Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тревожно-депрессивная симптоматика и копинг-поведение подростков, оставшихся без попечения родителей

Работа №90994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения тревожно-депрессивной симптоматики и коппинг-поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Тревога и депрессия в подростковом возрасте 8
1.2 Особенности подростков, проживающих в детском доме 19
1.3 Взаимосвязь копинг-стратегий и тревожно-депрессивной
симптоматики у подростков, оставшихся без попечения родителей 28
Выводы по теоретической части 37
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожно-депрессивной симптоматики и копинг-поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 39
2.1 Программа и методика исследования 39
2.2 Результаты эмпирического исследования тревожно-депрессивной
симптоматики и коппинг-поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 44
Выводы по эмпирической части 63
Заключение 65
Список использованной литературы 69


Актуальность проблемы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме тревожно-депрессивной симптоматики и копинг- поведению подростков, оставшихся без попечения родителей. Это говорит, что все большее количество подростков проживают в специальных учреждениях и, в связи с этим они более склонны к длительному снижению настроения, что в свою очередь ведет к депрессии и тревоги. Депрессия и тревога в подростковом возрасте является достаточно сложным явлением, имеющим много причин и непредсказуемых последствий. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов развития человека, в котором происходят значительные изменения в поведении.
Жизнь в социальной среде принуждает человека искать новые способы и формы поведения, позволяющие быстрее приспособиться к новой ситуации, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, поведенческие реакции, творческий потенциал и инициативность. Все это является важным для рассмотрения преобладания с трудными жизненными ситуациями как механизма приспособления к изменяющимся социальным условиям у подростков. Можно сказать, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, не имеют адаптивных копинг-стратегий и не способны противостоять ситуациям, которые вызывают стресс в отличие от подростков, находящихся в контрольной группе. Это связано с социальными условиями жизни подростков, оставшихся без попечения родителей.
Также, актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом подростков, оставшихся без попечения родителей. Поведение некоторых подростков обращает на себя внимание нарушением норм и значительно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Такое поведение определяется их социальной сложившейся ситуацией в обществе и личностными особенностями развития.
На сегодняшний день, продолжает оставаться актуальной проблема сложности в преодоление сложных ситуаций и тревожно -депрессивной симптоматики у подростков, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаток внимания к проблеме подростковой тревожно-депрессивной симптоматики может стать фактором риска во взрослом возрасте. Тем не менее, в отечественной психологии недостаточно работ, которые посвящены изучению тревожно-депрессивных симптомов и копинг- поведению подростков, оставшихся без попечения родителей.
Степень изученности проблемы исследования:
В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые, как Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др. Другими подходами к понимаю проблемы тревожности занимались такие авторы, как Н.Д. Левитов, Ю.Л.Ханин, Ч.Д. Спилбергер, R.B. Cattell, I.H. Scheier и др., по их мнению,тревожность способна выступать как состояние и как свойство. Изучением причин возникновения подростковой депрессии занимались Ш. Трикетт, А.О. Дробинская, А.А. Северный, П. Кейхольза. Изучением неблагополучных семей как одного фактора депрессии и девиантного поведения посвящены работы следующих авторов Л.С. Алексеевой, Б.Н. Алмазова, А.Е. Личко. Особенности развития воспитанников интернатных сиротских учреждений рассматривались как обусловленные отношения со значимыми взрослыми, изучались авторами А.И. Прихожан, И.В. Дуброванина, Н.К. Радина.
Изучение становления личности подростка по теории привязанности Дж. Боулби.
В отечественной психологии исследованием проблем «копинга» занимались В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия и др.
Современным изучением копинг-стратегии, которые свойственны подросткам, оставшимся без попечения родителей, занимались авторы Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский. Ими были разработаны модели адаптивного и пассивного копинг-поведения. Изучением тревожности были посвящены работы Дж. Тейлора и Спилбергера-Ханина.
Цель исследования: изучение особенностей тревожно-депрессивной симптоматики и копинг-поведения, подростков, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: тревожно-депрессивная симптоматика в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности тревожно-депрессивной
симптоматики и копинг-поведения, подростков, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения тревожно-депрессивной симптоматики копинг-поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования тревожно-депрессивной симптоматики копинг-поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить и описать различия в тревожно-депрессивной симптоматики копинг-поведении у подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы.
4. Определить и проанализировать взаимосвязи между тревожно-депрессивной симптоматикой и копинг-поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы.
5. Разработать программу психологической коррекции тревожно-депрессивной симптоматики у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, у подростков, оставшихся без попечения родителей, уровень выраженности тревожно-депрессивной симптоматики будет выше, чем у подростков контрольной группы.
2. Вероятно, существуют различия между копинг-стратегиями подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы.
3. Существуют различия во взаимосвязях тревожно-депрессивной симптоматики и копинг-поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы.
Теоретико-методологические основания исследования
составили: научные представления о проявлениях депрессивных симптомах П. Кейлхольза, Ш. Трикетт, А.О. Дробинская, А. Бек, Когнитивно-поведенческая модель копинг-стратегий Р. Лазаруса, работы по выявлению личностной тревожности Дж. Тейлора и Спилбергера- Ханина, возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- Анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- Анкетный опрос;
- Психологическое тестирование «Шкала депрессии для детей и подростков» (М. Ковач);
- Психологическое тестирование «Копинг стратегии» (Р.Лазаруса);
- Психологическое тестирование тревожности «Шкала тревоги» Дж.Тейлора; «Шкала тревоги Спилбергера» Ч. Спилбергер- Ю.Л.Ханин;
- Психологическое тестирование «Метод незаконченных предложений».
- Математические методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ АКОУАс использованием компьютерной программы SPSS 23.0.
Эмпирическая база исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 56 подростков МБОУ Косихинской СОШ и Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей№ 4 в возрасте от 14-15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы:
1. Подростки, оставшиеся без попечения родителей (27 человек, из которых 11 мальчиков и 16 девочек).
2. Подростки контрольной группы (29 человек, из которых 10 мальчиков, 19 девочек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 92 источника и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа теоретических и эмпирических работ, повещённых исследованию тревожно-депрессивной симптоматики и копинг-поведения подростков, оставшихся без попечения родителей, были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь были операционализированы понятия тревоги и депрессии в подростковом возрасте, особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей и живущих в детском доме и также копинг -поведение в контексте тревожно-депрессивной симптоматики.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие тревожность, депрессивность и копинг-стратегии.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
Тревога и депрессия оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от особенностей характера подростка. У большинства подростков тревога и депрессия проявляется, когда конфликт затрагивает всю его жизнь, мешая реализации важных потребностей. К таким потребностям можно отнести: потребность в физическом существовании (пище, воде, физической угрозе), потребность в близости, привязанности, в самостоятельности, в праве на собственное «Я», в свободе самореализации, раскрытии своих талантов, потребность в смысле жизни и цели.
Но также очень важно развитие становление личности. У подростков же, которые остались без попечения родителей и воспитывающихся в детском доме особенности психологического развития, отличаются от развития их ровесников, которые растут в семье. Темп их
психологического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Все это может вызвать негативные последствия для формирования личности у подростков.
Подростки же, которые проживают в полноценной семье, в отличие от сирот, характеризуются наличием жизненных целей, удовлетворены своей жизнью и имеют смысл жизнь. Что касается же подростков, оставшихся без попечения родителей и живущих в детском доме, то их уровень удовлетворения жизнью будет намного ниже, чем среди подростков, живущих в полных семьях. Дети-сироты больше склонны к нарушению норм и правил, деструктивному поведению, волевому контролю и чаще попадают в зависимость.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что необходимо разобрать копинг-стратегии, которые были известны к настоящему времени, их виды и то, как они будут влиять на подростка, также какие из имеющихся копинг-стратегий лучше всего помогут подростку эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями с минимальным вредом для него и его психологического и физического здоровья.
Развитие успешного копинг-поведения очень важно в подростковом возрасте и возникает суждение о том, что нужно развивать данные стратегии, чтобы научиться конструктивно решать трудные жизненные ситуации.
Возможность различных вариантов трудностей в жизни подростков, оставшихся без попечения родителей, является главным для формирования стратегий совладания детей-сирот в трудных жизненных ситуациях. Так как для них характерен более скудный набор различных копинг-стратегий для совладания со стрессовыми ситуациями, чем у подростков контрольной группы.
В результате проведенного исследования было выявлено, что у подростков, оставшихся без попечения родителей, тревога и депрессия будет выше, чем у подростков контрольной группы. Таким образом, различные варианты копинг-поведения будут намного хуже и скуднее у подростков, оставшихся без попечения родителей, чем у подростков контрольной группы, для них будут характерны более разнообразные и эффективные способы совладания со сложными жизненными ситуациями.
Гипотезы исследования подтверждены. У подростков, оставшихся без попечения родителей, уровень тревожно-депрессивной симптоматики будет выше, а копинг-стратегии будут не такие разнообразные, как у подростков контрольной группы, это связано с их социально жизненной ситуацией и особенностями развития.
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, имеют достоверно более высокий уровень тревожности, чем подростки контрольной группы.
2. Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и депрессией и с показателями копинг-стратегий «Планирования решения проблем», «Бегство-избегания», «Положительная переоценка» и «Поиск социальной поддержки». При использовании данных копингов у подростков, оставшихся без попечения родителей , уровень ситуативной тревожности и депрессии будет выше.
3. У подростков контрольной группы уровень тревоги и депрессии взаимосвязан со стратегиями совладания «Бегство-избегание», «Конфронтации», «Самоконтроль». Это говорит о том, что при повышении данных показателей уровень депрессии и тревоги тоже будет выше.
4. Существуют различия между взаимосвязями проявления переживания тревоги и депрессии у подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы. Так, у подростков, оставшихся без попечения родителей переживания связаны с взаимоотношениями со своими родными, нежелании находиться в детском доме. У подростков контрольной группы переживания проявляются в романтических отношениях, во взаимоотношениях с одноклассниками, что является нормальным для данного возраста.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены.


1. Авакян Т. В. Социальное познание у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2021.
2. Айрапетянц М. Г. Школьник Т. К., Лущекина Е. А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. N 3. С. 261.
3. Акимова М. К. Психологическая диагностика. СПб : Питер, 2005. 303 с.
4. Антропов Ю. Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М :Медпрактика, 2000. 224 с.
5. Антропов Ю. Ф. Депрессивные расстройства и агрессивные проявления у детей // Российский психиатрический журнал. 2004. N 2. С. 42-45.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб : Питер, 2004. 224 с.
7. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. N 5.C. 111-117.
8. Астоянц М. С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение: дис. . канд. социол. наук. Ростов Н/Д, 2007.
9. Бабиянц К. А., Шульжицкая М. И. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте // Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. N 2. С. 29-38.
10. Бахвалова Е. В. Микляева А. В. Адаптация подростков - воспитанников детского дома в условиях массовой школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. N 2.С. 124-134.
11. Белялов Ф. И. Депрессия, тревога, стресс и смертность // Терапевтический архив. 2016. N 12. С. 116-119.
12. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей- сирот как средство их социализации: автореферат дис. ... канд. педагог.наук. Ставрополь, 2007.
13. Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Универс-групп, 2003. 52 с.
14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. N 2. С. 193—212.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М : Питер, 2008. 398 с.
16. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб : Союз, 2009. 160 с.
17. Боташева А. М. Психологические особенности подростков в разных типах образовательных и социальных учреждений: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
18. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М : Академический Проект, 2004. 232 с.
19. Бохан Т. Г. Возрастные социально-психологические
характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2007. N 16. С. 35-45.
20. Брук Ж. Ю. Структура самосознания подростков, оставшиеся без попечения родителей // Казанский педагогический журнал. N 6. 2013. С. 417-420.
21. Будик А. М., Корабельникова Е. А. Тревога как клинико-психофизиологический феномен // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2009. N 4.C. 73-75.
22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М : Издательство Московского университета, 2007. 576 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ