Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философские основания учений об андрогине в XX веке

Работа №90999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Метафизические основания учений об андрогине в русской религиозной философии XX века.
1.1. Учения об андрогине в истории философии 8
1.2. Метафизика В.С. Соловьева как философское основание учений
об андрогине в русской религиозной философии XX века 24
1.3. Учения об андрогине в творчестве С. Н. Булгакова и
Н. А. Бердяева 29
Глава 2. Антропологические основания учения об андрогине в глубинной психологии К. Г. Юнга.
2.1. Человек, бессознательное и пол в глубинной психологии
К. Г. Юнга 42
2.2. Анима и Анимус в учении К. Г. Юнга 48
Глава 3. Социальный конструктивизм как основание учений об
андрогине в гендерных исследованиях.
3.1. Понятия «пол» и «гендер» в гендерных исследованиях 56
3.2. Андрогин и пути его достижения в гендерных исследованиях 64
Заключение 71
Библиографический список 73

Актуальность темы исследования. Актуализация проблематики, связанной с поиском онтологического основания целостности человека, включает в себя вопросы, раскрывающие специфику его бытия не только как существа социального (например, в политическом, экономическом аспектах), духовного (например, культурный, религиозный аспекты), природного (исследование физиологических особенностей) и т. д., но и как существа, чье фактическое бытие в мире отсылает к половой принадлежности. Последняя характеристика не может быть отнесена в чистом виде к социальному, духовному, природному, и может быть выделена в качестве самостоятельной, так как в своей основе имеет отношение к каждому из регионов бытия человека и не только определяется ими, но и определяет их качество , специфику, для каждого конкретного индивида, и в истории развития человечества как такового не мало тому примеров и подтверждений. Если говорить о философских исследованиях пола, то они уходят корнями в античную философию, в рамках которой происходило формирование актуальной и для нашего времени проблематики, связанной с идеей андрогина.
На современном этапе развития философии, начиная с конца XIX века, мужское и женское в андрогине, как и в период античности, рассматривается в том числе как формальное выражение духовной сущности целостности мира и гармоничного состояния человеческой личности. С андрогинизмом связывается мыслимое душевно-телесное преображение человека как преодоление двойственности мира, слиянность посюстороннего и потустороннего, природного и духовного.
Мы полагаем, что актуальность философского изучения феномена андрогина обосновывается тем, что, во-первых, в современном обществе большую популярность набирают различные эзотерические и псевдо- эзотерические практики и учения, провозглашающие возможность раскрытия 3
гармоничного единства мужского и женского начал в человеке, в связи с этим важно исследовать теоретическую и методологическую основу данных учений. Во-вторых, очевидно, что стереотипы женственности и мужественности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, с момента рождения, когда родители и общество, внешнее окружение как таковое, маркируют поведение ребенка по принципам: «так, поступают только мужчины», «так поступают только женщины», и эти стереотипы не просто формируют психологический облик, но нормы поведения вообще, род занятий, сферы интересов и многое другое. Впоследствии человек получает определенную программу, согласно которой он не просто реализуется как социальная личность в обществе, но формирует собственный онтопроект на уровне бытия в мире. В-третьих, это собственно внутрифилософская проблематика, связанная в том числе с формированием феминистских идей и философии феминизма (сегодня она представлена разнообразными направлениями), ее заметным влиянием, или во всяком случае претензией на это на современном этапе. В-четвертых, но не менее важные, проблемы и вопросы, перед которыми оказывается современный человек, в связи с преодолением половой дифференциации по принципу мужского и женского как изначально данного, или же выработке мировоззренческой позиции относительно данного феномена, выраженного в таких явлениях как «унисекс», «транссексуализм», «трансвестизм» и др., в стремлении женщин выполнять роли, традиционно считающиеся мужскими, и наоборот, в желании мужчин освоить то, что запрещалось им ранее, так считалось сугубо женским делом.
Таким образом актуальность рассматриваемой темы обусловлена несколькими факторами, как социокультурного, так и философского теоретико-методологического плана.
Степень научной разработанности проблемы.
Философия с древних времен пыталась осмыслить человека в его онтологической целостности, что среди прочего предполагало обращение к попыткам преодоления половой дифференцированности. Так к идее андрогина обращались Платон, неоплатоники, гностики, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Эриугена, Я. Бёме, Ф. Баадер, Ф. Шлегель.
В XX веке в европейской и русской традиции развиваются философские, психологические и социально-психологические учения об андрогине. Эти учения предлагают разные модели целостности человека, своеобразные пути её достижения.
Несмотря на то, что к учению об андрогине обращается ряд философов прошлого и настоящего, историко-философских исследований посвященных анализу их идей крайне мало. Можно назвать М. Элиаде, считавшего фундаментальной темой архаической антропологии - тему андрогина - совершенного человека, О. Вейнингера, высказывающего мысль о «двуполой» природе человека. Однако данные мыслители не анализируют философские основания учений об андрогине, и не делают анализ подобных учений, предпринятых в XX веке.
Исследователь И. А. Едошина обращается к анализу проблемы андрогина, вызывавшей пристальное внимание в начале XX века. Но она рассматривает культурологический аспект проблемы и пишет о ней в контексте культуры модернизма, не обращаясь к философским основаниям её решения и не включая в своё исследование более широкий исторический период.
Философские исследования, посвященные проблеме андрогина на современном этапе представлены в отдельных работах Н. К. Бонецкой, Е. В. Абдуллаева, Е. С. Турутиной, М. В. Чистовой и др. Также сегодня большое количество работ посвящается проблемам пола и гендера, так феноменологию пола, его социально-философский анализ как антропологического феномена, осуществляет Л. М. Богатова, указывая на то, что пол, является тем основанием, которое объединяет в себе несколько измерений бытия человека, включая, социокультурное, трансцендентальное и естественно-природное. Е. И. Стебунова исследует феномен гендера, его роль в социальных процессах в обществе.
Однако, можно отметить, что в исследовательской литературе на современном этапе отсутствуют работы, посвященные целостному анализу философских оснований учений об андрогине в XX веке.
Объектом данного исследования являются учения об андрогине в XX веке.
Предметом исследования выступают философские основания учений об андрогине в XX веке.
Цель исследования: выявить специфику изменяющихся философских оснований учений об андрогине в XX веке.
Цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть основные черты метафизических оснований учений об андрогине в русской религиозной философии XX веке.
2. Выявить особенности антропологических оснований учения об андрогине в глубинной психологии К. Г. Юнга.
3. Раскрыть специфику социального конструктивизма как философского основания учений об андрогине в гендерных исследованиях...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе моей работы были исследованы философские основания учений об андрогине в ХХ веке. И мы можем сделать следующие выводы.
Учения об андрогине проходят через всю историю философской мысли. В европейской традиции они берут своё начало в античности, находят своё развитие в средние века, продолжаются в новое время и в современности. При этом если гермафродит понимается как уникальная материальная форма, телесная двойственность человека, то андрогин определяется мыслителями как духовная целостность, совмещающая в себе особенности обоих полов. Философские основания учений об андрогине, т.е. представления мыслителей о природе половой полярности и полового единства, определяют как модель муже-женской целостности, так и пути её достижения.
Учения об андрогине в русской религиозной философии ХХ века основываются на метафизике В. С. Соловьёва. Она утверждает двойственную структуру Абсолюта, который будучи рассмотренным в аспекте пола, представляет собой единство мужского (Бог) и женского (София) начал. Половая полярность человека укоренена в Абсолюте. Человек, будучи образом и подобием Божиим должен достичь целостности и совместить в себе женский и мужской принципы бытия. Обретение целостности, согласно русским религиозным мыслителям ХХ века, возможно в сфере взаимоотношений мужчины и женщины. По мнению С. Н. Булгакова, половая целостность достигается посредством брака и семьи. С точки зрения Н. А. Бердяева, пространство её обретения - любовь.
К. Г. Юнг предлагает иное учение об андрогине. По его мнению, андрогинность коренится в психологической природе человека, где черты противоположного пола человека существуют в форме архетипов коллективного бессознательного. Для обретения целостности человеку необходимо объединить сознание и бессознательное. И здесь объединяющим 71
элементом выступают архетипы Анимы и Анимуса. Осознать и принять в себе Аниму (Анимуса), т.е. противоположное начало и значит, согласно К. Г. Юнгу, обрести целостность, стать андрогином.
Специфика социального конструктивизма как основания учений об андрогине в гендерных исследованиях заключается в том, что мужественность и женственность, как и их оппозиция, считаются социальными и культурными феноменами, порождением культуры, общества, процесса социализации. Согласно представителям гендерных исследований, каждый человек независимо от пола является личностью и может совмещать в себе как феминные, так и маскулинные характеристики - быть андрогином. Гендерные исследования предлагают следующие варианты достижения человеком андрогинности: изменение культурных норм в понимания женственности и мужественности, трансформация социальной практики, дискриминирующей по признаку пола, формирование новых принципов социализации и гендерного самосознания личности.
Подводя итог, можно сказать, что динамика философских оснований учений об андрогине в ХХ веке выглядит следующим образом: от метафизических оснований через антропологические к социальному конструктивизму как принципам обоснования андрогинизма.
Данная работа не является исчерпывающей по данной проблеме, и дальнейшее исследование может быть направлено на более детальную разработку идеи целостности человека в философии.


1. Аверинцев, С.С. София Логос / С.С. Аверинцев. - Киев, 2001. - 161 с.
2. Акулинин, В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В.Н. Акулинин. - Новосибирск: Наука, 1990. - 158 с.
3. Алексеев, П. В. Философы России XIX - XX столетий: биографии, идеи, труды // МГУ. - 3-е изд., перераб. и доп / П.В. Алексеев. - М.: Академ. Проект, 1999. - 994 с.
4. Бердяев, Н. А. Метафизика пола и любви // Русский эрос или философия любви в России / Н.А. Бердяев. - М., 1991. 232-265 с.
5. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
6. Бердяев, Н. А. О русской философии / Н.А. Бердяев. - Свердловск: изд-во Урал. Университета, 1991. - 287 с.
7. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - Харьков.: “Филио”; М.: “АСТ”, 2002. - 616 с.
8. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н.А Бердяев. - Харьков.: “Филио”; М.: “АСТ”, 2002. - 733 с.
9. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: “Книга”, 1991. - 446 с.
10. Бердяев, Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье / Н.А. Бердяев. - М.: Канон, 2002. - 321 с.
11. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 2-х т. / Н.А. Бердяев. -М.: Искусство, 1994. - Т.1. - 542 с.
12. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. -СПб.: прайм - еврознак, 2001. - 320 с.
13. Бёме, Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении / Я. Бёме. - Спб., 2000. 410 с.
14. Богатова, Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола: Философские науки / Л.М. Богатова. - 2008. - № 6. - С. 113-133.
15. Богатова, Л.М. Фактор феминизации гендерного пространства культуры: Высшее образование в России / Л.М. Богатова. - 2008. - № 8. - С.142-147...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ