Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философские и методологические основания Загорского эксперимента

Работа №19272

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
684
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методологические основания Загорского эксперимента 5
1.1 Загорский эксперимент формирования психики и сознания у слепоглухих детей 5
1.2 Методологические основания Загорского эксперимента 22
2. Философские основания Загорского эксперимента 34
2.1 Теория социальной природы сознания как философское основание
Загорского эксперимента 34
2.2 Критика Загорского эксперимента и обвинения в фальсификации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 77

Тема моей бакалаврской работы называется «Философские и методологические основания Загорского эксперимента». В ходе работы я обращалась к материалам посвященным Загорскому эксперименту, а так же к материалам по вопросам современного исследования сознания.
Актуальность работы обусловлена тем, что в сфере научного исследования сознания наметился отказ от понимания общественно¬исторической природы сознания. Сознание приобретает статус загадки. В одном случае - это загадка мозга, в другом - тайна души. Такой подход приводит к повторению старых философских ошибок, а именно к психофизическому дуализму. В связи с этим необходимо переоценить Загорский эксперимент с позиций его продуктивности относительно преодоления дуализма в понимании сознания.
Проблема: В понимании оснований Загорского эксперимента имеются противоположные позиции. Так Э. В. Ильенков обосновывает эксперимент с позиций социальной природы сознания. С. Сироткин и Э. Шакенова утверждают в качестве основы эксперимента теорию саморазвития сознания. Отсутствует единое мнение о научном статусе Загорского эксперимента: одни считают его выдающимся достижением науки другие фальсификацией. Очевидно, решение этих взаимосвязанных вопросов требует исследования.
Объектом исследования является Загорский эксперимент формирования психики и сознания у слепоглухих.
Предмет исследования: Философские и методологические основания Загорского эксперимента.
Цель исследования: Решить вопрос о научном статусе эксперимента и выявить его философско-методологические основания.
Гипотеза: Мы предполагаем, что философскими и методологическими основаниями Загорского эксперимента является учение о социальной природе сознания и теория деятельности. Загорский эксперимент обладает научным статусом.
Задачи:
1. Определить специфику Загорского эксперимента как эксперимента искусственного формирования психики и сознания у слепоглухонемых детей.
2. Подтвердить методологические принципы воспитания слепоглухонемых детей как процесса поэтапного введения их в деятельностные отношения.
3. Подтвердить теорию социальной природы сознания как философское основание Загорского эксперимента.
4. Анализ влияния обвинений в фальсификации Загорского эксперимента на оценку его научного статуса
Методологической основой моей работы является критический анализ философской и психолого-педагогической литературы, а так же компаративистский метод.
Для определения специфики Загорского эксперимента применялся компаративистский и исторический метод, на основе которых проводилось сравнение двух различных образовательных стратегий слепоглухих.
Исследование методологических оснований Загорского эксперимента осуществлялось с позиций культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева.
В установлении философских оснований Загорского эксперимента применялись концепты диалектического материализма, разработанные М. К. Мамардашвили и Э. В. Ильенковым.
В рамках решения вопроса о критике и обвинениях Загорского эксперимента в фальсификации применялся метод критического анализа и текстологический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Загорский эксперимент представляет собой уникальный эксперимент по целенаправленному формированию человеческой психики у слепоглухонемых детей. Организация Загорского эксперимента была осуществлена в 60-е гг ХХ века под предводительством А. И. Мещерякова, сам эксперимент длился более десяти лет. Загорский эксперимент включает в себя два этапа. Первый этап - воспитание и обучение слепоглухонемых детей в Загорском интернате. Второй этап является логическим продолжением первого - это процесс обучения четверых бывших воспитанников Загорского интерната в МГУ. Первый этап эксперимента особенно ценен для философии сознания.
Цель Загорского эксперимента лежала в воссоздании процесса «очеловечивания» слепоглухонемых детей. Обучение детей носило дифференцированный характер. Одних учили читать и писать, других обращаться с предметами быта и общаться со сверстниками. И была группа детей, которых нужно было учить выражать элементарные потребности, свойственные младенцам и животным. Так, в ходе работы со слепоглухонемыми детьми было выявлено, что недуг слепоглухоты, наступивший в раннем возрасте, может явиться причиной редукции сознания, а в отдельных случаях даже психики индивида. Если же речь идет о врожденной слепоглухоте, то в таком случае психическое развитие не наступает вовсе. Такой ребенок лишь внешне напоминает существо вида homosapiens, на деле же его развитие оказывается средним между полурастительным и полуживотным существованием. Основной задачей в работе с данной группой детей являлось воссоздание нормального психического развития, а в дальнейшем и сознания. В рамках Загорского эксперимента данная задача оказалась успешно выполнена с помощью специальной методики, разработанной А. И. Мещеряковым совместно с И. А. Соколянским.
Загорский эксперимент доказал, что психика и сознание образование не имманентное человеческой природе, а формируемое в процессе инкультуризации. Обоснованием данной позиции занимался философ Э. В. Ильенков.
Однако первые попытки воспитания слепоглухонемых детей в мире строились на абсолютно иных основаниях, они относятся к деятельности западных исследователей и датируются XIX веком. Так, такие представители теологической психологии как В. Ерузаль, Л. Арну, Ст. Холл, Э. Мейман, В. Джемс отстаивали идеи независимой от физического тела души, приводя в доказательство своей позиции успешное обучение слепоглухонемой Лоры Бриджман. При таком подходе генезис индивидуального сознания понимался как «пробуждение души», детерминированное божественным промыслом. По сути, речь идет о саморазвитии психики и сознания. На такой же основе строилось обоснование «внезапного озарения» знаменитой слепоглухой Элен Келлер.
Так или иначе, но обе стратегии имели свои продуктивные результаты. Главным остается вопрос о реальных основаниях развития психики и сознания у слепоглухонемых детей. Если в случае стратегии «первоначального очеловечивания» генезис сознания поддается научному объяснению, то в случае со стратегией «пробуждения души» этот процесс обретает мистический и иррациональный характер. Более того, нам видится, что реальным основанием успешного обучения слепоглухонемых детей с позиций теологической психологии является процесс инкультуризации.
Идеи имманентного развития психики и сознания так же отстаивалось оппонентом Загорского эксперимента Д. И. Дубровским. Он связывал генезис сознания с процессом саморазвития, обусловленного и предзаданного генетически. Таким образом, оппонент полагали, что развитие слепоглухонемых детей в Загорске не связано с методологическими и философскими основаниями, постулированными организаторами Загорского эксперимента. Однако анализ состояния слепоглухонемых детей, предшествующего специальному обучению показал, что сознание и психика не являются имманентными природе человека. Процесс генезиса индивидуального сознания и психики запускается только посредствам введения ребенка в деятельностные отношения.
Воспитание слепоглухонемых детей в Загорском интернате строилось на методологии Л.С. Выготского. Главной и исходной посылкой воспитательного процесса служила теория, согласно которой источником сознания служит среда, а не биологический субстрат. Однако данная теория претерпела ряд доработок, осуществленных А. Н. Леонтьевым. Леонтьев полагал, что развитие сознания осуществляется в среде общественных отношений, обусловленных совместной деятельностью. Но главным оставался вопрос о том, как втянуть слепоглухонемого ребенка с отсутствующим сознанием в деятельностные отношения. Так главным методом работы со слепоглухонемыми детьми выступал формирующий или генетико-моделирующий метод. Суть данного метода сводилась к созданию определенных искусственных условий, которые были призваны инициировать процессы интериоризации, тем самым порождая субъективную реальность ребенка. Интериоризация, как процесс присвоения предметов человеческой культуры оказывается возможной посредствам деятельности, как процесса, в котором раскрываются специфические черты предметов человеческой культуры, их смыслы. Первым осваиваемым предметом слепоглухих детей в Загорске выступала ложка, как предмет исключительно культурный, т.е. общественно-исторический. Ложка, как предмет культуры, осваивалась не посредствам ощупывания, а через ее функциональную принадлежность. Такое освоение проходило в условиях совместно-разделенной деятельности, а именно в поедание пищи с помощью ложки. В руку ребенка вкладывалась ложка, в то время как рукой ребенка руководил воспитатель. В процессе долгих манипуляций ребенок проявлял активность к ложке и начинал орудовать ею самостоятельно. Таким образом, генезис индивидуального сознания тесно связан с поэтапным присвоением предметов человеческой культуры. Данный процесс возможно исследовать объективным путем и тем самым проследить узловые точки становления сознания. Загорский эксперимент показал, что человеческая психика формируется через процесс включения ребенка в деятельность, в противном случае психическое развитие не наступает. Тем самым эксперимент доказал теорию деятельности А. Н. Леонтьева и развенчал загадочный и таинственный статус сознания.
Философским основанием эксперимента является теория социальной природы сознания, которая тесно связана с определением сущности человека. На путях достижения цели «первоначального очеловечивания» главным вставал вопрос о том, какова сущность человека и человеческого сознания. Ответ был найден в диалектико-материалистической философии. Так сущность человека состоит в его общественной природе. Прием пищи, как процесс совместно-разделенной деятельности ребенка и педагога наделяет ребенка статусом субъекта общественных отношений, т.е. на данном этапе биологическое существо вида homo sapiens становится личностью. Именно в процессе общественных отношений, обусловленных деятельностью, ребенок начинает относиться к себе как к некоему другому, здесь происходит генезисе индивидуального сознания. Индивидуальное сознание представляет собой внутренний психический образ деятельности личности, отношение к себе которой, опосредовано отношением с другими людьми. В то же время отношения между людьми обусловлено предметом деятельности - в нашем случае ложкой. Таким образом, индивидуальное сознание зарождается в трехчленной системе отношений, где существует два индивида и вещь, опосредующая их взаимоотношения. Но индивидуальное сознание это функция личности, как субъекта общественных отношений. Сознание многомерно и не ограниченно телом одной особи, это атрибутивная характеристика общества как материальной системы. Таким образом, присваивая общественно¬исторические предметы, ребенок присваивает сознание и разум, которые как- бы кристализованы в этих предметах.
Загорский эксперимент на практике доказал философскую теорию сознания, это бросило тень на конкурирующие теоретические разработках в области философии сознания. Так оппоненты Загорского эксперимента
Дубровский и Сироткин обвинили организаторов в подтасовке фактов и фальсификации данных. Оппоненты полагали, что данные обвинения нивелируют научный статус эксперимента, а вместе с тем лишают его ценности относительно доказательности теории социальной природы сознания. Иными словами критика была призвана опровергнуть теорию социальной природы сознания. Оппоненты полагали, что реальными основаниями развития слепоглухонемых детей служила его генетическая обусловленность, такой позиции придерживались Дубровский, Нарский, Малиновский.
Но при ближайшем рассмотрении критики оппонентов мы выявили ряд ошибок: во-первых, оппоненты критиковали лишь часть эксперимента, а именно процесс обучения четверки слепоглухих студентов в МГУ, в то время как Загорский эксперимент включает в себя обучение и воспитание слепоглухонемых детей в Загорском детском доме на протяжении 10 лет. Во- вторых, эксперимент носил дискретный характер. Воспитанники интерната были поделены на различные группы, где основным критерием деления являлся уровень индивидуального психического развития. Например, одну группу детей учили пользоваться ложкой, другую группу учили читать и писать. Но все обучение суть единый процесс, направленный на создание полноценной и гармоничной личности. В-третьих, критика оппонентов вызвана субъективными причинами и личным отношением оппонентов. Она явилась результатом столкновения интересов. Отношения Дубровского и Ильенкова не ладились с давних пор, т.е. Дубровский имел личные счеты с Ильенковым. Сироткин же отстаивает интересы Православной церкви, при предводительстве которой ныне осуществляется обучение слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. Так же примечательно, что основной шквал критики обрушился на эксперимент в период Перестройки.
Ввиду вышеизложенного, мы делаем вывод о том, что обвинения эксперимента в фальсификации безосновательны. Загорский эксперимент представляет собой выдающееся достижение советской науки, опыт которого может послужить отличной базой для новых разработок в области экспериментального формирования сознания.



1. Апраушев А. В. Рукотворение души / А.В. Апраушев. - Москва : Знание, 1986. - 96 с.
2. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А. В. Апраушев. - Москва : Просвещение, 1983. — 208 с.
3. Басилова Т. А. Александр Мещеряков [Электронный ресурс] / Т. А. Басилова// Научно-просветительский журнал Скепсис. - 2006. - Режим доступа: http://scepsis.ru/authors/id_317_full.html
4. Батаева Л. А. «Трудные проблемы» аналитической философии сознания/ Л. А. Батаева, О. А. Олейник // Вопросы философии. - 2011. - № 12.
- С. 129-139
5. Большой психологический словарь. — М.: Прайм- Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - 2003.
6. Васильев В. В. Трудная проблема сознания / В.В. Васильев. - Москва: Прогресс-Традиция. - 2009. - 272 с.
7. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: методология и принципы // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Мат-лы II всерос. науч. конф. 29 сент. - 1 окт. 2011 г., Самара. // Н. Н. Вересов. - Самара: ПГСГА. - 2011. - С. 21-36.
8. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) / Н. Н. Вересов // Культурно-историческая психология. - 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / Под.ред Лурия, Ярошевский. Москва: «Педагогика». - 1982 488 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Т.3: Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - Москва: Педагогика. - 1983. - 368 с.
11. Гургенидзе Г. С. Выдающееся достижение советской науки / Г. С. Гургенидзе, Э.В. Ильенков // Вопросы философии. - Москва. - 1975. - № 6. - С. 63 - 73.
12. Дубровский Д.И. Мозг и психика (О необоснованности философского отрицания психофизиологической проблемы) // Вопросы философии. - Москва. - 1968. - №8
13. Ильенков Э.В. Александр Иванович Мещеряков и его педагогика / Э. В. Ильенков // Молодой коммунист. - Москва. - 1975. - № 2.
14. Ильенков Э.В. Откуда берется ум? / Ильенков Э.В. // Философия и культура. - Москва. - 1991. С. 30 - 43.
15. Ильенков Э.В. Право на творчество [Электронный ресурс] / Э. В. Ильенков. - Огни Алтау. - 1977. Режим доступа: http://aldebaran.ru/author/vasilevich_ilenkov_yevald/kniga_pravo_na_tvorchestvo/
16. Ильенков Э.В. Психика и мозг (ответ Д. И. Дубровскому)/ Э. В. Ильенков // Вопросы философии. - 1968. - № 11.
17. Ильенков Э.В Психика человека под «лупой времени»/ Э.В. Ильенков // Природа. - 1970. - № 1. - С. 88-91
18. Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимента «Коммунист», 2 (1977), с. 68-79
19. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду [Электронный ресурс] / Э. В. Ильенков. - Москва. - 1977. Режим доступа: http://www.caute.ru/ilyenkov/texts/ums/ii.html
20. Ильенков Э. В. Что же такое личность? / Ильенков Э. В. // С чего начинается личность. - Москва. - 1984. С. 319 - 384.
21. Иващук О.Ф. Ильенковские чтения. Обзор XVI Международной научной конференции 31.03.2015 г [Электронный ресурс]/ Иващук О.Ф.
Майданский А.Д., Мареева Е.В. // Вопросы философии. - 2015. - № 3. С. 197
- 205. Режим доступа:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1133
22. Касавин И.Т. Что значит быть лондонской цветочницей? О Прометее, Пигмалионе и прочих специалистах по сознанию / И. Т. Касавин // Вопросы философии. - 2012. № 7. С. 87 - 100.
23. Касавин И.Т. Юбилейное интервью / И. Т. Касавин, В. А. Лекторский // Epistemology & Philosophy of Science. - 2012. № 3. С. 48 - 61.
24. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «Феникс». - 1998.
25. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. - Москва: «Академия». - 2003. - 480 с.
26. Левитин К.Е. Лучший путь к человеку: (О филос. Пробл. Обучения слепоглухонемых) // Левитин К. Всё, наверное, проще. - Москва. - 1975. - С. 87 - 142.
27. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - Москва. - 1983. — 392 с.
28. Леонтьев А. Н. Как я воспринимаю окружающий мир / А. Н. Леонтьев, О. И. Скороходова. // Советская педагогика. - 1948. - № 3.
29. Леонтьев А.Н. Об опыте обучения слепоглухонемых: Из рецензии на кн. О.И.Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир» //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / А.Н. Леонтьев - Москва. - 1980. - С. 251-284.
30. Майданский А. Д. «Вещь мыслящая» - душа или просто тело? [Электронный ресурс]/А. Д. Майданский Философия сознания: аналитическая традиция. - Москва: Современные тетради. - 2009. С. 174-179. Режим доступа: http://caute.ru/am/text/simcorp.html
31. Малиновский, А.А. Некоторые возражения Э. В. Ильенкову и А. И. Мещерякову / А.А. Малиновский. - Москва, 1995 // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 141-151.
32. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса. / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - Москва: Прогресс. - 1992. С.249 - 269.
33. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач-Выготский- Ильенков» / С.Н. Мареев. - Москва: Культурная революция. - 2008. 448 с.
34. Мареев С.Н. Рефлексивная природа сознания / С.Н. Мареев // Epistemology &Philosophy of Science. - 2010. № 4. С. 35 - 52.
35. Мариничева О. Гувермен Апраушев [Электронный ресурс] / О. Маринчева // Новая газета. - 2003. № 73 Режим доступа: http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/73n/n73n-s33.shtml
36. Мельниченко М.А. О полемике с Эвальдом Ильенковым, переезде в Москву и Загорском эксперименте со слепоглухими детьми (интервью Д.И. Дубровского) [Электронный ресурс] / М. А. Мельниченко, О. Д Тальская. - 2014. Режим доступа: http://oralhistory.ru/talks/orh-1610
37. Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи/ А. И. Мещеряков //Вопросы философии. - 1968. - №9.
38. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. - Москва: Педагогика. - 1974. - 328 с.
39. Новая философская энциклопедия: В 4 тт / Под редакцией В. С. Стёпина. - Москва: Мысль. - 2001.
40. Пузин С. Н. Медико - социальная экспертиза / С. Н. Пузин, Д. И Лаврова. - Медицинское информационное агентство. - 2008 г. - 408 с.
41. Пущаев Ю.В. История и теория Загорского эксперимента. Начало [Электронный ресурс] / Ю. В. Пущаев // Вопросы философии. - 2013. - № 3. С. 132 - 148. Режим доступа:
http://vphil.ru/index.php?id=715&option=com_content&task=view
42. Пущаев Ю.В. История и теория Загорского эксперимента: была ли фальсификация? [Электронный ресурс] / Ю. В. Пущаев // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 124 - 135. Режим доступа:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=832
43. Сироткин, Сергей Алексеевич. Слепоглухие: классификация и проблемы / С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова. - Москва: ВОС, 1989. - 87 с.
44. Соколянский И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику. / И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков Обучение и воспитание слепоглухонемых // Известия АПН РСФСР. - Москва. - 1962. № 121.
45. Слепоглухонемота: исторические и методологические аспекты. Мифы и реальность [Электронный ресурс]: Материалы заседания секции, февр. 1988 г. / Филос. о-во СССР, Секция филос. пробл. психорегуляции, самосовершенствования и резерв. возможностей человека // Редкол.: Д.И. Дубровский (отв. ред.) и др. - Москва. - 1989. - 119 с.
46. Суворов А.В. Мужество сознания (Э.В.Ильенков в тифлосурдопедагогике) / А. В. Суворов //Вопросы философии. - 1988. - №4. С.68-77.
47. Суворов А.В. Наследие. Материалы для нарративного сценария фильма о российской тифлосурдопсихологии [Электронный ресурс] / А. В. Суворов. - 2014. Режим доступа:http: //suvorov.reability.ru/biografia/nasledie.html
48. Суворов А.В. Под флагом перестройки [Электронный ресурс] / А.
В. Суворов. - 1989. Режим доступа: suvorov.reability.ru/epub/flag.doc
49. Суворов А.В. Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии [Электронный ресурс] / А. В. Суворов. - 2015. Режим доступа: suvorov.reability.ru/epub/blind_uze.rtf
50. Суворов А.В. Эксперимент длиною в жизнь / А. В. Суворов // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 3. С. 118-120
51. Философский энциклопедический словарь. / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - Москва: Советская энциклопедия. - 1983
52. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика. ¬- 1989. 560 с.
53. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. / А. В. Ярмоленко. - Изд-во Ленинградского ун-та. - 1961. - 161 с.
54. Ярмоленко А. В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых [Электронный ресурс] / А. В. Ярмоленко. - Ленинград. - 1956. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20283.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ