичер-Стоу в американской литературе. О. Щербакова, И. М. Удлер, Р. С. Белоусов детально изучили источники, к которым обращалась писательница при создании своего романа, а также достоверность исторических деталей, описанных в книге. Американские ученые Б. Смит, Н. Джонстон, Ш. Гэлловей исследуют книгу как исторический документ эпохи гражданской войны. Единственное монографическое исследование, посвященное роману, - это книга М. П. Тугушевой, опубликованная в 1985 году.
Однако большинство специалистов рассматривает роман с точки зрения содержательных особенностей, в частности художественного воплощения идей аболиционизма, оставляя за скобками проблемы поэтики. Исключение составляет статья А. Ю. Благовестного «Особенности художественной системы романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», в которой в центре авторского внимания оказывается проблема синтетичности художественной системы романа Г. Бичер-Стоу. Исследователь говорит о сочетании в романе традиций сентиментализма и романтизма. Нам представляется, что в тексте можно увидеть также синтез различных жанровых тенденций: неслучайно в России роман, с одной стороны, привлек представителей революционно-демократического лагеря, увидевших в нем прежде всего книгу, обличающую рабство, с другой — прочно вошел в круг детского чтения — как книга с занимательным, динамичным сюжетом, включающим погони, случайные встречи, переворачивающие жизнь персонажей, преодоление опасностей и т. д.
Таким образом, цель нашей работы - проанализировать мотивную структуру романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
Для реализации этой цели мы ставим следующие задачи:
1. Изучить и сопоставить существующие в науке подходы к понятию мотива и мотивной структуры.
2. Вычленить и проанализировать наиболее значимые мотивы.
3. Выявить роль этих мотивов в общей структуре произведения.
4. Разработать урок для 6 класса с опорой на сделанные в дипломной работе наблюдения и выводы.
Актуальность работы связана необходимостью применения современных методов исследования к классическим произведениям, в частности входящим в круг детского чтения. К таким методам относится мотивный анализ. Как писал В. И. Тюпа: «Язык мотивов - весьма эффективный семиотический механизм, хотя множеством читателей его воздействие не осознается в полной мере» [Тюпа 1996: 45].
Новизна работы связана с тем, что возможность исследования мотивной структуры романа Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» до сих пор не привлекала внимания исследователей.
Объектом изучения в нашей работе является роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», предметом — особенности его поэтики.
Методология. Методологической базой исследования стали классические и современные работы, в которых разрабатывается понятие «мотив», в частности, труды А. Н. Веселовского, В. Б. Шкловского, Б. В. Томашевского, А. П. Скафтымова, Ю. В. Шатина, В. Е. Хализева, Б. М. Гаспарова, И. В. Силантьева, В. И. Тюпы, а также работы, посвященные творчеству Бичер-Стоу.
В работе используется структурно-семантический метод и метод мотивного анализа.
Для изучения романа мы используем перевод Н. А. Волжиной (1987), и перевод В. Вальдмана (2011). Это поможет нам глубже проанализировать произведение.
Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов исследования на занятиях по зарубежной литературе XIX века в вузе и на внеклассных уроках по «Литературе» в школе, а также в рамках спецкурсов, спецсеминаров, элективных курсов.
Структура работы: ВКР состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава носит теоретический характер, в ней рассматриваются разные подходы к пониманию феномена мотива. Во второй главе анализируются архетипические мотивы дома и воды в их соотнесенности. В третьей главе в центре внимания оказываются религиозные мотивы. Четвертая глава имеет методическую направленность, в ней содержатся рекомендации по изучению романа на уроках внеклассного чтения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», мы выделили структурообразующие мотивы дома, воды, жертвы, нравственного преображения и молитвы, разделив их на архетипические и религиозные. Мы понимаем условность такого разделения и отдаем себе отчет в том, что религиозные мотивы в определенных контекстах тоже можно квалифицировать как архетипические. Однако мы сочли необходимым выделить их в особую группу в силу их концептуальной значимости для романа.
Исследуя мотивную структуру произведения, мы исходили из того, что главное свойство мотива - «вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций» (Л. Н. Целкова), тем не менее, осуществленный в нашей работе подход к анализу выбранных мотивов не противоречит пониманию мотива как повествовательной единицы: все рассмотренные мотивы являются сюжетообразующими.
Так, мотив дома существует в романе, на наш взгляд, в двух вариантах — как разрушение дома (в истории Тома и Сен-Клера) и созидание дома (сюжетная линия Элизы и Джорджа, не имеющих своего дома, но мечтающих о нем после обретения долгожданной свободы). Значимость мотива дома подчеркивается уже в названии, где слово «хижина» («cabin») становится ключевым. Центральная для романа тема бесчеловечности рабства получает конкретную реализацию в тексте именно через мотив разрушения дома. Понятие дома в романе тесно связано с понятием свободы. Не случайно в финале Джордж Шелби говорит: «Пусть хижина дяди Тома всякий раз напоминает вам, что среди вас нет рабов».
Анализ мотива воды продемонстрировал две стратегии поведения, которые выбирают для себя персонажи романа Том и Элиза. Том, следуя своим религиозным убеждениям, смиряется с участью и плывет по течению реки на корабле, везущих невольников на юг, Элиза, борясь за счастье своей семьи, убегает от преследователей и, рискуя жизнью, пересекает реку и в результате оказывается в Канаде, где нет рабства. Река, согласно мифопоэтическим представлением, оказывается границей между мирами, которые в данном случае предстают как мир рабства и мир свободы. В целом вода в романе — это амбивалентная стихия, одновременно опасная, несущая смерть, и спасительная. Обращает на себя внимание и мотив слез, заставляющий вспомнить о так называемом «слезном колорите», присущем произведениям сентиментализма.
Мотив жертвы, отсылающий нас к Евангелию (хотя и не сводимый к христианскому контексту) связан с мировоззрением и судьбой дяди Тома, все поведение которого можно рассматривать как сознательную высокую жертву во имя благополучия ближнего. Отдельные детали романа позволяют провести сравнение между судьбой героя и судьбой Иисуса Христа, хотя данную параллель не нужно абсолютизировать.
В романе можно увидеть и другой традиционный христианский мотив — нравственного преображения (воскресения души). Он связан, например, с Томом Локкером, прозревшим после болезни и ставшим на путь исправления.
Мотив молитвы, достаточно отчетливо вычленяемый в романе, показывает верность героя своим религиозным убеждениям.
Исследование мотивной структуры романа — один из способов анализа текста, позволяющий высветить основные идеи автора, увидеть особенности композиции, подчеркнуть взаимосвязь между сюжетными линиями. Думается, что предлагаемый метод анализа может быть использован в школьной практике.



1. Библия / Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. - М.: 1982. - 1598 с.
2. Бичер-Стоу, Г. Хижина дяди Тома / Г. Бичер-Стоу; [пер. с англ. В. Вальдман]. - М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
3. Бичер-Стоу, Г. Хижина дяди Тома. Войнич Э. Л. Овод: Романы / Пер. с англ. Н. А. Волжиной; Вступит. слово Б. Н. полевого; Комм. Е. А. Таратута; Оформл. и рис. Н. И. Цейтлина и Б. А. Дехтерева. - М.: Дет. лит., 1987. - 558 с.
4. Древнерусские повести/ Худож. О. Коровин. - Пермь: Кн. Изд-во, 1991.
- 271 с.
5. Некрасов, Н. А. Собрание сочинений в четырех томах / Н. А. Некрасов
- М.: Правда, 1979. - Т 1. - 366 с.
6. Сент-Экзюпери, Антуан де Планета людей / Антуан де Сент-Экзюпери; [Пер. Н. Галль]. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1979. - 192 с.
7. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / А. П. Чехов.
- М.: Наука, 1986. - Т 13. - 524 с.
Литературная критика и литературоведение
8. Андреева, В. Г. «Реализм» в русской литературе второй половины XIX в. / В. Г. Андреева // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2014. - №2. - С. 193-198.
9. Антонова, З. В. Мотив молитвы в русской литературе / З. В. Антонова // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. под ред. Милюгиной Е. Г. - Тверь: Тверской государственный университет, 2014. - С. 57-62.
10. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. 2-е изд., испр. - М.: Яз. слав. культуры, 2005. - 224 с.
11. Беднягина, Т. В. Мифопоэтические истоки пространственной
организации «Жития Марии Египетской» / Т. В. Беднягина //
Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 37-44
12. Бем, А. Л. К уяснению историко-литературных понятий / А. Л. Бем // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918.
- СПб.: 1919. - T.23. Кн. 1. - С. 227.
13. Валеева, Д. Р. Языковые реализации концепта «дом» в произведениях В. Распутина / Д. Р Валеева // Знание. Понимание. Умение.: М.: МГУ, 2011. - №3. - С. 307-310.
14. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Наука, 1989 - 408с.
15. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века / Б. М. Гаспаров. - М.: Наука, 1999. - 237с.
16. Доманский, Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века: Опыт построения типологии / Ю. В. Доманский // Литературный текст: Проблемы и методы исследования: сб. науч. тр. под ред. И.В. Фоменко.
- Тверь: Тверской государственный университет, 1998. - С. 19-29.
17.Зверев, А. «Я была лишь смиреннейшим орудием...» / А. Зверев // Детская литература. - 1981. - №8. - С. 25-28.
18. Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея
России чудотворца // Журнал Московской Патриархии: М.:
Издательство Московской Патриархии, 1973. - № 9. - С. 77.
19. История русской литературы X-XVII веков. / Под ред. Д.С. Лихачёва. - М.: 1980. - с. 113-136.
20. Козицкая, Е. А. Архетип «вода» в творчестве А.А.Ахматовой / Е. А. Козицкая // Ахматовские чтения. А.Ахматова, Н.Гумилёв и русская поэзия начала ХХ века: сб. науч. тр. под ред. И.В. Фоменко. - Тверь: Тверской государственный университет, 1995. - С. 53-64.
21. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М.: Российский гуманитарный университет, 1994. - 136 с.
22. Орлова, Р. Д. Хижина, устоявшая столетие / Р Д. Орлова. - М.: «Книга», 1975. -112 с.
23. Петракова, Л. Г. Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А.П. Чехова / Л. Г. Петракова // Территория науки: Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2013. - №6. - С. 232-236.
24. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной» сказки / В. Я. Пропп.- М.: Лабиринт, 1998. - 512с.
25. Силантьев, И. В. Мотив в системе категории нарратива / И. В. Силантьев //Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Интерпретация текста: Сюжет и мотив. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 327с.
26. Силантьев, И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 294с.
27. Силантьев, И. В., Созина, Е. К. Нарратив в литературе и истории. На ма териале дневниковой прозы А. Герцена 1840-х гг. / И. В. Силантьев; Е. К. Созина // Сибирский филологический журнал. 2013. № 3. С. 58-69
28. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.
29. Тугушева, М. Большая война маленькой женщины / М. Тугушева // Лит. газета. - 2011. - №24. - С. 5.
30. Тюпа, В. И., Ромодановская, Е. К. Словарь мотивов как научная проблема / В. И. Тюпа; Е. К. Ромодановская // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: от сюжета к мотиву. - Новосибирск: СО РАН, 1996. - 473с.
31. Тюпа, В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов / В.И. Тюпа // Дискурс. - 1996. - № 2. - С.45.
32. Федосеева, Т. Прекрасное - для всех людей / Т Федосеева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 24-30.
33. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 348с.
34. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М.: Художественная литература, 1983. — 637 с.
35. Щербакова, О., Удлер, И. М. Источники романа Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" / О. Щербакова; И. М. Удлер // Мировая литература в контексте культуры: науч. ст. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2007. - № 2. - С. 259¬264.
36. Юнг, К.Г. Архетип и символ/ К.Г. Юнг: сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
Список словарей и справочников
37. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.1: А - З / В.И. Даль. - М.: Рус. яз., 1989. - 699 с.
38. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
39. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. - 746 с.
40. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1987. - 944с.
41. Музыкальная энциклопедия / под ред. В.А. Сапожникова. М.: 1971. - 233 с.
42. Мюллер, В. К. Большой англо-русский и русско-английский словарь: 200000 слов и выражений / В.К. Мюллер. - М.: Эксмо, 2012. - 1008 с.
43. Ожегов, С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: «А ТЕМП», 2010.- 874 с.
44.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том VIA (12). Винословие — Волан.- СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона),1892. - 473 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ