Введение 3-6
Глава 1. Допрос: общие положения 7
1.1 Понятие и сущность допроса как следственного действия 7-16
1.2 Виды и задачи допроса 16-18
1.3 Процессуальные требования к допросу 18-22
Глава 2. Применение психологического воздействия при производстве допроса 23
2.1 Соотношение приемов и способов психологического воздействия и их
классификация 23-30
2.2 Разграничение правомерного и неправомерного психологического
воздействия 31-37
2.3 Нейролингвистическое программирование как способ психологического
воздействия при допросе 37-44
2.4 Защита участников уголовного процесса от неправомерного
психологического воздействия 45-48
Глава 3. Криминалистические приемы проведения допроса 48
3.1 Тактика допроса свидетелей и потерпевших 48-54
3.2 Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых 54-60
3.3 Тактика допроса несовершеннолетнего 60-70
Заключение 71-74
Библиографический список 75-79
Приложение 80-97
Последний лист ВКР 98
Успех в раскрытии преступления, при соблюдении законных прав и свобод участников уголовного процесса зависит от правильного проведения следователем отдельных следственных действий, которые в свою очередь во многом зависят от умения правильно и в полном объеме использовать криминалистические, психологические и криминологические знания1.
На начальном этапе расследования следователи постоянно сталкиваются с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
В деятельности следователя существенное значение приобретают психологические знания и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации. Поскольку следователь почти никогда не располагает всеми сведениями в начале расследования, ему приходится принимать решения в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности.
Допрос используется как на предварительном расследовании, так и в судебном заседании. В данной магистерской диссертации допрос рассматривается, как форма предварительного расследования, но также упоминается в качестве следственного действия в судебном заседании.
Тема данной магистерской диссертации актуальна, поскольку использование психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя, дознавателя позволит снизить риск принятия неправильных решений, получить достоверную информацию от участников процесса, обобщить и собрать информацию, полученную в ходе
производства определенных следственных действий, возрастет
эффективность расследования преступления и их профилактики.
На рассмотрение выносится несколько проблем, такие как:
• определение понятия и сущности допроса;
• рассмотрение криминалистических приемов при допросе;
• признание приемов и способов психологического воздействия Российским законодательством;
• разграничение правомерного и неправомерного психологического воздействия;
• осведомленность сотрудников правоохранительных органов о психологическом воздействии и способах его применения.
Объектом исследования данной работы являются общественные взаимоотношения между следователем и иными участниками уголовного процесса и применение психологических приемов и способов при допросе.
Предметом исследования являются механизмы проявления
психологического воздействия, криминалистическая тактика допроса, последствия применения, и их связь с конкретными следственными действиями.
К задачам магистерской работы относятся:
• раскрытие понятия допроса, как отдельного следственного действия;
• проанализировать криминалистические приемы, способы допроса несовершеннолетних;
• выявление и пути разрешения проблем взаимоотношений между сотрудниками правоохранительных органов и другими участниками процесса;
• соотнести приемы и способы психологического воздействия;
• разграничить правомерное и неправомерное психологическое
воздействие, способы защиты.
Эмпирическая основа исследования выражается в форме опроса и
изучения уголовных дел, уголовно-процессуальных документов,
предоставленных СЧ ГСУ МВД России по Алтайскому Краю. Опросу подлежали следователи и их непосредственные руководителей в количестве 7 человек.
Методы исследования: структурно-логический, системно-структурный, статистический, описательный, сравнительно-правовой, социологический, а также диалектический метод научного познания, анализ и сбор практического и научного материала.
Магистерская диссертация выполнена на основании изучения:
• нормативно-правовых актов ("Всеобщая декларация прав человека" от 10 декабря 1948г.; Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 05.02.2016 г. ); Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2017), Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.06.2017).
• судебной практики Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ;
• специальной литературы (исследования работ таких авторов как И.И. Аминов, А.М. Васильев, В. Н. Смирнов, А.В. Черепанов, Ю. В. Чуфаровский и др.).
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.
В первой главе рассматриваются такие вопросы как, понятие, виды, задачи и процессуальные требования допроса.
Вторая глава посвящена правовой оценке применяемого
психологического воздействия; рассматриваются критерии правомерности психологического воздействие и способ формирования; отличие
неправомерного от правомерного воздействия; последствия применения неправомерного психологического воздействия; защита участников уголовного процесса от воздействия, раскрывает сущность нейролингвистического программирования как основного способа психологического воздействия.
В третьей главе были рассмотрены вопросы криминалистических приемов проведения допроса, тактика допроса и специфическая тема допроса несовершеннолетних.
Изучения специальной литературы, законодательства и судебной практики позволяют сделать вывод о недостаточности изученности темы допроса, как психологического и криминалистического воздействия. Множество вопросов остаются открытыми, на них нет конкретных ответов в юридической литературе.
Актуальность данной темы не умаляет тот факт, а. наоборот, в условиях суровой необходимости, показывает насколько важно знание таких наук как юридическая психология, криминалистика и уголовный процесс.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были исследованы поставленные перед автором проблемы и задачи, найдены оптимальные решения.
Считаем, что поставленные задачи данной магистерской работы были максимально раскрыты и представлены варианты из решения.
Успешно осуществить допрос может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос требует от следователя хороших знаний педагогики, психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
Итак, первая проблема состояла в рассмотрении понятия и сущности допроса, как следственного действия. Допрос — это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность
определенных компонентов. Обладая интегративным свойством, структура этого следственного действия состоит из таких сторон, как организационная, познавательная, конструктивная, коммуникативная, психологическая, воспитательная, удостоверительная и нравственная. Эти аспекты допроса органически вплетаются в процессуальные и тактические основы его производства. Тесная взаимосвязь и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются и применяются на основе и в рамках закона, требований норм нравственности, с учетом психологических и индивидуальных особенностей личности.
Вторая проблема, криминалистические приемы допроса. Трудно переоценить значение приемов следственной тактики, основанных на психологическом воздействии. Их грамотное применение представляет собой эффективное оружие в руках следователя. Без них сложно, а порой просто немыслимо раскрыть преступление, тем более что опытные преступники вырабатывают тактику противодействия установлению истины по делу.
Третья проблема заключалась в отсутствии законодательной регламентации психологического воздействия. На самом деле, в научно-правовых актах нет определения психологическому воздействию, его признаков, структуры, приемов, методов, способов и т.д. В научной литературе не встретишь конкретных приемов психологического воздействия, которые могли бы эффективно применять следователи при производстве следственных действий. При изучении тактических, технологических, психологических основ следственных действий, информация о психологическом воздействии упоминалась вскользь.
Четвертая проблема заключалась в разграничении правомерности и неправомерности психологического воздействия и определении границы между ними. Поскольку данное воздействие не изучено основательно и его распознавание затрудненно на практике, невозможно выделить определенных критериев.
Пятая проблема заключалась в разграничении правомерности и неправомерности психического воздействия и определении границы между ними.
На первый этап предлагается выработать рекомендации, которые будут способствовать наиболее точному разграничению правомерного и неправомерного психологического воздействия. В последующем, критерии правомерности внести в локальные нормативно-правовые акты определенных правоохранительных органов.
Правовая оценка оказания неправомерного психического воздействия должна быть выражена в установленной уголовно - процессуальным законом форме и осуществляться компетентными должностными лицами, путем вынесения соответствующего мотивированного постановления. Она должна найти свое отражение и в актах прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора по уголовным делам...
1. Нормативные правовые акты и другие официальные источники
1.1 Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Сайт ООН [Электронный ресурс] - Электронные данные - Заглавие с экрана. 1Ж1/11Пр:/Аууу.11П.огц.
1.2 Конституция Российской Федерации принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (в ред. 5.02.2014 г.) //Собрание
законодательства Российской Федерации. 2018. N 9. Ст. 851.
1.3 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 08.06.2015) // Сайт справочно-правовой системы
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электронные данные - Заглавие экрана. иВГ:ййр://’№№№.сопзиИ:ап1.ги (дата обращения 15.06.2014).
1.4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18
декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001. / Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс].НВГ: ййр://’№№№.сопзи11ап1.ги
1.5 Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». // «Российская газета» № 156 от 10.06.2007. 2 с.
1.6 Федеральный закон от 17.04.2017 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // «Российская газета». N 113, 22.04.2017. 2017. 2 с.
2. Материалы судебной практики
2.1 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аксакова Руслана Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части четвертой статьи 56 и частью пятой статьи
189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 534-О // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - Электронные данные - Заглавие экрана. 1Ж1.:11Пр:/Аууу.со1Ш|11ап1.Г11 (дата обращения 04.12.2018).
2.2 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.09.2014 N 50- АПУ14-25 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электронные данные - Заглавие экрана. 1Ж1.:11Пр:Аууу.со1Ш|11ап1.1Т1 (дата обращения 04.12.2018).
3. Специальная литература
3.1 Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс». 2007. 165 с.
3.2 Васильев В.Л. Юридическая психология. // 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
3.3 Васильев А.М., Васильева Н.А. Признание вины под
принуждением // Администратор суда. 2017. N 2. С. 23 - 26.
3.4 Васкэ, Е.В. Использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя как средство снижения рисков принятия неправильных (ошибочных) решений//Российский следователь. - 2015. - N 2. - С. 43-47.
3.5 Гагин Т.В. / ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. - М.: Психотерапия, 2007.- 38 с.
3.6 Еникеев М.И. Юридическая психология // Учебник. М.: Юристъ, 1999. 153 с.
3.7 Еникеев М.И. Психология коммуникативной деятельности
следователя // Юридическая психология. 2015. N 4. С. 3 - 7.
3.8 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. // Хрестоматия по психологии памяти, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. Москва, 2002. С. 465 - 475.
3.9 Искусство речи в суде присяжных: учебно-практическое пособие/ И.Л. Трунов, В.В. Мельник.- М.: Высшее образование, 2015. 172 с.
3.10 Криминалистика. // Под ред. Белкина Р.С., Лузгина И.М. Том 2. М. Минск. 1980. С. 132-133.
3.11 Лефевр В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М.: 1969. 33 с.
3.12 Матусевич И.А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. М.:БГУ.1975. 73 с...