ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ВЕБ ГИС 6
1.1. Основные положения 6
1.2. Веб ГИС платформы 8
1.3. Опыт использования для целей ООПТ 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВЕБ ГИС
ДЛЯ ООПТ 18
ГЛАВА 3. КАРАКОЛЬСКИЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК «УЧ-ЭНМЕК» 28
3.1. Физико-географическое положение 28
3.2. Геология 30
3.3. Рельеф 31
3.4. Климат 33
3.5. Гидрография 34
3.6. Ландшафты 37
ГЛАВА 4. ВЕБ ГИС-ПРОЕКТ КАРАКОЛЬСКОГО ПРИРОДНОГО ПАРКА «УЧ-ЭНМЕК» 39
4.1. Исходные данные 39
4.2. Результаты 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Развитие современного общества трудно представить без применения цифровых технологий, в частности ГИС технологий, поскольку для принятия решений, решения определённых задач любой сферы деятельности человека, требуются актуальные знания о состоянии окружающей среды, об экологической обстановке, загруженности транспортных магистралей, и многом другом. Такая информация содержится у множества организаций разных уровней, министерств и ведомств.
Как правило, геоинформационные системы используются в учреждениях, обрабатывающих пространственные данные. Интерес к этой области растёт из года в год. Ряд зарубежных специалистов в области ГИС, считают, что в России недостаточно уделяют внимание ГИС, а также говорят об отсутствии методической и научной литературы в этой области [14]. Это, на самом деле не так, потому на данный момент активно разрабатываются отечественные ГИС платформы. В связи с этим необходимо развивать область ГИС в России, чтобы отечественное программное обеспечение активнее выходило на мировой рынок. Поэтому, необходимо усилить профессиональное образование будущих специалистов в ГИС сфере. В частности, необходимо в вузах, училищах (техникумах) и прочих учебных заведениях, преподавание дисциплин, базой для которых являются геоинформационные технологии. Современные геоинформационные системы открывают новые возможности в области градостроительства и управления территориями и многом другом. Активное развитие интернет-технологий, в том числе коснулось ГИС. На данном этапе развития этого направления активно разрабатываются веб ГИС платформы, как российского, так и зарубежного производства
Данная работа посвящена созданию веб ГИС-проекта Каракольского природного парка «Уч-Энмек». На начальном этапе создания веб ГИС- проекта природного парка акцент делался на изучении литературы о веб ГИС, работе с данными на платформе, создании набора данных для веб ГИС, поиске необходимого материала на физико-географическом аспекте данной карты.
Ввиду особенностей организации и функционирования Каракольского природного парка «Уч-Энмек», как особо охраняемой природной территории, неизбежны проблемы сохранением флоры и фауны, культурного наследия и прочее. На территории распространены селитебные ландшафты - автодороги, сельские населённые пункты, сельскохозяйственные угодья, объекты, представляющие туристический потенциал. Данные факторы обуславливают особенности функционирования природного парка, в большей степени охраны природного и культурного наследия. Геоинформационная система, в частности веб ГИС, как один из способов изучения и управления территорией может оказать помощь в организации хозяйственной деятельности человека, и обеспечить охрану природного и культурного наследия.
Объект исследования - Каракольский природный парк «Уч-Энмек».
Предмет исследования - веб ГИС-проект Каракольского природного парка «Уч-Энмек».
Цель работы - разработка веб ГИС-проекта Каракольского природного парка Уч-Энмек».
Задачи:
1. Проанализировать существующие веб ГИС платформы и опыт их использования;
2. Рассмотреть методические положения по созданию веб ГИС для ООПТ;
3. Рассмотреть физико-географические особенности территории природного парка «Уч-Энмек;
4. Разработать веб ГИС-проект Каракольского природного парка «Уч-Энмек».
Для выполнения данной работы, были использованы следующие источники информации: научная и справочная литература, тематические карты и атласы, топографические карты, космические изображения и снимки, цифровая модель рельефа, наборы данных в формате для ГИС.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, дистанционные и геоинформационные методы.
Апробация материала:
• Школа молодых учёных III международного научно-практического семинара «Современные технологии в деятельности ООПТ: ГИС, ДЗЗ», (Республика Беларусь, Нарочь, 2017);
• V Региональная молодёжная конференция «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2018);
• Cultural Exchange Program (UNESCO Mount Hakusan Biosphere Reserves Training Course) в Университете Канадзава (г. Канадзава, Япония, 2018);
• VI Региональная молодёжная конференция «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2019).
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Рассмотрены методы по созданию веб ГИС-проекта природного парка. Представлена общая информация и дана краткая физико-географическая характеристика территории исследования. В результате работы, создан веб ГИС-проект Каракольского природного парка «Уч-Энмек».
Для научных студенческих исследований он может быть весьма полезен. На основе созданного материала можно проводить другие исследования. Использовав уже имеющуюся проект и накопленный материал, можно адаптировать под исследования других студентов смежной или похожей направленности. Например, для интеграции веб ГИС и её составляющих в собственные проекты. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать работу по наполнению веб ГИС в дальнейшем, так как сами веб ГИС технологии практически безграничны в использовании и развитии. В результате, создав веб ГИС-проект и прочие вспомогательные материалы, на данном этапе работы, можно осуществлять исследования, анализировать полученные результаты. Сопоставляя разные наборы данных веб ГИС-проекта, а также используя дополнительные материалы можно выявлять разного рода закономерности, например по хозяйственному использованию земель на определённых видах растительности, рельефа. Всё это может дать скачок в исследовании природного парка, как ООПТ, ускорив и улучшив качество работы его сотрудников и прочих заинтересованных лиц. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время, на этапе активного развития цифровых технологий, веб ГИС становится одним ведущих и незаменимых инструментов при изучении особо охраняемых природных территорий.
1. Геоинформационные системы (назначение, функции,
классификация) [Текст]: монография / В.А. Середович, В.Н. Клюшниченко, Н.В. Тимофеева. - Новосибирск: СГГА, 2008. - 117 с.
2. Геологическая карта СССР [Карта]: Серия Алтайская. Лист М-45- VIII. - Масштаб 1:200000. - 1959.
3. Геология и полезные ископаемые России: в шести томах. - Том 2: Западная Сибирь / под ред. А.Э. Конторович, В.С. Сурков. - Санкт- Петербург: ВСЕГЕИ, 2000. - 477 с.
4. ГОСТ Р 52155-2003 Географические информационные системы
федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://libra.developmentseed.org. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 10.05.2021).
5. Государственная геологическая карта Российской Федерации [Карта]: (третье поколение). Серия Алтае-Саянская. Лист М-45. - Масштаб 1:1000000. - Горно-Алтайск, 2011.
6. ИнтроГИС. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://introgis.ru/services/sale/arcgis_online/. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 24.03.2021).
7. Карты всего мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://loadmap.net. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 26.04.2021).
8. Космические снимки. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://libra.developmentseed.org. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 21.04.2021).
9. Платформа WebGIS. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.esti-map.ru/gisporta. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 24.03.2021).
10. Полная энциклопедия. Справочник для школьников и студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 14.04.2018).
11. Применение ГИС в ООПТ: структурированный перечень задач. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gis-lab.info/qa/oopt-gis- problems.html. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 17.02.2021).
12. Русское географическое общество [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rgo.ru/ru/altayskoe-respublikanskoe-otdelenie/. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 10.04.2018).
13. Самойлова, Г.С. Ландшафты этно-природного парка «Уч-Энмек». / Г.С. Самойлова // Мир науки, культуры и образования, 2009. - Вып. №2(14). - С. 4-9.
14. Середович, В.А. Геоинформационные системы (назначение, функции, классификация) [Текст]: монография / В.А. Середович, В.Н. Клюшниченко, Н.В. Тимофеева. - Новосибирск: СГГА, 2008. - 117 с.
15. Система построения тематических карт и трехмерной
визуализации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
www.gis.cctpu.edu.ru. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 216.04.2021).
16. Сухова, М.Г. Современные изменения температурного режима воздуха и режима увлажнения на Алтае, как проявление регионального изменения климата / М.Г. Сухова, Т.Д. Модина // Международный научный журнал Мир науки, культуры и образования, 2009.
17. Уч-Энмек. Информационный сайт о священной Каракольской долине [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uchenmek.ru. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 10.04.2018).
18. Чандра, А.М. Дистанционное зондирование и
геоинформационные системы / А.М. Чандра, С.К. Гош. - М.: Техносфера, 2008. - 312 с.
19. Шихов, А.Н. Геоинформационные системы и методы пространственного анализа / А.Н. Шихов, Е.С. Черепанова, С.В. Пьянков. -
Пермь: Государственное Национальное Исследование / А.Н. Шихов,
Е.С. Черепанова, С.В. Пьянков. - 88 с.
...