Введение 3
1 Развитие законодательства об уголовной ответственности за террористический
акт в России и за рубежом 7
1.1 Уголовная ответственность за террористический акт в истории
отечественного законодательства 7
1.1.1 Ответственность за террористическую деятельность в дореволюционный
период 7
1.1.2 Развитие законодательства о преступлениях террористической
направленности в советский период 9
1.1.3 Террористический акт, как состав преступления в постсоветский период 12
1.2 Уголовная ответственность за террористический акт в зарубежном
законодательстве 13
2 Уголовно-правовая характеристика состава террористического акта 19
2.1 Объект террористического акта 19
2.2 Объективная сторона террористического акта 25
2.2.1 Совершение взрыва, поджога, или иных действий, как форма объективной
стороны террористического акта 26
2.2.2 Угроза совершения террористического акта 38
2.3 Субъективные признаки террористического акта 42
2.3.1 Субъект террористического акта 42
2.3.2 Субъективная сторона террористического акта 45
3 Проблемы уголовной ответственности за террористический акт 49
3.1 Разграничение террористического акта и иных смежных составов преступлений
50
3.1.1 Отграничение террористического акта (ст. 205 УК РФ) от захвата
заложника (ст. 206 УК РФ) 50
3.1.2 Ограничение террористического акта (ст. 205 УК РФ ) от диверсии (ст.
281 УК РФ) 57
3.1.3 Отграничение террористического акта (ст. 205 УК РФ) от заведомо
ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) 60
3.1.4 Отграничение террористического акта от составов преступлений предусмотренных ст. ст. 208. 209, 205.4, 205.5 УК РФ 62
3.2 Особенности назначения наказания за террористический акт 70
Заключение
Библиографический список
Террористический акт - преступление, которое известно очень давно. Этот состав всегда являлся объектом пристального исследования, ввиду своей большой общественной опасности.
В России в конце XX - начале XXI вв. опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Будденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.
Актуальность данного исследования заключается в том, что опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечал в своем интервью бывший директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью1, поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность.
Серьезные проблемы, связанные с толкованием уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности, существуют в практике их применения. Поэтому исследование способов совершенствования нормы о террористическом акте, научных основ квалификации террористического акта и преступлений,
содействующих террористической деятельности представляет особую
актуальность и значимость.
Объектом исследования в данной работе выступают уголовно-правовые отношения, складывающиеся в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ.
Предметом исследования являются нормы уголовного закона РФ, предусматривающие ответственность за террористический акт; материалы судебно-следственной практики.
Целью исследования является уголовно-правовая характеристика террористического акта и разграничение его со смежными составами преступлений.
Исходя из указанных целей работы, ее задачами являются:
• общая характеристика и развитие состава террористического акта в истории отечественного законодательства;
• рассмотрение объекта террористического акта;
• анализ объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ;
• характеристика субъективных признаков террористического акта;
• разграничение состава террористического акта со смежными составами преступлений;
Методологической основой исследования является диалектический, исторический и историко-критический метод, а также метод анализа. В ходе исследования использовались общие и специальные методы познания. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, диалектический и системный методы. В качестве частно-научного применялся сравнительно-правовой метод.
В качестве теоретической основы использовались труды таких ученых, как К.Г. Горбунов, О.Б Мозохин, С.В. Борисов, Е.В. Благов, В.А. Соснин, В.В. Ткаченко, М.Ф. Мусаелян, А.Г. Сидоренко, М. Ю. Павлик и других авторов.
Нормативно-правовой основой работы являются Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», иные федеральные законы, постановления Правительства РФ, Конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом.
В ходе написания работы было проанализировано 30 приговоров по теме работы за период с 1997 по 2018 гг., которые составили эмпирическую базу исследования.
Структурно работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В результате проведённого исследования вопросов уголовной ответственности за террористический акт (ст. 205 УК РФ) мы пришли к следующим выводам.
1. На разных этапах развития Российского государства такие понятия как «террор», «терроризм» и «террористический акт», трактовались по-разному. Исходя из этого, историю законодательства нашего государства, применительно к террористической деятельности можно разделить на дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
Дореволюционное законодательство не предусматривало ни состав терроризма, ни отдельную группу преступлений против общественной безопасности, но указания на них все же имелись в отдельных главах( статьях). В дореволюционном законодательстве находят место лишь аналоги составов преступлений, которые нынешнее уголовное законодательство относит к понятию «террористическая деятельность».
В советском уголовном законодательстве появляется группа преступлений против общественной безопасности. На этом этапе в уголовном законодательстве имеют место такие понятия, как «террор», «террористические акты» и «террористический акт». Вместе с тем им придавался несколько иной смысл по сравнению с современными законодательными нормами.
В постсоветский период шло дальнейшее развитие законодательства о борьбе с терроризмом. Система действующего антитеррористического уголовного законодательства была сформирована принятием 26 февраля 2006 г. Федерального закона «О противодействии терроризму», в соответствии с которым ст. 205 УК РФ поменяла название. Вместо наименования «Терроризм» она стала называться «Террористический акт».
2. Родовым объектом террористического акта выступает общественная безопасность и общественный порядок. Видовым и непосредственными объектами - общественная безопасность. Особенность родового, видового и непосредственного объектов террористического акта заключается в том, что хотя названия данных объектов совпадают, но их содержательная сторона различается по своему объему.
Террористический акт является многообъектным преступлением, направленным против неопределенно широкого круга общественных отношений и объективно требует выделения основного и дополнительных непосредственных объектов. Дополнительные непосредственные объекты террористического акта - общественные отношения, обеспечивающие альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.
Считаем, что законодатель обосновано включил ст. 205 УК РФ в гл. 24« Преступления против общественной безопасности» УК РФ.
3. Террористический акт с объективной стороны выражается в двух формах: 1) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) в угрозе совершения указанных действий.
Существенным признаком первой формы объективной стороны террористического акта является создание опасности гибели человека и причинения значительного имущественного ущерба и (или) иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений.
Для оконченного состава террористического акта не требуется фактического наступления общественно опасных последствий, они лежат за рамками основного состава (ч. 1 ст. 205 УК РФ).
Согласно буквальному толкованию положений ст. 205 УК РФ следует, что террористический акт может быть выполнен только в форме действия. Представляется, что террористический акт может быть осуществлён и путем бездействия, вследствие неисполнения лицом возложенных на него обязанностей, в связи с чем предлагаем в диспозиции ст. 205 УК РФ словосочетание «иных действий» заменить на «иных деяний».
5. Под угрозой террористического акта следует понимать психическое воздействие на людей, органы государственной власти и местного самоуправления, проявляющееся в форме высказывания намерения в определенных целях учинить взрыв, поджог или иные устрашающие действия, создающие опасность гибели человека либо наступления иных тяжких последствий. Конкретный способ выражения угрозы значения не имеет. Угроза должна быть действительной и реальной.
Описание признаков объективной стороны состава террористического акта юридически ставит знак равенства между реальным наступлением вреда и созданием лишь опасности его причинения, что нарушает принципы справедливости, дифференциации уголовной ответственности. Предлагаем
выделить угрозу совершения террористического акта в отдельную часть в ст. 205 УК РФ с меньшей санкцией...
1. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом : принята резолюцией 1373 Советом Безопасности ООН 19 декабря 1997 г. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 01.11.2018).
2. Международная конвенция по борьбе с захватом заложников: принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 12.11.2018).
3. Международная конвенция по борьбе с захватом заложников: принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 10.10.2018).
4. О подписании Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Распоряжение Президента РФ от 07.06.2001 N 312- рп ) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть
5. Международная конвенция по борьбе с захватом заложников: принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 03.10.2018).
6. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 Г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон : принят Гос.
Думой от 24 мая 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 1996. - № 25.
8. О противодействии терроризму : федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018). [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 05.10.2018).
9. О борьбе с терроризмом : федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (ред. от 25.09.2015) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 16.11.2018).
10. О пожарной безопасности : федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69- ФЗ. ФЗ (ред. от 25.09.2015) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 03.11.2018).
11. О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ : постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 (в ред. от 05.04.1999). [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 10.11.2018).
12. О государственной регистрации потенциально опасных химических и
биологических веществ : постановление Правительства РФ от 12.11.1992 № 869
(в ред. от 05.04.1999) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 10.11.2018).
13. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 12.11.2018).
14. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016)) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая
система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская
компьютерная сеть, (дата обращения 09.10.2018).
15. О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 N 40- ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] // Справ-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
16. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть, (дата обращения 10.09.2018)...