Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа семьями, находящимися в социально опасном положении в Каменском районе Алтайского края: организационные аспекты

Работа №91308

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 11
1.1 Теоретические подходы к организации работы с семьями, находящимися в
социально опасном положении 11
1.2 Нормативно-правовые основы организации с семьями, находящимися в
социально опасном положении 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 34
2.1. Организация работы с семьями, находящимися в социально опасном
положении на примере Каменского района 34
2.2. Методика эмпирического исследования организации социальной работы с
семьями, находящимися в социально опасном положении 56
2.3. Результаты исследования организации социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 58
2.4. Разработка рекомендаций по организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Приложение 1 Интервью с ответственным секретарем комиссии по делам
несовершеннолетних 98
Приложение 2 Анкета для специалистов комиссии по делам
несовершеннолетних 103

Актуальность темы исследования. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Семья является первым социальным институтом в жизни каждого человека и важным фактором его успешной социализации в будущем. Поэтому в современном обществе социальные работники проводят такую деятельность с семьями, которые оказались в группе риска, чтобы семья сохранилась и ребенок рос в полноценной семье, поскольку ребенок - это главный и самый эффективный метод решения проблемы социального сиротства.
В наше время семья является объектом социальных служб, а ее исследование - актуально и с общетеоретической, и с практической стороны. В последнее время представления о том, как должна выглядеть современная семья, часто менялись. В законодательстве Российской Федерации статус семья не определен ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов. В данной ситуации органы социальной поддержки и защиты семьи обязаны решить задачу - усовершенствовать социальную работу с семьями, результат которой намного улучшит демографическую ситуацию в России.
В наше время ученые стали обращать внимание на семьи, социальное функционирование которых нарушено по объективным и субъективным причинам, а их существование - под угрозой исчезновения. Такие семьи характеризуются как неблагополучные семьи. Традиционно их делят на: семьи с низким воспитательным потенциалом, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей; морально-неблагополучные семьи; конфликтные семьи; педагогические некомпетентные семьи; семьи, находящаяся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, представляет в первую очередь угрозу для жизни и здоровья детей, оказывает десоциализирующее влияние на них вследствие невыполнения своих функциональных обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Согласно данным статистики за 2016 год количество семей СОП в России составило примерно 65 тысяч, что составляет, в общей сложности около 200 тысяч человек, из них 60% - несовершеннолетние дети.
Приведенные данные говорят о том, что проблема семей, находящихся в социально опасном положении стоит не на последнем месте и требует особого подхода и исследования. Работа с названными семьями начинается с диагностики причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций, а также обследования жилищных условий. После такого изучения составляется карта семьи, в которую входят персональные данные родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. После анализа сведений о семье составляется индивидуальная программа работы с ней. Для оказания помощи привлекаются различные специалисты. Если предпринятые действия дали положительный результат, семью снимают с социального сопровождения. В противном случае работа продолжается. Большую роль при этом играет отношение самих семей к проводимой с ними социальной работе.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов. Понятие семья в социально опасном положении имеет более узкое значение в отличие от обобщающего понятия семья в трудной жизненной ситуации, которое охватывает более многочисленные случаи. Между тем, в большинстве нормативных актов разъяснение оснований для отнесения к данной категории отсутствует [71с.100 ]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования мы смогли определить понятие семьи, а также семьи пребывающей в социально опасном положении. Анализ работ специалистов, работающих в данном направлении позволил выявить что, к категории неблагополучных семей различные исследователи относят различные типы неблагополучных семей, определяя их как дисфункциональные семьи. Существует около двадцати пяти вариантов определения группы неблагополучных или проблемных семей. Но каждая категория семей имеет свою специфику проблем.
Тема социально опасного положения семей раскрывается в большей части литературы, которая описывает технологии, механизмы и разнообразные методы работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении по разным основаниям, а также выведение данных семей из кризисного состояния. В литературе описаны особенности и результаты осуществления различных программ, как государственных, так и региональных, которые направлены на социальную поддержку семей, находящихся в социально опасном положении. Нередко, понятия «семья в социально опасном положении» заменяется терминами «неблагополучная семья» или «семья социального риска». Предлагаемые в литературе направления деятельности предполагают разработку различных программ помощи семьям в СОП, обмен и использование инновационного опыта других регионов в деятельности по организации работы с семьями в СОП, создание единой базы семей в СОП, разработка мероприятий, направленных на профилактику возникновения СОП, ведение контроля за семьями, которые уже оказались в СОП.
Нами также сделан анализ нормативно-правовых актов в области организации работы с семьями Каменского района Алтайского края, находящимися в социально опасном положении.
Практическое исследование нормативного и организационного обеспечения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на примере Каменского района, позволил выявить то, что за последние пять лет увеличилось количество таких семей, но в большинстве случаев данным семьям удалось реабилитироваться.
Нами был изучен механизм по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рекомендованный Порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, комиссией изучается и делаются попытки его применения, на данном этапе этот механизм остается не отработанным.
А также было выявлено, что по-прежнему остается проблема взыскания штрафов в лиц, подвергнутых административному наказанию на комиссиях КДНиЗП. В 2016 году было взыскано только 18,5 % от наложенной суммы штрафов. C целью принятия административных мер воздействия с 2018 года комиссией будет осуществляться составление протоколов об административном правонарушении по ст.20.25 КоАП РФ на лиц, уклоняющихся от уплаты штрафов.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить теоретически и подтвердить практически то, что существующая и действующая нормативно-правовая база в полной мере регулирует организацию социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, но не в полной мере используется данной комиссией по причине низкой квалифицированности работников.
Проведенное исследование позволило также выявить, что существуют проблемы в организации социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении в Каменском районе. Они обусловлены недостаточностью ее ресурсообеспеченности, поскольку в данном районе наблюдается острая нехватка высоко квалифицированных кадров, что за собой ведет не соблюдение законодательных актов, грубые нарушения в их работе, что говорит о низком профессионализме части опрашиваемых.
Также мы смогли выявить то, что, основными дефицитами в социальной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении в Каменском районе является кадровый потенциал и профессиональная компетенция, отсутствие системности в их работе.
По итогам работы органов и учреждений системы профилактики за 2013 - 2017 год были определены следующие приоритетные задачи на 2018 год:
• организация работы по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;
• организация профилактики подросткового алкоголизма;
• участие в контроле за своевременным получением каждым несовершеннолетним района обязательного общего среднего образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
• осуществление контроля за работой по трудоустройству стоящих на учете подростков и родителей из социально-неблагополучных семей.
Таким образом, цель и задачи работы выполнены, гипотезы подтвердились.


1. Конституция Российской Федерации (ст. 7). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.constitution.ru/10003000/10003000- 3.htm.
2. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям. ГОСТ Р 53061-2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 438-ст).
3. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон№324-ФЗ от 21.11.2011 г.: по сост. на 28.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - №48. - Ст. 6725.
4. О детском доме семейного типа (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа»): постановление Правительства РФ №195 от 19.03.2001 г.: по сост. на 24.12.2014 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №13. - Ст. 1251.
5. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением: постановление Правительства РФ №654 от 04.11.2006 г: по сост. на 16.12.2014 // Собрание законодательства РФ. - 2006. №46. - Ст. 4801.
6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г.: по сост. на 28.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №52. Ст. 5880.
7. О комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ Минздрава РФ №621 от 30.12.2003 г.// Бюллетень Минюста РФ. - №3. - 2004.
8. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон №272-ФЗ от 28.12.2012 г.: по сост. на 23.05.2015 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7597.
9. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: постановление Правительства РФ №116 от 14.02.2013 г.: по сост. на 02.07.2013 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №7. - Ст. 660
10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ Президента РФ №761 от01.06.2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. - №23. - Ст. 2994.
11. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента Российской Федерации №1688 от 28.12.2012 г. // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 2). - Ст. 7860.
12. О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: федеральный закон №122-ФЗ от 07.08.2000 г.: по сост. на 29.12.2012 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №33. - Ст. 3348.
13. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.: по сост. на 02.03.2016 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999: по сост. на 23.11.2015 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №26. - Ст. 3177.
15. Об утверждении Программы сопровождения замещающих семей в Алтайском крае на 2015-2017 гг.: приказ Департамента социального развития Алтайском крае от 16.04.2015 г. №148-п [Электронный ресурс]. - URL: http: //adm.ru/ogv_ru/gov/administrative/social_department.htm...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ