Введение 3
Глава 1. Новые источники и методы сбора информации в современной журналистике 7
1.1. Методы сбора и обработки информации в журналистике 7
1.2. Традиционные методы сбора информации: наблюдение, эксперимент,
изучение документов, интервью 11
1.3. Новые методы сбора информации в современной журналистике: краудсорсинг, работа с базами данных, RSS-каналы 21
1.4. Интернет-ресурсы как источник журналистской информации. Особенности работы журналиста с интернет-ресурсами 24
1.5. Социальные сети и их роль в современной журналистике 29
1.6. Дрон-журналистика как новый метод сбора информации 39
Глава 2. Особенности применения современных методов сбора информации в современной журналистской практике 49
2.1. Специфика применения дрон-журналистики как современного метода
сбора информации 49
2.2. Специфика использования социальных сетей: работа со скриншотами,
репостами и твитами в практике журналистов интернет-изданий «Meduza» и
«Новая газета» 55
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 74
Актуальность темы исследования. Журналистика, как и общество в целом всегда зависела от развивающихся технологий. Будь то, изобретение телеграфа, телефона, компьютера и появление Интернета. Современная техника позволяет общаться с людьми по всему миру. С компьютерными технологиями произошла революция связи как таковой, а значит и передачи информации любого рода. Появилась возможность удаленного общения, а также получения и распространения информации.
С появлением Интернета, журналистика обрела новые формы. Сетевая журналистика оттеснила на второй план традиционную, став для аудитории незаменимой частью жизни. Разделение на политические, экономические, профессиональные, развлекательные издания сделало интернет- журналистику настолько объёмной, что охватить весь размах информационного поля невозможно. Важная особенность сетевой журналистики - использование новых технологий. Материал теперь - это не только текст, но аудиовизуальные компоненты, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Открыв статью, пользователь может не только прочитать, но увидеть и услышать, перейти на другую тему, тем самым расширить свои представления о проблеме.
Новые технологии, особенно такие, которые предоставляют возможность увидеть и запечатлеть то, что до них было невозможно, обязательно нужно учитывать и уважать. Задача успешного СМИ состоит в том, чтобы внимательно следить за инновациями, приветствовать их и начинать использовать одними из первых.
Степень разработанности проблемы. Важными в данной теме являются исследования по рассмотрению специфики новых методов сбора информации, такие как Лукашевич К.П. Дрон-журналистика как метод сбора информации // Молодой ученый. — 2017. Амзин А. «Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016».
Объектом исследования являются новые методы сбора информации в современной журналистике.
Предметом исследования является специфика использования новых методов сбора информации в практике современных журналистов.
Цель исследования -проанализировать особенности применения новых методов сбора информации, выявить, каким образом эти методы развивают и обогащают современную журналистику. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методы сбора и обработки информации в современной журналистике.
2. Охарактеризовать традиционные методы сбора информации в журналистском творчестве.
3. Выявить и проанализировать новые методы сбора информации в современной журналистике.
4. Рассмотреть интернет-ресурсы с точки зрения источника журналисткой информации и выявить особенности работы журналиста с ними.
5. Рассмотреть роль социальных сетей в контексте медиапотрбеле- ния и сбора информации в журналистике.
6. Рассмотреть дрон-журналисту как новый метод сбора информации.
7. Проанализировать материалы интернет-изданий на предмет применения новых методов сбора информации, использованных для их создания.
Гипотеза исследования:
Новые методы сбора информации помогают современному читателю, зрителю, слушателю получать более достоверную информацию. Помогают получать эту информацию в кратчайшие сроки, из недоступных для обычного человека мест и источников.
Методы исследования: качественный анализ текстов материалов сетевых СМИ и элементы контент-анализа, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный анализ публикаций в интернет-изданиях.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные в интернет-изданиях «Meduza» и «Новая газета» в 2018 году. Документальный фильм, опубликованный «Центром управления расследованиями» 14 марта 2018 года.
Новизна данной работы состоит в том, что автором осуществлен анализ современных материалов и расследований интернет-СМИ с точки зрения специфики использования новых методов сбора информации для их создания.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при анализе других сетевых изданий при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, занимающимся изучением новых методов сбора информации и применением их на практике.
Журналистика - это прежде всего сбор информации. Лишь на основании собранной внешней информации возможно изготовление внутренней информации, т.е. создание собственной концепции ее событий. В подавляющем же большинстве случаев журналистика занимается поиском новостей в информационных источниках и обнародованием, публикацией (т.е. донесением к публике) сообщений о них [Владимиров 1998, с.6].
Перед началом реализации любого журналистского замысла нужно прежде всего определить объект исследования. Им могут выступить различные общественные проблемы и процессы или отдельно взятый человек или его деятельность. На этом этапе необходимо обладать начальными навыками сбора и обработки информации. Поэтому очень важно уметь получать только необходимую информацию.
Необходимая информация должна отвечать ряду требований. Основными требованиями являются объективность, достоверность, свежесть, завершенность и т.д. В основе информации должен быть реальный факт, найденный и обработанный журналистом. Именно поэтому сбор информационного материала так важен. Но и к факту существуют определенные требования. Он должен представлять общественный интерес, иметь информационную ценность, быть достоверным, оперативным и полным. В окружающем нас мире миллионы фактов, часто не существуют отдельно друг от друга. Поэтому для журналиста очень важно найти и определить факт.
При использовании журналистом информации из разных источников, собранной разными методами сбора информации очень важна внимательность, ведь любая ошибка или фактическая неточность могут дискредитировать журналиста. А его ошибка при поиске информации может ввести в заблуждение целое общество, которое может потерять доверие к журналисту.
В задачи журналиста входит не только накопление информации, но и умение выделить наиболее важные моменты. Он должен сформулировать, организовывать и интерпретировать имеющуюся информацию. То есть, не только получить и опубликовать, но и убедиться, что материал воспринят целевой аудиторией. Роль журналистики в настоящее время настолько многогранна, что вынуждает постоянно находиться в многозадачном режиме управления, обработки и анализа данных, при этом заботиться о максимальной эффективности процесса.
Существует огромное количество разнообразных методов сбора информации. Все они имеют как плюсы, так и минусы. Чтобы деятельность журналиста была успешной, он должен знать и уметь использовать все методы сбора информации, ведь это в первую очередь придаст разнообразие материалу и сделает его более достоверным.
1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику / А. Амзин. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
2. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики: учеб пособие / Е. В. Ахмадулина. - Ростов н / Д: Феникс, 2009. - 350 с.
3. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / Пер Бурдье. - М: Прагматика культуры, 2002. - 160 с.
4. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И.Варецкий, А.С.Шилов, Н.Н.Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 с.
5. Владимиров, В. М. Основы журналистики в понятиях и комментариях: учеб. пособие / В. М. Владимиров. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1998. - 144 с.
6. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
7. Гурова Е.К. Куницына Н.В. О некоторых тенденциях развития новых медиажанров // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. вып. 12. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ОГИИК, ООО «Горизонт», 2014. - С. 198-209.
8. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
9. Журналистика социальной сферы: учеб. пособие / под ред. В.И. Новикова, И.В. Старостенкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - ??? с.
10. Зверева, Н. В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие для вузов / Н. В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.
11. Здоровега, В. И. Теория и методика журналистского творчества: учебник / В. Здоровега. - М.: ПАИС, 2004. - 268 с.
12. Иванов, В. Ф. Журналистская этика: учебник / В.Иванов, В.Сердюк. - М.: Высшая школа, 2006. - 231 с.
13. Интернет для журналиста. - М.: Галерия, 2001. - 144 с.
14. Калмыков, А.А., Коханова, Л. А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков. - М., 2005. - 383 с.
15. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного у-та), 2004...