Введение 3
1 Объективные признаки получения взятки 6
1.1 Объект получения взятки 6
1.2 Объективная сторона получения взятки 23
2 Субъективные признаки получения взятки 39
2.1 Субъект получения взятки и его виды 39
2.2 Субъективная сторона получения взятки 50
3 Проблемы квалификации преступления предусмотренного ст.290УК РФ.. ..59
Заключение 70
Список использованных источников 75
Взяточничество - одно из древнейших преступлений, известных человечеству. Первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Современный взгляд на вечную проблему противоречив. С одной стороны, средства массовой информации все чаще внушают населению, что взяточничество, подкуп - обыденные явления повседневной жизни, бороться с которыми бессмысленно. С другой стороны, коррупционные преступления становятся все более изощренными, приобретают беспрецедентные масштабы, наносят огромный ущерб обществу и государству. В результате данный вид коррупции становится ключевой проблемой, в том числе уголовно-правовой.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции»1 получение взятки является одной из форм проявления коррупции. Последняя, являясь правовой проблемой; в равной мере касается как государственной власти, так и каждого члена обществам отдельности. Для государственной власти рассматриваемая проблема приобретает особое значение, поскольку одним из главных негативных последствий ее нерешенности является потеря правом своего исходного социального предназначения: В таких условиях право не выполняет функций по обеспечению прав и законных интересов человека, а используется в качестве средства для удовлетворения потребностей отдельных лиц, что приводит к его нравственному обесцениванию, и восприятию обществом в качестве пустой формальности.
Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Высокая общественная опасность принятия взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти, дискредитирует органы власти в глазах граждан и общества в целом. Результатом этого являются недоверие к любым действиям властей со стороны населения, игнорирование законов, правомерных требований представителей власти, что, в свою очередь, расшатывает нравственные устои общества и колеблет государство в самых его основаниях. Также существует немало проблем относительно квалификации преступления предусмотренного ст.290 УК РФ.
Проблемам уголовно-правовой борьбы со взяточничеством уделяли внимание Абдульманова З.А., Андреев С.А., Баранчикова М.В., Бражников Д.А., Бугаевская Н.В., Изосимов С.В., Кузнецов А.В., Фоменко Е.В., Яни П.С., Лапшин В.Ф. и другие ученые.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - общественные отношения в сфере уголовноправовой охраны интересов публичной власти от противоправных посягательств.
Предмет исследования - нормы российского уголовного законодательства об ответственности за получение взятки, судебная практика по уголовным делам о получении взятки.
Целью исследования является - рассмотрение уголовно-правовой характеристики и вопросов квалификации взяточничества.
Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
-осуществить юридический анализ объекта и объективной стороны получения взятки;
- дать уголовно-правовую характеристику субъекта и субъективной стороны получения взятки;
- провести юридический анализ преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ;
Методологическую основу работы составляет комплексное применение общенаучных и частно-научных методов познания - диалектического, логико-юридического, сравнительно-правового, анализа и синтеза.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Получение взятки в уголовном праве России понимается как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение или не совершение тех или иных действий в пользу взяткодателя.
Общественная опасность рассматриваемого преступления
обусловливается тем, что должностное лицо либо выполняет полномочия, не входящие в круг его служебных полномочий, либо выполняет полномочия, которые не обусловлены были ситуацией, при условии получения им предмета взятки, дискредитируя, таким образом, органы публичной власти в глазах граждан и общества в целом.
Объектом специальным и непосредственным всех служебных преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативно-правовых актов.
Объективная сторона представляет собой совершение определенных действий по получению предмета взятки. Данное преступление следует считать преступлением с формальным составом, поскольку оно считается оконченным с момента передачи хотя бы части предмета взятки, и для окончания преступления не требуется наступления общественно опасных последствий.
Субъектом получения взятки является должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Несмотря на то, что отнесение иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организации в теоретической литературе по некоторым моментам является дискуссионным вопросом, в части признания их в качестве субъекта получения взятки. Так же дискуссии вызывает и признание в качестве субъекта некоторых категорий российских граждан. В диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ в последней редакции законодатель прямо указывает на три разновидности специального субъекта данного преступления - «должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации»...
1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.) // Бюллетень
международных договоров. - № 9. - 2009. - С. 15 - 29.
2. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55 /25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - № 2. - 2005. - С. 3 - 33.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против
коррупции (принята в г. Нью -Йорке 31 октября 2003 г.
Резолюцией 58/4 на 51 -ом пленарном заседании 58 -ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 10. - октябрь. - С. 7 - 54.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19 февраля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 -ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
Научная и специальная литература
8. Абдульманова, З.А. О проблеме признания иностранного должностного лица субъектом получения взятки / З. А. Абдульманова // Российский следователь. - 2015. - № 13. - С. 13 - 15.
9. Эрделевский А.М. Прощение долга и договор дарения. // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 32
10. Александров С. В. Проблемы института уголовно-правового противодействия коррупции // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 6 (24). С. 74-76.
11. Безверхов А. Г. О некоторых вопросах квалификации
коррупционных преступлений // Уголовное право. 2013. № 5. С. 28-33.
12. Баранов В. М. Зоны повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 76-83.
13. Андреев С.А. Специальный субъект преступления // Вестник Омской юридической академии. 2014. № 2. С. 123.
14. Изосимов С.В. Субъективная сторона получения и дачи взятки: уголовно-правовой анализ // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 37.
15. Никонов П.В. Отражение признаков субъективной стороны состава получения взятки в доктрине уголовного права и правоприменительной практике // Сибирский юридический вестник. 2014. № 1. С. 86...