Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПРОЗЫ Н.М. КАРАМЗИНА РУБЕЖА XVIII-XIX ВЕКОВ

Работа №91421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Повесть «Юлия». Литературная традиция и формирование психологизма Н.М. Карамзина 5
1.1 Сопоставительный анализ «Юлии» и «Юлии, или Новой Элоизы» 5
1.2 Основные различия «Юлии» и «Юлии, или Новой Элоизы» 12
1.3 Психологизм в «Юлии» и «Юлии, или Новой Элоизе» 17
1.4 Иронический компонент повести Карамзина 21
Глава 2. «Чувствительный и Холодный» Н.М. Карамзина: классификация психологических типов как новый уровень психологизма 29
2.1 Роль авторского вступления в очерке «Чувствительный и Холодный» 29
2.2. История Эраста и Леонида как описание психологических типов 33
2.2.1. Философская основа психологических типов 33
2.2.2 Бинарные оппозиции качеств героев как иллюстрация противоположных характеров в очерке 36
2.3. Отражение типов Н.М. Карамзина в истории психологии 39
2.4 Происхождение психологических типов Н.М. Карамзина. Авторские и
другие претексты 42
Глава 3. Роман «Рыцарь нашего времени» как вершина психологического мастерства Н.М. Карамзина: психологизм и ирония 49
3.1 «Рыцарь нашего времени» и романная традиция XVIII века 49
3.2 Структурные и смысловые компоненты «Рыцаря нашего времени» как
основа антиромана 57
3.3 Ирония, юмор и литературные традиции как инструменты Карамзина-
психолога 62
Заключение 67
Библиографический список 69

Современные литературоведческие исследования все чаще не ограничиваются имманенетным анализом и обращаются к данным других наук для более целостного и многоаспектного анализа произведений. Для литературы рубежа 18-19 веков это особо важно и актуально, так как литература была практически неотделима от философии, также для создания произведений использовались данные истории, географии и других наук. Исследователи творчества Н.М. Карамзина делают акцент на изучении структурно-семантических особенностей, стиля его произведений, литературных аллюзий и т.д., однако в его поздних художественных текстах появляются герои со сложными неоднозначными характерами и взглядами, которые очень важно проанализировать и с точки зрения философии и психологии. Объединение литературоведческих, философских и психологических приемов для изучения творчества Карамзина позволяет выйти на новый уровень анализа - создание новой, философско- психологической, близкой к медицинской, классификации литературных героев на основе особенностей их характеров, мировоззрений, а также прослеживание литературной генеалогии характера.
В современной социокультурной ситуации возрастает интерес к психологии и философии, а также междисциплинарным явлениям на стыке различных наук, усиливается потребность общества в осмыслении личности через продуцируемые тексты. Термин «дискурс», как «текст, погруженный в жизнь» (Н.Д. Арутюнова) позволяет расширить область научного поиска. Большую популярность приобретает нарратология, отвечающая на вопросы о том, как сделан текст. В связи с вышесказанным актуальность работы заключается в необходимости исследования принципов эволюции позднего творчества Н.М. Карамзина, выявлении его связи с философией и психологией.
Объект данного исследования - художественная проза Н.М. Карамзина конца XVIII-начала Х1Хвв., предмет исследования - философский и психологический аспекты данных произведений.
Материалом исследования являются тексты Н.М. Карамзина: повесть «Юлия» 1796г., очерк «Чувствительный и холодный» 1803г., роман «Рыцарь нашего времени» 1803г.
Цель данной работы - изучить философский и психологический дискурс прозы Карамзина рубежа XVIII-XIX веков.
Данная цель будет реализовываться в следующих задачах:
1) изучить особенности формирования психологизма Н.М. Карамзина в аспекте литературной традиции;
2) исследовать психологические типы литературных героев Н.М. Карамзина методом классификации;
3) выявить философскую основу и литературную генеалогию психологических типов в произведениях;
4) проанализировать формы авторской иронии и изучить их значение в текстах.
В работе были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, типологический, аналитический, системно-структурный. Научной базой послужили авторитетные источники, а именно книги, статьи и научные работы, посвященные творчеству Н.М. Карамзина (Ю.М. Лотман, Т.А. Алпатова, А.Н. Кудреватых, Н.Д. Кочеткова, Е.А. Жесткова, Б.Т. Удодов, Ф.З. Канунова, Л.И. Кулакова, О.Б. Лебедева, А.Ю. Тираспольская, З.Г Розова и др.), заметки и рассуждения самого Карамзина, а также работы философов, чье мнение повлияло на взгляды Карамзина (И.Г. Гердер, П.-Ж. Ж. Кабанис, М. Монтань и др.).
Новизна работы определяется тем, что в ней описаны философский, психологический, иронический и др. аспекты поздней прозы Н.М. Карамзина в динамике их развития и взаимодействия.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в разработке инструментария анализа произведений Н.М. Карамзина сложной жанровой природы («Юлия», «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени») на основе психологического и философского аспектов, в составлении генеалогии персонажей данных произведений, изучении тенденций развития творческих методов и приемов Карамзина в контексте мирового сентиментализма.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при изучении творчества Н.М. Карамзина в школах и вузах, в чтении общих курсов по истории русской литературы, а также специальных курсов по творчеству Н.М. Карамзина.
Апробация работы. Результаты научной работы обсуждались на следующих конференциях: «Русская литература в переводах» (2016), «День науки 2017» (2017), Региональная молодёжная конференция «Мой выбор - Наука!» (2016, 2017, 2018), «Ломоносовские чтения на Алтае» (2017) и нашли отражение в двух публикациях по теме исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых анализируется произведение Н.М. Карамзина, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Произведенное нами исследование позволило выявить особенности нескольких этапов творчества Карамзина, проследить эволюцию данных произведений. Интересующие нас претексты, литературные, психологические, иронические и другие приемы позволяют говорить о становлении романтического направления в творчестве Н.М. Карамзина.
В соответствии с целью нашей работы мы проанализировали межтекстовые связи, классификацию психологических типов в текстах Н.М. Карамзина, сопоставили его героев с персонажами предыдущих произведений писателей - сентименталистов и проследили их роль в более поздних классификациях в области психологии и психиатрии, определили роль иронического компонента в поздних текстах писателя. На основе поставленных задач были сформулированы следующие выводы:
Интертекстуальный анализ произведений показал особый характер отношения Н.М. Карамзина к литературной традиции (в том числе и сентименталистской), в которых важную роль играет ирония. Упоминание, цитирование, иногда высмеивание - основные приемы взаимодействия писателя с текстами предшественников.
Особенности психологического описания героев в произведениях позволяют говорить о новаторстве Карамзина в создании сложных, противоречивых характеров. Психологизм произведений направлен на изображение разных аспектов чувства, поэтому его можно разделить на внутренний и внешний - эндопсихологизм и экзопсихологизм, особенно ярко иллюстрированные и разграниченные в повести «Юлия», однако в очерке «Чувствительный и холодный» и романе «Рыцарь нашего времени» психологизм также представлен во внутренней и внешней формах. Важным аспектом эволюции является усиление иронического компонента в поздних произведениях, от повести «Юлия» до романа «Рыцарь нашего времени» ирония совершенствуется как выразительный авторский прием.
Авторская ирония в проанализированных текстах выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она устанавливает контакт с читателем, вовлекает его в литературную игру автора. Во-вторых, ирония является своеобразным отзывом на известные произведения XVIII века, а также более ранние. В-третьих, ироничные авторские замечания делают текст легче для восприятия, интереснее и глубже в смысловом отношении.
Философский компонент в поздних произведениях Н.М. Карамзина в основном выражается в цитировании и анализе работ знаменитых философов и литераторов. Рассмотрение философских концепций 18 века, авторских и других претекстов продемонстрировало связь новаторской психологической классификации Карамзина с опытом писателей-предшественников и собственными ранними наработками, а также явные отличия от сложившейся системы сентименталистских женских и мужских образов, что позволяет говорить о поздней прозе Н.М. Карамзина как о новом уровне литературного творчества, философской и психологической мысли Карамзина.



1. Алпатова Т.А. "История души человеческой" в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и традиции прозы Н. М. Карамзина // Литература в школе. 2008, №1. С. 7-11.
2. Алпатова Т.А. Проблемы художественной антропологии Н.М. Карамзина (повесть «Юлия»). - М., 2013.
3. Балдин А.Н. Новый Буквоскоп, или Запредельное странствие Николая Карамзина. - М., 2016.
4. Баландин Р.К. Воспитание сердца. О детстве и юношеских годах Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) // Берегиня. 1998. № 5. С. 60-68.
5. Балдин А.Н. Протяжение точки: литературного путешествия. Карамзин и Пушкин. - М., 2009.
6. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики: (Летописцы России): Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг. - М., 1997.
7. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. - М., 1960.
8. Бушмин А.С. История русского романа. - М., Лен., 1962.
9. Вайсбанд И.Д. Соционика. Определите свой тип. - Казань, 1992.
10. Вацуро В.Э. Готический роман в России. - М., 2002.
11. Вацуро В.Э. Карамзин возвращается // Карамзин: pro et contra. 2006. С. 726-734.
12. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., 2 изд. - М., 1938.
13. Владимирская М.В. «Карамзин - замковый камень в арке русской литературы»: Карамзинские чтения в Ульяновске // Вестник. 1996. С. 4-5.
14. Гаффир Дауд ель // Круг чтения. 1957. Т.41. С. 324-339.
15. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
16. Гете В.И. Страдания юного Вертера. - М., 2009.
17. Грот Я.К. Карамзин в истории русского литературного языка // Труды. Т.2.1899. С. 16-24.
18. Гуковский Г.А. Карамзин, в кн.: История русской литературы - М., Л., 1941. Т. 5. С. 244-298.
19. Гуковский Г.А. Карамзин и сентиментализм // История русской литературы. 1941. Т. 5. С. 74-85.
20. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999.
21. Екатерина II. Всякая всячина / 1869г., №66. // Западов В. А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия. 1979. С. 82-88.
22. Ермоленко Г.Н. Формы и функции иронии в философской повести
Вольтера // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. 2004 [Электронный ресурс, код доступа: http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-
literatura/formy-i-funktsii-ironii-v-filosofskoy-povesti-voltera.html ].
23. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вест. Моск. ун-та, Сер.9, Филология. №1. 1982. С. 24-67.
24. Жесткова Е.А. Концепция истории и вопросы сюжетосложения «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. - Пенза, 2006 [Электронный ресурс, код доступа:http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-komponent-v-povestvovatelnoi-strukture-istorii-gosudarstva-rossiiskogo-nm-k ]
25. Захаров Н.В. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин: Монография. Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. - М., 2009.
26. Иванова Е.А. Путь к сердцу // Литература в школе. 2002, № 7. С. 12-15.
27. Кабанис П.-Ж.Ж. Соотношения между физической и нравственной природой человека, перевод П. Бибикова. - М., 2015.
28. Каменецкая С.Б. Н.М.Карамзин: два героя, два литературных типа эпохи Просвещения - М., 1999.
29. Канунова, Ф.З. Из истории русской повести: (ист.-лит. значение повестей Н. М. Карамзина). - Томск, 1967.
30. Канунова Ф.З. Интерес Н. М. Карамзина к творчеству Геллерта и Геснера. Карамзин и Стерн // XVIII век. 1975. Сб. 10: Русская литература XVIII века и международные связи. С. 258-263.
31. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. - М.-Л., 1964.
32. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 т.: От древних славян до начала монгольского нашествия. - М., 2014.
33. Карамзин Н.М. // Московский журнал. 1791.Ч. 1. С. 62-79.
34. Карамзин Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении. // Аглая. 1794. Ч.1 С. 56-59.
35. Карамзин Н.М. Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. // Санкт-
Петербург, тип. Имп. Акад. Наук. 1866. [Электронный ресурс. Режим доступа: https://xn--90ax2c.xn--
p 1 ai/catalog/000200_000018_rc_1430293/viewer/ ].
36. Карамзин М.Н. Избранные сочинения в двух томах. - М., Л., 1964.
37. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785-1803 гг.). - М., 1976.
38. Ключевский В.О. Исторические портреты (О Болтине, Карамзине, Соловьёве). - М., 1991.
39. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т. VII. Специальные курсы - М., 1989.
40. Колосов Г.В. Поэтика очерка // Учеб.-метод. пособие к спецкурсу "Проблема сов. очерка". 1977. С. 9-18.
41. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема
исследования. // Русская литература. 1974. С. 12-16.
42. Коровин В. Л. Карамзин Николай Михайлович // Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
2013. Т. XXXI. С. 10-17.
43. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин. Литература русского
сентиментализма (Эстетические и художественные искания). - СПб., 1994.
44. Кудреватых А.Н. «Чувствительный и Холодный. Два характера»: новые грани карамзинского психологизма. - Челябинск, 2009.
45. Кудреватых А.Н. Эволюция психологизма в прозе Н.М. Карамзина. - Екатеринбург, 2010. [Электронный ресурс. Режим доступа: http: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=641 ].
46. Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // Русская литература XVIII века: Эпоха классицизма. XVIII век. 1964. Сб. 6. С. 146¬175.
47. Лебедева О.Б. Поэтика романного повествования в «Рыцаре нашего времени» // История русской литературы XVIII века: Учебник. 2000. С. 364-368.
48. Леонгард К. Акцентуированные личности, перевод В.М. Лещинской. - Киев, 1989.
49. Лотман Ю.М. Избранные статьи // Александра. 1992. Т. 2. С. 345-419.
50. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Н.М. Карамзин. Стихотворения. 1966. С. 5-51.
51. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987.
52. Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789-1803). - Тартун, 1957.
53. Макогоненко Г.П. Литературная позиция Карамзина в XIX в. // Русская литература». 1962. № 1. С. 244-316.
54. Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. 1766-1826 // Литература в школе. 2002. № 7. С. 3-4.
55. Мезьер А.В. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно. - СПБ., 1902.
56. Монтань М. Опыты. В 3 кн. - М., 1997.
57. Муравьев В.Н. Путем своего века // Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. Московский рабочий. 1986. С. 28-36.
58. Муравьев В.Н. Николай Карамзин. - М., 2005.
59. Нестерова Т.П. Историзм в русской поэзии первой половины XIX века. Сказочно-богатырский герой // Литература в школе. 2003, № 8. С. 8-11.
60. Новеньков, К.И. Карамзины. - Ульяновск, 2015.
61. Новиков Н.И. Статьи из «Трутня» // Н.И. Новиков. Избранные произведения. 1951. С. 3-33.
62.Осетров, Е.И. Три жизни Карамзина. - М., 1985.
63. Погодин М. П. Н. М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. - М., 1866.
64. Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. - М., 1989.
65. Розанов, В. В. Собрание сочинений в 30 т.: [очерки, воспоминания]. Т. 8. Когда начальство ушло...1905-1906 гг. - М., 2005.
66. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо И «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII
век. Сб. 8. 1969. [Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //pushkinskij dom.ru/Portal s/3 /PDF /XVIII/0 8_tom_XVIII/Rozova/Rozova.pdf]
67. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981.
68. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. - М., 1968.
69. Сапченко Л.А. Н. М. Карамзин в русском общественном и литературном сознании середины и второй половины XIX века - Ульяновск, 2013.
70. Сапченко Л.А. Карамзин и европейская культура // Уроки мировой художественной культуры в школе: материал в помощь учителю. 1991. Вып. 1. С.61-82.
71. Сапченко Л.А. Карамзин и русские писатели XIX столетия // Бытие творческой личности. 2001. Ч. 2. С. 3-5.
72. Сигида Л.И. Об истоках разочарования и скепсиса героев Карамзина // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. 2004. С. 327-344.
73. Сиповский В.В. О предках Н. М. Карамзина // Русская старина. 1898. Т. 93, № 2. С. 431-435.
74. Сиповский В.В. Очерки по истории русского романа. Т. I. Вып. I и II (о повестях Карамзина). Карамзин в Остафьеве. - М., 1911.
75. Смирновский П.В. История русской литературы девятнадцатого века. - СПб, 1899.
76. Старчевский А.В. Николай Михайлович Карамзин - СПб., 1849.
77. Стерн Л. Сентиментальное путешествие // Библиотека всемирной литературы. 1968. С. 12-385.
78. Сухов А.Д. Философствующий Н.М. Карамзин // Философия и культура.
2014. № 5. С. 223-248.
79. Тираспольская А.Ю. Повесть Н. М. Карамзина «Юлия»: особенности повествования // IV Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 22 - 23 ноября 2006 г.). 2006. С.84-105.
80. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя. - М., 1989.
81. Ширинянц А.А., Ермашов Д.В. Мировоззрение Н.М. Карамзина в контексте консервативной традиции. Статья первая // Слово. Православный образовательный портал, 2009. [Электронный ресурс. Режим доступа:https://www.portal-slovo.ru/history/41263.php ]
82. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения в двух томах. Мысль, 1996. Т. 1. С. 19-118.
83. Яцимирский А.И. Карамзин. «История русской литературы XIX в.». - М., 1916.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ