Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №31404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
646
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико - методические подходы к исследованию форм и методов
демографической политики современного государства 6
1.1 Эволюция представлений о сущности демографической политики
современного государства 6
1.2 Инструменты демографической политики современного государства 13
1.3 Трансформация инструментов демографической политики в условиях
регионализации экономического пространства 22
2. Анализ демографической политики в отдельных регионах России 29
2.1 Особенности демографической политики в российских регионах (на примере Республики Татарстан и Республики Мордовия) 29
2.2 Показатели эффективности демографической политики 39
2.3 Проблемы и противоречия реализации демографической политики 61
3. Направления развития инструментов демографической политики 67
3.1 Рекомендации по осуществлению демографической политики для
Республики Татарстан и Республики Мордовия 67
3.2 Прогнозирование демографических процессов в российских регионах.. ..77
Заключение 83
Список литературы 87
Приложения

Демография - это исторически сложившаяся наука, которая изучает естественное движение населения, численность, структуру, миграцию населения, их изменения, причины и следствия этих изменений, посредством определенных методов.
После изучения демографической ситуации общество определяет необходимость принятия каких - либо мер в рамках демографической политики, являющейся составной частью социально-экономической политики. Определенная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы устанавливают целевую направленность политики.
Под демографической политикой понимается система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение в демографическом развитии страны поставленных целей. [24]
Целью демографической политики является развитие желаемого режима воспроизводства населения в долгосрочной перспективе, изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, для достижения демографического оптимума. Развитие человеческого потенциала страны является важным условием социально-экономического развития страны.
Основные направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение уровня качества жизни населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и др.
Актуальность данной темы исследования определяется остротой демографического кризиса в России и в отдельных ее регионах.
Демографический кризис оказывает негативное влияние для России, поскольку ухудшается социально - экономическое развитие страны, снижается уровень конкурентоспособности на мировом рынке, создается угроза национальной безопасности России. Следовательно, решение демографических проблем в России на данный момент является одной из главных задач. Это говорит о том, что появляется необходимость осуществления комплекса государственных мер по улучшению демографического развития страны, направленных на сокращение смертности и повышения рождаемости, улучшение уровня качества жизни населения, здравоохранения, а так же регулирование миграционных процессов.
Следует отметить, что успех реализации демографической политики в России во многом зависит от конкретной демографической политики регионов РФ. Это актуализирует разработку региональной демографической политики, в частности в Республике Татарстан и Республике Мордовия, с учетом особенностей региональных демографических проблем и тенденций. Региональная демографическая политика в Республике Мордовия должна опираться на более глубокий анализ демографической ситуации в регионе, поскольку республика занимает последние позиции среди других регионов России.
Таким образом, в настоящее время изучение региональных аспектов формирования и реализации государственной демографической политики в регионах России становится крайне важной и актуальной задачей, без решения которой рассчитывать на успех в преодолении демографического кризиса в России вряд невозможно.
Целью данной работы является выявление закономерностей развития демографических процессов в российских регионах и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности инструментов демографической политики (на примере Республики Татарстан и Республики Мордовия).
В ходе данной работы предполагается решить следующие задачи:
- определить сущность, задачи и методы реализации демографической политики;
- изучить инструменты демографической политики в регионах Российской Федерации;
- выявить особенности демографической политики в Российских регионах (на примере Республики Татарстан и Республики Мордовия)
- выделить проблемы и противоречия реализации демографической политики в данных регионах;
- сформулировать рекомендации, направленные на развитие инструментов демографической политики в данных регионах;
- сделать демографический прогноз для Республики Татарстан и Республики Мордовия.
Предметом исследования являются демографические процессы и демографическая политика в российских регионах. Объектом исследования выступают инструменты регулирования демографических процессов в Республике Татарстан и в Республике Мордовия.
Теоретической основой работы являются научные труды по демографии, демографическому анализу, прогнозированию, исторической демографии, географии зарубежных стран и др. Положения и выводы работы сформулированы с использованием понятий и аналитического инструментария, содержащегося в работах Рыбаковского Л.Л,, Глушковой В.Г., Медкова В.М., Ядова В.А., Кваши А.Я., Загорец В.С. и др. При подготовке работы использованы учебники и учебно-методические пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочные данные сети Интернет.
Для реализации указанной цели в работе применялись методы научного исследования, среди которых: метод анализа, сравнения, прогнозирования, статистический анализ, который включает в себя сравнение и сопоставление статистических данных, а так же метод передвижки возрастов для прогнозирования численности населения.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, федеральных и региональных органов государственного управления, рейтинговых агентств и др. В работе использованы положения нормативных правовых актов, регулирующих демографические процессы в российских регионах.
По структуре данная работа состоит из 3-х глав, 8 параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы изучения демографической политики современного государства, в частности
определяется сущность демографической политики, анализируется
исторический процесс становления ее инструментов, а так же зарубежный и российский опыт реализации демографической политики.
Во второй главе работы проводится анализ демографической политики в отдельных российских регионах (на примере Республики Татарстан и Мордовия), в частности изучаются особенности и эффективность проводимой демографической политики в указанных регионах, а также выделяются проблемы и противоречия ее реализации.
В третьей главе работы проведено прогнозирование численности населения в Республике Татарстан и Республике Мордовия с использованием метода передвижки возрастов на период до 2030 г., а также представлены рекомендации, направленные на улучшения демографической ситуации в данных регионах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации в целом, в том числе отдельных регионов, решение демографических проблем является одной из приоритетных задач государства, поскольку затрагивает интересы большинства населения. Осуществление комплекса государственных мер по улучшению демографического развития страны, реализация эффективной демографической политики является необходимостью для решения демографических проблем. Таким образом, реализация государственной демографической политики в России, а так же в отдельных регионах, становится крайне важной и актуальной задачей, без решения которой рассчитывать на успех в преодолении демографического кризиса невозможно.
Проведенные исследования выявления закономерностей развития демографической политики позволяют сделать следующие выводы:
1) Изучение инструментов демографической политики показало, что для каждой страны характерны свои меры и инструменты демографической политики, которые могут быть направлены на увеличение рождаемости или, наоборот, к снижению. В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости, путем стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. В большинстве экономически развитых странах, демографическая политика, наоборот, направлена на увеличение рождаемости, используя разные методы стимулирования с помощью пособий, льгот для поддержки семей с детьми.
2) Если проанализировать инструменты демографической политики регионов Российской Федерации, то можно увидеть, что в целевых региональных программах отсутствует четкое указание направлений работы по улучшению демографической ситуации. В программных документах по
демографическому развитию региональные власти ограничились мероприятиями, связанными с федеральными проектами «Здоровье», а также программами «Жилье» и «Молодая семья».
3) Анализ программных документов демографической политики в Республике Татарстан и Республике Мордовия показал, что существует ряд общих проблем при реализации демографической политики. Во-первых, в регионах многие программные документы связаны с федеральными проектами, и не имеют собственных региональных документов. Во - вторых, сроки принятых регионами целевых программ истекают, а новых программных документов, способствующих улучшению демографической ситуации, в регионах не принято. В-третьих, организацией работы по улучшению демографической ситуации занимаются различные министерства и ведомости, т.е. нет единой системы, которая занималась бы именно с демографическими проблемами.
4) Демографическая ситуация в Республике Татарстан намного благоприятнее, по сравнению с Республикой Мордовия. Однако, несмотря на появление позитивных тенденций, демографический кризис в Республике Татарстан продолжается, как и в целом в России. Республике необходимо сохранять лидирующее положение в рейтинге по качеству жизни населения и проводить эффективную демографическую политику, направленную на стимулирование рождаемости населения, укрепления института семьи, увеличения численности населения и пр.
Для Республики Мордовия также характерно ряд демографических, социально-экономических проблем, которые противоречат реализации демографической политики. К наиболее актуальной относят проблему депопуляции, естественный убыль населения, снижение темпов роста численности, демографическое старение, миграционный отток населения, кризис института семьи и ухудшение качества жизни населения. В настоящее время Республика Мордовия переживает четвертый и самый острейший демографический кризис. Абсолютное сокращение численности стало основной социально - демографической проблемой.
На основе сделанных выводов, были сформулированы рекомендации направленные на совершенствование инструментов демографической политики и на улучшение демографической ситуации в данных регионах.
Для улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан, необходимо решить проблему дифференциации демографической политики в отдельных муниципальных районах республики. Для решения данной проблемы необходимо разработать муниципальные программы по улучшению демографической ситуации для каждого района, учитывая характерные для них проблемы. Они, в свою очередь, должны включать в себя меры, направленные на увеличение рождаемости населения, сокращение смертности, путем улучшения здравоохранения, уровня качества жизни населения, а так же созданием новых рабочих мест с достойной заработной платой для привлечения молодых людей остаться жить в районах и сельской местности.
Социально демографическая политика в Республике Мордовия должна быть направлена на преодоление депопуляции, и, кроме общероссийских программ демографической политики, включать в себя комплекс мер региональных программ, направленных на оздоровление и улучшение демографической ситуации. Меры социально-экономической и миграционной политики должны быть направлены на сокращение оттока населения, привлечение и формирование социально экономической сферы создание рабочих мест и др. В первую очередь, региону следует улучшить уровень жизни населения, поскольку занимает последние позиции в рейтинге среди регионов ПФО. В республике изменение демографической ситуации в лучшую сторону зависит от эффективной демографической политики, от доступности региональных целенаправленных программ, направленных на приоритеты социального развития и на стимулирование рождаемости населения.
В данном исследовании был сделан демографический прогноз численности населения в Республике Мордовия и Республике Татарстан на 2020, 2025 и 2030 гг. Прогноз проводился с использованием метода передвижки возрастов. Результаты прогноза для Татарстана показали, что численность населения будет увеличиваться с каждым годом, а так же увеличится количество детей в возрасте от 0 - 14. Однако следует отметить, что в регионе к 2030 году ожидается дальнейшее сокращение числа трудоспособного населения и увеличение население старших возрастов. Проблема старения населения будет существовать и в дальнейшем и приведет к социально-экономическим проблемам и дефициту рабочей силы. Это говорит о том, что возникает необходимость принятия новых мер в демографической политике, к примеру, направленные на социальную помощь пожилым людям и на создание рабочих мест для них.
Результаты прогноза для Республики Мордовия показали, что прогнозы на долгосрочную перспективу в республике довольно пессимистичны. По результатам естественная убыль населения будет продолжаться в республике и в будущем. Численность детей в возрастной группе от 0-4 уменьшится, а численность населения трудоспособного возраста будет уменьшаться до конца прогнозируемого периода. Доля людей пенсионного возраста также будет расти с каждым годом. Данные изменения в возрастной структуре населения, как и в Республике Татарстан, приведут к старению населения и окажут влияние на показатель демографической нагрузки.
В заключении можно сказать, что главная цель данной выпускной квалификационной работы и все поставленные задачи были достигнуты. Проводимые исследования показали, что социально - экономическое развитие территории, решение демографических проблем зависит от реализации эффективной демографической политики. В настоящее время совершенствование демографической политики более эффективными мерами положительно повлияет на будущее состояние страны, в том числе регионов.



1. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (прият Гос. Думой 21 декабря 2017 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2018)
2. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят Г ос. Думой 22 декабря 2006 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 04.04.2018)
3. «Земельный кодекс Республики Татарстан» № 1736 от 10.07.1998 г. (ред. от 05.03.2018) // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 04.04.2018)
4. Закон Курской области « О государственной поддержке семей имеющих детей, В Курской области» от 10. 12.2008. №108-ЗКО / М.: МАКС Пресс, 2012 - 212 с.
5. Закон Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. N 66-З "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Мордовия" (принят Гос. Собранием РМ 12 октября 2001 года) // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа: http://e-mordovia.ru/ (дата обращения 18.03.2018 )
6. Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69 «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» (принят Гос. Советом РТ 9 декабря 2004 года) // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/ (дата обращения
05.04.2018)
7. Указ Президента Республики Татарстан № УП-397 от 20.08.2008 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей» Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 05.04.2018)
8. Указ Президента РФ от 9.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 01.09.2014. №35. Ст. 4811.
9. Постановление Кабинета Министров РТ № 461 от 01.07.2013 "Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» (с изменениями на: 04.10.2017) // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 18.03.2018)
10. Постановление Кабинета Министров РТ от 9 февраля 2018 года №67 «О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка») // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http: //tatarstan.ru/ (дата обращения 25.04.2018)
11. Постановление Кабинета Министров РТ от 12 января 2009 года № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития РТ до 2010 года и на перспективу до 2030 года» // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 20.04.2018)
12. Постановление Кабинета Министров РТ от 12 января 2009 года № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития РТ до 2010 года и на перспективу до 2030 года» // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 04.04.2018)
13. Постановление Кабинета Министров РТ от 20 июля 2007 г. N 315 "О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан" на 2014 - 2020 годы // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http: //tatarstan.ru/ (дата обращения 05.04.2018)
14. Постановление Кабинета Министров РТ от 9 февраля 2008 г. № 67 «О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка» // Официальный портал Татарстан. - Режим доступа: http: //tatarstan.ru/ (дата обращения 05.04.2018)
15. Постановление от 5 ноября 2008 года N 504 «О предоставлении социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов) (с изменениями на 30 марта 2018 года)» // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.03.2018 )
16. Постановление Правительства Мордовии от 20 мая 2013 года № 185 «Об утверждении государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 -2020 годы» // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа: http://e- mordovia.ru/ (дата обращения 19.03.2018)
17. Постановление Правительства Мордовии от 20 мая 2013 года № 185 «Об утверждении государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы» // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа: http://e- mordovia.ru/ (дата обращения 18.04.2018)
18. Постановление Правительства Республики Мордовии от 15 июня 2015 года № 359 «Об утверждении Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом на 2015 - 2020годы» (с изменениями на 18 апреля 2018 года)» // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа: http://e- mordovia.ru/ (дата обращения 19.03.2018)
19. Постановление Правительства Республики Мордовии от 23 сентября 2013 года № 419 «Об утверждении республиканской целевой программы по улучшению демографической ситуации в республике Мордовия до 2020 года» // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. - Режим доступа: http://e-mordovia.ru/ (дата обращения 18.03.2018)
20. Постановление Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 года №487 «Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» (с изменениями на 13 февраля 2018 года) // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.03.2018)
21. Постановление Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 137 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам социальных выплат в форме бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам в случае рождения (усыновления) / База правовых актов Ростовской области
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 №1270- р. «Об утверждении Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» // Собрание законодательства РФ. 01.10.2001. N 40. Ст. 3873.
Книги, монографии
23. Барбашин И.В. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт / И.В. Барбашин // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 25.
24. Борисов В. А. Демография. Учебник для вузов / В.А. Борисов. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. - 272 с.
25. Глушкова В.Г. Демография: Учебное пособие / В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин - 4-е изд. - М.: КНОРУС, 2010. - 288 с.
26. Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Региональная демографическая политика. Сборник статей / под редакцией Елизарова В.В. и Джанаевой Н.Г. - М.: МАКС Пресс, 2014 - 214 с.
27. Загорец В.С. Демографическая политика: методы и инструментарий, опыт применения и анализ эффективности / В.С. Загорец. // Журнал международного права и международных отношений. — 2014. — № 2. - 56 с.
28. Кваша А.Я. Демографическая политика в СССР/ А.Я. Кваша. - М.: Финансы и Статистика, 1981. - 200с.
29. Леонтьева А.Г. Демографические аспекты социальной защиты населения региона / А.Г.Леонтьева // Научный журнал «Экономика региона», 2014. - № 2. - 49 с.
30. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медков - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.
31. Рыбаковский Л.Л. Демография: Учебник для ВУЗов/ под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского - М.: Логос Москва, 2005. - 280 с.
32. Скворцова Н. Г. Демографические изменения и семейная политика в России и Китае: Сборник статей / под ред. Н. Г. Скворцова, А. В. Петрова, Сюй Сянмэй, Чжоу Хунъюнь. — СПб. : Астерион, 2015. — 128 с.
33. Черепанова А.В. Оценка демографической политики в рамках механизма обеспечения эффективного развития региона / А.В.Черепанова // Научный журнал «Экономика региона», 2010. - № 4.
Электронные ресурсы
34. Административно - территориальное деление РТ / Официальный портал Республики Татарстан. URL: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 25.05.18)
35. Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста по субъектам РФ / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 20.04.2018)
36. Естественное движение населения городских округов и муниципальных районов РТ в 2017 году: Татарстанстат / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.04.2018)
37. Итоги работы управления ЗАГС Кабинета министров РТ за 2016 год /Официальный сайт Татарстан. URL: http://tatarstan.ru/ (дата обращения
18.04.2018)
38. Миграция населения Мордовии / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения
21.04.2018)
39. Младенческая смертность по субъектам РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 12.04.2018)
40. Мордовия: Статистический ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2016. - 455 с.
41. Общие итоги миграции населения: Татарстанстат / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 21.04.2018)
42. Общие коэффициенты брачности и разводимости по субъектам
Российской Федерации / Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения
18.04.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ