Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование оперативно -розыскной
деятельности 7
1.1. Понятие и правовое регулирование оперативно -розыскной
деятельности 7
1.2. Система принципов оперативно -розыскной деятельности и их
характеристика 18
1.3. Содержание принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина как принцип оперативно-розыскной деятельности 26
Глава 2. Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно -розыскной деятельности 32
2.1. Сущность и значение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно -розыскной деятельности 32
2.2. Обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности 35
2.3. Контроль и надзор за оперативно -розыскной деятельностью 44
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 63
Актуальность темы.
Соблюдения законности в процессе оперативно -розыскной деятельности является незаменимым условием правового государства.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) под оперативно - розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.
Негласный характер оперативно -розыскной деятельности создает сложности при осуществлении контроля над ней, а недостаточно урегулированное проведение оперативно-розыскных мероприятий может негативно повлиять на интересы личности и общества. Зачастую негласный характер оперативно -розыскной деятельности и допущения в ходе её осуществления некоторых ограничений прав и свобод граждан делает данную проблему актуальной и требует применения ряда мер по исключению фактов нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на это, в оперативно -розыскной деятельности существует механизм соблюдения прав и законных интересов человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В Федеральном законе (далее - ФЗ) «Об оперативно -розыскной деятельности» установлено, что уважение прав и свобод человека и гражданина является одним из основополагающих принципов оперативно -розыскной
деятельности. Соблюдение прав и свобод человека при проведении оперативно - розыскной деятельности как одна из форм реализации права предполагает воздержание субъектов оперативно-розыскной деятельности от совершения неправомерных действий, запрещенных оперативно -розыскным
законодательством.
Отдельные вопросы раскрытия, соблюдения прав и свобод гражданина при осуществлении ОРД, являлись в той или иной мере объектом исследования некоторых авторов научной литературы. Прямо или косвенно к данной проблематике они имели отношение и внесли свой вклад в эту разработку:Агафонов, Ю.А., Атмажитов, В.М.,Н.П.Водько., Луговик, В.Ф., К.К. Горяинова, В.С. Овчинского,,Родевич, В.Ч., Синилов.Г.К., Сорокин. И. Н., Сурков, К.В., Халиков,А.Н.,Яблоков, Н.П., Гаврилов Б.Я., Моисеева Т.В., Шалумов М. и другие.
Однако, формальное признание прав и свобод человека и гражданина не означает одновременного появления у лица возможности пользоваться ими. Требуется эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод.
Объектом исследования является правоотношения, возникающие в процессе оперативно-розыскной деятельности, оказывающие непосредственное влияние на соблюдение прав и свобод ее участников.
Предметом исследования являются совокупность нормативно -правовых норм, регулирующих обеспечения прав и свобод субъектов оперативно - розыскных правоотношений.
Цель исследования заключается в исследовании принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно - розыскной деятельности.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования ставились и решались следующие основные задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам, раскрывающим понятия и нормативно-правовое регулирование оперативно -розыскной деятельности
2. Охарактеризовать систему принципов оперативно - розыскной деятельности.
3. Раскрыть тему уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина как принцип оперативно-розыскной деятельности.
Теоретическая база исследования. Для обоснования сформулированных в данной работе положений использовались труды таких авторов как: К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова., А.Ю. Шумилова и многих других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно -процессуальное, ряд федеральных законов Российской Федерации, подзаконные акты, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. (ред.03.03.2015) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В решении поставленных задач использовались общие и частные методы исследования, в том числе системный, структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и другие.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные разработки науки уголовно - процессуального и уголовного права, теории оперативно - розыскной деятельности, криминалистики, криминологии. Концепции, положения, выводы и научные подходы, содержащиеся в трудах ученых в области общей теории права, конституционного права, уголовного права, ОРД, криминалистики и уголовно-процессуального права.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ, федеральное законодательство, уголовное, уголовно -процессуальное законодательство, законы и другие нормативно -правовые акты, относящиеся к данной проблематике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы.
Принципиально важное значение имеет определение подхода к практическому решению задачи обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно розыскной деятельности.
Необходимо выбрать основную направленность, пути и формы активного воздействия на деятельность, которые бы определили уровень обеспечения прав и свобод в (сфере рперативноврозыскной деятельности, соответствующий | требованиям Конституции РФ и международного права.
В юмоей иработе шбыло установлено, (что жОРД (является (разновидностью д государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что | она (законодательно [определена и (санкционирована [государством, (ограничена ц кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в жпорядке и в пределах, юпределенных и (ограниченных (им, | подконтрольна государственным [органам, направлена на [обеспечение права и щ его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, |так и асобственно шоснования [проведения жОРМ, в (качестве икоторых ю рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в щвиде ыпроведения уОРМ вили вследственных (действий (либо |тех и [других в ы совокупности.
ыПри | исследовании | принципов пОРД я и пришла к д выводу, ычто ыони ( сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное пзакрепление в юдействующем (законодательстве и (ведомственном р правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.
Для того чтобы гарантировать обеспечения прав и свобод человека и гражданина (при Ыосуществлении |ОРД, ннужен ^комплексный и ынезависимый подход к регулированию данного вопроса и непрерывного контроля как внутри структуры производства ОРД, так и вне структуры, для сохранения объективности в оценке нарушенных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении (ОРМ и юпредоставления (возможности жвосстановления (своих нарушенных прав.
Субъекты реализуя специфические функции в ОРД, исполняют предусмотренные ^российским законодательством обязанности и ^пользуются соответствующими правами. Разделение субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за её деятельностью происходит в зависимости от трех критериев:
По функциям их классифицируют на две группы:
• субъекты, осуществляющие контроль за ОРД;
• субъекты, надзирающие за исполнением законов в области ОРД.
По области осуществления предоставленных контролирующим органам полномочий субъекты делятся на:
• субъекты, осуществляющие внешний (вневедомственный) контроль;
• субъекты, осуществляющие внутренний (ведомственный) контроль.
В соответствии с ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль осуществляют руководители оперативно розыскных органов и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО ( организационных, кадровых, инспекторских и др.).
Все субъекты, осуществляющие контроль и надзирающие за ОРД делятся на:
• юридических лиц (государственные органы и их подразделения)
• физические лица (должностные лица, прокуроры, руководители ОРО).
Руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.
Контроль и надзор важны для осуществления основной задачи правового государства - защиты всей совокупности прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, но также они являются целью государственного развития, эта цель требует постоянной работы по ее достижению, по средствам контроля и надзора над этим процессом.
Можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод личности в ОРД есть деятельность соответствующих органов (законодательной власти; наделенных правом осуществлять ОРД, а также контроль и надзор), направленная на создание гарантий по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан в условиях применения специальных средств для решения проблем с преступностью, добычи информации о фактах или действиях, создающих опасность государственной, экономической, военной и экологической безопасности Российской Федерации.
Можно констатировать, что в основе нарушения принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина среди сотрудников осуществляющих ОРД лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственных руководителей как за поведением подчиненных при исполнении ими служебных обязанностей, так и за принимаемыми ими решениями приводит к необоснованному применению физической силы, специальных средств, нарушениям административного и уголовно - процессуального законодательства.
Сложные социальные условия, в которых сегодня функционируют оперативные подразделения, требуют принятия кардинальных, неоднозначных мер в решении проблем соблюдения законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
1. Агафонов, Ю.А. Основы оперативно-розыскной деятельности Органов Внутренних Дел / Ю.А.Агафонов. - Краснодар. 2007. - 305с.
2. Атмажитов, В.М. О сущности и правовой основе оперативно-розыскной деятельности (научный доклад) / В.М.Атмажитов // КонсультантПлюс: Справочно-правоваяс истема [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс». -Версия 2011. - Заглавие с экрана. - Режимдоступа: (внутри университетская компьютерная сеть).
3. Большой толковый словарь. [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%F1%EE
4. Водько, Н.П. Федеральныйз акон «Об оперативно-розыскной деятельности» в системе Российского законодательства: проблемы и решения: Монография. /Н.П.Водько. - М., 2007. -131с.
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу
РоссийскойФедерации / под общ. ред. В. В. Мозякова, С. И. Гирько, Г. В. Мальцева, И. Н. Барцица. - М.: Книга-Сервис, 2015. - С718с.
6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / под ред. Б. Т. Безлепкина. - М.: КНОРУС, 2015. -709с.
7. Луговик, В.Ф. Оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с коррупцией: проблемы правового регулирования / В.Ф.Луговик, А.Е. Чечетин //Власть: криминологические и правовые проблемы. - М., 2000. - С. 165-169.
8. Перспективные направления развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. -М., 2011. -848с.
9. Родевич, В.Ч. Сущность результатов и материалов оперативнорозыскной деятельности / В.Ч. Родиневич,А.Н. Тукало // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. - М.:Акад. Следств. комитета РФ, 2014, Вып. 4. - С. 245-251.
10. Синилов, Г.К. О некоторых итогах развития теории оперативно- розыскной деятельности за последние 15 лет (1990-2005 г.г.) и ее актуальных проблемах на ближайшую перспективу / Г.К. Синилов // Оперативник, сыщик. - 2005. - № 3.- С. 9.
11. Сорокин, И. Н.Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве /И.Н. Сорокин // Концепт. - 2014. - № 12. -С.14.
12. Состояние преступности за январь-март 2017 года. [Электронный
ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана.
URL :http ://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/
13. Сурков, К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: Дис. ... докт. юр.наук. / К.В. Сурков. - М., 1997.432с.
14. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М., 2015. -832с.
15. Халиков,А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курслекций /А.Н. Халиков. - М., 2007. -304с...