Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения мотива свободы/несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова)

Работа №61709

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы122
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВАХ. Мотив как кросс-уровневая смыслообразующая категория
художественного текста 9
1.1. Понятие о мотиве
1.1.1. История становления понятия мотив. Мотив в
литературоведении 9
1.1.2. Мотив в лингвистике 12
1.2. Мотив в филологическом анализе художественного текста
1.2.1. Базовые понятия теории художественного текста 15
1.2.2. Признаки текстуальности и мотив 20
1.2.3. Роль категории ситуативности в формировании мотива 23
1.2.4. Категория интертекстуальности / автоинтертекстуальности как
фактор формирования мотива 29
1.2.5. Мотив как средство связности и целостности текста 33
1.3. Роль ключевых слов в формировании мотива 36
1.4. Мотивный анализ как инструмент интерпретации художественного
текста 39
1.5. Понятие о свободе как имени мотива 41
ВЫВОДЫ 45
ГЛАВА II. Особенности языковой реализации мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова
2.1. Основные мотивы произведений С.Д.Довлатова 47
2.2. В обоснование двучленности имени мотива:
свобода/несвобода 49
2.3. Критерии выделения и описания сквозных тем и типичных ситуаций,
участвующих в создании мотива 52
2.4. Денотативные ситуации
2.4.1. Творчество: языковые средства оформления ситуации 56
2.4.1.1. Лексика
2.4.1.2. Синтаксис
2.4.2. Свобода/несвобода передвижения: языковые средства
оформления ситуации 67
2.4.2.1. Лексика
2.4.2.2. Синтаксис
2.4.3. Обсуждения темы свобода в диалогическом частном общении:
языковые средства оформления ситуации 79
2.4.3.1. Лексика
2.4.3.2. Синтаксис
2.5. Ситуации ментативные 83
2.5.1. Внутренний монолог героя-рассказчика 84
2.5.2. Открытый монолог (обращение к читателю) 87
2.6. Связь мотива свободы/несвободы и автоинтертекстуальности:
авторский гипертекст 91
ВЫВОДЫ 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 113

Исследование «Языковое выражение мотива свободы / несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова)» проведено в рамках филологического анализа текста и посвящено рассмотрению языковых и отчасти лингвистических механизмов формирования мотива в художественном тексте.
Мотивный анализ художественного текста достаточно хорошо разработан. Ряд ученых, с опорой на классические работы А.Н.Веселовского (1940), Б.В.Томашевского (1925), В.Я.Проппа (1928), посвятили серьезные исследования рассмотрению этого феномена: Н.А.Краснова (2008), А.А.Плисс (2013), Н.В.Вершинина (2008). В работах перечисленных авторов рассматривается природа мотива, особенности его функционирования в тексте, даются различные определения этого феномена. Проанализировав разные подходы к пониманию сущности мотива, мы приняли в качестве рабочего определение, данное Б.М. Гаспаровым, который трактует мотив глобально и отмечает, прежде всего, его огромный смыслообразующий потенциал. По мнению Б.М. Гаспарова, мотив - это «любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук. Единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте» [Гаспаров 1996: 318-319].
Исследование мотива, как известно, не самоцель. Он помогает проникновению в смысл, что является конечной целью филологического анализа и интерпретации любого художественного текста. Именно анализ мотивной структуры текста, как справедливо считают исследователи, «раскрывает возможности читательского проникновения в смысл текста, его толкования и трактовки, позволяет увидеть всю его неисчерпаемость и глубину. И этот процесс бесконечен, как и возможности познания самой жизни, ее смысла» [Реброва, Самохвалова 2004: 177]. В этом аспекте будет уместным, на наш взгляд, упоминание опасений Д.В. Колесовой о возможных трудностях восприятия творческого наследия С.Д. Довлатова с его чёткой отнесённостью к историческому времени новыми поколениями: «Человек, не испытавший на себе, что такое жизнь в СССР, не сможет по- настоящему понять всю прелесть и глубину текстов С.Довлатова. Его многочисленные аллюзии и виртуозную игру с клишированными идеологемами невозможно объяснить в комментарии так, чтобы сохранились довлатовские ирония и сарказм» [Колесова 2006: 288]. Фактически о том же - о необходимости постижения довлатовских смыслов - говорит А. Герман (младший), приступивший к созданию фильма по материалам о С.Д. Довлвтове: «Молодые должны знать своих великих соотечественников. Суммарный тираж Довлатова вместе с электронными книгами больше пяти миллионов. Это актуальная востребованная литература. <...> Это вообще общечеловеческая история. История попытки остаться собой, несмотря ни на что» (http://www.novayagazeta.ru/arts/68161.html). Обращение к выводящему на смыслы анализу мотивной структуры текстов С.Д.Довлатова, который, по мнению И.Н.Сухих, «стал нормальным «современным классиком», но при этом «филологически его проза по-прежнему - terra incognita» [Сухих 2006: 10], позволяет говорить об актуальности данного исследования.
Актуальность темы возрастает применительно и к аудитории иностранцев, изучающих русский язык. В русле современного методического подхода, в котором текст играет ведущую роль, анализ художественной литературы является важнейшим источником знакомства не только с творчеством писателя, но и с основными мотивами русской литературы в целом. Можно предположить, что подготовленные должным образом и настроенные на восприятие художественного текста инофоны будут адекватно понимать и интерпретировать основные мотивы текстов С.Д.Довлатова, в частности, рассматриваемый мотив свободы/несвободы.
Несмотря на то, что изучению мотивов в текстах С.Д.Довлатова уже посвящен ряд частных работ (Н.А.Орлова 2010 мотив превращения, Ю.В.Федотова 2006 мотив абсурда), мы выбрали для научного наблюдения мотив свободы/несвободы, который, на наш взгляд, является важнейшим 5
компонентом главного мотива всего творчества С.Д.Довлатова - мотива абсурда жизни, поскольку не может быть ничего абсурднее для человека, чем несвобода, и естественнее, чем свобода? При этом ракурс нашего исследования развёрнут в сторону ситуативно-тематического принципа, связывающего мотив, прежде всего, с таким признаком текстуальности, как ситуативность, коррелирующим с двумя типами ситуаций: либо с ситуацией действительности (денотативной), либо с ситуацией передачи смысла через авторские рефлексии, через внутренний мыслительный процесс, через рассуждение (ментативной). Наблюдение за формированием мотива свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова под таким углом зрения обеспечивает новизну нашего исследования.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова, а предметом - специфика его языкового воплощения.
Материалом исследования послужили 39 фрагментов из произведений С.Д.Довлатова за исключением повести «Филиал», пьесы «Человек, которого не было» и нескольких ранних рассказов.
Цель - выявление и описание языковых средств, формирующих мотив свободы/несвободы в произведениях С.Д.Довлатова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить научную литературу по теории мотива;
• ознакомиться с научной литературой по основным вопросам теории текста;
• рассмотреть роль и место ключевых слов в реализации мотива;
• ознакомиться с образцами мотивного анализа в современной отечественной лингвистике;
• определить понятие свобода как имя мотива;
• изучить экстралингвистические факторы, участвующие в формировании авторского дискурса С.Д.Довлатова;
• определить сквозные темы и типичные ситуации, эксплицирующие мотив свободы/несвободы;
• отобрать из корпуса текстов С.Д.Довлатова фрагменты для анализа;
• установить критерии для описания и классификации отобранных для анализа коммуникативных ситуаций, на основе выделенных критериев разработать классификацию исследуемых типичных ситуаций;
• проанализировать языковые средства выражения мотива свободы / несвободы в отобранных фрагментах;
• выявить наиболее частотные, наиболее характерные языковые средства выражения мотива свободы/несвободы;
• рассмотреть авторскую специфику реализации признака интертекстуальности в аспекте его участия в реализации мотива.
При исследовании мы пользовались следующими методами и приемами:
1. описательно-аналитический метод;
2. метод семантического анализа;
3. метод стилистического анализа;
4. метод контекстуального анализа;
5. прием направленной выборки материала.
Гипотеза исследования: языковые средства выражения мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова обладают определенной типичностью, независимой от характера описываемой ситуации и темы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. двучленность имени мотива является обязательной;
2. мотив свободы/несвободы наиболее ярко проявляет такие признаки текстуальности, как ситуативность и интертекстуальность;
3. интертекстуальность, имеющая в текстах С. Довлатова ярко выраженный «внутренний» характер и способствующая реализации мотива свободы/несвободы, приводит к образованию авторского гипертекста.
Теоретическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что она вносит вклад в дальнейшую разработку теории мотивного анализа с опорой на признак ситуативности. Ситуации при этом рассматриваются в совокупности всех компонентов, влияющих на отбор и организацию языковых средств. Кроме того, настоящее исследование - это еще один шаг на пути к постижению смыслов писательского наследия большого художника и философа - Сергея Довлатова.
Практическая значимость данной работы может заключаться в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по теории текста и при подготовке обучающих материалов для практических занятий по русскому языку, а также по русскому языку как иностранному, по дисциплинам, связанным с анализом и интерпретацией художественного текста.
Теоретическую базу исследования составили труды: К.А.Роговой (2011), И.М. Вознесенской (2011), О.В. Хорохординой (2011), Н.С. Валгиной (2003) - в области теории текста; И.Н.Сухих (2006), В.А.Викторовича (1975), И.В.Силантьева (2004) - в области литературоведения.
Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, включающего тексты фрагментов, не подвергшихся, в силу ограничения объёма работы, детальному анализу, но являющихся важным дополнительным иллюстративным материалом, поддерживающим аналитическую работу в основном тексте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа специальной литературы по вопросу выяснилось, что мотив пронизывает всю структуру художественного произведения. Мотив связан с идеей, тем самым он становится средством выражения авторской модальности.
Анализ художественного произведения был бы неполным без изучения качественных характеристик текста - категорий текстуальности, среди которых для данной работы наиболее важными оказались категории ситуативности и интертекстуальности, имеющие тесную связь с мотивом. В рамках категории интертекстуальности выделяется особая разновидность - автоинтертекстуальность / внутриавторская интертекстуальность (в виде самоцитирования). Именно этот вид, как мы заметили, оказался характерным для творческой манеры С.Д.Довлатова, позволяющим эффективно воздействовать на восприятие читателей с целью концентрации внимания на значимых для автора идеях.
В ходе анализа творчества С.Д.Довлатова было обнаружено, что мотив свободы/несвободы реализуется в нескольких типичных для автора темах, в частности, в темах - свобода/несвобода передвижения, ограничение свободы творчества и т.д., которые, в свою очередь, отражены в коммуникативных ситуациях. В частности было выделено 39 типичных ситуаций, разделенных для удобства анализа на две обширные группы: денотативные/референтные и ментативные ситуации. Для анализа коммуникативных ситуаций, представленных в режиме диалога, использовался план, разработанный И.М.Вознесенской, который по необходимости дополнялся соответствующими комментариями. Анализ ментативных ситуаций проводился в соответствие с предложением К.А.Роговой, касающимся специфики рассуждения как особого типа текста. Анализ рассуждений с учетом их четырехчастной структуры наилучшим образом организовал нашу аналитическую работу.
В ходе работы выяснилось, что концептуально значимыми лексическими единицами, составляющими внутреннюю структуру мотива свободы/несвободы, являются ключевые слова, которые объединяют вокруг себя другие лексические единицы текста, контекстуально связанные с мотивом. Таким образом, ключевые слова становятся центром лексико-семантического поля (ЛСП), образующегося внутри типичной для рассматриваемого мотива темы. Не подлежит сомнению тот факт, что лексический состав мотива свободы/несвободы довольно типичен, тем не менее, лексика больше зависит от темы, раскрывающейся в рамках анализируемого мотива. Тематический фактор доминирует при анализе лексической наполненности мотива. Однако не менее значимую роль, как выяснилось, играет грамматика, точнее - синтаксис. Уже на первых этапах анализа отобранных ситуаций мы заметили, что неопределенно-личные предложения становятся важнейшим языковым средством формирования мотива свободы/несвободы. В мотивной структуре грамматическая организация ситуаций превалирует над лексической. На наш взгляд, такое положение вещей объясняется семантикой односоставных предложений данной группы. Упоминание «темных сил», окружающих героя-рассказчика (автора), за которыми скрываются представители власти, выступающие ограничителями свободы героя, становится излишним, потому что и читатель, и сам автор знают, о ком идет речь.
Как нам кажется, наиболее важный вывод, к которому мы пришли в процессе анализа мотива свободы/несвободы в текстах С.Д.Довлатова, заключается в том, что содержание понятия свобода в эмигрантский период творчества писателя принципиально меняется: свобода приобретает другое, более широкое, более философское измерение. В раннем творчестве автор нередко связывает свободу с материальным благополучием, в то время как в поздний период писатель говорит о конструктивной свободе, неограниченной никакими рамками. В частности, анализ ментативных ситуаций, большинство из которых представляют собой фрагменты из поздних текстов С.Д.Довлатова, привел нас к мысли о том, что взгляд автора на свободу меняется: стабильность материального положения и возможность творческой реализации, которые получил писатель в Америке, позволяют автору смотреть на свободу как на философское понятие. Хотя все оказывается весьма относительным, кроме творчества. Мотив свободы/несвободы творчества громко звучит в произведениях С.Д.Довлатова, не зависимо ни от места, ни от времени.
В ходе исследования нами была отмечена связь мотива свободы/несвободы и внутриавторской интертекстуальности, проявляющаяся в том, что автоинтертекстуальность является средством формирования мотивной структуры. К подобному выводу мы пришли путем комментирования гипертекстовой структуры творчества С.Д.Довлатова.
В результате нашего исследования было доказано, что мотив, помещенный в контекст коммуникативной ситуации, становится важной составляющей повествовательной структуры произведений С.Д.Довлатова, но все же далеко не единственной. В дальнейшем исследовании повествовательной структуры творчества С.Д.Довлатова поле поиска особенностей языка может быть расширено за счет анализа других нарративных компонентов. С этим мы связываем перспективы будущей работы.



1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры,
1999. 896 с.
2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика. М.: Флинта, Наука, 2004.
3. Батурина Е.Н. Роль ключевых слов в семантической структуре художественного текста. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Владивосток, 2005.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского. 3-е изд. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 422 с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
7. Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Введение в литературоведение. Хрестоматия: учеб.пособие / под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 2006. С.246-249.
8. Бем А. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. Т.23. Кн. 1. СПб.: 1919. С.225-245.
9. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: Изд-во КД «Либроком», 2009. 320 с.
10. Валгина Н.С. Теория текста: учеб.пособие. М.: Логос, 2003.250 с.
11. Васильев С.А. Религиозные мотивы в поэме А.А.Блока «Возмездие» // Русская речь. 2015. №3. С.19-25.
12. Вершинина Н.В. Система мотивов в поэтическом мире А.А.Фета. Улан- Удэ: БГУ, 2008. 167 с.
13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Государственное издательство «Художественная литература», 1940.
14. Викторович В.А. Понятие мотива в литературоведческих исследованиях// Русская литература ХХ в.: Вопросы сюжета и композиции. 1975. Вып. 2. С. 189-191.
15. Всеволодова М.В. Коммуникативные механизмы синонимии // Русский язык за рубежом. №4. 1989.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
17. Вознесенская И.М., Шкурина Н.В. Проблемные аспекты объяснения как типа текста // Язык, литература, культура: сб. научн. и научн.-метод. статей / под ред. Л.П.Клобукова. М.: МАКС Пресс, 2013. 388 с.
18. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1973. С.349-372.
19. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 1981.
20. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М.: Наука: Вост. лит., 1994. 304 с.
21. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
22. Генис А. На уровне простоты // Журнал «Звезда». 1994. №3.
23. Гете И.В., Шиллер Ф. Переписка. В 2-х томах. Перев. с нем. и комм.. М.: Искусство, 1988.
24. Гудков Д.В. Прецедентная ситуация и способы ее актуализации // Язык, сознание, коммуникация. 2000. Вып.11. С.40-46.
25. Доброзракова Г.А. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Заповедник» с произведениями русской классической литературы // Материалы II Междунар. научно-практич. конф., посвященной 60-летию зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ , 2008. С. 261¬267.
26. Долинин К.А. Интерпретация текста: французский язык. Учеб.пособие. М.: КомКнига, 2010. 304 с.
27. Егорова О.С., Кириллова О.А. «Свобода» и «воля» как ключевые концепты русской культуры // Ярославский педагогический вестник. 2012. №4. С.161-167.
28. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1977.
29. Ключинская О.В. Мотивы и образы в повести О.Ермакова «Возвращение в Кандагар» // Мир Русского Слова. 2010. №1. С.62-68.
30. Колесов В.В. Древняя Русь. Наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 326 с.
31. Колесова Д.В. Аргументация как тип текста // Язык, литература, культура: сб. научн. и научн.-метод. статей / под ред. Л.П.Клобукова. М.: МАКС Пресс, 2013. 388 с.
32. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 154 с.
33. Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи: учеб. пособие для студентов учреждений высш.проф.образования. М.: Издат. центр «Академия», 2011. 224 с.
34. Котюрова М.П. Эволюция выражения связности речи в научном стиле XVIII-XX вв. Пермь, 1983. 80 с.
35. Кошелев А.Д. К эксплицитному описанию концепта «Свобода» // А.Д.Кошелев. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С.61-64.
36. Краснова Н.А. К проблематике анализа системы мотивов художественного произведения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. №1. С.245-250.
37. Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики (пер. с фр. Корсикова Г.К., Нарумова Б.Н.). М.: «РОССПЭН», 2004.
38. Кубрякова Е.С. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике // Структура и семантика художественного текста: доклады VII междунар. конференции. 1999. С.186-197.
39. Кузнецова Е.В. Стилистические функции многоточия в усеченных конструкциях (на материале произведений С.Довлатова) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. №22 (239).
40. Кузьмина С.Е. Механизмы концептуализации и синтаксический репрезентации ситуации действительности // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. №4. С.16-20.
41. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Том 21. №1.
2000.
42. Лисицын А.Г. Анализ концепта свобода-воля-вольность в русском языке. Автореф. дис. ...канд.филол.наук. М., 1996. 17 с.
43. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Ю.М.Лотман. Об искусстве. СПб.: «Искусство», 1998.
44. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М. : Гнозис, 1994. С. 10-257.
45. Морозова Е.И. Мировоззренческие параллели в трактовке содержания терминов «дискурс», «контекст», «ситуация» // В1сник ХНУ 2010. №897.
46. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск: изд-во УГУ, 1991. 172 с.
47. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974
48. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с..
49. Орлова Н.А. Архетипический мотив превращения в прозе С.Довлатова // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. №2.
50. Петрова Н.В. Различные подходы к определению интертекстуальности // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. №2 (14).
51. Плисс А.А. Семантика категории «мотив» в современном литературоведении: функциональные характеристики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. №2 (23). 2013.
52. Плотникова А.Г. Традиции русской классической литературы в творчестве С.Д.Довлатова. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. М., 2008.
53. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
54. Реброва И.В., Самохвалова Л.Д. Особенности мотивной структуры рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Сб. материалов XXXIII международной филологической конференции. 2004. Выпуск 16. С.177¬186.
55. Рогова К.А. О каком лице идет речь в односоставных личных предложениях? // Обретение смысла: сб. статей, посвященный юбилею докт. филол. наук К.А.Роговой. СПб.: Издательство «Осипов», 2006. С.21-29.
56. Рогова К.И., Д.В.Колесова Текст: теоретические основания и принципы анализа: учеб.-научн.пос. / под ред. К.А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2011. 464 с.
57. Серебрякова А.Ю. О компонентах коммуникативной ситуации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. №25 (158). С.30-32.
58. Силантьев И.В. Поэтика мотива / Отв.ред. Е.К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.
59. Силантьев И.В. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып.5. С.32-60.
60. Солохина А.С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Волгоград, 2004.
61. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности // Ю.С. Степанов Язык и наука конца XX века. М.: РАН, 1996. С.37-73.
62. Сусов И.П. Прагматическая структура высказывания / И.П. Сусов. Языковое общение и его единицы. Калинин: изд-во Калининского государственного университета, 1986. С.7-11.
63. Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба / 2-е изд. испр. и доп. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2006. 278 с.
64. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.
65. Уварова Н. Р. Проблема автоинтертекстуальности в произведениях У. С. Моэма // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. №2. С.129-134.
66. Успенский Б.А. Ego loquens. Язык и коммуникационное пространство. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012.
67. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. М.: Агар, 2000.
68. Федотова Ю.В. Проза С.Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Череповец, 2006.
69. Филиппов К.А. Лингвистика текста: курс лекций. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
70. Филиппова А.К. Автоинтертекстуальность как составляющая концептуально-языковой картины мира писателя (на материале фикциальных и нефикциальных текстов Томаса Манна). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 2013.
71. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: Икар, 2005. 233 с.
72. Хорохордина О.В. К типологической характеристике текста- инструкции // Язык, литература, культура: сб. научн. и научн.-метод. статей / под ред. Л.П.Клобукова. М.: МАКС Пресс, 2013. 388 с.
73. Черняева Н.Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // Н.Г. Черняева. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980. С.101-134.
74. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Поликодовость. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с.
75. Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. 315 с.
76. Шкурина Н.В. Парные мотивы в рассказе В.С.Маканина «Страж» // Художественный текст. Язык. Стиль. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного университета, 1993. С.108-114.
77. Шкурина Н.В. Мотив как средство создания эстетического единства произведения // Художественный текст. Язык. Стиль. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1993. С.61-66.
78. Барт Р Избранные работы. Семиотика. Поэтика (пер. с фр.) / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
79. Бенвенист Э. Общая лингвистика / 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 448 с.
80. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1989. 312 с.
81. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М.: Языки славянской культуры, 2006. 512 с.
82. Парпулова Л. За съдържанието термина мотив във фолклористика // Български фолклор. 1976. № 3-4. С.61-70.
83. Парпулова Л. Наблюдения върху отношенията между мотива и морфологическата функция в повествователния фолклор // Български фолклор. 1978. № 2. С.21-29.
84. Якобсон Р Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры / под ред. Н.Д.Арутюновой, М.: «Прогресс», 1990. С.110-132.
Словари и справочники:
85. Краткая литературная энциклопедия: в 9-т. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
86. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
87. Словарь русского языка: в 4-х т. под редакцией А.П.Евгеньевой / 4-е изд., стер. М.: Русский язык, 1999. 702 с.
88. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. 784 с.
89. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
Электронные ресурсы
90. Даркулова К.Н., Ергешова Г. Необходимость выделения ключевых слов для свертывания текста [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/ 177.pdf(дата последнего обращения 22.05.2016)
91. Зыховская Н.Л. Лейтмотив в ряду других общесемиотических
концептов [Электронный ресурс]
http://www.lib.csu.ru/vch/2/2000 01/008.pdf(дата последнего обращения 22.05.2016)
92. Каменская Т.Н. Понятие дискурса в лингвистике [Электронный ресурс] http://www.rusnauka.com/8 NND 2010/Philologia/60574.doc.htm(дата последнего обращения 22.05.2016)
93. Плисс А.А. Отдельные функции мотива в литературных произведениях: тематическая, структурообразующая и смысловая. Пятигорск, 2012 [Электронный ресурс]http://pglu.ru/upload/iblock/f2b/p70039.pdf(дата последнего обращения 22.05.2016)
94. Плисс А.А. К вопросу о категории «мотив» в отечественном и зарубежном фольклоре и литературоведении. Пятигорск, 2013 [Электронный ресурс]http://pglu.ru/upload/iblock/945/p70038.pdf(дата последнего обращения 22.05.2016)
95. Толковые словари онлайн:http://dic.academic.ru/(дата последнего обращения 22.05.2016)
96. Новая философская энциклопедия Института Философии РАН: http://iph.ras.ru/elib/2670.html(дата последнего обращения 22.05.2016)
97. Учебное пособие «Введение в литературоведение»: http://litved.rsu.ru/index.htm(дата последнего обращения 22.05.2016)
CD/DVD диски:
98. Audeamus Золотой фонд лекций «Русского мира» 2012 - СПб.: СПбГУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). Лекции К.А.Роговой «Стилистика современного русского языка», лекция №5.
99. Сайт о жизни и творчестве писателя С.Д.Довлатова: http://sergeydovlatov.ru/index.php? cnt=0(дата последнего обращения: 22.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ