Современная демографическая политика в регионе (на материалах Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В
ГОСУДАРСТВЕ 7
1.1 Понятия, сущность и особенности политики народонаселения 7
1.2 Базовые нормативные документы, регламентирующие демографическую
политику в стране 17
1.3 Использование опыта зарубежных государств в совершенствовании
демографической ситуации в обществе 22
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 35
2.1 Анализ современной социально-демографической ситуации в Алтайском
крае 35
2.2 Реализации демографической и семейной политики на территории
Советского района 60
2.3 Вопросы интеграции социальной, миграционной и демографической в
политики в регионе 75
3 ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
ГОСУДАРСТВЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 78
3.1 Вопросы изменений государственной демографической политики в ближайшие пять лет 78
3.2 Оценка эффективности демографической политики в регионе 84
3.3 Организационное, информационно-аналитическое и научное
обеспечение реализации демографической политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В
ГОСУДАРСТВЕ 7
1.1 Понятия, сущность и особенности политики народонаселения 7
1.2 Базовые нормативные документы, регламентирующие демографическую
политику в стране 17
1.3 Использование опыта зарубежных государств в совершенствовании
демографической ситуации в обществе 22
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 35
2.1 Анализ современной социально-демографической ситуации в Алтайском
крае 35
2.2 Реализации демографической и семейной политики на территории
Советского района 60
2.3 Вопросы интеграции социальной, миграционной и демографической в
политики в регионе 75
3 ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В
ГОСУДАРСТВЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 78
3.1 Вопросы изменений государственной демографической политики в ближайшие пять лет 78
3.2 Оценка эффективности демографической политики в регионе 84
3.3 Организационное, информационно-аналитическое и научное
обеспечение реализации демографической политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 95
На сегодняшний день Россия находится в состоянии глубокого демографического кризиса, который угрожает не только её территориальной ценности, так и самому существованию государственности. За последние 15 лет в России наблюдается депопуляция. В 1992 году уровень смертности в Российской Федерации превысил уровень рождаемости, такая тенденция наблюдается и на данный момент. Дальнейшие пребывание в такой ситуации может повлечь за собой резкое сокращение народонаселения. По прогнозам учёных, через несколько десятилетий численность в стране сократиться на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного населения не хватит для реализации потребностей общества. А, следовательно, уже на данном этапе необходимо проводить меры по улучшению демографической ситуации. На что и направлена семейно-демографическая политика государства. Для эффективности демографической политики, нужен комплексный характер, то есть одновременно ориентироваться на увеличение рождаемости и понижение смертности, а также на повышения продолжительности жизни и увеличение миграционного прироста. Однако, первоочередное внимание, должно быть направлено на стимулирование рождаемости, поддержку семьи, материнства и детства, созданию условий для рождения детей, формирование потребности у населения в трёх и более детях. Данными направлениями занимается семейно-демографическая политика в области повышения рождаемости и укрепления семьи.
Цель исследования - анализ современного демографического состояния Алтайского края, и результативность проводимой демографической политики на уровне региона.
Объектом исследования выступает демографическая ситуация в субъектах РФ.
Предметом исследования являются демографическая ситуация в Алтайском крае и в одном из его регионов.
Задачи исследования:
• Анализирование демографической ситуации;
• Оценка масштабов демографического кризиса в Алтайском крае;
• Изучение концепций современной демографической политики;
• Оценивание эффективности демографической политики, в РФ в десятые годы ХХ1 века;
• Описание способов улучшения демографической ситуации в России в течение 2019-2024 г.г.
Информационно аналитической базой послужили статистики из источников, научная и учебная литература по вопросам демографии, Интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, разбитые на параграфы, заключения, списка источников литературы и шести приложений.
В ходе исследования применялись теоретические, статистические, сравнительные и аналитические методы обработки материалов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• Сделали анализ демографической политики в конкретном районе Алтайского края, Советское;
• Рассмотрели вопросы изменения демографической политики в ближайшие шесть лет в России с применением новых экономических инструментов;
• Дано описание государственной демографической политики в ряде стран.
Цель исследования - анализ современного демографического состояния Алтайского края, и результативность проводимой демографической политики на уровне региона.
Объектом исследования выступает демографическая ситуация в субъектах РФ.
Предметом исследования являются демографическая ситуация в Алтайском крае и в одном из его регионов.
Задачи исследования:
• Анализирование демографической ситуации;
• Оценка масштабов демографического кризиса в Алтайском крае;
• Изучение концепций современной демографической политики;
• Оценивание эффективности демографической политики, в РФ в десятые годы ХХ1 века;
• Описание способов улучшения демографической ситуации в России в течение 2019-2024 г.г.
Информационно аналитической базой послужили статистики из источников, научная и учебная литература по вопросам демографии, Интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, разбитые на параграфы, заключения, списка источников литературы и шести приложений.
В ходе исследования применялись теоретические, статистические, сравнительные и аналитические методы обработки материалов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• Сделали анализ демографической политики в конкретном районе Алтайского края, Советское;
• Рассмотрели вопросы изменения демографической политики в ближайшие шесть лет в России с применением новых экономических инструментов;
• Дано описание государственной демографической политики в ряде стран.
Анализ результатов демографического развития Алтайского края в 2017 году показал, что благодаря развитию здравоохранения и мерам профилактики, увеличению объемов высокотехнологичной медицинской помощи снизилась младенческая смертность, смертность населения от болезней системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения, от новообразований. Выросла ожидаемая продолжительность жизни.
Нами показано, что позитивным результатом последних пяти лет является сложившаяся в Алтайском крае более низкая, чем в среднем по Российской Федерации и СФО, смертность на 100 тыс. человек населения по таким важнейшим классам причин смерти, как болезни системы кровообращения, болезни органов пищеварения, а также смертность от транспортных травм всех видов.
Однако ряд приоритетных показателей, как и в целом по Российской Федерации, ухудшил свою динамику.
Для половозрастной структуры характерно дальнейшее снижение доли населения трудоспособного возраста. Сложившаяся в Алтайском крае демографическая нагрузка на трудоспособное население значительно превышает аналогичные показатели Российской Федерации. Для Алтайского края характерен высокий средний возраст населения - 40,1 года, что выше, чем в целом по Российской Федерации (39,7 года) и СФО (38,3 года). Снижается численность женщин репродуктивного возраста (в том числе за счет миграционной убыли), что создает риски для естественного воспроизводства населения.
В диссертации рассмотрено трансформация возрастного профиля рождаемости, которая выражается в сокращении рождаемости у самых молодых матерей (до 20 лет) и устойчивом росте рождаемости у женщин в возрасте старше 25 лет. Происходит снижение доли первых и вторых рождений и устойчивый рост третьих и последующих рождений. Сохраняется тенденция к снижению числа родившихся, смертность населения Алтайского края снижается крайне медленно. Вновь стала увеличиваться естественная убыль населения.
В регионе снижается регистрируемая пространственная мобильность населения, по итогам 2017 года увеличилась миграционная убыль, общий коэффициент миграционного прироста упал до максимально низкого значения за последние 20 лет. В сравнении с 2016 года выросли миграционные потери сельских поселений, они впервые за долгое время столкнулись с убылью в обмене с зарубежными странами. Отмечается исчерпание компенсационного потенциала международной миграции. Нестабильная динамика показателей миграции в субъектах РФ требует дополнительных усилий по организации мониторинга, прогнозирования и разработки моделей воздействия на пространственную мобильность населения.
В результате сочетания отрицательного естественного прироста и миграционной убыли численность населения за 2017 год значительно сократилась. Нарастают территориальные диспропорции размещения населения Алтайского края.
Выявлено, что тенденция создания рисков для достижения индикативных значений демографических показателей, установленных Планом мероприятий по реализации в 2017 - 2020 годах Концепции
демографического развития Алтайского края на период до 2025 года, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и другими стратегическими документами.
Препятствием для повышения результативности работы в данной сфере является недостаточно четкое закрепление полномочий по решению отдельных задач демографической политики, установленных документами федерального и регионального уровня, в положениях об органах исполнитель- ной власти Алтайского края, а также неразвитость инструментария оценки эффективности принимаемых мер и обратной связи с населением. Успешная реализация демографической политики возможна лишь при условии понимания ее субъектами значимости согласованной работы и системных эффектов, вызываемых проводимыми в отраслевом разрезе мероприятиями.
В целях обеспечения положительной динамики демографического развития региона необходимо принять ряд дополнительных мер по организационно-правовому и информационно-аналитическому обеспечению данного направления деятельности органов исполнительной власти Алтайского края.
Меры по организационно-правовому обеспечению реализации демографической политики:
• анализ полномочий органов исполнительной власти Алтайского края в сфере демографической и миграционной политики;
• внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия органов исполнительной власти Алтайского края, в целях создания условий для реализации национального проекта «Демография» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»;
• обеспечение соответствующей корректировки организационной структуры и штатного расписания, закрепление обязанностей в должностных регламентах специалистов.
Меры по информационно-аналитическому обеспечению реализации демографической политики:
• осуществление взаимодействия с вузами и научноисследовательскими организациями региона в целях научного сопровождения разработки новых мер демографической политики, оценки их эффективности и восприятия населением, повышения качества принимаемых в данной сфере управленческих решений;
• социологический мониторинг демографического
(самосохранительного, брачного, репродуктивного, миграционного) поведения населения, его отдельных возрастных и социальных групп в целях дальнейшей дифференциации мер демографической политики и повышения ее результативности;
• проведение на регулярной основе мероприятий по методическому обеспечению и обучению специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий в сфере демографической политики, в целях повышения уровня их компетенций и качества разрабатываемых управленческих решений по вопросам демографии и миграции;
• разработка и проведение с участием институтов гражданского общества информационных кампаний, направленных на формирование приверженности здоровому образу жизни и иным позитивным ценностям, укрепление института семьи, повышение престижа родительства, осведомленности населения о мерах социальной поддержки семей с детьми, миграционной привлекательности региона, возможностях самозанятости.
В завершение необходимо отметить, что в условиях динамично развивающейся социально-экономической и демографической ситуации в регионе целесообразно на постоянной основе осуществлять оценку эффективности проводимых мероприятий и их корректировку.
Нами показано, что позитивным результатом последних пяти лет является сложившаяся в Алтайском крае более низкая, чем в среднем по Российской Федерации и СФО, смертность на 100 тыс. человек населения по таким важнейшим классам причин смерти, как болезни системы кровообращения, болезни органов пищеварения, а также смертность от транспортных травм всех видов.
Однако ряд приоритетных показателей, как и в целом по Российской Федерации, ухудшил свою динамику.
Для половозрастной структуры характерно дальнейшее снижение доли населения трудоспособного возраста. Сложившаяся в Алтайском крае демографическая нагрузка на трудоспособное население значительно превышает аналогичные показатели Российской Федерации. Для Алтайского края характерен высокий средний возраст населения - 40,1 года, что выше, чем в целом по Российской Федерации (39,7 года) и СФО (38,3 года). Снижается численность женщин репродуктивного возраста (в том числе за счет миграционной убыли), что создает риски для естественного воспроизводства населения.
В диссертации рассмотрено трансформация возрастного профиля рождаемости, которая выражается в сокращении рождаемости у самых молодых матерей (до 20 лет) и устойчивом росте рождаемости у женщин в возрасте старше 25 лет. Происходит снижение доли первых и вторых рождений и устойчивый рост третьих и последующих рождений. Сохраняется тенденция к снижению числа родившихся, смертность населения Алтайского края снижается крайне медленно. Вновь стала увеличиваться естественная убыль населения.
В регионе снижается регистрируемая пространственная мобильность населения, по итогам 2017 года увеличилась миграционная убыль, общий коэффициент миграционного прироста упал до максимально низкого значения за последние 20 лет. В сравнении с 2016 года выросли миграционные потери сельских поселений, они впервые за долгое время столкнулись с убылью в обмене с зарубежными странами. Отмечается исчерпание компенсационного потенциала международной миграции. Нестабильная динамика показателей миграции в субъектах РФ требует дополнительных усилий по организации мониторинга, прогнозирования и разработки моделей воздействия на пространственную мобильность населения.
В результате сочетания отрицательного естественного прироста и миграционной убыли численность населения за 2017 год значительно сократилась. Нарастают территориальные диспропорции размещения населения Алтайского края.
Выявлено, что тенденция создания рисков для достижения индикативных значений демографических показателей, установленных Планом мероприятий по реализации в 2017 - 2020 годах Концепции
демографического развития Алтайского края на период до 2025 года, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и другими стратегическими документами.
Препятствием для повышения результативности работы в данной сфере является недостаточно четкое закрепление полномочий по решению отдельных задач демографической политики, установленных документами федерального и регионального уровня, в положениях об органах исполнитель- ной власти Алтайского края, а также неразвитость инструментария оценки эффективности принимаемых мер и обратной связи с населением. Успешная реализация демографической политики возможна лишь при условии понимания ее субъектами значимости согласованной работы и системных эффектов, вызываемых проводимыми в отраслевом разрезе мероприятиями.
В целях обеспечения положительной динамики демографического развития региона необходимо принять ряд дополнительных мер по организационно-правовому и информационно-аналитическому обеспечению данного направления деятельности органов исполнительной власти Алтайского края.
Меры по организационно-правовому обеспечению реализации демографической политики:
• анализ полномочий органов исполнительной власти Алтайского края в сфере демографической и миграционной политики;
• внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия органов исполнительной власти Алтайского края, в целях создания условий для реализации национального проекта «Демография» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»;
• обеспечение соответствующей корректировки организационной структуры и штатного расписания, закрепление обязанностей в должностных регламентах специалистов.
Меры по информационно-аналитическому обеспечению реализации демографической политики:
• осуществление взаимодействия с вузами и научноисследовательскими организациями региона в целях научного сопровождения разработки новых мер демографической политики, оценки их эффективности и восприятия населением, повышения качества принимаемых в данной сфере управленческих решений;
• социологический мониторинг демографического
(самосохранительного, брачного, репродуктивного, миграционного) поведения населения, его отдельных возрастных и социальных групп в целях дальнейшей дифференциации мер демографической политики и повышения ее результативности;
• проведение на регулярной основе мероприятий по методическому обеспечению и обучению специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий в сфере демографической политики, в целях повышения уровня их компетенций и качества разрабатываемых управленческих решений по вопросам демографии и миграции;
• разработка и проведение с участием институтов гражданского общества информационных кампаний, направленных на формирование приверженности здоровому образу жизни и иным позитивным ценностям, укрепление института семьи, повышение престижа родительства, осведомленности населения о мерах социальной поддержки семей с детьми, миграционной привлекательности региона, возможностях самозанятости.
В завершение необходимо отметить, что в условиях динамично развивающейся социально-экономической и демографической ситуации в регионе целесообразно на постоянной основе осуществлять оценку эффективности проводимых мероприятий и их корректировку.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Перспективы создания агломераций на территории Алтайского края
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Миграционные процессы в приграничных регионах России
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Трудовые миграции из стран СНГ в современном приграничном регионе
России (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Проблема безработицы и пути её решения (на примере Алтайского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Качество социальных услуг как критерий эффективности управления в
системе социального обслуживания населения Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика отказов от новорожденных, как направление
социальной работы на примере Алтайского края
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017





