ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
|
Введение 3
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов 9
1.1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности 9
1.2. Оперативно-розыскные мероприятия: виды, основания, условия проведения и документальное оформление 17
1.3. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и их соотношение с доказательствами 30
Глава 2. Порядок и основанные направления использования результатов оперативно - розыскной деятельности 41
2.1. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности 41
2.2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела 47
2.3. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности в
доказывании 52
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов 9
1.1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности 9
1.2. Оперативно-розыскные мероприятия: виды, основания, условия проведения и документальное оформление 17
1.3. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и их соотношение с доказательствами 30
Глава 2. Порядок и основанные направления использования результатов оперативно - розыскной деятельности 41
2.1. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности 41
2.2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела 47
2.3. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности в
доказывании 52
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Приложение 3 79
Актуальность темы исследования. Развитие человеческого общества, усложнение форм социальной организации, появление новых видов экономической деятельности, технических средств и технологий неизбежно влекут за собой появление новых видов преступных посягательств. Одними из наиболее масштабных по количеству человеческих жертв и разрушительности являются последствия террористических актов. В этих условиях особая роль в борьбе с преступностью отводиться оперативно-розыскной деятельности.
Для организации защиты интересов граждан, социума и государства, необходимо обеспечивать осуществление соответствующего комплекса мер, которые позволили бы наиболее качественно выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности лиц их совершивших. Особая роль в борьбе с преступностью отводится оперативно - розыскной деятельности, которая обеспечивает эффективное отслеживание и ликвидацию криминогенных процессов на стадиях их подготовки, исключая возможность совершения преступлений или получая оперативно значимую информацию необходимую для раскрытия преступления.
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем раскрываемости преступлений и способностью правоохранительных органов изобличать виновных лиц на основе собранных доказательств на стадии предварительного расследования. От качества, полноты и надежности собранных доказательств зависит раскрываемость преступлений. При собирании доказательств и формировании доказательной базы огромную роль играет оперативно - розыскная деятельность.
Используемые в доказывании по уголовным делам, результаты оперативно - розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно - процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, содержать сведения, имеющие значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
С процессуальной точки зрения порядок собирания доказательств и использования их для установления всех обстоятельств дела урегулирован. Однако в теории и у практиков в течение достаточно длительного времени не прекращаются споры о возможности, допустимости и необходимости использования в качестве доказательств результатов, полученных в процессе проведения оперативнорозыскных мероприятий.
Существует несколько точек зрения по данному поводу, однако в целом их можно разделить на две группы. Сторонники одной придерживаются мнения, что результаты практически вне процессуальной и полулегальной деятельности нельзя использовать в доказывании. Другая группа исследователей, ученых практиков считает, что при соблюдении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в рамках уголовного процесса по конкретному делу. Существуют и иные точки зрения.
На практике часто возникает потребность подтвердить те или иные обстоятельства дела, но выясняется, что иными способами, как путем проведения оперативно-розыскных мероприятий это сделать невозможно. В результате возникает дилемма - признать человека невиновным либо все же наказать преступника. Каждое уголовное дело - это судьбы людей и подход к влиянию на них не должен быть упрощенным и поверхностным
Согласно статье 1 федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» под оперативно - розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства
1Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 4016.00.46 1992 - 2017 КонсультантПлюс Сборка 269179 2011.
Понятие результатов оперативно - розыскной деятельности закреплено в уголовно - процессуальном законодательстве. Под результатами - оперативно розыскной деятельности понимают сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда1.
В настоящее время активно развивается идея использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности вплоть до придания им значения судебных доказательств. Наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе.
Вопрос использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании остается открытым как для юридической литературы, так и для правоприменителя...
Для организации защиты интересов граждан, социума и государства, необходимо обеспечивать осуществление соответствующего комплекса мер, которые позволили бы наиболее качественно выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности лиц их совершивших. Особая роль в борьбе с преступностью отводится оперативно - розыскной деятельности, которая обеспечивает эффективное отслеживание и ликвидацию криминогенных процессов на стадиях их подготовки, исключая возможность совершения преступлений или получая оперативно значимую информацию необходимую для раскрытия преступления.
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем раскрываемости преступлений и способностью правоохранительных органов изобличать виновных лиц на основе собранных доказательств на стадии предварительного расследования. От качества, полноты и надежности собранных доказательств зависит раскрываемость преступлений. При собирании доказательств и формировании доказательной базы огромную роль играет оперативно - розыскная деятельность.
Используемые в доказывании по уголовным делам, результаты оперативно - розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, соответствующие требованиям уголовно - процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, содержать сведения, имеющие значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
С процессуальной точки зрения порядок собирания доказательств и использования их для установления всех обстоятельств дела урегулирован. Однако в теории и у практиков в течение достаточно длительного времени не прекращаются споры о возможности, допустимости и необходимости использования в качестве доказательств результатов, полученных в процессе проведения оперативнорозыскных мероприятий.
Существует несколько точек зрения по данному поводу, однако в целом их можно разделить на две группы. Сторонники одной придерживаются мнения, что результаты практически вне процессуальной и полулегальной деятельности нельзя использовать в доказывании. Другая группа исследователей, ученых практиков считает, что при соблюдении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в рамках уголовного процесса по конкретному делу. Существуют и иные точки зрения.
На практике часто возникает потребность подтвердить те или иные обстоятельства дела, но выясняется, что иными способами, как путем проведения оперативно-розыскных мероприятий это сделать невозможно. В результате возникает дилемма - признать человека невиновным либо все же наказать преступника. Каждое уголовное дело - это судьбы людей и подход к влиянию на них не должен быть упрощенным и поверхностным
Согласно статье 1 федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» под оперативно - розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства
1Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 4016.00.46 1992 - 2017 КонсультантПлюс Сборка 269179 2011.
Понятие результатов оперативно - розыскной деятельности закреплено в уголовно - процессуальном законодательстве. Под результатами - оперативно розыскной деятельности понимают сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда1.
В настоящее время активно развивается идея использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности вплоть до придания им значения судебных доказательств. Наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе.
Вопрос использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании остается открытым как для юридической литературы, так и для правоприменителя...
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворящие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и ксоответвествующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предпологаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства сформированные на их основе. Порядок легализации и введения в уголовный процесс данных, полученных оперативно-розыскным путем и в новом уголовно-процессуальном законодательстве не нашел должного отражения.
Вопрос использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам вызывает активные дискуссии как в науке так и в практике.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в процессе доказывания только в том случае если они отвечают требования установленным уголовно - процессуальным законодательством.
Затронутая нами проблема в теории уголовного процесса и оперативнорозыскной деятельности имеет много подходов.Назревшая необходимость совершенствования процедуры вхождения в уголовное судопроизводство сведений, полученных при выполнении оперативно-розыскных мероприятий требует законодательного вмешательства. Прежде всего это связано с тем, что на практике в ходе судебного разбирательства результаты оперативно-розыскной деятельности либо производные от них доказательства часто признаются недопустимыми.
Не ставя перед собой задачу рассмотрения всех проблемных вопросов, имеющихся в настоящее время, по исследуемому вопросу, мы сосредоточили свое
внимание на тех аспектах, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными и актуальными для практики и в то же время недостаточно полно разработаны в теоретическом отношении.
Необходимо выделить следующие выводы.
1. Оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, направлена на собирание информации о лицах ифактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов.
2. Закрепленный в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень задачоперативно-розыскной деятельности не соответствует современной практике осуществления оперативно-розыскной деятельност и и требует коренного реформирования.
3. Задачи оперативно-розыскной деятельности должны находиться
втеснойвзаимосвязи с основаниямидляпроведения ОРМ, которые
детализируютуказанныезадачи.
4. Правовая основа ОРД представляет собой совокупность нормативных правовыхактов (содержащихся в них правил, предписаний и т.д.), регламентирующих ее организацию и тактику.
5. Акты, составляющие законодательну юоснову оперативно-
розыскнойдеятельности, можно подразделить на три группы:
• законодательные акты, непосредственно регулирующие опер ативно- розыскную деятельность;
• законодательные акты, регулирующиеиные сферы деятельности, ноимеющиевсвоемсодержании нормы, прямо относящиеся к оперативно- розыскнойдеятельности;
• законодательные акты, неимеющие норм, прямо регулирующих операт и вно- розыскную деятельность, но опосредованно влияющие на ее осуществление.
6. Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Под результатами оперативно-розыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные: а) субъектами оперативнорозыскной деятельности; б) в результате оперативно-розыскной деятельности, содержанием которой являются оперативно-розыскные действия, оперативнорозыскные мероприятия, оперативно-розыскные операции; а также
зафиксированные в оперативно-служебных документах и на иных материальных носителях и могущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК РФ и законом «Об ОРД».
Таким образом, сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно-процессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы,на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.
Изучение воззрений теоретиков, а также положений действующего законодательства Российской Федерации позволило сделать вывод, что на сегодняшний день нормами права не разрешается вопрос о возможности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий для доказывания по уголовному делу.
При этом нельзя сказать, что вопрос не урегулирован вовсе. Соответствующая норма в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации есть - это статья восемьдесят девятая. Однако она сформулирована настолько расплывчато, что в итоге у практиков возникает немало вопросов.
Однозначно сказать, что законодательством установлен запрет на использование результатов оперативно-розыскных мероприятий, нельзя. Их можно использовать, но только с соблюдением процессуальных норм, что предполагает необходимость установления относимости, допустимости, проверяемости и принятия процессуального решения о приобщении результатов в качестве доказательств по уголовному делу...
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворящие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и ксоответвествующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предпологаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства сформированные на их основе. Порядок легализации и введения в уголовный процесс данных, полученных оперативно-розыскным путем и в новом уголовно-процессуальном законодательстве не нашел должного отражения.
Вопрос использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам вызывает активные дискуссии как в науке так и в практике.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в процессе доказывания только в том случае если они отвечают требования установленным уголовно - процессуальным законодательством.
Затронутая нами проблема в теории уголовного процесса и оперативнорозыскной деятельности имеет много подходов.Назревшая необходимость совершенствования процедуры вхождения в уголовное судопроизводство сведений, полученных при выполнении оперативно-розыскных мероприятий требует законодательного вмешательства. Прежде всего это связано с тем, что на практике в ходе судебного разбирательства результаты оперативно-розыскной деятельности либо производные от них доказательства часто признаются недопустимыми.
Не ставя перед собой задачу рассмотрения всех проблемных вопросов, имеющихся в настоящее время, по исследуемому вопросу, мы сосредоточили свое
внимание на тех аспектах, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными и актуальными для практики и в то же время недостаточно полно разработаны в теоретическом отношении.
Необходимо выделить следующие выводы.
1. Оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, направлена на собирание информации о лицах ифактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов.
2. Закрепленный в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень задачоперативно-розыскной деятельности не соответствует современной практике осуществления оперативно-розыскной деятельност и и требует коренного реформирования.
3. Задачи оперативно-розыскной деятельности должны находиться
втеснойвзаимосвязи с основаниямидляпроведения ОРМ, которые
детализируютуказанныезадачи.
4. Правовая основа ОРД представляет собой совокупность нормативных правовыхактов (содержащихся в них правил, предписаний и т.д.), регламентирующих ее организацию и тактику.
5. Акты, составляющие законодательну юоснову оперативно-
розыскнойдеятельности, можно подразделить на три группы:
• законодательные акты, непосредственно регулирующие опер ативно- розыскную деятельность;
• законодательные акты, регулирующиеиные сферы деятельности, ноимеющиевсвоемсодержании нормы, прямо относящиеся к оперативно- розыскнойдеятельности;
• законодательные акты, неимеющие норм, прямо регулирующих операт и вно- розыскную деятельность, но опосредованно влияющие на ее осуществление.
6. Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Под результатами оперативно-розыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные: а) субъектами оперативнорозыскной деятельности; б) в результате оперативно-розыскной деятельности, содержанием которой являются оперативно-розыскные действия, оперативнорозыскные мероприятия, оперативно-розыскные операции; а также
зафиксированные в оперативно-служебных документах и на иных материальных носителях и могущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК РФ и законом «Об ОРД».
Таким образом, сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно-процессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы,на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.
Изучение воззрений теоретиков, а также положений действующего законодательства Российской Федерации позволило сделать вывод, что на сегодняшний день нормами права не разрешается вопрос о возможности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий для доказывания по уголовному делу.
При этом нельзя сказать, что вопрос не урегулирован вовсе. Соответствующая норма в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации есть - это статья восемьдесят девятая. Однако она сформулирована настолько расплывчато, что в итоге у практиков возникает немало вопросов.
Однозначно сказать, что законодательством установлен запрет на использование результатов оперативно-розыскных мероприятий, нельзя. Их можно использовать, но только с соблюдением процессуальных норм, что предполагает необходимость установления относимости, допустимости, проверяемости и принятия процессуального решения о приобщении результатов в качестве доказательств по уголовному делу...
Подобные работы
- Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве»
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности и история становления и развития российского законодательства об уголовной ответственности за взяточничество.
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2013 - Исследование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ СБЫТЕ НАРКОТИКОВ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





