Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения дата-журналистики 7
1.1 Трансформация журналистики в современных условиях формирования
новой медиасреды 7
1.2 Понятие и сущность дата-журналистики 14
1.3 Характерные особенности журналистики данных 24
Глава 2 Анализ функционирования дата-журналистики в российских
СМИ 33
2.1 Проекты журналистики данных в России 33
2.2 Анализ дата-журналистики в российской журнальной
периодике 42
Заключение 60
Библиографический список 63
Актуальность темы исследования определяется тем, что журналистика в современном мире эволюционирует параллельно с глобальным информационным обществом, получая при этом некоторые качественно новые характеристики. Одним из значимых результатов трансформации журналистики стало появление нового медиатренда - так называемой дата-журналистики (или журналистики данных - от англ. data journalism), развитие которой стало возможно преимущественно благодаря появлению глобальной сети Интернет и которая связана с использованием специальных ресурсов больших, постоянно обновляемых массивов данных. Дата-журналистика - сравнительно молодое явление в мировой журналистике, появившееся в США в 2009-2010 гг. и постепенно обретающее популярность в разных странах мира.
. Журналистика данных, по мнению многих авторов, может включать всё многообразие жанров - от традиционных репортажей, которые создаются на компьютере с привлечением данных в качестве источника до самых современных способов визуализации информации и новостных приложений. Объединяющая их цель - предоставление информации и её анализа, чтобы информировать аудиторию обо всех значительных событиях дня. Появление этой отрасли со всеми сопутствующих ей сложностями и перспективами обусловлено множеством причин, но основной из них является острая потребность аудитории в качественной и при этом простой для восприятия информации, базирующейся не на личностной оценке журналиста, а на конкретных цифрах и фактах. Ещё востребованнее инфографика и диаграммы в цифровой медиа-среде, куда всё активнее перемещается журналистика. Это тем более важно, что сегодня во всем мире тиражи традиционных печатных изданий падают с огромной скоростью. В этой связи мультимедийным редакциям чрезвычайно важен поиск новых творческих стратегий для работы, а также новые методы работы с информацией. Таким
образом, тема выпускной квалификационной работы представляется
актуальной.
Степень разработанности проблемы. Характеризуя степень разработанности проблемы исследования в научной литературе, следует отметить, что существующие работы по журналистике данных весьма малочисленны и находятся на стыке различных научных направлений. Это публикации зарубежных авторов Е. Аппельгрен, Дж. Грея, С. Коэн, М. Лоренца, В. Майер-Шонбергера, К. Ниппарда, С. Роджерса, и др.
В России теоретическим изучением дата-журналистики занимались Е. Л. Вартанова, М. И. Макеенко и др., анализом журналистских практик - И. Бегтин, И. Радченко, Л. Черняк.
Таким образом, формат журналистики, основанной на использовании цифровых данных, в должной степени не концептуализирован, что требует научного осмысления, как в целом, так и в аспекте использования основных ресурсов и анализа проектов дата-журналистики.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать основные проекты (ресурсы) дата-журналистики в России, проанализировать использование данных, предоставляемых в рамках этих ресурсов, в российских СМИ.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
• рассмотреть трансформацию журналистики в современных условиях формирования новой медиасреды;
• раскрыть понятие и сущность дата-журналистики;
• описать характерные особенности журналистики данных;
• охарактеризовать развитие журналистики данных в России;
• проанализировать дата-журналистику на примере российской журнальной периодики.
Объектом исследования выступает журналистика данных как перспективное направление развития журналистики в современном медиапространстве.
Предмет исследования - развитие дата-журналистики в России.
Гипотеза исследования: Дата-журналистика в России сегодня находится на начальной стадии развития.
Методология исследования, помимо общенаучных методов,
опирается на:
• структурный и системный подходы (Б. Ананьев, А. Леонтьев, Б. Ломов, К. Платонов, Э. Юдин и др.);
• типологический подход к журналистике (Е. Л. Вартанова, А. А. Грабельников, Б. И. Есин);
• подходы к изучению информационного общества, представленные в работах А. Б. Антопольского, Г. Р. Громова, Т. В. Ершовой, В. Н. Костюка, А. В. Петрова, А. Н. Райкова, С. С. Терещенко, И. А. Яковенко;
• работы, раскрывающим сущность понятия «дата-журналистика» и специфику журналистской работы в данной сфере (И. Бегтин, Е. Колчина, А. Родионов, М. Шерстюкова и др.).
Эмпирическую базу исследования составляют:
1) проекты:
1. «Подробный анализ трафика 100 самых успешных российских СМИ», 2014 год, раздел "Digital Insights", сайт Slon.ru. Редактор данного проекта Тамара Бабакова.
2. «BigData Viz: возраст домов Москвы», 2013 год, компания Меркатор. Создателями интерактивной карты являются Константин Варик при участии Андрея Скворцова.
3. «Интерактивная карта Интернета», создатель российский программист Руслана Еникеев.
4. «Деньги, Любовь и Секс», 2013 год, создатель художник Николай Ламм.
5. «Выборы в Госдуму», 2016 год, создатель проекта Александр Богачев. (всего 5 проектов).
2) Материалы периодических изданий: «Русский Репортер» (за 2013 г.); «Вокруг Света» (период март 2016 - апрель 2017); «Эксперт» (период сентябрь - февраль 2017) (всего 30 публикаций).
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит свой вклад в изучение перспективного направления «журналистики данных» в современном медиа-пространстве. Материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании соответствующих дисциплин, а также в практической работе журналистов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное исследование журналистики, основанной на использовании новейших форматах цифровых данных из основных ресурсов (баз данных) в журнальной периодике, попытка её идентификации и выявления особенностей позволяет сделать несколько выводов.
1. Появление новых форматов цифровой информации, в частности, цифровой машиночитаемой информации больших и открытых данных, обусловливает новые способы поиска, обработки, анализа, представления информации в журналистских материалах. Большие и открытые данные обусловливают особый тип контента, представление информации в котором демонстрирует паритетное соотношение вербального текста и визуальной составляющей.
2. Компаративный анализ материалов на основе использования цифровых данных в российских журналах выявил их следующие характеристики: полисубъектность, преобладание текстового контента в публикации, статическая визуализация данных, отсутствие интерактивности, низкая эффективность взаимодействия с аудиторией.
3. В российской практике пока недостаточно часто используются открытые ресурсы данных, несмотря на то, что они являются доступными на законодательном уровне.
4. Анализ тенденций развития дата-журналистики в российской журнальной периодике, проведённый на примере российских журналов «Вокруг Света», «Русский Репортер» и «Эксперт», показал следующее:
а) тематика статей: «Русский репортер» - преобладает наука, «Эксперт»- экономика, «Вокруг света» - путешествия.
б) используемые ресурсы: «Русский репортер» - на первом месте Росстат (40 %) на последнем месте ЦБ РФ (10 %), The Global Gender Gap Index (10 %), SCImago Journal (10 %). «Эксперт» - на первом месте ЦБ РФ (60 %) на последнем месте Global digital report (10 %), Индекс EF EPI (10 %), Save the Children (10 %). «Вокруг света» - на первом месте Международные организации (50 %) на последнем месте Росстат (10 %), Управление по энергетической информации (EIA) (10 %), Австралийское государственное объединение научных и прикладных исследований (10 %).
в) число специалистов, работающих над статьями: над большинством публикаций работают 3 специалиста (журналист, графический дизайнер и фотограф);
г) соотношение текстового и визуального контента «Русский репортер»
- на первом месте визуальный (55 %) на последнем месте текстовой (45 %) . «Эксперт» - на первом месте текстовой (20 %) на последнем месте
визуальный (80 %) . «Вокруг света» - на первом месте визуальный (70 %) на последнем месте текстовой (30 %).
д) тип визуализации, используемый в материалах «Русский репортер» -
на первом месте карта (70 %) на последнем месте радиальная диаграмма (10 %), таблица (10 %), пузырчатая диаграмма (10 %). «Эксперт» - на первом месте фотографии (60 %) на последнем месте схема (10 %), точечная диаграмма (10 %), диаграмма с областями (10 %). «Вокруг света» - на
первом месте карта (100 %) на последнем месте столбчатая диаграмма (10 %), график с областями (10 %) и гистограмма (10 %).
5. Анализ журналистики данных в российских проектах, проведённый на примере таких проектов как: «Выборы в Госдуму - 2016», «Big Data Viz: возраст домов Москвы» показал следующее:
а. тематика статей: проект «Выборы в Госдуму - 2016» является политика, «Big Data Viz: возраст домов Москвы» преобладает история.
6. используемые ресурсы: «Выборы в Госдуму-2016» - Центральная Избирательная комиссия Российской Федерации (cikrf.ru), «Big Data Viz: возраст домов Москвы» - Реформа ЖКХ и правительство Москвы.
в. число специалистов, работающих над проектами: над проектом «Выборы в Госдуму-2016» работали 4 специалиста (концепция и дизайн:
Александр Богачев, карты: Анна Осюк, Лера Базанкова, Анастасия Зотова); над «Big Data Viz: возраст домов Москвы» работали 2 специалиста (разработчик: Константин Варик, консультант: Андрей Скворцов).
г. соотношение текстового и визуального контента «Выборы в Г осдуму - 2016» - объём визуализации превышает объем текстовой составляющей (70 %). в интерактивном проекте «Карта возрастов домов Москвы» - объём визуализации превышает объем текстовой составляющей (90 %).
д. тип визуализации: в проекте «Выборы в Госдуму - 2016» - на первом месте таблицы (30 %) на последнем месте гистограмма (10 %), линейчатая диаграмма (10 %) и программа поиска (10 %), в проекте «Карта возрастов домов Москвы» используемый тип визуализации - карта (100 %).
На наш взгляд, возможности данного направления журнализма ещё не до конца оценены российским журналистским сообществом. Интерактивные проекты по анализу и визуализации данных реализуются в России отдельно от крупных СМИ (например, в рамках специализированных хакатонов).
1. Аксёнова О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы // Научный вестник Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2015. № 3 (7). С.41-44.
2. Антонова В. И. Проблемы дифференциации жанровых форм
медийных текстов в современной теории журналистики // Огарёв-Online, 2018. № 3 (108). URL: http://journal.mrsu.ru/arts/problemy-differenciacii- zhanrovyx-form-medijnyx-tekstov-v-sovremennoj-teorii-zhurnalistiki
3. Арбатская Е. О. Открытые данные как ресурс региональной
журналистики // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 5 (360). С. 52
58.
4. Артёмов А. В. Цифровые технологии в журналистике // Экосистема цифровой экономики: проблемы, реалии и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Малявкиной, Орёл, 2018. С. 10-15.
5. Ашенова С. В. Современная журналистика: блоги, лонгриды, социальные сети - чья возьмёт? // Век информации, 2018. № 1. С. 136-142.
6. Баранова Е. А. Трансформация института СМИ в условиях
медиаконвергенции // Коммуникология, 2016. Т. 4. № 3. С. 188-203.
7. Бегтин И. Памятка по журналистике данных [Электронный
ресурс] // Редакторский портал. URL:
http: //www.redactor. in.ua/internet/3126.html.
8. Бейненсон В. А. Проблемы развития форматов журналистики погружения в современной медиасреде // Век информации, 2018. Т. 1. № 2. C. 239-240.
9. Бокарёва Ю. С. Инфографика как современное средство коммуникации // Вестник Харьковской гос. академии дизайна и искусств,
2014. № 4-5. С. 13-16.
10. Борисова И. О. Инфографика как самостоятельный жанр // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дел, 2012. № 5. С. 186-194.
11. Бочаров М. П. PR-технологии и журналистика данных (новые формы работы со статистическими источниками информации) // Труд и социальные отношения, 2014. № 4. С. 81-95.
12. Вакуленко С. А. Информационные технологии как ведущий фактор развития периодических изданий // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. тр. Первой Всерос. науч.-практ. конф, СПб, 2015. С. 93-96.
13. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации . СПб.: Питер, 2015. 345 с.
14. Глебова И. С. Juniorskills как фактор создания мультимедийной журналистики будущего (на примере регионального чемпионата Juniorskills 2018 Москва) // Наука телевидения, 2018. №14. С. 212-238.
15. Горшкова М. С. Мультимедийные лонгриды как формат в интернет-журналистике: анализ специфических особенностей // Знак:
проблемное поле медиаобразования, 2018. № 1 (27). С. 105-110.