Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка образовательной методики формирования ассоциативного алгоритма действий при эвакуации

Работа №91253

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

техносферная безопасность

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы методов и форм обучения безопасности
жизнедеятельности 9
1.1 Характеристика форм и методов, применяемых на уроках «Основ
безопасности жизнедеятельности» 9
1.2 Организация подготовки и проведения тренировок по эвакуации
при пожаре 18
1.3 Ассоциативные методы обучения 20
2 Экспериментальное исследование ассоциативной методики по
формированию алгоритма действий при эвакуации в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности» 26
2.1 Организация экспериментального исследования 26
2.2 Ход эксперимента 27
2.3 Результаты эксперимента 33
3 Анализ результатов опытно-исследовательской работы 72
Заключение 75
Рекомендации 77
Список использованных источников 77

На объектах Министерства образования и науки России ежегодно регистрируется до тысячи пожаров и возгораний. Факты губительных пожаров в образовательных учреждениях (ОУ) в последние годы свидетельствуют о недостаточно серьезном отношении к вопросам организации обучения пожарной безопасности детей в средних образовательных организациях. ОУ в связи с массовым пребыванием людей на ограниченной территории, относятся к объектам повышенной опасности. Пожары в таких зданиях и сооружениях часто проходят по быстроразвивающемуся варианту и нередко сопровождаются травмированием и гибелью людей. Наиболее надежный способ обеспечения безопасности людей в таких условиях - своевременная эвакуация. Обеспечение быстрой и своевременной эвакуации из зданий и сооружений, - это важная и ответственная задача, которая должна закладываться в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность работы заключается в следующем. В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. В России не снижается количество людей, погибающих от пожаров и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится.
Образовательная область ОБЖ внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования и вопрос о ее упразднении не обсуждается. Наоборот, в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки учащихся и персонала ОУ к действиям в опасных социальных, криминальных и чрезвычайных ситуациях. В связи с переходным периодом и текущей реформой Министерством образования и науки Российской Федерации временно предоставлена возможность образовательным учреждениям руководствоваться различными базисными учебными планами и различными программами с учетом своих возможностей и особенностей образовательного процесса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни. Юноши дополнительно знакомятся с правовыми и организационными основами военной службы. Для девушек это ознакомление ведется на добровольной основе.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, а именно множественные пожары в торгово-развлекательных центрах и других отраслях инфраструктуры, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку специалистов по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек безопасного поведения.
В целом работа предназначена для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, со сформированной системой поведения при любой чрезвычайной ситуации, в данном конкретном случае при пожаре.
Основные задачи обновления содержания БЖД определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, и из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования России.
Объектом дипломной работы является процесс обучения ОБЖ в среднем общеобразовательном учреждении с применением инновационного подхода - формирования алгоритма действий при чрезвычайных ситуациях (ЧС), в данном конкретном случае при пожаре.
Предметом исследования является внедрение инновационной методики в организацию урока «Основ безопасности жизнедеятельности» в условиях педагогической системы обучения.
Цель работы - раскрытие в практической части основных путей совершенствования процесса обучения ОБЖ с помощью формирования у детей полезных ассоциативных действий при пожаре. В экспериментальном исследовании - повышение интереса и уровня знаний правил безопасного поведения при эвакуации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать основные формы и методы обучения, применяемые на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»;
• рассмотреть организацию подготовки и проведения тренировок по эвакуации при пожаре;
• провести опытно-экспериментальную проверку эффективности инновационной образовательной методики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы была разработана методика формирования ассоциативного алгоритма действий при эвакуации, составленная на основании существующих психологических и психолингвистических типологий, предназначенная для формирования основных правил безопасного поведения при пожаре.
В связи с поставленными задачами исследования был рассмотрен и обобщен теоретический материал по излагаемой теме. Раскрыты в практической части основные пути совершенствования процесса обучения ОБЖ с помощью формирования у детей полезных ассоциативных действий при пожаре. В экспериментальном исследовании выполнено повышение интереса и уровня знаний правил безопасного поведения при эвакуации. Охарактеризованы основные формы и методы, применяемые на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», рассмотрена организация подготовки и проведения тренировок по эвакуации при пожаре, проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности инновационной образовательной методики.
В результате проведенного эксперимента среди учащихся муниципального образовательного учреждения «Гимназия №74» города Барнаула время эвакуации было сокращено 1 смена в летнее время на 2 минуты, в зимнее время на 3,5 минуты; 2 смена в летнее время на 2 минуты, в зимнее время на 2,5 минуты. Процент усвоения методики, достигнут близким к максимальным значениям: пожар - 97%; эвакуационный выход - 93%; спокойное движение строем, в колонне по двое - 85%.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской, психолого­-педагогической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по средней школе; методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов; методики математической статистики по обработке экспериментальных данных.


1. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 - 215.
2. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 - 32.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 - 79.
4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 - 46.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 - 126.
6. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно­воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1999. - С. 59.
7. Тупикин Б. Примерное поурочное планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ОБЖ в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования // Основы безопасности жизнедеятельности. № 12. - 2009. - С. 46.
8. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. - М., 2008 г.- С. 180.
9. Устинов В.Е., Попадейкин В.В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. - № 6 - 2005. - С. 18.
10. Шершнев Л.И. Учитель как созидатель безопасности // Безопасность. №11 . - 1995. - С. 59.
11. Цукерман Г.А. Инновации в мировой педагогике. - М., 2008. - С. 180.
12. Шувалов В.А. Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. №3. - 2008. - С. 16.
13. Кобитина И.И. Детям о технике. - М., 2001. - С. 112.
14. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. - М., 2008. - С.131.
15. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. - М., 2008. - С.137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ